ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 03.03.2010 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Уфа 3 марта 2010 года.

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего – Касимовой З.Ш.,

при секретаре – Сосновцевой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО 1 о признании незаконным заключения Квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан от ... года и отмене данного заключения,

У С Т А Н О В И Л :

  Заключением Квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан (далее по тексту – ККС РБ) от ... года на должность председателя ... суда Республики Башкортостан рекомендован ФИО 2.

ККС РБ не нашла возможным рекомендовать других претендентов на указанную должность: ФИО 3, ФИО 1, поскольку за них проголосовало менее 11 членов коллегии, т.е. не более половины.

ФИО 1 обратилась в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании данного заключения ККС РБ незаконным и его отмене. В заявлении сказано, что ККС РБ обязана в течение одного месяца со дня окончания приёма документов для участия в конкурсе, назначить время проведения конкурса. Последним днём приёма документов был ... года. ФИО 1 и ФИО 3 подали соответствующие заявления в ККС РБ, но они остались без внимания. Вопрос о рекомендации кандидатов на замещение должности председателя ... суда Республики Башкортостан ККС РБ не рассматривался в течение 5 месяцев, т.е. конкурс не проводился. Вместе с тем, ККС РБ в средствах массовой информации повторно было опубликовано объявление об открытии вакансии председателя ... суда РБ. После данного объявления единственным кандидатом, изъявившим желание подать заявление в ККС РБ, стал судья ... суда РБ – ФИО 2

Заявительница считает, что указанные факты являются существенным нарушением установленного порядка отбора претендентов на должность председателя районного суда.

В судебном заседании ФИО 1 свои требования поддержала, подчеркнув, что она оспаривает заключение ККС РБ от ... года, только в связи с повторным объявлением конкурса. Она не оспаривает это заключение по другим основаниям, связанным с процедурой проведения конкурса, а также по существу принятого решения.

ККС РБ, представив возражения по заявленным требованиям, просила рассмотреть дело без её участия.

В письменных возражениях ККС РБ указала, что с требованиями ФИО 1 не согласна, т.к. нового объявления конкурса не было, а имело место продление конкурса с целью привлечения большего количества претендентов для участия в конкурсе. Права ФИО 1 не нарушены, т.к. она принимала участие в конкурсе, присутствовала на заседании квалификационной коллегии. При вынесении заключения ККС РБ учла уровень профессиональной подготовки, возраст, стаж, опыт и результаты судейской работы кандидатов, в том числе и работы ФИО 1 за период осуществления ею полномочий судьи, её деловые и моральные качества.

Другие заинтересованные лица в суд не явились, будучи извещёнными о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. ФИО 2 подал письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, на предварительном судебном заседании выразил несогласие с доводами ФИО 1 и просил её заявление оставить без удовлетворения. ФИО 3, работающий судьёй ... суда Республики Башкортостан, направил факсом из этого суда заявление о рассмотрении дела без его участия и также просил отклонить заявление ФИО 1

Изучив материалы дела, выслушав ФИО 1, проверив обоснованность заявленных ею требований, Верховный суд Республики Башкортостан пришёл к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 года № 3132-1 (в редакции от 28.11.2009 года) председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

В пункте 12 этой статьи определены сроки, не позднее которых соответствующая ККС обязана объявить об открытии вакансии в средствах массовой информации: не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц – не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии.

Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности председателя, заместителя председателя суда, а также порядок рассмотрения заявлений претендентов на указанные должности регламентирован главой III «Производство в квалификационных коллегиях судей» (ст.ст. 21-26) Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ и детализирован Положением о порядке работы ККС, утв. Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22.03.2007года (далее по тексту – Положение о порядке работы ККС).

В соответствии с п.2 ст. 21 названного Положения Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации объявляет об открытии вакантной должности председателя районного суда, а также судьи, не указанного в пункте первом настоящей статьи, в периодическом печатном издании субъекта Российской Федерации, радио-, теле, видеопрограмме, кинохроникальной программе, либо с использованием иной формы периодического распространения массовой информации, а также может дать объявление в «Российскую газету».

Статьёй 22 Положения о порядке работы ККС определён единый порядок рассмотрения заявления претендента на вакантную должность судьи, председателя, заместителя председателя суда.

Согласно этой статье при рассмотрении заявлений нескольких лиц, претендующих на одну вакантную должность судьи, они заслушиваются поочередно; в заключении указывается о принятом решении в отношении каждого из них; в заключении о рекомендации претендента на судейскую должность указываются, в том числе, дата и место его принятия, состав коллегии и данные о секретариате, сведения о времени объявления конкурса в средствах массовой информации, анкетные данные, сведения о трудовой деятельности, деловых и личных качествах, а также иные сведения, которые имеют значение для решения вопроса о назначении кандидата на судейскую должность.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ (в ред. от 28.11.2009 года) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 30-ФЗ) квалификационная коллегия судей правомочна принять решение, если на её заседании присутствует более половины членов квалификационной коллегии судей. Решение считается принятым, если за него проголосовали более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

Из статьи 11 этого закона следует, что ККС должна состоять из 21 члена.

Из представленных ККС РБ материалов следует, что все требования, содержащиеся в приведённых нормах федерального законодательства, о порядке отбора претендентов на должность председателя районного суда, ККС РБ соблюдены.

Согласно протоколу заседания ККС РБ от ... года на нём из 21 члена ККС РБ присутствовало 20 членов, голосование происходило в отсутствие кандидатов (п.2 ст. 23 ФЗ № 30-ФЗ).

Из заключения ККС РБ от ... года следует, что все три претендента на должность председателя ... суда, в том числе и ФИО 1, заслушивались поочерёдно; принято решение о рекомендации ФИО 2 на должность председателя этого суда и говорится, что ККС РБ не считает возможным рекомендовать на указанную должность ФИО 3 и ФИО 1, при этом принято во внимание: стаж и результаты работы, уровень профессиональной подготовки, деловые, моральные качества кандидатов и результаты голосования; за ФИО 1 проголосовало менее 11 членов коллегии, т.е. не более половины.

В заключении ККС РБ указана дата и место его принятия, состав коллегии, секретарь, приводятся анкетные данные кандидатов, сведения о трудовой деятельности, деловых и личных качествах.

В заключении ККС РБ говорится о публикации объявлений в газете «Республика Башкортостан» от ... года об открытии вакансии должности председателя ... суда РБ и от ... года ... о продлении конкурса на должность председателя ... суда РБ, т.е. в нём отмечено время объявления конкурса в средствах массовой информации и его продления.

Оспаривая действия ККС РБ об объявлении конкурса на замещение должности председателя ... суда Республики Башкортостан, ФИО 1 утверждает, что заявления, поданные ею и судьёй ... суда Республики Башкортостан ФИО 3 после первого объявления конкурса, оставлены ККС РБ без внимания, вопрос о рекомендации кандидатов на замещение должности председателя ... суда Республики Башкортостан ККС РБ не рассматривался, то есть конкурс не проводился. Вместе с тем она не согласна с повторной публикацией объявления об открытии вакансии председателя ... суда Республики Башкортостан.

Проверив эти аргументы заявительницы, Верховный суд Республики Башкортостан считает, что нарушения действующего законодательства, регламентирующего процедуру рассмотрения вопроса о даче рекомендации на замещение должности председателя суда ККС РБ, не допущены.

... года за ... в ККС РБ поступила заявка председателя Верховного суда Республики Башкортостан об открытии вакансии должности председателя ... суда Республики Башкортостан. ... года в газету «Республика Башкортостан» председателем ККС РБ направлено объявление об открытии двух вакансий на должность судьи Верховного суда республики и председателя ... суда Республики Башкортостан. Это объявление было опубликовано ... в ... газеты.

... года в ... этой же газеты опубликовано объявление о продлении конкурса на замещении должности председателя ... суда.

В объявлениях указано время и место приёма заявлений от претендентов на должность судьи, а также время и место рассмотрения поступивших заявлений.

После первой публикации (... года) заседания ККС РБ по рассматриваемому вопросу не проводилось, какое-либо заключение о даче рекомендации на указанную должность лицам, подавшим в установленный срок заявления, не выносилось.

Заседание ККС РБ состоялось ... года после объявления о продлении конкурса (... года). На нём рассматривались все кандидатуры, подавшие заявления с их непосредственным участием, в том числе и кандидатура ФИО 1, что ею не отрицается, подтверждается протоколом заседания от ... года, заключением ККС РБ и другими материалами дела. Заключение было дано по каждой кандидатуре, в том числе и по кандидатуре заявительницы.

Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что в данном случае имело место продление конкурса, о чём прямо указано в объявлении от ... года.

Какого – либо запрета продления конкурса на замещение вакантной должности председателя суда, действующее законодательство не содержит.

Конституционный Суд Российской Федерации в своём определении от 12 июля 2006 года № 263 –О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 и абзаца третьего пункта 8 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» утверждал, что введение законодателем конкурсного порядка отбора квалификационными коллегиями судей кандидатов на должность судьи для последующего внесения представлений Президенту Российской Федерации, придание вынесенному по итогам конкурса положительному решению, несмотря на его рекомендательный характер, значения обязательного условия, без которого невозможно принятие дискреционных решений о назначении судьи уполномоченными органами (Президентом Российской Федерации или Советом Федерации), обусловлено как конституционно-правовым статусом судей, так и основными задачами органов судейского сообщества, включающими их участие в кадровом обеспечении судебной деятельности (статья 4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»).

Принимая во внимание это разъяснение Конституционного Суда Российской Федерации о предназначении конкурсного порядка отбора квалификационными коллегиями судей кандидатов на судейскую должность, Верховный суд Республики Башкортостан считает, что продление конкурса на замещение вакантной должности, направленное на привлечение как можно большего количества кандидатов на замещение этой ответственной должности, не только не является нарушением норм действующего законодательства, регламентирующих процедуру назначения на эту должность, но и оправданно высоким конституционно-правовым статусом судей (особенно руководителя суда) и степенью важности задачи квалификационной коллегии судей, как органа судейского сообщества, её участия в кадровом обеспечении судебной деятельности.

Исходя из предназначения (цели) конкурсного отбора претендентов на судейские должности (в данном случае – председателя суда) продление конкурса не может повлечь нарушение чьих-либо прав, поскольку все кандидаты (подавшие заявления после первого объявления конкурса, а также после объявления о продлении конкурса) на равных условиях приняли участие в конкурсе, без какого - либо ограничения и предпочтения в зависимости от времени подачи заявления на участие в конкурсе.

Таким образом, принимая во внимание, что оспариваемое заключение ККС РБ принято в соответствии с законом, в пределах полномочий и не нарушает права ФИО 1, её заявление об отмене этого заключения не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Верховный суд Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО 1 о признании незаконным заключения Квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан от ... года и отмене данного заключения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий - З.Ш. Касимова.