ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 03.04.2012 Свердловского областного суда (Свердловская область)

                                                                                    Свердловский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Мотивированное решение изготовлено 03 апреля 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2012 года

Свердловский областной суд в составе:

судьи Соболевой Т. Е.,

с участием прокурора Дубовских Т. В.,

при секретаре Гребенщиковой Н. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными и отмене в части постановления Избирательной комиссии Свердловской области от 08 декабря 2011 года № 32/212 «О заявлениях Ж и ФИО1 в Избирательную комиссию Свердловской области» и постановления Избирательной комиссии Свердловской области от 13 декабря 2011 года № 33/214 «О передаче мандатов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области кандидатам в депутаты, состоящим в зарегистрированном списке кандидатов, выдвинутом избирательным объединением «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»,

У С Т А Н О В И Л:

04 декабря 2011 года состоялись досрочные выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области. Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 07 декабря 2011 года № 31/208 «О результатах досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области по единому избирательному округу» были признаны избранными депутатами Законодательного Собрания Свердловской области кандидаты из списка кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, которые были допущены к распределению депутатских мандатов, в том числе ФИО1 от избирательного объединения «Свердловское отделение ЛДПР».

08 декабря 2011 года Избирательной комиссией Свердловской области было принято постановление № 32/212 «О заявлениях Ж и ФИО1 в Избирательную комиссию Свердловской области».

13 декабря 2011 года Избирательной комиссией Свердловской области было принято постановление № 33/214 «О передаче мандатов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области кандидатам в депутаты, состоящим в зарегистрированном списке кандидатов, выдвинутом избирательным объединением «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России».

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Избирательной комиссии от 08 декабря 2011 года № 32/212 в части отмены решения о признании ФИО1 избранным депутатом Законодательного Собрания Свердловской области по зарегистрированному списку кандидатов, выдвинутому избирательным объединением «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», отмене постановления Избирательной комиссии Свердловской области от 13 декабря 2011 года № 33/214 в части передачи депутатского мандата с учетом очередности и распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, выдвинутого избирательным объединением «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», ФИО2.

В обоснование заявления указал, что в нарушение статьи 95 Избирательного кодекса Свердловской области Избирательная комиссия Свердловской области не известила его в течение суток со дня принятия решения об избрании депутатом, заявление об отказе от получения депутатского мандата он в Избирательную комиссию Свердловской области не подавал и никому не поручал это сделать, это заявление без подписи и даты было написано им в конце сентября 2011 года вместе с заявлением о согласии баллотироваться в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области. Уполномоченный представитель избирательного объединения К, которой были представлены все документы в Избирательную комиссию Свердловской области, не обладала такими полномочиями. Кроме того, Избирательная комиссия Свердловской области не усомнилась в волеизъявлении избранного кандидата ФИО1 при приеме его заявления, чем были нарушены его избирательные права.

Представитель Избирательной комиссии Свердловской области в судебном заседании заявление не признал и пояснил, что письмом от 06 декабря 2011 года № 58/80 Избирательная комиссия Свердловской области уведомила избирательное объединение «Свердловское отделение ЛДПР» о том, что 4 кандидата из выдвинутого им списка кандидатов могут получить депутатские мандаты в Законодательном Собрании Свердловской области, включая ФИО1, и указала, что кандидаты, признанные избранными депутатами, могут представить заявления о выбытии из списка кандидатов с целью передачи депутатского мандата следующему кандидату в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального отделения политической партии вправе предложить кандидатуры с соблюдением пункта 2 статьи 95 Избирательного кодекса Свердловской области. 07 декабря 2011 года в Избирательную комиссию Свердловской области было представлено письмо от Свердловского регионального отделения ЛДПР, подписанное уполномоченным представителем К, с приложением собственноручно написанного заявления ФИО1 в Избирательную комиссию Свердловской области об отказе от депутатского мандата и протокола заседания Координационного Совета Свердловского регионального отделения ЛДПР от 07 декабря 2011 года с решением о передаче депутатского мандата кандидата ФИО1 в связи с письменными отказами от получения мандата кандидатов Р и С, включенных в ту же группу, кандидату из списка ФИО2. В связи с возникшими вопросами о соответствии Уставу ЛДПР и позиции вышестоящих партийных органов решения Координационного Совета Свердловского регионального отделения ЛДПР от 07 декабря 2011 года, Избирательной комиссией Свердловской области 08 декабря 2011 года было принято постановление № 32/212, которым заявления Ж и ФИО1 были удовлетворены. Какие-либо обращения в избирательную комиссию, ставящие под сомнение волеизъявление заявителя, не поступали. Уполномоченному представителю по финансовым вопросам К, зарегистрированной постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 15 октября 2011 года № 20/126, предоставлено право представления интересов избирательного объединения во всех органах и организация решением 41 конференции Свердловского регионального отделения ЛДПР и нотариально удостоверенной доверенностью. 09 декабря 2011 года в Избирательную комиссию Свердловской области дополнительно поступил протокол заседания Координационного Совета Свердловского регионального отделения ЛДПР от 09 декабря 2011 года с принятым решением о передаче мандата выбывшего кандидата ФИО1 кандидату ФИО2 и решение Высшего Совета Либерально-демократической партии Росси (ЛДПР) от 09 декабря 2011 года № 577 в/с о его согласовании. С учетом решения уполномоченного органа регионального отделения политической партии ЛДПР Избирательная комиссия Свердловской области на основании пунктов 2, 3 статьи 95, пункта 2 статьи 96 Избирательного кодекса Свердловской области 13 декабря 2011 года приняла постановление № 33/214. Все постановления Избирательной комиссии Свердловской области были официально размещены на сайте и опубликованы в «Областной газете», являющейся официальным средством массовой информации.

Заинтересованное лицо ФИО2 В. в судебном заседании заявление не признал, указывая на необоснованность доводов ФИО1.

Представитель заинтересованного лица Свердловского регионального отделения «Либерально-демократической партии России» в судебное заседание не явился, представил в суд письменные возражения на заявления, опровергая доводы ФИО1, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, выслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 95 Избирательного кодекса Свердловской области избирательная комиссия, организующая соответствующие выборы, на основании протокола о результатах выборов в избирательном округе принимает решение о признании кандидата избранным и извещает его об этом в течение суток со дня принятия указанного решения (пункт 1).

В случае выбытия кандидата, включенного в территориальную группу кандидатов списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Свердловской области, на основании письменного заявления кандидата, поданного в Избирательную комиссию Свердловской области после определения результатов выборов, депутатский мандат передается в порядке, указанном в пункте 2 статьи 96 настоящего Кодекса (пункт 2).

В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей (пункт 3).

В соответствии с пунктом 2 статьи 96 Избирательного кодекса Свердловской области в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Свердловской области, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального отделения политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата депутата Законодательного Собрания Свердловской области кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, указанная кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту территориальную группу кандидатов (в общеобластную часть списка кандидатов), что и депутат Законодательного Собрания Свердловской области, чьи полномочия прекращены досрочно. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в случае, если в соответствующей территориальной группе кандидатов (в общеобластной части списка кандидатов) остались только зарегистрированные кандидаты, замещающие депутатские мандаты депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, и (или) зарегистрированные кандидаты, не замещающие депутатских мандатов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области и письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального отделения политической партии о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган регионального отделения политической партии вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной территориальной группы кандидатов (из общеобластной части списка кандидатов).

В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения вакантного депутатского мандата депутата Законодательного Собрания Свердловской области может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия Законодательным Собранием Свердловской области решения о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Свердловской области. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, Избирательная комиссия Свердловской области передает вакантный депутатский мандат депутата Законодательного Собрания Свердловской области зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом регионального отделения политической партии.

В судебном заседании было установлено, что 06 декабря 2011 года Избирательной комиссией Свердловской области в адрес координатора Свердловского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» У, назначенного руководителем избирательного объединения решением 41 конференции избирательного объединения от 01 октября 2011 года, было направлено уведомление № 58/80 о том, что избирательное объединение примет участие в распределении 4 депутатских мандатов в Законодательном Собрании Свердловской области, из списка кандидатов избранными будут кандидаты Ж, З, Р, ФИО1. Предложено не позднее 07 декабря 2011 года представить от указанных граждан документы о сложении полномочий, несовместимых со статусом депутата Законодательного Собрания Свердловской области, либо заявления о выбытии из списка кандидатов с целью передачи депутатского мандата следующему кандидату в состав списка кандидатов, при этом коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального отделения политической партии вправе предложить кандидатуру из того же списка кандидатов с соблюдением пункта 2 статьи 95 Избирательного кодекса Свердловской области.

В данном случае является надлежащим и достаточным уведомление Избирательной комиссией Свердловской области избирательного объединения «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», как субъекта избирательных правоотношений, выдвинувшего в порядке статьи 47 Избирательного кодекса Свердловской области список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по единому избирательному округу, который был зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 27 октября 2011 года № 22/138. При этом, в силу положений пункта 11 статьи 47 Избирательного кодекса Свердловской области указанные документы в соответствующую избирательную комиссию представляются уполномоченным представителем избирательного объединения.

Кроме того, пункт 1 статьи 93 Избирательного кодекса Свердловской области предусматривает, что избирательная комиссия представляет для ознакомления итоги голосования, результаты выборов доверенным лицам избирательных объединений.

Пункт 6 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункт 1 статьи 95 Избирательного кодекса Свердловской области не устанавливают формы и порядок извещения кандидата о его избрании. Вместе с тем, кроме извещения избирательного объединения, в списке которого зарегистрирован кандидат, суд полагает, что одним из способов такого извещения является опубликование результатов выборов в официальных средствах массовой информации, поскольку подобное опубликование является доведением результатов выборов до всеобщего сведения, включая избранного кандидата, чем в данном случае является опубликование в «Областной газете» от 09 декабря 2011 года № 465-466, которая в силу положений статьи 103 Закона Свердловской области «О правовых актах в Свердловской области» является источником официального опубликования, а также размещение сведений об итогах голосования и результатов выборов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как это предусмотрено статьей 93 Избирательного кодекса Свердловской области. В силу положений статей 2, 12 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» предназначена для передачи по линиям связи информации (сведений, сообщений, данных), относится к сфере применения информационных технологий, которое предусматривает государственное регулирование.

Таким образом, суд находит необоснованными доводы заявителя о нарушении Избирательной комиссией Свердловской области положения пункта 1 статьи 95 Избирательного кодекса Свердловской области.

Кроме того, являются необоснованными доводы заявителя об отсутствии права у уполномоченного представителя избирательного объединения К на представление документов в Избирательную комиссию Свердловской области.

В силу положений пункта 2 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и аналогичных положений пункта 2 статьи 55 Избирательного кодекса Свердловской области в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов от имени кандидатов вправе выступать уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Избирательного кодекса Свердловской области избирательное объединение назначает лиц, уполномоченных представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах, включая финансовые вопросы, а также в целях представления документов в избирательные комиссии.

В судебном заседании было установлено, что 07 декабря 2011 года согласно уведомлению Избирательной комиссии Свердловской области от 06 декабря 2011 года № 58/80 об итогах голосования уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» К в Избирательную комиссию Свердловской области были представлены личное заявление кандидата ФИО1 об отказе от мандата от 06 декабря 2011 года, личные заявления кандидатов Р от 06 декабря 2011 года, С от 07 декабря 2011 года об отказе от замещения вакантного мандата и решение Координационного Совета Свердловского регионального отделения ЛДПР от 07 декабря 2011 года о передаче депутатского мандата кандидату ФИО2. Полномочия К на право представления интересов избирательного объединения и, следовательно, кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов, не вызывают у суда сомнения и подтверждаются протоколом 41 конференции избирательного объединения «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» от 01 октября 2011 года, нотариально удостоверенной доверенностью от 06 октября 2011 года, постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 15 октября 2011 года № 20/126 «О регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России». Кроме того, указанные обстоятельства были подтверждены объяснениями К, допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля.

Избирательной комиссией Свердловской области были рассмотрены представленные документы, в том числе собственноручно написанное заявление ФИО1, авторство которого не вызывает сомнения, и на основании пунктов 2, 3 статьи 95 Избирательного кодекса Свердловской области принято постановление от 08 декабря 2011 года № 32/212 «О заявлениях Ж и ФИО1 в Избирательную комиссию Свердловской области», которое также было официально опубликовано в средстве массовой информации «Областная газета» от 09 декабря 2011 года № 465-466 и размещено на официальном сайте Избирательной комиссии Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью доведения до сведения всех заинтересованных лиц. В избирательную комиссию не поступали какие-либо обращения, ставящие под сомнение волеизъявление ФИО1, выраженное в его письменном заявлении от 06 декабря 2011 года.

В судебном заседании ФИО1 подтвердил факт собственноручного написания заявления об отказе от мандата депутата Законодательного Собрания Свердловской области и пояснил, что заявление было написано им лично, без какого-либо принуждения или давления с чьей-либо стороны, а также сдано им лично в Координационный Совет Свердловского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России». Доводы заявителя о том, что заявление он не подписывал и дату на заявлении не ставил, суд находит несостоятельными, поскольку факт собственноручного написания заявления он не оспаривает, заявление было сдано им лично, принято от него членами Координационного Совета, волеизъявление об отказе от мандата депутата со ссылкой на статью 95 Избирательного кодекса Свердловской области в заявлении четко обозначено. ФИО1, баллотируясь на замещение должности депутата Законодательного Собрания Свердловской области, должен был осознавать последствия написанного им заявления, впоследствии он не обращался в Координационный Совет Свердловского регионального отделения ЛДПР и в Избирательную комиссию Свердловской области с заявлением об отзыве поданного им заявления.

Кроме того, ФИО1 не выполнил обязанность, предусмотренную пунктом 3 статьи 95 Избирательного кодекса Свердловской области, поскольку в установленный срок не представил документы об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, о прекращении указанной деятельности он указывал в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от 01 октября 2011 года, что в силу пункта 3-1 статьи 95 Избирательного кодекса Свердловской области является основанием для передачи депутатского мандата кандидата, избранного депутатом в составе списка кандидатов. Указанное обстоятельство также подтверждает волеизъявление ФИО1 об отказе от мандата, выраженное в его письменном заявлении, и отсутствие намерения на его получение. В противном случае ФИО1 должен был выполнить предусмотренную законом обязанность, подтвердив таким образом свое намерение на получение депутатского мандата, что им также сделано не было.

Кроме того, указанное заявление ФИО1 являлось предметом рассмотрения на заседании Координационного Совета Свердловского регионального отделения ЛДПР, который в силу пунктов 6.5, 6.10 Устава Политической партии «Либерально-демократическая партия России» является руководящим органом регионального отделения политической партии и принимает решение о предложении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата законодательного (представительного) органа государственной власти, 07 декабря 2011 года, на котором присутствовали 7 членов, подписавших протокол с принятым решением. На заседании Координационного Совета Свердловского регионального отделения ЛДПР от 09 декабря 2011 года, на котором присутствовали 8 членов, подписавших протокол, было принято аналогичное решение в части передачи депутатского мандата в связи с выбытием кандидатов, в том числе ФИО1.

Принятое решение от 09 декабря 2011 года в соответствии с подпунктом «к» пункта 6.10 Устава Политической партии «Либерально-демократическая партия России» было согласовано Высшим Советом Либерально-демократической партии России (ЛДПР) на заседании 09 декабря 2011 года, на котором присутствовало 5 членов, с принятием решения от 09 декабря 2011 года № 577 в/с, подписанного руководителем Л.

Указанные решения руководящего органа политической партии и ее регионального отделения являются действующими, не отменены в установленном порядке, Избирательная комиссия Свердловской области не обладает полномочиями по изменению принятых политической партией решений.

На основании представленных документов, Избирательной комиссией Свердловской области в силу пунктов 2, 3 статьи 95 и пункта 2 статьи 96 Избирательного кодекса Свердловской области 13 декабря 2011 года было принято постановление № 33/214 «О передаче мандатов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области кандидатам в депутаты, состоящим в зарегистрированном списке кандидатов, выдвинутом избирательным объединением «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России». Указанное постановление было официально опубликовано в средстве массовой информации «Областная газета» от 14 декабря 2011 года № 471 (6024) и размещено на официальном сайте Избирательной комиссии Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью доведения до сведения всех заинтересованных лиц.

Ссылка заявителя на приложение № 26 к Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03.08.2011 № 23/234-6 является несостоятельной, поскольку указанное постановление регулирует правоотношения о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Вместе с тем, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательный кодекс Свердловской области не содержат обязательную форму заявления кандидата и необходимость его заверения представителем политической партии. Кроме того, Избирательный кодекс Свердловской области не содержит требований о предоставлении заявления лично кандидатом, включенным в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением.

Также не подлежат применению в данном случае положения Гражданского кодекса Российской Федерации, который регулирует отношения, предусмотренные статьей 2 Кодекса, и не входит в законодательство о выборах, предусмотренное пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, оценив в совокупности все доказательства, собранные по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований для отмены оспариваемых в части постановлений Избирательной комиссии Свердловской области не имеется, поскольку они приняты компетентной избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, соответствуют требованиям федерального и областного законодательства и не нарушают избирательные права заявителя.

Руководствуясь статьями 194, 196, 198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконными и отмене в части постановления Избирательной комиссии Свердловской области от 08 декабря 2011 года № 32/212 «О заявлениях Ж и ФИО1 в Избирательную комиссию Свердловской области» и постановления Избирательной комиссии Свердловской области от 13 декабря 2011 года № 33/214 «О передаче мандатов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области кандидатам в депутаты, состоящим в зарегистрированном списке кандидатов, выдвинутом избирательным объединением «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья Т. Е. Соболева