ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 03.02.2011 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

                                                                                    Центральный районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка в составе:

председательствующего Евдокимовой М.А.

при секретаре Бырдиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 03 февраля 2011 года гражданское дело по иску Романовой ГА, Романова АД, действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей Романова ИА и Романова МА к ОАО АК «ТРАНСАЭРО», ООО «Клик Авиа», ООО «Капитал Тур» о защите прав потребителей

у с т а н о в и л:

Романова Г.А. и Романов А.Д., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей Романова И.А., Романова М.А. обратились в суд с исковым заявлением о защите прав потребителей.

Свои требования мотивировали тем, что в июле … года их семья запланировала провести отдых в Турции. В целях экономии средств решено было приобрести авиа билеты и на месте снимать квартиру.

Они приобрели билеты из Кемерово до Москвы, из Москвы до Анталии (Турция) и обратно в таком же порядке.

… авиа кассой ООО «Клик Авиа» был выставлен счет на оплату № … за четыре авиабилета на них на общую сумму … руб.

Счет был оплачен. .., что подтверждается платежным поручением № …через Кемеровский филиал ОАО «Банк Москвы».

Таким образом, через авиа кассу ООО «Клик Авиа» на имя каждого из истцов были приобретены авиа билеты из Москвы до Анталии (Турция) … рейс № …, время вылета 16:25, перевозчик ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" и обратно тем же перевозчиком. .. рейс № …, время вылета 21:15.

С учетом того, что билеты из Анталии до Москвы были куплены заблаговременно, столь же заблаговременно они приобрели авиа билеты из Москвы до Кемерово.

На случай непредвиденных ситуаций им были оставлены контактные телефоны.

Между тем, прибыв в назначенное время. .. на обратный рейс № … со временем вылета 21:15 из Турции-Анталия в Москву, их поставили в известность, что рейс отменен и других рейсов в Москву на сегодня нет. Более того, не было рейсов и в любой другой город России.

Проведя сутки в аэропорту с двумя маленькими детьми, им удалось купить билеты до Москвы ОАО «Аэрофлот», т.е. повторно заплатить за обратную перевозку сумму в размере … доллара США, что согласно справке АКБ НМБ ОАО на … по курсу доллара США 30,60 руб. составило … руб. (… долларов США х 30,60 руб.).

Кроме того, учитывая, что билеты из Москвы до Кемерово были приобретены заранее с учетом прибытия в Москву, рейсом, который в последствии отменили, они не смогли вылететь в Кемерово, билеты пришлось сдать и доплатить сумму в размере … руб.

Считают, что ненадлежащим исполнителем обязательств по перевозке ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» причинило им убытки и моральный вред, которые должны быть возмещены.

ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» обязано было согласно билетов подать воздушное судно с маршрутом следования по рейсу № … в 21:15 час.. .., что не было им выполнено.

Ими были понесены убытки в виде приобретения новой перевозки до Москвы и доплаты из Москвы до Кемерово:

Романов А.Д.: … долларов США * 30,60 руб. = … руб. до Москвы + … руб. из Москвы до Кемерово = … руб.;

Романова Г.А.: …. долларов США * 30,60 руб. = … руб. до Москвы + … руб. из Москвы до Кемерово = … руб.;

Романов М.А.: … доллара США * 30,60 руб. = … руб. до Москвы + … руб. из Москвы до Кемерово = … руб.

Романов И.А.: … доллара США * 30,60 руб. = … руб. до Москвы + … руб. из Москвы до Кемерово = … руб.

Считают, необходимым требовать с ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» взыскания неустойки.

Кроме того, ответчиком им был причинен моральный вред, выразившийся в следующем: им пришлось с двумя маленькими детьми сутки ночевать в аэропорту другой страны без знания языка; аэропорт не оборудован комнатной матери и ребенка и в принципе местами отдыха – только скамейки, поскольку аэропорт не рассчитан на длительное пребывание людей на его территории; из питания в аэропорте только закусочные с «фастфудом», абсолютно не было никакой возможности организовать питание для ребенка, приобрести молоко и прочие детские продукты; не было возможности покинуть аэропорт, чтобы отправиться в гостиницу, поскольку они отслеживали каждый рейс в РФ на предмет оставшихся свободных посадочных мест, по причине чего приходилось все время переходить между двумя терминалами, расстояние между которыми 5 км; перемещение затрудняли огромные багажные чемоданы, которые все время приходилось носить с собой, поскольку в аэропорте не было элементарной комнаты хранения; их денежные средства, на которые они планировали отдых определенной продолжительности кончились, приходилось просить переводы у родственников; в аэропорте отсутствовал представитель авиакомпании ответчика, приходилось звонить в РФ, но все звонки были бесполезными – им никто не мог и не хотел помочь, они попросту оказались брошенными в чужой стране без знания языка, без денег и с двумя маленькими детьми.

Просят взыскать с ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" в пользу Романова АД убытки в сумме … руб., неустойку в сумме … руб., компенсация причиненного морального вреда в сумме …. руб., расходы на оплату услуг представителя в размере …. руб.; взыскать с ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" в пользу Романовой ГА убытки в сумме … руб., неустойку в сумме … руб., компенсация причиненного морального вреда в сумме … руб., расходы на оплату услуг представителя в размере … руб.; взыскать с ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" в пользу Романова МА убытки в сумме … руб., неустойку в сумме … руб., компенсация причиненного морального вреда в сумме … руб., расходы на оплату услуг представителя в размере … руб.; взыскать с ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" в пользу Романова ИА убытки в сумме … руб., неустойку в сумме … руб., компенсация причиненного морального вреда в сумме … руб., расходы на оплату услуг представителя в размере … руб.

Истцы Романова Г.А., Романов А.Д., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей Романова И.А., Романова М.А. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивали, дали суду пояснения аналогичные, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении телеграммы.

Представитель ответчика ООО «Клик Авиа» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении телеграммы.

Представитель ответчика ООО «Капитал Тур» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении телеграммы.

Суд, выслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 1095 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

В соответствии с ч. 1. ст. 102 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ) перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно ч. 1. ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

На основании ст. 107 ВК РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях: 1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита; 2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами; 3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц; 4) отказ пассажира воздушного груза оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа; отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106; 6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса; 7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи. В случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру воздушного судна не возвращается.

Согласно ст. 116 ВК РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 (абз. 3) Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с внесенными в него изменениями и дополнениями), отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров перевозки граждан, их багажа и грузов, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 9 ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей») (п. 2 названного Постановления).

Данное также следует из ст. 9 ФЗ от 26.01.1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Закон РФ «О защите прав потребителей» определяет потребителя как гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнителя как - организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям по возмездному договору.

Следовательно, заключая договор воздушной перевозки с ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» истцы действовали как потребители, в связи с чем, отношения сторон регулируются Законом РФ «О защите прав потребителя». Однако, поскольку отношения по договору воздушной перевозки с участием потребителей помимо норм ГК РФ, регулируются и специальным законом Российской Федерации (Воздушным кодексом РФ), то к отношениям, вытекающим из такого договора, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.

В судебном заседании установлено, что Романов АД и Романова ГА являются родителями несовершеннолетних Романова ИА, … г.р. и Романова МА, … г.р., что усматривается из свидетельств о рождении детей.

С целью совместного отдыха в июле …г. в Турции Романова Г.А. и Романов А.Д., действующий в интересах своих несовершеннолетних детей Романова И.А. и Романова М.А., …г. Романова Г.А. на свое имя приобрела в кассе ООО «Клик Авиа» четыре авиабилета из Москвы до Турции и обратно на рейс, выполняемый ОАО "АК "ТРАНСАЭРО".

Согласно счету № … от. .. стоимость тура в Турцию с … по … на 4 человека составила … руб. Указанная сумма была оплачена Романовой Г.А.. .., что подтверждается платежным поручением № … от …

Таким образом, через авиа кассу ООО «Клик Авиа» на имя Романовой Г.А., Романова А.Д., Романова М.А. и Романова И.А. были приобретены авиа билеты из Москвы до Анталии (Турция) … рейс № …, время вылета 16:25, перевозчик ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" и обратно тем же перевозчиком … рейс № …, время вылета 21:15.

Исследовав представленные истцами авиабилеты суд находит, что при приобретении авиабилетов истцы Романова Г.А. и Романов А.Д., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей Романова М.А. и Романова И.А., заключили с ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" договор воздушной перевозки пассажира. Следовательно, обязанности по перевозке пассажиров Романовой Г.А., Романова А.Д., и их несовершеннолетних детей Романова М.А. и Романова И.А., в связи с приобретением ими авиабилетов, а также иные вытекающие из договора перевозки обязанности, возникли непосредственно у ОАО "АК "ТРАНСАЭРО", то есть ОАО "АК "ТРАНСАЭРО", будет являться надлежащим ответчиком по делу.

Из искового заявления, объяснений сторон следует, что обратный рейс из Турции-Алания до Москвы, запланированный … рейс № …, время вылета 21:15, на который истцами были приобретены билеты, ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" был отменен.

Данное обстоятельство также подтверждено полученным ответом из Росавиации, согласно которого, рейс № …. .., следовавший из Анталии в Москву с запланированным временем вылета 21:15 час. авиакомпанией не выполнялся.

Согласно требованиям п. 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007г. N 82 (далее – ФАП), регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов.

Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

При этом, пунктом 73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов.

В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (п. 74 ФАП).

В силу п. 92 ФАП информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме.

При этом, в соответствии с требования п. 99 ФАП:

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Из объяснений Романова А.Д. и Романовой Г.А. следует, что из Турции в Москву они должны были вылететь в 21:15 час. …г. В аэропорт они приехали за 3 часа. На табло о вылетах не было никакой информации об их рейсе. Потом им сказали, что их рейс был перенесен на 9:00 час. утра … и улетел утром. При приобретении билетов в ООО «Клик Авиа» они оставили номера своих телефонов, чтобы их могли предупредить об изменениях о вылете, рейсе. Ни звонков, ни смс-сообщений на телефоны не поступало, хотя телефоны всегда были включены и работали. Сами они не звонили, так как их уверили, что все будет нормально, они улетят. Об отмене рейса они узнали в аэропорту, им об этом сказал представитель Капитал Тура. Улетели из Турции … часов в 6 вечера рейсом Аэрофлота, билеты на который приобрели за свой счет. С ними было еще шестнадцать человек, которые также летели этим рейсом. Представителя ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" в Турции не было. Когда прилетели в Москву, то опоздали на свой рейс из Москвы до Кемерово, вследствие чего провели сутки в Москве, сдали билеты и за свой счет приобрели новые билеты до Кемерово.

Также судом установлено, что в связи с отменой рейса Романова Г.А. и Романов А.Д., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей Романова И.А. и Романова М.А. были вынуждены приобрести авиабилеты на рейс ОАО «Аэрофлот» по маршруту Турция- Москва.

В связи с тем, что по прибытии в Москву с опозданием на свой рейс до Кемерово Романова Г.А. и Романов А.Д., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей Романова И.А. и Романова М.А., истцы были вынуждены сдать билеты и приобрести новые по маршруту Москва-Кемерово, общей стоимостью … руб.

Отменив рейс, ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" не исполнило императивно возложенные на него обязанности по соответствующему обслуживанию пассажиров, а именно по перевозке пассажиров Романова А.Д., Романова Г.А., Романова М.А. и Романова И.А. по заключенным с ними договорам воздушной перевозки пассажиров.

Поскольку для восстановления нарушенного права Романова Г.А. и Романов А.Д., действующий в интересах несовершеннолетних детей Романова М.А. и Романова И.А. были вынуждены приобрести авиабилеты на рейсы других авиакомпаний, то суд находит, что надлежащим ответчиком по данному делу будет выступать ОАО "АК "ТРАНСАЭРО", т.к. именно по вине данной авиакомпании был отменен вылет истцов с детьми в г. Москва, т.е. имеется прямая причинно-следственная связь между отменой рейса и понесенными дополнительно истцами убытками и с данного ответчика в пользу истцов подлежат взысканию убытки: в пользу Романовой Г.А. … руб., в пользу Романова А.Д., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей Романова М.А. и Романова И.А. … руб. (… руб. * 3).

Истцом представлен следующий расчет убытков:

Романов А.Д.: … долларов США * 30,60 руб.(курс доллара США на … согласно справке АКБ НМБ ОАО) = … руб. до Москвы + … руб. из Москвы до Кемерово = … руб.;

Романова Г.А.: … долларов США * 30,60 руб. = … руб. до Москвы + … руб. из Москвы до Кемерово = … руб.;

Романов М.А.: … доллара США * 30,60 руб. = … руб. до Москвы + … руб. из Москвы до Кемерово = … руб.

Романов И.А.: … доллара США * 30,60 руб. = … руб. до Москвы + … руб. из Москвы до Кемерово = … руб.

Судом проверен представленный истцами расчет убытков. Суд считает его правильным. Сомневаться в правильности предоставленного истцами расчета у суда оснований не имеется. Кроме того, данный расчет ответчиками не оспорен.

Истцы просят взыскать с ответчика неустойку в размере … руб. в пользу каждого.

В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Согласно п. 1 ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

В силу ч. 3 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

Согласно ч. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Однако, Воздушным кодексом РФ предусмотрена специальная норма.

В соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В связи с тем, что просрочка в часах на сегодняшний день превышает более чем 50% провозной платы, то истцы имеют право требовать уплаты неустойки только в размере 50%, что составляет … руб.: … руб. (общая стоимость авиа билетов на четырех человек в обе стороны, приобретенных в ООО «Клик Авиа») / 2 (в одно направление) = … руб. / 4 (количество пассажиров) = … руб. / 2 (половина стоимости провозной платы).

Данный расчет неустойки ответчиками не оспорен. Следовательно, требование истцов о взыскании неустойки также подлежит удовлетворению.

Суд считает, что нет оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ к уменьшению размера неустойки, т.к. она является соразмерной последствиям нарушения обязательства, ответчиками о применении ст. 333 ГК РФ не заявлено. Кроме того, применение ст. 333 ГК РФ является правом, а не обязанностью суда.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Определяя размер компенсации морального вреда в сумме … рублей, суд учитывает принципы разумности и справедливости, а также отсутствие тяжких последствий.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Так, в пользу Романова А.Д. подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в сумме … руб., при этом судом учитывает тяжесть дела, длительность рассмотрения дела и участия в нем представителя. Несение указанных расходов подтверждено договором оказания юридических услуг, распиской.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

С ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина на основании ст. 103 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ

р е ш и л:

Взыскать с ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» в пользу Романовой ГА убытки в сумме … руб., неустойку … руб., компенсацию морального вреда … руб.

Взыскать с ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» в пользу Романова АД, действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей Романова ИА, Романова МА убытки в общей сумме … руб., неустойку в общей сумме … руб., компенсацию морального вреда по … руб. в пользу каждого, расходы на оплату услуг представителя в сумме … руб.

Взыскать с ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» в доход федерального бюджета штраф в размере … руб.

Взыскать с ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» госпошлину в доход местного бюджета … руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено 08.02.2011г.

Судья: Евдокимова М.А.