ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 02.10.4067 Ковровского городского суда (Владимирская область)

                                                                                    Ковровский городской суд Владимирской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ковровский городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-10-4067-1 Р Е Ш Е Н И Е копия

Именем Российской Федерации

21 декабря 2010 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Самойлова Д.Е., при секретаре Панкратовой О.И., с участием истца Антонова Владимира Евгеньевича, ст.помощника Ковровского городского прокурора Корякиной Е.А., представителя ответчиков администрации города Коврова Владимирской области, управления городского хозяйства администрации города Коврова Владимирской области по доверенностям Кузиной Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей города Коврова Владимирской области и Антонова Владимира Евгеньевича, к администрации города Коврова Владимирской области, управлению городского хозяйства администрации Владимирской области о признании незаконным бездействия администрации города Коврова по не организации дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения в границах городского округа по улице Ленинградской в городе Коврове Владимирской области, возложении на администрацию города Коврова Владимирской области обязанности передать в оперативное управление городского хозяйства администрации города Коврова Владимирской области автомобильную дорогу местного значения по улице Ленинградской в городе Коврове Владимирской области до 01.03.2011 года, возложении обязанности привести дорожное покрытие автомобильной дороги по улице Ленинградской в городе Коврове Владимирской области в нормативное состояние в срок до 01.09.2011 года.

У С Т А Н О В И Л:

26.07.2010 г. Ковровский городской прокурор, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц населения г.Коврова и инвалида 1-ой группы Антонова Владимира Евгеньевича, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения возможного причинения им вреда, обратился в суд с иском, который уточнил в ходе рассмотрения дела (л.д.194-196), к Администрации города Коврова Владимирской области (далее по тексту Администрация) и Управлению городского хозяйства администрации г.Коврова (далее по тексту УГХ г.Коврова) о признании незаконным бездействия администрации города Коврова по не организации дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения в границах городского округа по улице Ленинградской в городе Коврове, возложении на администрацию города Коврова Владимирской области обязанности передать в оперативное управление городского хозяйства администрации города Коврова автомобильную дорогу местного значения по улице Ленинградской в городе Коврове до 01.03.2011 года, возложении обязанности привести дорожное покрытие автомобильной дороги по улице Ленинградской в городе Коврове Владимирской области в нормативное состояние в срок до 01.09.2011 года.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочию органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» к вопросам организации дорожного движения отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, а органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры к обустройству находящихся в их ведении автомобильных дорог в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения объектами сервиса, организуют работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности. Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе разработкой и утверждением в установленном порядке правил, стандартов, технических норм и других нормативных правовых актов. Федеральным законом «О техническом регулировании» определено, что технические регламенты, в соответствии с требованиями которых осуществляется содержание автомобильных дорог, принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п.1 ст.6 Закона), до вступления в силу предусмотренных Законом технических регламентов содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Закону (ч.8 ст.62 Закона). Поэтому до принятия технических регламентов действует утвержденный постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11 октября 1993 г. № 221 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», устанавливающий перечень и допустимые предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. В соответствии с подпунктами 3.1.1, 3.1.2 п.3.1 ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движения транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине – 5 см.

Проверки состояния проезжей части , проведенные 26.02.2010 г. и 19.06.2010 г. ( л.д.20) ГИБДД УВД по г.Коврову и Ковровскому району, выявили наличие ямочности, просадки, выбоин иных повреждений дорожного покрытия проезжей части дороги, не соответствующее обязательным требованиям ГОСТ Р 50597-93.

Наличие повреждений дорожного покрытия проезжей части этой дороги, имеющих социальную, экономическую и административную значимость (транспортная доступность территорий, транспортное обслуживание населения, увеличение пропускной способности, повышение мобильности и деловой активности грузоперевозок, доступ в административные здания), затрудняет движение по ним транспортных средств, является нарушением требований по безопасности дорожного движения.

Однако на территории г.Коврова исполнительным органом местного самоуправления мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения должным образом не проводятся, и указанная автомобильная дорога местного значения, не ремонтирует, под предлогом, что она не зарегистрирована в муниципальной собственности МО г.Коврова и не состоит на балансе УГХ г.Коврова.

В судебном заседании истец Антонов Владимир Евгеньевич и прокурор Корякина Е.А. поддержали исковые требования в полном объеме. В части определения сроков мероприятий полагали, что с учетом бюджетного финансирования указанных работ, с учетом природно-климатических температурных условий, достаточными и разумными сроком для осуществления требуемых мероприятий является срок до 01.09.2011 года.

Представитель ответчиков администрации г.Коврова и УГХ г.Коврова по доверенностям Кузина Н.Н. в судебном заседании считала исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Полагала, что суду не представлено доказательств не соответствия дорожного покрытия  требованиям ГОСТ.

Указала, что ни , ни автомобильная дорога по  в г.Коврове не зарегистрированы в муниципальную собственность МО г.Коврова и не передавались в оперативное управление (на баланс) УГХ г.Коврова, т.е. расходование денежных средств на их ремонт являлось бы нецелевым использованием бюджетных средств, в связи с чем в период 2006- 2010 г. ремонтные работы дорожного покрытия указанной улицы не проводились.

Пояснила, что денежные средства на ремонт дорожного покрытия иных дорог г.Коврова распланированы в бюджете МО г.Ковров на 2011 год..

Представитель третьего лица Ковровского городского Совета народных депутатов в судебное заседание не явился, представив отзыв (л.д.191-192) о рассмотрении дела без его участия и отсутствии возражений оп иску.

Выслушав представителей сторон, изучив документы, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Суд полагает, что прокурор г.Коврова, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц- населения г.Коврова, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения возможного причинения им вреда, с учетом социальной, экономической и административной значимости (транспортная доступность территорий, транспортное обслуживание населения, увеличение пропускной способности, повышение мобильности и деловой активности грузоперевозок, доступ в административные здания, затруднение движение транспортных средств) в рамках предоставленных полномочий обратился в суд с иском к Администрации города Коврова Владимирской области и Управлению городского хозяйства администрации г.Коврова о возложении обязанности организовать приведение в нормативное состояние дорожного покрытия автомобильной дороги местного значения  в нормативное состояние (ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».)

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Ковровский район, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального образования.

В силу ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочию органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ст. ст.2, 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к вопросам организации дорожного движения отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, а органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры к обустройству находящихся в их ведении автомобильных дорог в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения объектами сервиса, организуют работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности. Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе разработкой и утверждением в установленном порядке правил, стандартов, технических норм и других нормативных правовых актов. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Пунктом 2 ст.12 того же Федерального закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, а согласно п.1 ст.21 этого Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В соответствии с положениями Устава г.Коврова осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах МО г.Коврова, относится к вопросам местного значения и входит в полномочия органа местного самоуправления – администрации города Коврова.

Как следует из материалов дела, и подтверждается ответами Администрации г.Коврова (л.д.18,45, 47, 51),  в  в соответствии с генпланом города Коврова относится к улице местного значения ( л.д.59), автомобильная дорога на  в г.Коврове имеет местное значение ( л.д.69), и относится к дороге местного значения как улица в жилой застройке, транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта ( л.д.89,101).

Несоответствие дорожного покрытия данной улицы местного значения  в г.Коврове нормативным требованиям утвержденного постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11 октября 1993 г. № 221 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» подтверждается результатами контрольных проверок ГИБДД от 26.02.2010 г. и 19.06.2010 г. и ( л.д.20)

Сведений о приведении ответчиками дорожного покрытия в период 2009 г.-2010 г. в нормативное состояние, отвечающее безопасности дорожного движения, в адрес ГИБДД не поступали. Сведений об устранении выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии указанной автомобильной дороги местного значения г.Коврова со стороны ответчиков не предоставлено.

Суд принимает доводы ответчиков, что поскольку автомобильная дорога и  в г.Коврове не зарегистрированы в муниципальную собственность МО г.Коврова и не передавались в оперативное управление (на баланс) УГХ г.Коврова ( л.д.18), то расходование денежных средств на их ремонт (в т.ч. без соответствующего постановления суда) являлось бы нецелевым использованием бюджетных средств, в связи с чем бездействие администрации г.Коврова по не организации дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения  в г.Коврове в период 2006- 2010 г. и не проведение ремонтных работ дорожного покрытия указанной улицы не могут быть признаны судом незаконными.

Суд соглашается с доводами представителя ответчиков, что поскольку права собственника муниципального имущества МО г.Ковров осуществляет в соответствии с п.6 ст.52 Устава города Коврова, утвержденным Решением КГСНД № 100 от 15.06.2005 г. (с изменениями и дополнениями), осуществляет Ковровский городской Совет народных депутатов, то передача недвижимого имущества в оперативное управление (на баланс) Управления городского хозяйства администрации г.Коврова возможна распоряжением Администрации г.Коврова лишь после принятия в силу ст.296 ГК РФ соответствующего решения Ковровским городским Советом народных депутатов (п.1.3; 2,7; 4,4 «Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Коврова», утвержденного Решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17.01.2001 N 2/1.

Таким образом, вмешательство и подмена судебным решением полномочий представительного органа местного самоуправления г.Коврова- Ковровского городского Совета народных депутатов (л.д.18), суд полагает не законным и необоснованным, поскольку это противоречит закрепленному в Конституции РФ принципу разделения властей в Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3.1.1, 3.1.2 п.3.1 ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движения транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине – 5 см, Наличие повреждений дорожного покрытия проезжей части этих дорог, имеющих социальную, экономическую и административную значимость (транспортная доступность территорий, транспортное обслуживание населения, увеличение пропускной способности, повышение мобильности и деловой активности грузоперевозок, доступ в административные здания), затрудняет движение по ним транспортных средств, в том числе транзитного транспорта и маршрутных автобусов, является нарушением требований безопасности по безопасности дорожного движения.

Следовательно, администрация города Коврова, как исполнительный и полномочный орган местного самоуправления обязана организовать приведение дорожного покрытия данной автомобильной дороги в нормативное состояние, и данная обязанность при неисполнении её в добровольном порядке подлежит возложению по решению суда.

УГХ г.Коврова является самостоятельным юридическим лицом, т.е. обладает собственными полномочиями по решению данного вопроса местного значения, и одновременно как установлено выше является оперативным управляющим автомобильных дорог.

Следовательно, данный ответчик также обязан организовать приведение автомобильных дорог, и при неисполнении данной обязанности в добровольном порядке, она подлежит возложению на него в судебном порядке.

С учетом пояснений сторон, и акта контрольной проверки, суд находит возможным конкретизировать объём мероприятий по приведению дороги в нормативное состояние, возложив на ответчиков обязанности по организации и приведению в нормативное состояние дорожного покрытия проезжей части, поскольку именно наличие просадок, выбоин, трещин и ям было установлено в качестве ненормативного состояния дорог.

Суд полагает, что с учетом бюджетного финансирования указанных работ, и с учетом природно-климатических температурных условий, достаточными и разумными сроком для осуществления требуемых мероприятий является срок до плановой даты окончания работ по асфальтировке дорожного покрытия г.Коврова - 01.09.2011 г.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчиков и от уплаты которой истец освобожден в силу закона, на основании ст. 333.21 ч. 2 НК РФ суд полагает возможным уменьшить до нуля с учётом того, что государственная пошлина подлежит уплате в доход бюджета, за счёт которого финансируются работы по приведению дорог в нормативное состояние и исполнение судебного решения.

На основании исследованных доказательств, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Коврова Владимирской области и Управление городского хозяйства администрации города Коврова Владимирской области в срок до 01.09.2011 года привести в нормативное состояние в соответствие с нормативными требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожное покрытие автомобильной дороги местного значения  в г.Коврове Владимирской области.

В остальной части исковые требования прокурора г.Коврова оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме.

Судья подпись Д. Е. Самойлов

ВЕРНО.

12.01.2011 года.

Судья Д. Е. Самойлов

Секретарь В. Б. Логинова

Справка: решение суда вступило в законную силу 12 января 2011 года.

Подлинное решение суда находится в материалах гражданского дело № 2-10-4067-1, находящегося в производстве Ковровского городского суда.

Судья Д. Е. Самойлов

Секретарь В. Б. Логинова