Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
2-5870-10 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Чебоксары 3 декабря 2010г.
Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в составе председательствующего судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре Родзяновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Берман Людмилы Николаевны к Прокурору Чувашской Республики о признании незаконными бездействия и возложении обязанности принять ее
У С Т А Н О В И Л :
Берман Л.Н. обратилась в суд с заявлением к Прокурору ЧР о признании незаконными бездействия и возложении обязанности принять ее по тем мотивам, что 16 ноября 2010г. она пришла на личный прием к прокурору ЧР, но помощник прокурора Арсентьева З.В. сообщила ей о том, что прокурор принимать ее не будет. Было нарушено ее право на обращение к прокурору. Просит признать незаконными бездействия прокурора и возложить на него обязанность принять ее.
В судебное заседание Берман Л.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась. В соответствии со ст. 257 ч.2 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд с учетом надлежащего извещения заявителя считает возможным рассмотрение дела в отсутствии Берман Л.Н.
В судебном заседании представители заявителя Медведев В.В. и Ивуков К.А., действующие на основании доверенности, заявление поддержали и показали, что Берман Л.Н., узнав о личном приеме прокурора ЧР, 16 ноября 2010г. явилась в здание прокуратуры ЧР. Сотрудник милиции позвонил прокурору ЧР Метелину В.Г. и сообщил о приеме Берман Л. К ней спустилась Арсентьева З.В. и попросила пройти в кабинет для приема граждан. В кабинете Арсентьева З. попросила представить ответ заместителя прокурора, после чего сообщила, что прокурор лично принимать Берман Л. не будет. Прокурор ЧР является должностным лицом, руководителем прокуратуры, обязан вести личный прием граждан. Права Берман Л. были нарушены, просят признать незаконными бездействия прокурора и обязать прокурора ЧР принять лично Берман Л.Н.
Представитель Прокурора Чувашской Республики Ермолаев А.А., действующий на основании доверенности, заявление не признал и показал, что 16 ноября 2010г. Берман Л. действительно была в здании прокуратуры ЧР, она не была записана и не имела ответа заместителя прокурора, прокурор ЧР не принял Берман Л. Инструкцией о порядке приема граждан установлено, что личный прием прокурором осуществляется в случае несогласия с ответом заместителя прокурора. Права Берман Л. на личный прием к прокурору нарушены не были.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 п.2 Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Аналогичная норма установлена ст. 254 ГПК РФ, согласно которой гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, муниципального органа, муниципального служащего если считает, что нарушены его права и свободы.
Из объяснения лиц, участвующих в деле следует, что 16 ноября 2010г. велся личный прием граждан прокурором Чувашской Республики. В этот день Берман Л.Н. не была принята лично прокурором ЧР.
Заявителем оспариваются действия Прокурора Чувашской Республики, ограничивающие ее право на личный прием.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Действительно, ст. 33 Конституции РФ установлено право гражданина РФ на обращение лично в государственные органы и органы местного самоуправления. Данная конституционная норма воспроизведена ст. 13 ч.1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006г. №59-Ф, в соответствии с которой личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами.
Порядок личного приема граждан руководителями государственных органов указанный закон не регулирует.
В органах прокуратуры личный прием граждан регламентирован п.7.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2007г. №200, согласно которой в прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и входящих в ее состав институтах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня представителем подразделения, отвечающего за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.
Далее, п.5.3 Приказа Прокуратуры ЧР №17 от 28 февраля 2008г. «О порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах прокуратуры ЧР» в прокуратуре ЧР личный прием граждан проводится начальниками отделов, старшими помощниками прокурора республики в соответствии с утвержденным прокурором ЧР графиком. Заместители прокурора ЧР принимают граждан с обращениями на решения, принятые горрайпрокурорами, начальниками структурных подразделений прокуратуры республики. Личный прием граждан прокурором ЧР осуществляется по обращениям, в удовлетворении которых отказано его заместителями. Личный прием граждан руководством прокуратуры республики может быть организован также по их прямому указанию.
Данный порядок приема граждан прокурором ЧР не может рассматриваться как ограничение права граждан на личный прием в государственных органах. Вышеуказанный порядок приема граждан в прокуратуре ЧР предусматривает проведение личного приема граждан не только непосредственно руководителем государственного органа по обращениям, рассмотренным его заместителями, но и уполномоченными на то лицами.
Согласно ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящему. Исходя из этих положений закона прокурор ЧР в соответствии со своей компетенцией вправе был определить порядок организации личного приема граждан, предусматривающий осуществление приема руководством прокуратуры Чувашской Республики по обращениям, которые уже разрешались уполномоченными на то лицами, в данном случае заместителями прокурора ЧР.
Действия Прокурора ЧР не ограничивают права Берман Л.Н. на личный прием руководителем прокуратуры ЧР, в связи с чем суд не установил 16 ноября 2010г. при приеме Прокурором Чувашской Республики нарушение прав заявителя.
Таким образом, учитывая все вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования Берман Л.Н. не подлежат удовлетворению в виду их необоснованности.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.195-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Берман Людмилы Николаевны к Прокурору Чувашской Республики о признании незаконными бездействия и возложении обязанности принять ее оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд ЧР.
Председательствующий:
Решение принято в окончательной форме 6 декабря 2010г.