ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 04.02.2011 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2011г. город Ставрополь

Ленинский районный суд г. Ставрополя

в составе:

председательствующего судьи Масловой И.Н.

при секретаре Ефимовой Т.С.

с участием адвокатов РадченкоС.Н., Пацарина С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Игнатова Л.В. к Правительству Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконными действия Управления Росреестра по СК,

У С Т А Н О В И Л:

Игнатова Л.В.обратилась в суд с иском, в котором (после изменения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ – л.д.122-126) просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, выразившееся в применении постановления Правительства Ставропольского края от 28.12.2006г. №176-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселения города-курорта Ессентуки, городов Невинномысска, Ставрополя» по внесению сведений в государственный земельный кадастра в части внесения удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 17860, 16 коп. за один квадратный метр и кадастровой стоимости в сумме . в отношении земельного участка (кадастровый номер 26:12:020104:0017; разрешенное использование – под автозаправочной станцией стационарного типа) площадью 1672 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, Палагиадская промзона с момента их совершения.

В обоснование заявленных требований истица указала, что она является собственником земельного участка, кадастровый номер 26:12:020104:0017; разрешенное использование - под автозаправочной станцией стационарного типа, площадью 1672 кв. м, расположенного по адресу: , Палагиадская зона, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 18.02.2010. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 16.10.2006 №12-04/06-6664 кадастровая стоимость названного земельного участка составляла . Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 20.06.2008 № 12-06/08-04777 кадастровая стоимость названного земельного участка составила  (удельный показатель кадастровой стоимости земли —  т.е. кадастровая стоимость указанного земельного участка в 6 раз превышает ранее установленную. Согласно кадастровому паспорту от 24.03.2010 кадастровая стоимость названного земельного участка составила  (удельный показатель кадастровой стоимости земли -  т.е. кадастровая стоимость указанного земельного участка в 16.6 раз превышает ранее установленную.

В силу ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительством РФ от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель проводиться Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимся в их ведении предприятиями и организациями.

Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п.9).

Согласно Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 № П/337 установлено, что удельный показатель кадастровой стоимости земель - расчетная величина, предоставляющая собой составляющая собой кадастровую стоимость единицы площади (м2) земель поселения в целом или земель кадастрового квартала в составе поселения по видам функционального использования земель (п.1.4).

Итогом проведения государственной кадастровой оценки земель по первой технологической линии ГКОЗП является составление итоговых таблиц удельных показателей кадастровой стоимостей земель по кадастровым кварталам (п.п. М) п.32).

В письме Управления Росреестра по СК от 23.04,2010 № 22-18/01-24-148/9998 и пояснениях от 03:06.2010 №21-10 указано, что работы по государственной кадастровой оценке земель города Ставрополя проводились НП «Ставропольская Ассоциация Независимых Оценщиков» по заказу администрации города Ставрополя. Окончательным результатом работ по государственной кадастровой оценке земель муниципального образования города Ставрополя стали удельные показатели стоимости кадастровых кварталов по видам функционального использования земель, а кадастровая стоимость земельного участка в границах существующего населенного пункта определяется как произведение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Постановлением Правительства СК от 28.12.2006 № 176-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений города-курорта Ессентуки, городов Невинномысска, Ставрополя, с указанием, что утверждаются прилагаемые результаты государственной кадастровой оценки земель поселений города-курорта Ессентуки, городов Невинномысска. Ставрополя, и что постановление вступает в силу с 01.01.2007 года.

В соответствии с Законом СК от 09.06.1994 № 1-кз «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Ставропольского края» установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также права и обязанности юридических лиц не могут применяться, если они не опубликованы официально общего сведения, официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста в органах печати с пометкой «Официальное опубликование, официальное опубликование законов Ставропольского края, других нормативных правовых актов органов государственной власти Ставропольского края осуществляется в газете Ставропольская правда» или в информационном бюллетене «Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края».

Согласно постановлению Государственной Думы СК от 26.05.1994 № 49-3 ГДСК не опубликовыванные в указанный срок нормативные правовые акты на территории края не применяются. Постановление Правительства СК от 28.12.2006 № 176-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений города-курорта Ессентуки, Невинномысска, Ставрополя» опубликовано в газете «Ставропольская правда», № 303 – 304 29.12.2006 без пометки «Официальное опубликование» и без утверждаемых приложений, т.е. опубликован не полный текст постановления.

По смыслу приведенных норм акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» отмечено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. По своей форме и содержанию постановление Правительства СК от 28.12.2006 №176-п отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку в нем изложены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанные на неоднократное применение.

Однако, указанное постановление не было официально опубликовано в установленном законом порядке, поэтому не подлежало применению.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» №48 официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.

Пунктами 1, 2 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством. В пункте 5 ст. 65 ЗК РФ подтверждено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами. Статьей 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая опенка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи. Порядок проведения государственной правовой оценки земель устанавливается Правительством РФ. На основании постановления Правительства СК от 28.12.2006 № 176-п кадастровая стоимость земельного участка увеличена почти в семнадцать раз, что повлекло увеличение земельного налога. При расчете кадастровой стоимости Управление Росреестра по СК руководствовалось неопубликованным и не вступившим в законную силу нормативным правовым актом.

Кадастровая стоимость земельного участка не была доведена до сведения Игнатова Л.В. в соответствии со ст. 396 НК РФ. При расчете кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 31.07.2008 год Управление применило не опубликованный в установленным законом порядке и не подлежащий применению нормативны правовой акт, в связи с чем, оспариваемые действия не соответствуют ст. 15 Конституции РФ, статье 396 НК РФ и нарушают ее права и законные интересы. Считает, Правительством СК на установленный законодательством порядок опубликования нормативных правовых актов при опубликовании постановления Правительства СК от 28.12.2006 № 176-п., а Управлением Росреестра по СК нарушен порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об экономических характеристиках (кадастровой стоимости и удельных показателях кадастровой стоимости) земельных участков, в силу норм действующего законодательства кадастровая стоимость земельного участка является результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, правомочие по утверждению результатов которой возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства СК от 28.12.2006 № 76-п не может являться актом, утверждающим государственную кадастровую оценку земель, поскольку не были утверждены показатели, на основе которых Управление произвело расчёт размера кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости возложены на Управление.

Как следует из п. 4 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в редакции от 04.12.2006г., действовавшей в период издания постановления № 174-п), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправлении.

Поэтому Управление не имело права вносить в кадастр экономические характеристики земельных участков.

Нарушение постановлением Правительства СК от 28.12.2006 № 176-п гражданских прав и охраняемых законом интересов Игнатова Л.В. выражается также следующем. В соответствии с отчетом № 04/10 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 05.03.2010 г., произведенной ООО «Оценочная компания №1», рыночная стоимость земельного участка кадастровый помер 26:12:020104:0017 составляет 2.175.000 руб., что в 13 раз меньше, чем установленная кадастровая стоимость. Стоимость земельного участка, исчисленная на основе метода остатка, составляет 954.000 рублей, что в 31 раз меньше, чем установленная кадастровая стоимость. Указанный метод построен на условии возможности застройки оцениваемого земельного участка улучшениями приносящими доход, т.е. указанная рыночная стоимость в наибольшей степени определяет экономическую обоснованность стоимости земельного участка.

В неопубликованной части постановления Правительства СК от 28.12.2006 № 176-п утвержден удельный показатель кадастровой оценки стоимости земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в кадастровом квартале 020104 в г. Ставрополе в размере 17.860,16 рублей за один квадратный метр.

По смыслу ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ основанием для признания ненормативного акта, решений и действий (бездействия местного самоуправления) недействительными является одновременное наличие двух условий: их не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом, решением или действием (бездействие) прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Считает, что кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка в сумме 2.986.2187руб. 52коп. неправомерно завышенной. Неправильное определение кадастровой стоимости приводит к нарушению прав Игнатова Л.В., являющейся собственником земельного участка расположенного в г. Ставрополе, поскольку результаты кадастровой оценки составляют базу для установления размера земельного налога.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ при этом проводится государственная кадастровая оценка земель.

05.03.2010г. ООО «Оценочная компания №1» проведена оценка рыночной стоимости земельного участка кадастровым номером 26:12:020104:0017, общей площадью 1672,00 кв.м., расположенного по адресу: Палагиадская промзона, район автодороги Северный обход, . Согласно отчету № 04/10 рыночная стоимость земельного участка установлена в размере 2.175.000 рублей, что в 13,7 раз ниже его кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земель не может быть выше рыночной стоимости, необоснованное завышение кадастровой стоимости приводит к нарушению ее прав платить законно установленные налоги.

Игнатова Л.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием Предстаивтель Управления Росреестра по СК.

Предстаивтель Управления Росреестра по СК истицы исковые требования поддержали по основаниям изложенным в иске, просили суд их удовлетворить.

Представитель Управления Росреестра по СК по доверенности Гаранжа А.И. заявленные требования не признал. В обоснование возражений пояснил, что по существу заявленного требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:020104:0017 общей площадью 1672 кв.м., расположенного по адресу: Палагиадская промзона, район автодороги Северный обход, г. Ставрополь (разрешенное использование - под автозаправочной станцией стационарного типа), в размере 2 175 000 рублей, Управление считает необходимым пояснить следующее.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (в действующей редакции) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка осуществляется в специальном порядке, определенном нормативными актами Российской Федерации - лицом, победителем размещенного заказа на выполнение соответствующих работ по государственной кадастровой оценке земель населенного пункта.

Дополнил, что органом кадастрового учета с 01.06.2009 г. в соответствии с приказом № 21 Минэкономразвити, является ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК, которая и уполномочена выносить решения об исправлении технических ошибок. В данном случае требования предъявлены к Управлению Росреестра по СК, а не к ФГУ «Земельная кадастровая палата». Поэтому решения о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в Управлении Росреестра быть не может, оно находится в ФГУ «Земельная кадастровая палата» ведением государственного кадастра недвижимости с 01.06.2009 г. занимается ФГУ «Земельная кадастровая палата». Это же учреждение принимает решения в соответствии с п. 6 Устава. В законе говорится об органе кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата». Истица обращалась с заявлением об исправлении технической ошибки в вводе данных в кадастр, которую уже исправили и выдали ей соответствующее решение. Об этом он узнал от представителя Игнатова Л.В. в судебном заседании. Когда вносились сведения в государственный кадастр недвижимости он не знает, этим занимается ФГУ «Земельная кадастровая палата». С момента вступления в силу ФЗ № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» до 01.03.2008 г. до вступления в силу ФЗ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» функциями по внесению сведений в государственный земельный кадастр было наделено ФГУ «Земельная кадастровая палата». С 01.03.2008 г. по 01.06.2009 г. полномочиями по принятию решений о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости было наделено Управление Роснедвижимости по СК, которое прекратило свое существование вследствие реорганизации на основании Указа Президента РФ об упразднении Роснедвижимости. Считает требования истицы необоснованными.

Представитель Правительства РФ по доверенности просил суд отказать в удовлетворении заявления Игнатова Л.В. по основаниям указанным представителем Управления Росреестра по СК.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные материалы, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Данный вывод суда основан на следующем.

Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского производства, согласно ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Пунктом 1 постановления (в редакции от 11.04.2006) определяется, что к работам по государственной кадастровой оценке земель могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.

Администрацией г. Ставрополя проведен конкурс на право заключения муниципального контракта, предметом и содержанием которого, являлась актуализация государственной кадастровой оценки земель поселений на территории города Ставрополя. На основании протокола № 7 заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе (лот № 86, реестровый номер торгов - 41), заключен муниципальный контракт № 1 от 09.06.2006г. между КУМИ г. Ставрополя и Некоммерческим Партнерством «Ставропольская ассоциация независимых оценщиков».

Таким образом, удельные показатели кадастровой стоимости определены НП «САНО» в рамках указанного муниципального контракта № 1 от 09.06.2006г.

По результатам выполненных НП «САНО» работ по государственной кадастровой оценки земель г. Ставрополя в Управление Роснедвижимости по СК представлен Отчет «по актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений на территории г. Ставрополя» от 22.12.2006г., утвержденный директором НП «САНО».

Представленный отчет содержит сведения об определении удельного показателя кадастровой стоимости земель (руб./кв.м.) г.Ставрополя, выполнение которого осуществлялось на основании Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 № П/337.

В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, Постановлением Правительства СК от 28.12.2006г. № 176-п утверждены минимальные, максимальные и средневзвешенные удельные показатели кадастровой стоимости земель в городах Ессентуки, Невинномысск, Ставрополь, по видам функционального использования земельных участков.

В соответствии со ст. 65 и п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ и иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

Таким образом, Земельный кодекс РФ различает два вида стоимости земельного участка - кадастровую и рыночную.

Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в российской Федерации» содержит только определение понятия рыночной стоимости (статья 3).

В ст. 7 этого закона указано, что рыночная стоимость объекта оценки устанавливается только в том случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки.

Нормативные правовые акты (п.5 статьи 65 ЗК РФ, п.1 ст. 390 ГК РФ) устанавливают, что для целей налогообложения определяется именно кадастровая стоимость.

Для определения рыночной стоимости и кадастровой стоимости земельного участка утверждены и применяются различные методики.

Рыночная стоимость земельных участков определяется (рассчитывается) в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества РФ от 06.03.2002г. № 568-р, и определяется независимо от категории и вида функционального использования земельного участка.

Истица указывает, что согласно ст.66 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночной стоимости.

Однако пункт 3 статьи 66  ЗК РФ устанавливает возможность определения кадастровой стоимости в процентном отношении к рыночной стоимости, если предметом оценки являлось определение рыночной стоимости.

Кроме того, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость, и ни одна из статей Земельного кодекса РФ не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости.

В качестве регламентирующего документа применялась Методика П/337, которая по заключению Минюста РФ от 25 ноября 2003г. № 07/11041-ЮД не нуждается в государственной регистрации, так как носит организационно-технический характер и не содержит новых правовых норм.

Согласно П.5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель и п. 1.2. Методики П/337 государственная кадастровая оценка земель поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Определение рыночной стоимости объектов оценки для исчисления кадастровой стоимости земель поселений Методикой П/337 не предусмотрено.

Вывод истицы о том, что кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночной стоимости, основан на неравенстве рыночной и кадастровой стоимости и на несоответствии показателей кадастровой стоимости рыночным ценам, и не является объективным и правомерным.

Методика по определению рыночной стоимости земельных участков несопоставима с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, рыночная и кадастровая стоимость имеют лишь часть общей основы, однако они не идентичны.

Земельным кодексом РФ в п.5 ст. 65 (Платность использования земли) установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, а не рыночная или иная.

Истица указывает, что обществом с ограниченной ответственностью «Оценочная компания №1» произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:020104:0017 общей площадью 1672 кв.м., расположенного по адресу: Палагиадская промзона, район автодороги Северный обход, г. Ставрополь, в результате которой рыночная стоимость составила - , что в 13,7 раз ниже его кадастровой стоимости.

Какие сведения (факторы) были положены оценщиком в основу определения рыночной стоимости земельного участка, неизвестно, поскольку объем используемой при оценке информации, выбор источников информации и порядок использования информации определяются оценщиком. Однако, установленная методика по определению рыночной стоимости земельных участков несопоставима с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений.

В соответствии со статьями 59 и 60 ГПК РФ сведения о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:020104:0017 не могут быть относимыми и допустимыми доказательствами по делу.

Судом могут быть приняты только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела и должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, и не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Управлением Роснедвижимости по СК по представленным в Отчете НП «САНО» удельным показателям, были произведены расчеты кадастровой стоимости земельных участков и внесены в сведения государственного земельного кадастра.

Расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:01 09 01:0009 осуществлялся путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости (17860,16 руб./кв.м.) на площадь земельного участка (1672 кв.м.) с кадастровым номером 26:12:01 09 01:0009.

Согласно расчёту, в возражениях Управления удельный показатель кадастровой стоимости - ./кв.м. умножить на 1672 кв.м. =  (п.27 Требований к оформлению документов, предоставляемых для внесения в государственный земельный кадастр, сведений об экономических характеристиках земельных участков, установленный Письмом Росземкадастра от 12.05.2004 № СС/618).

Кроме того, кадастровая стоимость земли не является налогом и сама по себе не возлагает на налогоплательщика обязанность уплачивать налог определенного размера.

Земельный налог, согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ, устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно статье 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.

Таким образом, фактическая налоговая нагрузка на налогоплательщика устанавливается в результате принимаемых представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о налоговых ставках. Именно при их установлении и должна учитываться экономическая обоснованность налога и фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Экономическая обоснованность взимаемого налога состоит не в искусственном занижении стоимости налогооблагаемого имущества в соответствии с пожеланиями налогоплательщика, а в экономически обосно­ванных налоговых ставках.

По существу заявленного требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:020104:0017 общей площадью 1672 кв.м., расположенного по адресу: Палагиадская промзона, район автодороги Северный обход, г. Ставрополь (разрешенное использование - под автозаправочной станцией стационарного типа), в размере 2 175 000 рублей, следует указать, что согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (в действующей редакции) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка осуществляется в специальном порядке, определенном нормативными актами Российской Федерации - лицом, победителем размещенного заказа на выполнение соответствующих работ по государственной кадастровой оценке земель населенного пункта.

Согласно п. 28 Постановления Пленума от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено следующее.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, обязательным условием удовлетворения заявления с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) либо постановлений, в частности действия Управления Росреестра по СК, является установление судом двух обстоятельств: нарушение обжалуемым действием (бездействием) либо постановлением прав и свобод заявителя и не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.

Суд считает недоказанными обстоятельства, на которые ссылается Игнатова Л.В., поскольку, в рамках настоящего дела заявителем и её представителями не предоставлены, а судом не установлены, доказательства одновременного нарушения действующего законодательства и законных прав и интересов Игнатова Л.В. действиями именно Управления Росреестра по СК, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Игнатова Л.В. по заявленным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Игнатова Л.В. в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, выразившееся в применении постановления Правительства Ставропольского края от 28.12.2006г. №176-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселения города-курорта Ессентуки, городов Невинномысска, Ставрополя» по внесению сведений в государственный земельный кадастра в части внесения удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере . за один квадратный метр и кадастровой стоимости в сумме  в отношении земельного участка (кадастровый номер 26:12:020104:0017; разрешенное использование – под автозаправочной станцией стационарного типа) площадью 1672 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, Палагиадская промзона с момента их совершения

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Судья И.Н. Маслова

Мотивированное решение составлено 08.02.2010г.