ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 02.09.2011 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

                                                                                    Советский районный суд г. Липецка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Советский районный суд г. Липецка — Принятые судебные акты

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 сентября 2011г. Советский районный суд гор.Липецка в составе:

председательствующего Соловьевой В.П.

при секретаре Галкиной А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федосеева ФИО8 и Минакова ФИО9 о признании недействующим нормативно-правового акта Управления энергетики и тарифов Липецкой области

У С Т А Н О В И Л :

Федосеев А.А. и Минаков А.П. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать недействующим постановление «Управление энергетики и тарифов Липецкой области №30\7 от 8.10.2010г. « Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению жилых домов с централизованной системой теплоснабжения в г.Данкове» по тем основаниям, что установленный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению при равномерной оплате в течение года в размере 0.0163Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещения в месяц для 5-этажных кирпичных домов, рассчитан аналоговым методом с нарушением «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306.

В судебном заседании Федосеев А.А. поддержал свое заявление и суду пояснил, что он, проживая в квартире , является потребителем коммунальной услуги по отоплению. Данным постановлением установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, который применяется для расчета оплаты стоимости отопления в его доме. Оспариваемый норматив был рассчитан Управлением энергетики и тарифов Липецкой области с нарушением п.20,21, 39 «а» «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», в частности, не проводилось выборочного наблюдения коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах, не учитывались конструктивные и технические параметры многоквартирных домов, степень благоустройства и наличие нежилых помещений. Установление норматива нарушает его имущественные права как потребителя коммунальной услуги. Не отрицает, что в его доме установлен прибор учета тепловой энергии, но ПУ учитывает потребление тепловой энергии и на отопление, и на обогрев горячей воды, не разделяя их, что приводит к завышению количества потребленной энергии и соответственно завышению оплаты.

Минаков А.П. поддержал заявление и объяснения Федосеева А.А. и суду пояснил, что он также проживает в доме, в котором установлен ПУ тепловой энергии и теплоносителя, но из-за того, что ПУ учитывает тепловую энергию, потребленную и на отопление и обогрев воды, расчет тепловой энергии потребленной только на отопление сделать невозможно, поэтому ему также производят начисление оплаты за тепловую энергию по тарифам. Кроме того, в настоящее время он является руководителем управляющей компании, предоставляющей коммунальные услуги, в том числе и по дому, где проживает Федосеев А.А. и из практики знает, что по установленным в домах приборам учета невозможно определить количество потребленной тепловой энергии на отопление, в силу чего применяются тарифы, что нарушает права жильцов дома.

Представитель заинтересованного лица по доверенности Ольхов А.П. считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что права заявителей оспариваемым постановлением не затрагиваются, т.к. они проживают в домах, где расчет оплаты за отопление должно проводиться по показания ПУ, а не по тарифам, норматив, установленный постановлением №30\7, был рассчитан аналоговым методом, при этом были соблюдены все правила определения и расчета норматива, предусмотренные Постановлением Правительства №306. Кроме того, в соответствии с п.24 правил №306 выбор метода расчета норматива является правом Управления и не может зависеть от желания заявителей.

Представитель заинтересованного лица по доверенности Чуносова Л.В. считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, при этом суду пояснила, что общедомовые приборы учета тепловой энергии и теплоносителя, установленные в домах заявителей позволяют определять текущее значение тепловой мощности, расходуемой в теплосистеме, для этого энергоснабжающие организации производят расчет количества тепловой энергии, потребленной на отопление, который должен учитываться управляющими компаниями при расчете оплаты с населением.

Представитель заинтересованного лица ООО «Районная управляющая компания» по доверенности Сергеева О.М. считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. При этом пояснила, что на момент издания постановления ООО «РУК» являлась управляющей компанией и предоставляла коммунальные услуги в домах, где проживают заявители, в настоящее время они обслуживают жилой дом, где проживает Минаков А.П.. Не отрицает, что оплату коммунальной услуги по отоплению рассчитывают исходя из норматива, установленного оспариваемым постановлением, хотя дома оборудованы общедомовыми приборами учета. Ежемесячный расчет количества тепловой энергии по показаниям ПУ представляет сложность, поэтому они производят ежегодную корректировку в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства №307. Количество потребленной тепловой энергии на отопление им предоставляет энергоснабжающая компания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.

В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области № 347-р от 27.08.2010г. « О внесении изменений в распоряжение администрации Липецкой области № 280-р от 27.07.2010г «Об утверждении положения об управлении энергетики и тарифов» определен полномочный орган по установлению нормативов на коммунальные услуги -Управление энергетики и тарифов Липецкой области.

8.10.2010г. Управлением энергетики и тарифов Липецкой области было издано постановление № 30\7 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению жилых домов с централизованной системой теплоснабжения в г.Данкове», которым установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению при равномерной оплате в течение года для 5-этажных кирпичных домов гор.Данкова в размере 0.0163 Гкал на 1 кв.м общей площади жилых помещений в месяц.

Данное постановление было опубликовано в «Липецкой газете» № 196(23824) от 12.10.2010г.(л.д.53

В соответствии с п.2 ст. 22 Закона Липецкой области №64-ОЗ от 27.03.1997г. « О нормативных правовых актах Липецкой области (с изменениями и дополнениями) нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено в самих нормативных правовых актах.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Управления энергетики и тарифов Липецкой области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Федосеев А.А. и Минаков А.П.просят признать недействующим постановление Управление энергетики и тарифов Липецкой области №30\7 от 8.10.2010г. по тем основаниям, что установленный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению при равномерной оплате в течение года в размере 0.0163Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещения в месяц для 5-этажных кирпичных домов, рассчитан аналоговым методом с нарушением «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306.

При этом указывают, что данный норматив является завышенным, применяется для расчета оплаты потребленной тепловой энергии в домах, где они проживают, что соответственно нарушает их имущественные права.

Изучив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, суд приходит к выводу о том, что права заявителей оспариваемым постановлением не нарушаются.

В силу п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (с изменениями от 10 июня 2010 г.) по общему правилу граждане и организации в силу статей 3 и 4 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод. В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом (например, пунктом 2 статьи 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Федосеев А.А. и Минаков А.П. проживают в 5-этажных кирпичных многоквартирных домах в г.Данкове. Также не оспаривается факт наличия в домах, где проживают заявители приборов учета тепловой энергии и теплоносителя марки «», которые предназначены для измерения, вычисления, индикации и регистрации значений количества и параметров теплоносителя на источниках тепловой энергии, в системах теплоснабжения и теплопотребления различного типа (л.д.161-165).

В силу ст. 157 ЖК РФ Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 были утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам"
в соответствии с которыми при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п.22).

При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, на основе норматива потребления тепловой энергии на отопление.

Таким образом, установленный оспариваемым постановлением норматив потребления коммунальной услуги по отоплению должен применяться только в тех домах, где отсутствуют коллективные (общедомовые) и индивидуальные приборы учета и не могут быть применимы к домам, где проживают заявители.

Ссылка заявителей на то, что в их домах, имеющих открытую водяную систему теплоснабжения, установлены ПУ, которые учитывают общее количество тепловой энергии на отопление и обогрев воды, они производят оплату коммунальной услуги по отоплению на основе норматива, что подтверждается представленными Федосеевым А.А. квитанциями на оплату коммунальных услуг (л.д.92-94), не может являться основанием для признания оспариваемого постановления недействующим.

Пунктом 1 предусмотрено, что Правила (№307) регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Управление энергетики и тарифов Липецкой области не является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг и не производит начисление платы за оказываемую коммунальную услугу по отоплению Федосееву А.А. и Минакову А.П, следовательно, не нарушает имущественных прав заявителей.

Предоставление населению коммунального ресурса по отоплению является одним из видов деятельности управляющих компаний, в частности, ООО «РУК»

В судебном заседании представитель управляющей компании ООО «РУК» гор.Данкова Сергеева О.М. пояснила, что ежемесячный расчет оплаты за потребленную тепловую энергию они производят по установленным нормативам, но ежегодно производят корректировку в соответствии с Правилами № 307 по данным о количестве потребленной тепловой энергии на отопление, которые им сообщает энергоснабжающая организация.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что изданное Управлением энергетики и тарифов Липецкой области о постановление №30\7 не нарушает прав заявителей в связи с чем их заявление не подлежит удовлетворению.

Нарушенные права по начислению оплаты за коммунальную услугу по отоплению на основе установленного норматива Федосеева А.А. и Минакова А.П. вправе защищать иным способом путем предъявления иска к управляющей компании

Правом на защиту интересов иных лиц, в том числе и неопределенного круга, Минаков А.П. и Федосеев А.А. не обладают.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 и 253 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Федосееву ФИО10 и Минакову ФИО11 в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления № 30\7 от 8.10.2010г Управления энергетики и тарифов Липецкой области «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению жилых домов с централизованной системой теплоснабжения в г.Данкове» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд гор.Липецка в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Соловьева В.П.

Решение в окончательной форме изготовлено 7.09.2011г.