Центральный районный суд г. Сочи Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Сочи — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Страница из
дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи
03.02.2012 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда РФ №15 по г.Москве и Московской области (ГУ) к ФИО2 о взыскании излишне полученной пенсии и федеральной социальной доплаты,
установил:
Управление Пенсионного фонда РФ №15 по г.Москве и Московской области (ГУ) обратилось в суд с иском к Кукушкиной (ранее ФИО3) О.А., которым просит взыскать с ФИО2 в пользу Управления Пенсионного фонда РФ №15 по г.Москве и Московской области (ГУ) 77767,85 рублей излишне полученной суммы пенсии, 9297,08 рублей копеек - федеральной доплаты, 3482,60 рублей.
В судебное заседание Управление Пенсионного фонда РФ №15 по г.Москве и Московской области (ГУ) своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие.
ФИО2 уведомлена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (уведомление о вручении), не сообщила о причинах неявки, не просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
При данных обстоятельствах суд не находит препятствий рассмотрению дела по правилам ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
С 01.09.1996 г. на основании Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 29.12.1994 г. №296 и п.4 приказа Отделения Пенсионного фонда РФ по Московской области от 29.08.1996 г. №138 Пенсионный отдел по Раменскому району переименован в Управление Пенсионного фонда по Раменскому району.
На основании Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 25.01.2002 г. №7 Управление Пенсионного фонда по Раменскому району с 25.06.2002 г. переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Раменскому району Московской области.
С 14.01.2003 г. на основании Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 12.06.2002 г. №73п Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Раменскому району Московской области переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда №15 по г.Москве и Московской области.
С 17.06.1995 г. Пенсионным отделом Раменского района Отделения пенсионного Фонда РФ по Московской области, созданным на основании приказа Отделения Пенсионного фонда РФ по Московской области от 08.10.1992 г. №62 "Об образовании Пенсионного отдела", ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со ст.50, 62 Закона РФ от 20.11.1990 г. №340-1 "О государственных пенсиях в РФ" в размере 91846 рублей.
В соответствии со ст.50 Закона РФ от 20.11.1990 г. №340-1 право на пенсию по случаю потери кормильца имели нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей; б) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо являются инвалидами; в) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает; г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать; д) родители погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, если они достигли 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Родители и супруг умершего, не состоявшие на его иждивении, имеют право на пенсию, если впоследствии они утратили источник средств к существованию.
Правом на назначение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.51 Закона РФ от 20.11.1990 г. №340-1 пользовались обучающиеся, воспитанники в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, имели право на пенсию по случаю потери кормильца до окончания обучения по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования.
На момент назначения пенсии по случаю потери кормильца ФИО3 было 7 лет, и ее законным представителем была ФИО1.
В связи с проведением пенсионной реформы в РФ с 01.01.2002 г. вступили в законную силу Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
С 01.01.2002 г. ФИО3 стала получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.9, 16 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.
Основания назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца и условия ее выплаты остались те же, что и в Законе РФ от 20.11.1990 г. №340-1.
Размер ее трудовой пенсии по случаю потери кормильца на 01.01.2002 г. составил 660 рублей, а также в соответствии со ст.17 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ и на основании Постановлений Правительства РФ, индексировался до 26.04.2006 г. (до момента исполнения возраста 18 лет).
19.05.2006 г. ФИО3 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда №15 по г.Москве и Московской области (далее по тексту - Управление) с заявление о продлении трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с достижением 18 лет.
К заявлению о продлении трудовой пенсии по случаю потери кормильца ФИО3 представлена справка от 16.05.2006 г. №513 о том, что она является студенткой 1 курса Московского открытого социального университета.
ФИО3 предупреждена, что в случае окончания учебы ранее срока, указанного в справке (в представленной справке срок обучения до 01.07.2010 г.), при переходе из одного учебного заведения в другое или смены формы обучения с очной на заочную или вечернюю, а также при возникновении каких-либо других обстоятельствах, влияющих на выплату пенсии, должна сообщить об этом в орган, выплачивающий пенсию, в пятидневный срок.
Также она предупреждена о том, что в случае невыполнения указанных обстоятельств обязана возместить переполученную сумму пенсионному органу.
Согласно заявлению от 24.05.2006 г. ФИО3 трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась через кредитно-финансовое учреждение.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца на 27.04.2006 г. составил 1357,59 рублей, данный размер пенсии индексировался в соответствии со ст.17 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ и на основании Постановлений Правительства РФ, и на 01.01.2010 г. составил 3062,57 рублей, а с 01.04.2010 г. составил 3276,07 рублей.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 г. №213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" внесены дополнения в Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Федеральным законом от 17.07.1999 г. №178-ФЗ установлено, что в полномочия РФ в области оказания государственной социальной помощи относится установление федеральной социальной доплаты к пенсии.
Социальной доплатой к пенсии признается предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальных поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены Федеральным законом от 17.07.1999 г. №178-ФЗ, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с ч.4 ст.4 Федерального закона от 24.10.1997 г. №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ" в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов системы РФ. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Социальная доплата к пенсии это общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории РФ, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", пенсия которому установлена в соответствии с законодательством РФ, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с ч.4 ст.4 Федерального закона от 24.10.1997 г. №134-ФЗ в субъекте РФ.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного Фонда РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.
В соответствии с ч.4 ст.4 Федерального закона от 24.10.1997 г. №134-ФЗ величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте РФ в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 24.10.1997 г. №134-ФЗ, на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги ежегодно законом субъекта РФ.
Так, на основании Закона Московской области от 28.12.2009 г. №175/2009-03 "О внесении изменения в Закон Московской области "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2010 г. в целях установления социальной доплаты к пенсии" величина прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2010 г. установлена в размере 4774 рубля.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ:
пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения;
дополнительного материального (социального) обеспечения;
ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении.
На основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.11.2009 г. №917н "Об утверждении Порядка обмена информацией между территориальными органами Пенсионного фонда РФ и уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте РФ в целях установления социальных доплат к пенсии" территориальный орган Пенсионного фонда РФ на основании сведений о гражданах, которые имеют право на установление социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке не реже одного раза в месяц формирует и направляет на каждого гражданина по месту его жительства или по месту пребывания в уполномоченный орган исполнительной власти запрос, содержащий информацию о пенсионере.
Обмен информацией между территориальными органами Пенсионного фонда РФ и уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте РФ осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 10.01.2002 г. №1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", от 27.07.2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и от 27.07.2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных" с учетом использования международного стандарта SDMX в электронной форме (по каналам связи или на машинных носителях), на бумажном носителе.
Уполномоченный орган исполнительной власти в субъекте РФ в дополнение к информации, указанной в запросе, формирует на каждого гражданина информацию о:
дате определения и размерах денежных выплат мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъекта РФ (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно);
дате определения и денежных эквивалентах мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ в натуральной форме по оплате пользования телефоном или денежной компенсации указанных расходов;
дате определения и денежных эквивалентах мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ, в натуральной форме по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, или денежной компенсации указанных расходов;
дате определения и денежном эквиваленте мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ в натуральной форме по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного) или денежной компенсации указанных расходов.
При отсутствии сведений о гражданине, указанном в запросе, направляется соответствующая информация.
Расчет размера социальной доплаты к пенсии производился исходя из размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца на 01.12.2009 г., так как ведомости на выплату пенсии в следующем месяце формируются в конце текущего месяца.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца на 01.12.2009 г. составил 2881,07 рублей. Согласно файлам, предоставленным Управлением социальной защиты г.Раменского, денежный эквивалент мер социальной поддержки на 01.01.2010 г. в натуральной форме составил 0,00 рублей.
Таким образом, размер социальной доплаты на 01.01.2010 г. составил 4774-2881,07=1892,93 рубля.
Согласно файлам, предоставленным Управлением социальной защиты г.Раменского, денежный эквивалент мер социальной поддержки на 01.02.2010 г., 01.03.2010 г. в натуральной форме составил 0,00 рублей.
Таким образом, размер социальной доплаты к пенсии в феврале и марте 2010 года составил"4774-2881,07=1892,93 рубля.
С 01.04.2010 г. произведена индексация трудовых пенсий, на основании Постановления Правительства РФ от 18.03.2010 г. №167 и размер пенсии ФИО3 с 01.04.2010 г. составил 3062,57 рубля.
Согласно файлам, предоставленным Управлением социальной защиты г.Раменское, денежный эквивалент мер социальной поддержки на 01.04.2010 г. в натуральной форме составил 0,00 рублей.
Таким образом, размер социальной доплаты к пенсии в апреле 2010 г. составил 4774-3062,57=1711,43 рублей.
В соответствии с пенсионным законодательством в апреле 2010 г. произведена валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица с 01.01.2010 г., исчисленного при оценке его прав и размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца стал 3081,91 рубль.
Также произведено изменение распоряжения об индексации трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с изменением размера пенсии на 01.01.2010 г. Таким образом, размер пенсии на 01.01.2010 г. составил 3081,91 рубль, а с 01.04.2010 г. - 3276,07 рублей. Разница размера пенсии выплаченного фактически в январе, феврале, марте, апреле - 2010 г. и размера пенсии положенного в январе, феврале, марте и апреле, была выплачена в мае 2010 г.
Согласно файлам, предоставленным Управлением социальной защиты г.Бронницы, денежный эквивалент мер социальной поддержки на 01.05.2010 г., на 01.06.2010 г. в натуральной форме составил 0,00 рублей.
Расчет размера доплаты ФСД производится программным комплексом АРМ НВП в соответствии с подгружаемыми файлами, переданными Управлением социальной защиты г.Раменского.
Таким образом, размер федеральной социальной доплаты в мае, июне 2010 г. составил 953,43 рубля.
Социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ч.4 ст.23 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии.
Сообщение о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии, пенсионер должен сделать в устной и письменной форме территориальному органу Пенсионного фонда, который осуществляет выплату трудовой пенсии.
Такие сведения могут быть получены не только от пенсионера, но и от компетентных органов. Поэтому орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, на основе поступившей информации вправе по своей инициативе выполнять действия о прекращении выплаты пенсии.
15.07.2010 г.Управлением сделан запрос в учебное заведение об учебе ответчика. 20.09.2010 г. поступила справка от 10.09.2010 г. № 585 о том, что ответчица с 01.10.2007 г. отчислена из учебного заведения.
Таким образом, в период с 01.10.2007 г. по 30.06.2010 г. образовалась переплата трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 77767,85 рублей.
21.07.2011 г. сформирована выписка из лицевого счета, сформированная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета на ФИО3 Выписка формируется по страховому номеру индивидуального лицевого счета.
Выписка из лицевого счета сформировалась на имя ФИО2 (свидетельство о браке в материалах пенсионного дела отсутствует).
Согласно выписке с 28.05.2009 г. по 30.06.2010 г. производилась уплата страховых взносов. Также в выписке имеются сведения о стаже за период с 28.05.2009 г. по 30.06.2010 г. в ООО "Берингов Пролив".
Таким образом, образовалась переплата федеральной социальной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9297,08 рублей.
ФИО4 неоднократно направлялись уведомления с приглашением в Управление для добровольного погашения образовавшейся переплаты социальной доплаты. Однако письма возвращались обратно за истечением срока хранения.
До настоящего времени излишне полученная сумма пенсии и федеральной социальной доплаты не возвращена.
По сообщению Управления по Московской области межрайонного отдела ФМС в городском поселении Раменское от 16.03.2001 г. ФИО2 проживает по адресу: .
В соответствии с ч.12 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ удержания излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.
Часть 3 ст.25 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, устанавливает ответственность пенсионера, предусматривая, что в случаях невыполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, указанных в ч.1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Поскольку обязанность уведомления не исполнена пенсионером, ущерб возник в связи с выплатой излишних сумм именно физическому лицу, возмещение ущерба должно производиться в первую очередь за счет пенсионера (ст.1102 Гражданского кодекса РФ).
При распределении судебных расходов суд применяет правила ст.98 ГПК РФ, п.3 ч.1 ст.333.40, ст.333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с ФИО2 в пользу Управления Пенсионного фонда РФ №15 по г.Москве и Московской области (ГУ) 77767 (семьдесят семь тысяч семьсот шестьдесят семь) рублей 85 копеек излишне полученной суммы пенсии, 9297 (девять тысяч двести девяносто семь) рублей 08 копеек - федеральной доплаты, 2811 (две тысячи восемьсот одиннадцать) рублей 95 копеек - судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
Вернуть из федерального бюджета Управлению Пенсионного фонда РФ №15 по г.Москве и Московской области (ГУ) 670 (шестьсот семьдесят) рублей 65 копеек излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 08.02.2012 г.
Председательствующий