ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 04.03.2011 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

                                                                                    Верховный Cуд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Cуд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Кызыл 04 марта 2011 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Канзая А.А.

при секретаре Монгуш С.В.

с участием представителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М., представителя Верховного Хурала Республики Тыва Куулара В.К., представителя Председателя Правительства Республики Тыва Щегонина А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании Закона Республики Тыва от 24.12.2010 № 268 BX-I «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,

установил:

Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании Закона Республики Тыва от 24.12.2010 № 268 BX-I «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части.

В обоснование своих требований прокурор указал, что Закон Республики Тыва «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» № 268 BX-I принят Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва 22.12.2010 года, подписан Председателем Правительства Республики Тыва 24.12.2010 года, опубликован в газете «Тувинская правда» № 178 от 31.12.2010 года.

Закон противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона от 18.12.1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (в редакции Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 191-ФЗ) определено понятие "географические объекты" - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты.

При принятии данного Закона Республики Тыва требования Федерального закона «О наименованиях географических объектов» не были учтены.

Согласно статье 4,  в ведении Российской Федерации в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов находится присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 8 нормализация наименований географических объектов на русском языке осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области наименований географических объектов, в соответствии с правилами и традициями употребления наименований географических объектов на русском языке.

Порядок присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов определен статьей 9.

Предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации рассматривают предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов, в случаях одобрения указанных предложений информируют население соответствующих территорий о необходимых затратах на переименование географических объектов и выявляют мнение населения об указанных предложениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов, обосновывающие указанные предложения документы и расчеты затрат на переименование географических объектов законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации направляют на экспертизу в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области наименований географических объектов.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по рассмотрению предложений о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов, рассматривает такие предложения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Порядку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20.05.1999 № 554, предложения о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов направляются в Федеральную службу геодезии и картографии России на экспертизу с обосновывающими данные предложения документами и расчетами затрат на переименование географических объектов.

Результаты экспертизы предложения о присвоении наименования географическому объекту или переименовании географического объекта на территории субъектов Российской Федерации Федеральная служба геодезии и картографии России в месячный срок после получения предусмотренных в пункте 4 настоящего Порядка заключений сообщает направившему это предложение законодательному органу субъекта Российской Федерации.

Из указанных положений следует, что субъекты Российской Федерации правом переименования географических объектов не наделены.

При принятии оспариваемого Закона Республики Тыва указанная процедура - внесение предложений о переименовании географических объектов в Федеральную службу геодезии и картографии России не соблюдена.

Также наименования муниципальных образований республики не соответствуют Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований, принятому и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.12.2005 №310-СТ.

Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» № 268 BX-I нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы Закона Республики Тыва противоречат федеральному законодательству.

В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М. заявление прокурора Республики Тыва поддержала и просила признать указанные положения Закона Республики Тыва «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» № 268 BX-I противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Щегонин А.М. с заявлением не согласился, сославшись на то, что в нарушение части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении не указано, в чем конкретно заключаются интересы Российской Федерации и какое право нарушено. В нарушение требований статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором к заявлению не приложена копия официального периодического издания, в котором опубликован полный текст оспариваемого закона с приложениями, являющимися его неотъемлемой частью. Поскольку текст оспариваемого закона в полном виде опубликован не был, данный закон не может применяться, как не вступивший в силу и не влекущий каких-либо правовых последствий. Обоснованием для формирования второго раздела ОКАТО и вносимых в него изменений, являются законодательные акты субъектов Российской Федерации об их административно-территориальной устройстве.

Представитель Верховного Хурала Республики Тыва Куулар В.К. с заявлением не согласился, указывая, что закон республики был принят в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, федеральному законодательству не противоречит.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,  гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" N 152-ФЗ от 18.12.1997 года определено понятие "географические объекты" - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские порты и речные порты, аэропорты.

Согласно статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Во введении к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления Российской Федерации (ОКАТО) указано, что в ряде субъектов Российской Федерации взамен категории "сельсовет" введены такие понятия, как "сельский округ", "волость", "сельская администрация", "сомон" и др.

Согласно части 2 статьи 2 Конституционного закона Республики Тыва от 19.03.2008 года N 627 ВХ-2 "Об административно-территориальном устройстве",  в настоящем Конституционном законе понятия "муниципальный район" и "кожуун", "городские округа" и "города Кызыл, Ак-Довурак", "сельское поселение" и "сумон" имеют равные значения.

Исходя из этого, сумон представляет из себя сельское поселение, являющееся географическим объектом.

При принятии Закона Республики Тыва требования Федерального закона «О наименованиях географических объектов» не были учтены.

Согласно статье 4,  в ведении Российской Федерации в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов находится присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 8 нормализация наименований географических объектов на русском языке осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области наименований географических объектов, в соответствии с правилами и традициями употребления наименований географических объектов на русском языке.

Порядок присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов определен статьей 9.

В соответствии с частью 1 указанной статьи, предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации.

Предложения о присвоении наименований географическим объектам Российской Федерации, за исключением железнодорожных станций, морских портов и речных портов, аэропортов, или о переименовании географических объектов Российской Федерации, за исключением железнодорожных станций, морских портов и речных портов, аэропортов, направляются в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены эти объекты. Предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов, обосновывающие данные предложения документы и расчеты затрат на переименование географических объектов оформляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области наименований географических объектов.

В силу части 2 данной статьи, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации рассматривают предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов, в случаях одобрения указанных предложений информируют население соответствующих территорий о необходимых затратах на переименование географических объектов и выявляют мнение населения об указанных предложениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов, обосновывающие указанные предложения документы и расчеты затрат на переименование географических объектов законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации направляют на экспертизу в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области наименований географических объектов. (в ред. Федерального закона от 27.10.2008 N 191-ФЗ)

Согласно пункту 2 части 5 статьи 9 названного закона, переименование географических объектов Российской Федерации, за исключением республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, столиц и административных центров субъектов Российской Федерации, городов Российской Федерации, железнодорожных станций, морских портов и речных портов, аэропортов, осуществляется Правительством Российской Федерации по представлениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 27.10.2008 N 191-ФЗ)

Из указанных положений следует, что субъекты Российской Федерации правом переименования географических объектов не наделены, данные полномочия осуществляет Правительство Российской Федерации по представлениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления Российской Федерации (ОКАТО), утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации N 413 от 31.07.1995 года (в редакции от 20.07.2010 года), в Республике Тыва:

по Бай-Тайгинскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Бай-Талский ¦с Бай-Тал ¦

Кара-Хольский ¦с Кара-Холь ¦

Кызыл-Дагский ¦с Кызыл-Даг ¦

Тээлинский ¦с Тээли ¦

Хемчикский ¦с Хемчик ¦

Шуйский ¦с Шуй ¦

Ээр-Хавакский ¦с Дружба

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-7 пункта 1 статьи 5, подпунктах 1-7 пункта 1 статьи 8 и в приложениях 24-30 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Бай-Тал, Кара-Холь, Кызыл-Даг, Тээли, Хемчик, Шуи и Ээр-Хавак.

В соответствии с ОКАТО по Барун-Хемчикскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Акский ¦с Дон-Терезин ¦

Аксы-Барлыкский ¦с Аксы-Барлык ¦

Аянгатинский ¦с Аянгаты ¦

Барлыкский ¦с Барлык ¦

Бижиктиг-Хая ¦с Бижиктиг-Хая ¦

Хонделенский ¦с Хонделен ¦

Шекпээрский ¦с Шекпээр ¦

Эрги-Барлыкский ¦с Эрги-Барлык ¦

Кызыл-Мажалыкский ¦с Кызыл-Мажалык ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-4 и 6-9 пункта 2 статьи 5, подпунктах 1-4 и 6-9 пункта 2 статьи 8 и в приложениях 31-34, 36-39 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Кызыл-Мажалык, Аксы-Барлык, Аянгаты, Барлык, Ак, Хонделен, Шекпээр, Эрги-Барлык.

В соответствии с ОКАТО по Дзун-Хемчикскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Баян-Талинский ¦с Баян-Тала ¦

Ийменский ¦с Ийме ¦

Теве-Хаинский ¦с Теве-Хая ¦

Хайыраканский ¦с Хайыракан ¦

Хондергейский ¦с Хондергей ¦

Хорум-Дагский ¦с Хорум-Даг ¦

Чаданский ¦с Бажын-Алаак ¦

Чыраа-Бажынский ¦с Чыраа-Бажы ¦

Чыргакынский ¦с Чыргакы ¦

Шеминский ¦с Шеми ¦

Элдиг-Хем ¦с Элдиг-Хем ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-9 и 11 пункта 3 статьи 5, подпунктах 1-9, 11 пункта 3 статьи 8 и в приложениях 40-48, 50 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Баян-Тала, Ийме, Теве-Хая, Хайыракан, Хондерге, Хорум-Даг, Чадан, Чыраа-Бажы, Шеми и Чыргыкы.

В соответствии с ОКАТО по Каа-Хемскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Бояровский ¦с Бояровка ¦

Бурен-Бай-Хаакский ¦с Бурен-Бай-Хаак ¦

Бурен-Хемский ¦с Бурен-Хем ¦

Дерзиг-Аксы ¦с Дерзиг-Аксы ¦

Ильинский ¦с Ильинка ¦

Кок-Хаакский ¦с Кок-Хаак ¦

Кундустугский ¦с Кундус-Туг ¦

Сарыг-Сепский ¦с Сарыг-Сеп ¦

Сизимский ¦с Сизим ¦

Суг-Бажынский ¦с Суг-Бажы ¦

Усть-Буренский ¦с Усть-Бурен ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-4, 6-11 пункта 4 статьи 5, подпунктах 1-4, 6-11 пункта 4 статьи 8 и в приложениях 51-54, 56-61 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Сарыг-Сеп, Бояровка, Бурен-Хем, Бурен-Бай-Хаак, Ильинка, Кундустуг, Кок-Хаак, Сизим, Суг-Бажы, Усть-Бурен.

Кроме того, наименование административного центра сумона Кундустугский указано неверно - село Кундустуг вместо Кундус-Туг.

В соответствии с ОКАТО по Кызылскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Баян-Кольский ¦с Баян-Кол ¦

Кара-Хаакский ¦с Кара-Хаак ¦

Сукпакский ¦с Сукпак ¦

Терлиг-Хаинский ¦с Терлиг-Хая ¦

Усть-Элегестинский ¦с Усть-Элегест ¦

Целинный ¦с Целинное ¦

Чербинский ¦с Черби ¦

Шамбалыгский ¦с Шамбалыг ¦

Ээрбекский ¦с Ээрбек ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-5, 7-9 пункта 5 статьи 5, подпунктах 1-5, 7-9 пункта 5 статьи 8 и в приложениях 62-66, 68-70 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Баян-Кол, Кара-Хаак, Сукпак, Терлиг-Хая, Усть-Элегест, Черби, Шамбалыг, Ээрбек.

В соответствии с ОКАТО по Монгун-Тайгинскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Каргынский ¦с Мугур-Аксы ¦

Моген-Буренский ¦с Кызыл-Хая ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1 и 2 пункта 6 статьи 5, подпунктах 1, 2 пункта 6 статьи 8 и в приложениях 71-72 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Каргы и Моген-Бурен. Кроме того, подпунктом 3 пункта 6 в статью 5 и подпунктом 3 пункта 6 в статью 8 включен сумон Толайлыг с административным центром в с.Толайлыг, который отсутствует в Общероссийском классификаторе административно-территориальных образований.

В соответствии с ОКАТО по Овюрскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Саглынский ¦с Саглы ¦

Сарыг-Хольский ¦с Ак-Чыраа ¦

Солчурский ¦с Солчур ¦

Дус-Дагский ¦с Дус-Даг ¦

Хандагайтинский ¦с Хандагайты ¦

Чаа-Суурский ¦с Чаа-Суур ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-6 пункта 7 статьи 5, подпунктах 1-6 пункта 7 статьи 8 и в приложениях 74-79 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Хандагайты, Дус-Даг, Саглы, Солчур, Сарыг-Холь, Чаа-Суур.

В соответствии с ОКАТО по Пий-Хемскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Аржаанский ¦с Аржаан ¦

Севинский ¦с Хут ¦

Сесерлигский ¦с Сесерлиг ¦

Сушский ¦с Суш ¦

Тарлагский ¦с Тарлаг ¦

Уюкский ¦с Уюк ¦

Хадынский ¦с Хадын ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-7 пункта 8 статьи 5, в подпунктах 1-7 пункта 8 статьи 8 и в приложениях 80-86 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Аржаан, Севи, Сесерлиг, Суш, Тарлаг, Уюк, Хадын.

В соответствии с ОКАТО по Сут-Хольскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Ак-Дашский ¦с Ак-Даш ¦

Алдан-Маадырский ¦с Алдан-Маадыр ¦

Бора-Тайгинский ¦с Бора-Тайга ¦

Ишкинский ¦с Ишкин ¦

Кара-Чыраанский ¦с Кара-Чыраа ¦

Кызыл-Тайгинский ¦с Кызыл-Тайга ¦

Суг-Аксынский ¦с Суг-Аксы ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-7 пункта 9 статьи 5, в подпунктах 1-7 пункта 9 статьи 8 и в приложениях 87-93 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Суг-Аксы, Алдан-Маадыр, Ак-Даш, Бора-Тайга, Кара-Чыраа, Кызыл-Тайга, Ишкин.

В соответствии с ОКАТО по Тандинскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Арыг-Бажинский ¦с Владимировка ¦

Бай-Хаакский ¦с Бай-Хаак ¦

Балгазынский ¦с Балгазын ¦

Дургенский ¦с Дурген ¦

Кочетовский ¦с Кочетово ¦

Кызыл-Арыг ¦с Кызыл-Арыг ¦

Межегейский ¦с Межегей ¦

Успенка ¦с Успенка ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-5, 7 пункта 10 статьи 5, в подпунктах 1-5, 7 пункта 10 статьи 8 и в приложениях 94-98 и 100 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Бай-Хаак, Арыг-Бажы, Балгазын, Дурген, Кочетово, Межегей.

В соответствии с ОКАТО по Тере-Хольскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Шынаанский ¦с Кунгуртуг ¦

Эми ¦с Оттук-Даш ¦

Указанные в подпунктах 2, 3 пункта 11 статьи 5, подпунктах 2, 3 пункта 11 статьи 8 и в приложениях 103, 104 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" сумоны Каргы с административным центром Белдир-Чазы и Балыктыг с административным центром село Тал, в Общероссийском классификаторе объектов административно-территориального деления Российской Федерации не значатся. Кроме того, в подпункте 1 пункта 11 статьи 5, подпункте 1 пункта 11 статьи 8 и в приложении 102 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" наименование сумона указано неверно - сумон Шынаа.

В соответствии с ОКАТО по Тес-Хемскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Берт-Дагский ¦с Берт-Даг ¦

Кызыл-Чыраанский ¦с Ак-Эрик ¦

О-Шынаанский ¦с О-Шынаа ¦

Самагалтайский ¦с Самагалтай ¦

У-Шынаанский ¦с Холь-Оожу ¦

Чыргаландинский ¦с Бельдир-Арыг ¦

Шуурмакский ¦с Шуурмак

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-7 пункта 12 статьи 5, подпунктах 1-7 пункта 12 статьи 8 и в приложениях 106-112 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Самагалтай, Кызыл-Чыраа, Берт-Даг, О-Шынаа, У-Шынаа, Чыргаланды, Шуурмак.

В соответствии с ОКАТО по Тоджинскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Азасский ¦с Адыр-Кежиг ¦

Ийский ¦с Ий ¦

Сыстыг-Хемский ¦с Сыстыг-Хем ¦

Тоора-Хемский ¦с Тоора-Хем ¦

Чазыларский ¦с Чазылары ¦

Ырбан ¦с Ырбан ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-5 пункта 13 статьи 5, подпунктах 1-5 пункта 13 статьи 8 и в приложениях 113-117 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Азас, Тоора-Хем, Ий, Сыстыг-Хем, Чазылары.

В соответствии с ОКАТО по Улуг-Хемскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Арыг-Узюнский ¦с Арыг-Узю ¦

Арыскан ¦с Арыскан ¦

Иштии-Хем ¦с Иштии-Хем ¦

Ийи-Тал ¦с Ийи-Тал ¦

Хайыраканский ¦с Хайыракан ¦

Кок-Чыраанский ¦с Арыг-Бажы ¦

Торгалыгский ¦с Торгалыг ¦

Чаатинский ¦с Чодураа ¦

Эйлиг-Хемский ¦с Эйлиг-Хем

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1,3, 6-9 пункта 14 статьи 5, в подпунктах 1,3, 6-9 пункта 14 статьи 8 и в приложениях 119,121,124-127 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Арыг-Узю, Кок-Чыраа, Торгалыг, Хайыракан, Чааты, Эйлиг-Хем.

В соответствии с ОКАТО по Чаа-Хольскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Ак-Дуругский ¦с Ак-Дуруг ¦

Кызыл-Дагский ¦с Булун-Терек ¦

Чаа-Хольский ¦с Чаа-Холь ¦

Шанчы ¦с Шанчы ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-3 пункта 15 статьи 5, в подпунктах 1-3 пункта 15 статьи 8 и в приложениях 128-130 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Чаа-Холь, Ак-Дуруг, Кызыл-Даг.

В соответствии с ОКАТО по Чеди-Хольскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Сайлыг ¦с Сайлыг ¦

Хендергинский ¦с Ак-Тал ¦

Холчук ¦с Холчук ¦

Чал-Кежиг ¦с Чал-Кежиг ¦

Элегестинский ¦ с Элегест ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 3 и 6 пункта 16 статьи 5, в подпунктах 3 и 6 пункта 16 статьи 8 и в приложениях 134, 137 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Хендергей, Элегест.

В соответствии с ОКАТО по Эрзинскому кожууну значатся сумоны с административными центрами:

Бай-Дагский ¦с Бай-Даг ¦

Качык ¦с Качык ¦

Моренский ¦с Морен ¦

Нарынский ¦с Нарын ¦

Сарыг-Булунский ¦с Булун-Бажы ¦

Эрзинский ¦с Эрзин ¦

В нарушение указанных федеральных нормативных актов в подпунктах 1-4, 6 пункта 17 статьи 5, в подпунктах 1-4, 6 пункта 17 статьи 8 и в приложениях 138-141,143 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" указаны иные наименования сумонов - Эрзин, Бай-Даг, Морен, Нарын, Сарыг-Булун.

В Общероссийском классификаторе объектов административно-территориального деления Российской Федерации (в редакции от 20.07.2010) значатся городские поселения - город Чадан в Дзун-Хемчикском кожууне и город Шагонар в Улуг-Хемском кожууне.

В нарушение указанных норм в статье 7 Закона Республики Тыва «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» городские поселения в пункте 1 и 2 указаны с двойными наименованиями - Чадан (Чадаана) и Шагонар (Шагаан-Арыг).

Доводы Представителя Председателя Правительства Республики Тыва Щегонина А.М. о том, что в нарушение части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении не указано, в чем конкретно заключаются интересы Российской Федерации и какое право нарушено, не состоятельны. При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не возлагает на него такую обязанность.

Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Щегонина А.М. в судебном заседании заявил о том, что в нарушение требований статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором к заявлению не приложена копия официального периодического издания, в котором опубликован полный текст оспариваемого закона с приложениями, являющимися его неотъемлемой частью. Текст оспариваемого закона в полном виде опубликован не был, поэтому данный закон не может применяться, как не вступивший в силу и не влекущий каких-либо правовых последствий.

С данными доводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Прокурором к заявлению приложена копия газеты «Тувинская правда» № 178 (170230) от 31 декабря 2010 года, являющаяся официальным изданием.

В абзаце 5 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2007 года № 48 содержится разъяснения о том, что в том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Следовательно, опубликование закона без приложений само по себе не свидетельствует о том, что он не вступил в силу и является недействующим.

Доводы Представителя Председателя Правительства Республики Тыва Щегонина А.М. о том, что Закон Республики Тыва «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» принят в соответствии с установленным порядком и не противоречит действующему законодательству, поскольку обоснованием для формирования второго раздела ОКАТО (сельские населенные пункты) и вносимых в него изменений являются законодательные акты субъектов Российской Федерации об их административно-территориальной устройстве, также не состоятельны.

Прокурором оспаривается законность наименований сумонов как объектов административно-территориального деления, а не соответствие законодательству наименований сельских населенных пунктов. Перечень сумонов приведен в разделе 1 ОКАТО "Объекты административно-территориального деления, кроме сельских населенных пунктов".

Из оспариваемых положений Закона Республики Тыва следует, что наименования сумонов как географических объектов указаны не в соответствии с уже существующими наименованиями либо вообще не значащимися в республике, или указаны иные наименования, что противоречит федеральному законодательству, поскольку перечисленные в оспариваемом Законе Республики административно-территориальные единицы должны соответствовать названным в Федеральном законе определениям географических объектов.

Таким образом, заявление прокурора Республики Тыва обоснованно и подлежит удовлетворению.

Суд считает необходимым признать Закон Республики Тыва «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» в части противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

В силу положений части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Тыва о признании Закона Республики Тыва от 24.12.2010 № 268 BX-I «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части, удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Республики Тыва от 24.12.2010 № 268 BX-I «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» в части:

- подпункты 1-7 пункта 1 статьи 5, подпункты 1-7 пункта 1 статьи 8 и приложения 24-30 в части наименования сумонов - Бай-Тал, Кара-Холь, Кызыл-Даг, Тээли, Хемчик, Шуй и Ээр-Хавак;

- подпункты 1-4 и 6-9 пункта 2 статьи 5, подпункты 1-4 и 6-9 пункта 2
статьи 8 и приложения 31-34, 36-39 в части наименования сумонов - Кызыл- Мажалык, Аксы-Барлык, Аянгаты, Барлык, Ак, Хонделен, Шекпээр, Эрги-Барлык;

- подпункты 1-9 и 11 пункта 3 статьи 5, подпункты 1-9 и 11 пункта 3
статьи 8 и приложения 40-48, 50 в части наименования сумонов – Баян-Тала, Ийме, Теве-Хая, Хайыракан, Хондергей, Хорум-Даг, Чадан, Чыраа-Бажы, Шеми и Чыргыкы;

- подпункты 1-4, 6-11 пункта 4 статьи 5, подпункты 1-4, 6-11 пункта 4
статьи 8 и приложения 51-54, 56-61 в части наименования сумонов - Сарыг- Сеп, Бояровка, Бурен-Хем, Бурен-Бай-Хаак, Ильинка, Кундустуг, Кок-Хаак, Сизим, Суг-Бажы, Усть- Бурен;

- подпункт 7 пункта 4 статьи 5 и подпункт 7 пункта 4 статьи 8 в части
наименование административного центра сумона Кундустугский - «село
Кундустуг»;

- подпункты 1-9 пункта 5 статьи 5, подпункты 1-9 пункта 5
статьи 8 и приложения 62-70 в части наименования сумонов - Баян-Кол, Кара-Хаак, Сукпак, Терлиг-Хая, Усть-Элегест, Целинное, Черби, Шамбалыг, Ээрбек;

- подпункты 1 и 2 пункта 6 статьи 5, подпункты 1 и 2 пункта 6 статьи 8 и приложения 71-72 в части наименования сумонов - Каргы и Моген-Бурен;

- подпункт 3 пункта 6 статьи 5, подпункт 3 пункта 6 статьи 8 и приложения 73 полностью;

- подпункты 1-6 пункта 7 статьи 5, подпункты 1-6 пункта 7 статьи 8 и приложения 74-79 в части наименования сумонов - Хандагайты, Дус-Даг, Саглы, Солчур, Сарыг-Холь, Чаа-Суур;

- подпункты 1-7 пункта 8 статьи 5, подпункты 1-7 пункта 8 статьи 8 и приложения 80-86 в части наименования сумонов - Аржаан, Севи, Сесерлиг, Суш, Тарлаг, Уюк, Хадын;

- подпункты 1-7 пункта 9 статьи 5, подпункты 1-7 пункта 9 статьи 8 и приложения 87-93 в части наименования сумонов - Суг-Аксы, Алдан- Маадыр, Ак-Даш, Бора-Тайга, Кара-Чыраа, Кызыл-Тайга, Ишкин;

- подпункты 1-5, 7 пункта 10 статьи 5, подпункты 1-5, 7 пункта 10
статьи 8 и приложения 94-98 и 100 в части наименования сумонов - Бай-Хаак, Арыг-Бажы, Балгазын, Дурген, Кочетово, Межегей;

- подпункты 2 и 3 пункта 11 статьи 5 и подпункты 2 и 3 пункта 11 статьи 8 и приложения 103-104 полностью;

- подпункт 1 пункта 11 статьи 5, подпункт 1 пункта 11 статьи 8 и приложения 102 в части наименования сумона Шынаа;

- подпункты 1-7 пункта 12 статьи 5, подпункты 1-7 пункта 12 статьи 8 и приложения 106-112 в части наименования сумонов - Самагалтай, Кызыл-Чыраа, Берт-Даг, О-Шынаа, У-Шынаа, Чыргаланды, Шуурмак;

- подпункты 1-5 пункта 13 статьи 5, подпункты 1-5 пункта 13 статьи 8 и приложения 113-117 в части наименования сумонов - Азас, Тоора-Хем, Ий, Сыстыг-Хем, Чазылары;

- подпункты 1,3, 6-9 пункта 14 статьи 5, подпункты 1,3, 6-9 пункта
14 статьи 8 и приложения 119, 121,124-127 в части наименования сумонов - Арыг-Узю, Кок-Чыраа, Торгалыг, Хайыракан, Чааты, Эйлиг-Хем;

- подпункты 1-3 пункта 15 статьи 5, подпункты 1-3 пункта 15 статьи 8 и приложения 128-130 в части наименования сумонов - Чаа-Холь, Ак-Дуруг, Кызыл-Даг;

- подпункты 3 и 6 пункта 16 статьи 5, подпункты 3 и 6 пункта 16
статьи 8 и приложения 134и 137 в части наименования сумонов - Хендерге, Элегест;

- подпункты 1-4, 6 пункта 17 статьи 5, подпункты 1-4, 6 пункта 17
статьи 8 и приложения 138-141, 143 в части наименования сумонов - Эрзин, Бай-Даг, Морен, Нарын, Сарыг-Булун;

- пункт 1 статьи 7 и приложения 20 в части слова «(Чадаана)»;

- пункт 2 статьи 7 и приложения 21 в части слова «(Шагаан-Арыг)».

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения решения суда в окончательной форме – 09 марта 2011 года.

Судья А.А.Канзай