№ 2-ТАа-331/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Ытык-Кюель «02» декабря 2016 г.
Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Р.Д., с участием зам.прокурора Таттинского района Сивцева М.М., при секретаре Березкиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании
административное исковое заявление прокурора Таттинского района к администрации муниципального образования «Жулейский наслег», Наслежному Совету депутатов муниципального образования «Жулейский наслег» о признании незаконным бездействие Наслежного Совета администрации муниципального образования «Жулейский наслег» по не приведению Устава в соответствие с действующим законодательством,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Таттинского района обратился в суд <данные изъяты> с вышеуказанным административным исковым заявлением <данные изъяты>;в интересах неопределенного круга лиц.
Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Таттинского района в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства, установлено, что действующий Устав МО «Жулейский наслег» до настоящего момента не приведен в соответствие с федеральным законодательством, в Устав не внесены соответствующие изменения и дополнения.
В судебном заседании зам. прокурора Таттинского района Сивцев М.М. полностью поддержал заявленные исковые требования, пояснил, что Представительным органом МО «Жулейский наслег» является наслежный Совет депутатов, одним из полномочий которого является принятие Устава Поселения и внесение в него изменений и дополнений. Устав МО является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории Поселения. В результате не приведения Устава в соответствие с действующим законодательством является нарушением органом местного самоуправления непосредственных интересов РФ, а именно принципов верховенства закона и единства и укрепления законности на территории Российской Федерации. По данному факту прокурором района были принесены протесты на противоречащие положения Устава муниципального образования, также внесено представление об устранении пробелов правого регулирования. Требования прокуратуры не исполнены, выявленные изменения и дополнения до настоящего времени не зарегистрированы в установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» порядке, что не допустимо.
Просил суд признать незаконным бездействие Наслежного Совета МО «Жулейский наслег» по не приведению Устава в соответствие с требованиями Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 303-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ и Закону Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 1505-З №-V, и обязать главу муниципального образования «Жулейский наслег» в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу принять изменения в Устав МО «Жулейский наслег» и обеспечить регистрацию Устава в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
Представитель администрации МО «Жулейский наслег» П в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении иска без их участия, полностью признал исковые требования прокурора, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 2 ст. 150 КАС РФ.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном статьи 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка Устава МО «Жулейский наслег» на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству. Проверка выявила, что Устав МО «Жулейский наслег» не приведен в соответствие с Федеральным законодательством, прокурор дважды (от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) опротестовал и потребовал рассмотреть протест на ближайшей сессии представительного органа с момента его поступления, кроме того направил представление об устранении нарушений федерального законодательства для безотлагательного рассмотрения данного вопроса.
По информации зам.главы администрации МО «Жулейский наслег» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление прокурора рассмотрено по существу, выявленные нарушения находятся на стадии устранения, так Устав МО «Жулейский наслег», принятый решением наслежного Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ ввиду нарушений в процессе обнародования и публичных слушаний проекта нового положения Устава в Министерстве юстиции Устав Мо «Жулейский наслег» не был зарегистрирован, исправленные документы на регистрацию были отправлены по почте и поступили в Управление Министерства юстиции РС (Я) 0ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время ожидают ответ от Управления Министерства юстиции РС (Я).
Из сообщения Управления Минюста России по РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Министерство юстиции отказала в государственной регистрации решения наслежного Совета депутатов МО «Жулейский наслег» Таттинского улуса РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в устав муниципального образования» по следующим основаниям:
Представленное решение наслежного Совета принято с нарушением порядка его принятия, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Так, согласно представленным сведениям о дате и об источниках официального опубликования (обнародования) проекта и о результатах публичных слушаний по проекту акта от ДД.ММ.ГГГГ, проект официально обнародован ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с представленным протоколом заседания представительного органа муниципального образования №, решение принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть на девятый день с момента обнародования проекта решения. Следовательно, нарушен порядок принятия муниципального правового акта, установленный частью 4 ст.44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, согласно которому проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения
вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Судом установлено, что изменения в Устав МО «Жулейский наслег» не приняты, устав в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» не зарегистрирован. Действующий устав муниципального образования «Жулейский наслег», принятый решением наслежного Совета депутатов с соответствующими изменениями и дополнениями, и обнародованный в установленном порядке, не соответствует действующему федеральному законодательству, поскольку не внесены соответствующие дополнения и изменения.
Между тем, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 7.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложена в новой редакции:
«7.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В связи с чем, статью 52 Устава «Ответственность наслежного Совета перед государством» необходимо дополнить пунктом следующего содержания: «Депутаты представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 настоящей статьи, вправе в течение 10 дней со дня вступления в силу закона Республики Саха (Якутия) о роспуске представительного органа муниципального образования обратиться в суд с заявлением для установления факта отсутствия их вины за не проведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ внесены изменения в статью 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности заменены слова «нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации» словами «нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Аналогичные нормы, содержащиеся в уставе МО, подлежат изменению, а именно: пункт 2 части 1 статьи 64 Устава «Ответственность главы наслега перед государством» слова «нецелевое расходование субвенций из Федерального бюджета или бюджета Республики Саха (Якутия)» заменить словами «нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части дополнения словами «(за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи)», следовательно, за сельскими поселениями исключены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, аналогичные нормы, содержащиеся в уставе муниципального образования, подлежат изменению, а именно: пункт 24 части 1 статьи 5 Устава «Вопросы местного значения сельского поселения» требуется исключить.
Законом Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 1505-З №-V «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) и статью 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) 1367-З №-V «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» в части исключения полномочий сельских поселений Республики Саха (Якутия) по осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, аналогичные нормы, содержащиеся в уставе муниципального образования, подлежат изменению, а именно: в части 1 статьи 5 Устава «Вопросы местного значения сельского поселения» исключить полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения.
Однако указанные дополнения и изменения до настоящего времени, не зарегистрированы в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
Представительным органом МО «Жулейский наслег» является наслежный Совет депутатов администрации МО «Жулейский напслег». Одним из полномочий наслежного Совета является принятие Устава Поселения и внесение в него изменений и дополнений.
Устав МО является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории Поселения.
Согласно ч.ч. 6, 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Конституции РФ и федеральные законы имеет верховенство на всей территории Российской Федерации (ст.4 Конституции РФ).
В соответствии с подпунктом 1 п. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.
Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:
Устав муниципального образования;
Решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;
Сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» определено, что решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции (Уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении органом местного самоуправления непосредственных интересов Российской Федерации, а именно принципов верховенства закона и единства и укрепления законности на территории Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования является одной из правовых основ местного самоуправления.
Устав - основной нормативный правовой акт муниципального образования. Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Это означает, что все акты, принимаемые органами местного самоуправления или местным сообществом, непосредственно должны соответствовать уставу, заложенной в нем концепции, принципам и нормам. Высшая юридическая сила или верховенство устава муниципального образования означает также и необходимость следования всеми субъектами права, расположенными на территории муниципального образования, тем правилам, которые заложены в уставе муниципального образования.
Устав, будучи основным нормативным правовым актом на территории муниципального образования, определяет деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления, поэтому его соответствие закону в значительной степени гарантирует законность действий выборных должностных лиц и муниципальных служащих.
Устав систематизирует все принципы и основные начала организации и деятельности органов местной власти. Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны всех сфер жизнедеятельности местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения.
Нормативная и правоприменительная деятельность органов муниципального образования создает соответствующий правовой режим на территории муниципалитета, обеспечивает правопорядок и законность, в связи с чем соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству имеет существенное значение.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральному законе № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Федеральным и региональным законодательством сроки приведения в соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству не установлены.
Доводы прокурора об учете Положений в Административном процессуальном законодательстве, также подлежат удовлетворению.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 2 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
В данном случае применению подлежит ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», согласно которой после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Как усматривается из материалов дела, что с момента вступления в законную силу вышеуказанных решений прошло более года, однако администрация МО «Жулейский наслег», наслежный Совет депутатов МО «Жулейский наслег» действий по приведению Устава в соответствии с федеральным законодательством не выполнены, что указывает на их бездействие.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Поскольку материалами дела подтверждается, что несоответствие Устава - основного нормативного правового акта МО «Жулейский наслег» действующему федеральному законодательству влечет за собой нарушение прав и законных интересов Российской Федерации, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.
Таким образом, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные КАС РФ.
В случае, если процессуальные сроки не установлены настоящим Кодексом, они назначаются судом. Суд должен устанавливать процессуальные сроки с учетом принципа разумности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие наслежного Совета муниципального образования «Жулейский наслег» Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) по не приведению Устава в соответствие с требованиями Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 303-ФЗ, ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ, и Закону Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 1505-З №-V.
Обязать главу муниципального образования «Жулейский наслег» в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу принять изменения в Устав муниципального образования «Жулейский наслег» и обеспечить регистрацию Устава в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Р.Д. Жиркова