Выгоничский районный суд Брянской области c. Жирятино Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Выгоничский районный суд Брянской области c. Жирятино — Судебные акты
Дело №2-265-2010г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Жирятино 02.09.2010г.
Жирятинский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Семенова И.А., с участием помощника прокурора Жирятинского района Брянской области Прохоренко М.Э., при секретаре Биндасовой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Жирятинского района Брянской области об оспаривании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении тарифов на водоснабжение и нормативов водопотребления, санитарной очистки и ТБО для категорий потребителей, кроме населения» в части,
УСТАНОВИЛ:
В целях реализации Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в соответствии с приказом №14/2-жкх от 14.10.2009г. «Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, предельных индексов изменения платы граждан на жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Брянской области на 2010 год» <данные изъяты> принято Решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении тарифов на водоснабжение и нормативов водопотребления, санитарной очистки и ТБО для категорий потребителей, кроме населения» (далее – «Решение»), опубликованное в газете <данные изъяты> №(4019) от ДД.ММ.ГГГГ и в Сборнике муниципальных правовых актов <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время настоящее Решение действует в редакции Решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приложением № к указанному выше Решению утверждены социальные нормативы водопотребления на 2010 год (в том числе установлены нормативы холодного водоснабжения на полив приусадебного участка и нормативы холодного водоснабжения на 1 голову домашнего скота).
Прокурор Жирятинского района Брянской области обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены нормативы водопотребления на 2010 год. Данное Решение, опубликованное в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и в Сборнике муниципальных правовых актов <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит нормам Жилищного законодательства. Так, статьей 157 ЖК определено, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п.3 Приложения №2 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при определении размера платы за холодное водоснабжение учитывается количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении; норматив потребления соответствующей коммунальной услуги для холодного водоснабжения куб. м. в месяц на 1 человека; тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ (для холодного водоснабжения руб./куб. м). В соответствии с п.27 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг. Следовательно, при расчета коммунальных услуг для населения учитывается только количество проживающих в жилом помещении граждан. В приложении № к Решению Жирятинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № при установлении нормативов водопотребления на 2010 год установлен норматив холодного водоснабжения на полив приусадебного участка и норматив холодного водоснабжения на 1 голову домашнего скота, что является незаконным. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ на Решение принесен протест, по результатам которого требования прокурора удовлетворены частично: в соответствии с Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в приложение № к Решению внесены изменения. Однако выявленные в приложении № к Решению нарушения, касающиеся установления нормативов холодного водопотребления на полив приусадебного участка и нормативов холодного водоснабжения на 1 голову домашнего скота устранены не были. Решение затрагивает права и обязанности неопределенного круга лиц, проживающих на территории Жирятинского сельского поселения в сфере водопотребления и оплаты услуг по водоснабжению.
В связи с данными обстоятельствами, а также в соответствии ст.ст.22,35 Федерального закона «О прокуратуре», ст.251 ГПК РФ, прокурор просит признать противоречащим закону и недействующим приложение № к Решению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении тарифов на водоснабжение и нормативов водопотребления, санитарной очистки и ТБО для категорий потребителей, кроме населения» в части установления нормативов холодного водоснабжения на полив приусадебного участка и нормативов холодного водоснабжения на 1 голову домашнего скота.
Помощник прокурора Жирятинского района Брянской области Прохоренко М.Э. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель <данные изъяты> Кузнецов С.А. (по доверенности) просил отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая их необоснованными и не соответствующими требованиям закона.
Представитель заинтересованного лица – комитета государственного регулирования тарифов Брянской области в судебное заседание не явился, представив в судебное заседание письменный отзыв на заявление, согласно которому полагает требования прокурора оставить без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Жирятинского района Брянской области об оспаривании в части Решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении тарифов на водоснабжение и нормативов водопотребления, санитарной очистки и ТБО для категорий потребителей, кроме населения», являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ, действовавшей на время принятия Решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
Таким образом, размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления по правилам, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.3 ст.13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Таким образом, нормативы водопотребления, утвержденные Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, действуют не менее 1 года с момента их утверждения – с ДД.ММ.ГГГГ. Данные нормативы <данные изъяты> принял в пределах своей компетенции.
Прокурор Жирятинского района Брянской области утверждает, что <данные изъяты>, установив приложением № оспариваемого Решения норматив холодного водоснабжения на полив приусадебного участка и на 1 голову домашнего скота, нарушил требования п.3 Приложения №2 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №308 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и п.27 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», устанавливающих, что при расчете коммунальных услуг для населения должно учитываться только количество проживающих в жилом помещении граждан.
Данное утверждение является необоснованным.
В соответствии с п.27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (действовавших на момент принятия оспариваемого Решения), в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Пунктом 9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрено, что нормативы, потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
В соответствии с п.5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома.
В соответствии с п.6 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п.10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Таким образом, предусмотрена дифференциация нормативов потребления в зависимости от конструктивных и технических параметров, а также от степени благоустройства.
Наличие у собственника приусадебного участка или скота влечет за собой увеличение объемов водопотребления на хозяйственные нужды.
Нормативы водопотребления на полив приусадебного участка и на 1 голову домашнего скота, утвержденные Приложением № к оспариваемому Решению <данные изъяты>, дифференцированы в зависимости от благоустройства и объемов потребления на хозяйственные нужды, что не противоречит п.27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2010 №306.
Подпункт 3 пункта 1 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 (в ред. от 21.07.2008) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», устанавливающий формулу расчета размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, не содержит запрета для муниципальных образований устанавливать нормативы водопотребления дифференцированно, в зависимости от благоустройства, и объемов потребления на хозяйственные нужды.
Анализ вышеприведенных положений нормативных правовых актов позволяет суду сделать вывод о том, что Решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении тарифов на водоснабжение и нормативов водопотребления, санитарной очистки и ТБО для категорий потребителей, кроме населения» принято строго в пределах представленных <данные изъяты> как муниципальному образованию полномочий и его представительным органом и не противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления прокурора Жирятинского района Брянской области об оспаривании приложения № к Решению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении тарифов на водоснабжение и нормативов водопотребления, санитарной очистки и ТБО для категорий потребителей, кроме населения» в части установления нормативов холодного водоснабжения на полив приусадебного участка и нормативов холодного водоснабжения на 1 голову домашнего скота - отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней через Жирятинский районный суд Брянской области со дня его вынесения.
Председательствующий И.А. Семенов