ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 03.05.2011 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

                                                                                    Корсаковский городской суд Сахалинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Корсаковский городской суд Сахалинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 мая 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,

при секретаре А.Н. Андреевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора к ООО «Лидер-Строй» о возложении обязанности по демонтажу фасада,

УСТАНОВИЛ:

Корсаковский городской прокурор обратился в суд с иском, в котором указал, что 24 ноября 2009 года между отделом капитального строительства администрации МО Корсаковский городской округ и ООО «Лидер-Строй» заключен муниципальный контракт № на выполнение подрядных работ по объекту «МУ «Корсаковский историко-краеведческий музей». Капитальный ремонт фасада и помещений».

Согласно данного контракта подрядчик обязался выполнить монтаж вентилируемой фасадной системы с облицовкой плитами «», однако в ходе работ фактически были применены алюминиевые композитные панели торговых марок ZWM, согласование об изменении существенных условий контракта, а именно о замене алюминиевых панелей в прокуратуру в ходе проверки не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 4, частью 1 ст. 3, п. 4 ст. 52, частями 1, 2 ст. 51, ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на проведение работ капитального характера требуется получение разрешения, в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ для проведения работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, необходимо составление проектной документации.

Навесная фасадная система представляет собой сложную инженерную конструкцию, функционирующую совместно с несущими конструкциями самого здания. Установка вентилируемой фасадной системы на объект капитального строительства предусматривает влияние на конструктивные и иные характеристики его надежности и безопасности, поскольку в результате монтажа такой системы изменяется объем объекта капитального строительства, его вес, давление на ограждающие и несущие конструкции (стены), на которые крепится фасадная система, давление на фундаменты и на грунтовое основание под фундаментами здания. Оказывается влияние на пожаростойкость наружных стен и на пожаростойкость всего объекта, на теплотехнические свойства наружных стен. Изменяется комфортность нахождения персонала на рабочих местах, изменяется архитектурный облик здания.

Из изложенного следует, что для проведения работ по капитальному ремонту по монтажу вентилируемой фасадной системы на фасаде историко-краеведческого музея заказчиком работ (отделом капитального строительства администрации Корсаковского городского округа) должна была быть разработана в установленном порядке документация и получено разрешение на капитальный ремонт объекта капитального строительства.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой, проектная документация и разрешение на капитальный ремонт не представлены.

Нормами ФЗ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрены определенные требования к проектной документации, обеспечивающие безопасность здания или сооружения.

Наличие проектной документации работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства обеспечивает безопасность при проведении таких работ, а также при дальнейшей эксплуатации такого объекта.

Отсутствие документа (проектной документации), предусматривающего мероприятия по безопасности проведения работ по устройству навесной фасадной системы на здании историко-краеведческого музея, а также являющегося обязательным условием для его последующей эксплуатации, ставит под сомнение надежность возводимой конструкции и её безопасность для сохранности здания, надежности его несущих конструкций, жизни и здоровья работников и посетителей музея.

Кроме того, в соответствии с п. 12 Правил пожарной безопасности в РФ, принятых в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» и ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной безопасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Из изложенного следует, что надежность и безопасность навесной вентилируемой фасадной системы на фронтоне, карнизах, откосах и цоколе здания историко-краеведческого музея для самого здания, его несущих конструкций, а также для жизни и здоровья работников и посетителей музея в нарушение требований Правил не подтверждена соответствующими документами.

Нарушение ООО «Лидер-Строй» установленных федеральным законодательством требований пожарной безопасности является нарушением условий, гарантирующих безопасность граждан от пожаров, и, как следствие – нарушение прав граждан.

Поскольку эксплуатация указанного объекта может создать угрозу жизни и здоровью граждан (так как отсутствуют сведения о его технической надежности и безопасности), что влечет нарушение их конституционных прав, то одним из путей защиты гражданских прав может являться пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, что возможно только путем демонтажа вентилируемой фасадной системы.

Прокурор просит возложить на ООО «Лидер-Строй» обязанность произвести демонтаж вентилируемых навесных фасадных систем (включая фронтон, карнизы, откосы и цоколь), смонтированных во исполнение муниципального контракта от 24.11.2009 года №.

Прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал.

Представитель ООО «Лидер-Строй» ФИО1 в судебном заседании с иском не согласился, указал, что техническая документация на фасадные системы имеется, она подтверждает безопасность фасадных систем, в том числе пожарную безопасность используемых при проведении работ материалов, не согласен с тем, что на данный вид работ было необходимо составлять проектную документацию.

Представитель отдела капитального строительства администрации МО Корсаковский городской округ ФИО2 в судебном заседании с иском не согласился, представил письменные возражения, в которых указывает, что нормами Градостроительного кодекса РФ и Перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 31.12.2009 года № 624, не предусмотрено обязательное составление проектной документации ивыдача разрешения на строительство этого вида работ, считает, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих, что отсутствие проектной документации будет создана опасность причинения вреда в будущем, ссылается на заключение ООО «», в соответствии с которым выполненные работы соответствуют требованиям законодательства.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также - капитальный ремонт).

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

По смыслу приведенных норм выполнение работ по капитальному ремонту объектов, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства допустимо только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (п. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).

Работы, выполнение которых разрешено без получения такого допуска, не относятся к работам по капитальному ремонту, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 4 ст. 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минрегиона от 30.12.2009 года № 624, пункт 14.2 Перечня, с учетом примечания, устройство вентилируемых фасадов относится к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, но требующим допуска саморегулируемой организации лишь в случае выполнения работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, указанных в статье 48.1 ГрК РФ.

Выполнение работ по устройству вентилируемых фасадов на здании историко-краеведческого музея к этим видам работ не относится.

Таким образом, составление проектной документации, предусмотренной статьей 48 ГрК РФ, и получение разрешения, предусмотренного ст. 51 ГрК РФ для таких работ не требуется.

Согласно муниципального контракта № от 24 ноября 2009 года на основании результатов размещения муниципального заказа заключен настоящий муниципальный контракт между отделом капитального строительства администрации МО Корсаковский городской округ и ООО «Лидер-Строй» на выполнение капитального ремонта фасада и помещений Корсаковского историко-краеведческого музея стоимостью 1200916, 25 рубля.

Согласно дефектной ведомости, являющейся приложением к указанному договору ООО «Лидер-Строй» выполняет работы по ремонту стен фасада и монтажу вентилируемой фасадной системы с облицовкой плитами «» с устройством теплоизоляционного слоя (включая фронтон, карнизы, откосы и цоколь).

Применение при производстве этих работ плит «» не является существенным условием этого договора, так как в силу ст. ст. 432, 702, 740 ГК РФ конкретный вид материала, используемого при производстве строительных работ, не является существенным условием договора строительного подряда.

Согласно актам освидетельствования скрытых работ №№ 1, 2 от 28 ноября 2009 года, № 3 от 10 декабря 2009 года выполненные работы были осмотрены и приняты заказчиком, включая материалы, которые были использованы при их выполнении.

Согласно акту о приемке выполненных работ от 25.12.2009 года выполненные работы приняты заказчиком.

Ответчик представил Техническое свидетельство о пригодности новой продукции для применения в строительстве на территории Российской Федерации № от 25 декабря 2009 года, выданное на комплект изделий для устройства в зданиях и сооружениях навесных фасадных систем с воздушным зазором, состоящий из несущих кронштейнов и вертикальных направляющих из оцинкованной стали с окраской порошковыми эмалями горячего отверждения или коррозийной стали, теплоизоляционных изделий, при необходимости, с защитой мембраной, кассет из алюминиевых композитных материалов со скрытым креплением, деталей примыкания системы к строительному основанию и крепежных изделий, выданное Министерством регионального развития РФ.

Согласно заключения по технической оценке пригодности для применения в строительстве новой продукции ФГУ «ФЦС» от 15 декабря 2009 года, п. 5.1, конструкции навесной фасадной системы с воздушным зазором «» по настоящему техническому свидетельству пригодны для наружной облицовки и утепления стен зданий с учетом положений, изложенных в п. 5.2 – 5.8.

При составлении данного заключения использован Типовой альбом конструкций системы вентилируемых фасадов «ИСМ-Фасад» типа ИС-1АКП, представленный ответчиком как техническая документация, согласно которой были выполнены работы по установке фасадных систем.

Ответчиком представлен отчет по сертификационным испытаниям продукции «Алюминиевые композитные панели торговой марки ZWM тип FR», из которого видно, что материал, из которого фактически изготовлены фасадные системы, прошел испытания на пожарную безопасность.

На данный материал ответчиком представлено санитарно-эпидемиологическое заключение № ПЦ.01.527.П.002060.05.07 от 17.05.2007 года, согласно которому материал соответствует Сан ПиН 2.1.1.729-99 «Полимерные и полимеросодержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности» ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Ответчиком представлено техническое свидетельство о пригодности продукции для применения в строительстве на территории РФ № ТС-2253-08, выданное начальником Управления строительных программ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 30 мая 208 года на материал алюмокомпозитный ZWM тип FR, панели из него, в том числе кассеты.

Согласно представленному ответчиком сертификата соответствия № С-CN.ПБ 41.А.00062, выданному на срок с 29.05.2009 г. по 28.05.2010 г., алюминиевые композитные панели торговых марок ZWM тип FR соответствуют требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Как следует из заключения ООО «», имеющего свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, в том числе работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, в результате обследования вентилируемого фасада по объекту «МУ «Корсаковский историко-краеведческий музей», работы, произведенные ООО «Лидер-Строй» выполнены в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами, предусматривают мероприятия, обеспечивающие взрывопожаробезопасность при эксплуатации здания.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исходя из смысла статьи 1065 ГК РФ, удовлетворение исковых требований о прекращении деятельности возможно только при наличии достоверных данных о том, что эта деятельность создает опасность причинения вреда в будущем.

Доказательств того, что при возведении ООО «Лидер-Строй» фасада здания Корсаковского историко-краеведческого музея были допущены нарушения строительных норм и правил или правил пожарной безопасности, и, вследствие этого может быть причинен вред неопределенному кругу лиц, стороной истца суду не представлено.

Исковые требования прокурора основаны на предположениях о возможной опасности возведенной конструкции, которые базируются на отсутствии проектной документации.

Между тем, составление проектной документации согласно приведенных прокурором норм в данном случае не предусмотрено.

При этом, объективные данные о возведении указанной конструкции с нарушением установленных норм и правил, создающем угрозу со стороны возведенного объекта, отсутствуют.

Кроме того, следует учитывать, что возведенные фасадные системы выполнены на основании муниципального контракта за счет денежных средств муниципального бюджета, в связи с чем удовлетворение исковых требований прокурора противоречит общественным интересам.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворении иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Корсаковского городского прокурора к ООО «Лидер-Строй» о возложении обязанности по демонтажу вентилируемых навесных фасадных систем (включая фронтон, карнизы, откосы и цоколь), смонтированных во исполнение муниципального контракта от 24.11.2009 г. №, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Меркулова.

Решение вынесено в окончательной форме 10 мая 2011 года.