Острогожский районный суд Воронежской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Острогожский районный суд Воронежской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Острогожск 04 апреля 2012 г.
Острогожский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего Мозгового В.Н.,
с участием прокурора Острогожской межрайпрокуратуры ФИО1,
заявителя ФИО2,
представителя заявителя по нотариально удостоверенной доверенности от 17.07.2010 г. реестровый номер 2417 ФИО3,
представителя заинтересованных лиц:
Администрации Острогожского муниципального района Воронежской области по доверенности от 02.04.2012 г. № 1121- директора районного муниципального учреждения «Острогожский районный муниципальный архив» на основании постановления администрации Острогожского муниципального района от 20.01.2009 г. № 29 об учреждении РМУ «Острогожский районный муниципальный архив» - ФИО4,
при секретаре Кадыковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании п. 2.5 Административного регламента незаконным, недействующим с момента принятия в части бесплатного предоставления информации, затрагивающей имущественные права физических лиц, от 17.12. 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 первоначально обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия п. 2.5 Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации Острогожского муниципального района Воронежской области от 17.12.2010 года № 1129.
При этом указал, что 16.12.2011 г. он, то есть ФИО2 обратился в РМУ «Острогожский районный архив» с целью получения копии постановления администрации Острогожского района Воронежской области № 499 от 24 мая 1996 года, содержащего информацию о правах его умершего отца ФИО2 Копия этого документа ему была выдана за плату. При взимании платы работники архива руководствовались, в том числе, п. 2.5 Административного регламента.
По утверждению заявителя п. 2.5 Административного регламента, утвержденным администрацией Острогожского муниципального района, противоречащим ч.2, п.2 ч.8 ст. 8 Федерального закона от 06.10.2006 г. № 249-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», нарушает его право на бесплатное получение информации, затрагивающей его имущественные права (л.д. 2).
В судебном заседание заявитель ФИО2 отказался уточнять свои требования, пояснив, что это сделает за него его представитель по доверенности ФИО3
Представитель заявителя ФИО3 в судебном заседании сначала просит требования ФИО2 внести в протокол судебного заседания в соответствии с их формулировкой, изложенной в заявлении ФИО2, из которого следует, что ФИО2 просит «признать противоречащим закону, недействующим с момента принятия п.2.5 Административного регламента по представлению муниципальной услуги «Выдача копий архивных документов, подтверждающих право владения землей (л.д. 2), а позднее уточнил их - просит признать п. 2.5 Административного регламента незаконным, недействующим с момента принятия в части, исключающей бесплатное предоставление информации, затрагивающей права физических лиц.
Представитель заинтересованных лиц,: администрации Острогожского муниципального района по доверенности директор РМУ «Острогожский районный муниципальный архив» ФИО4 возражает в удовлетворении заявления ФИО2, пояснив, что требование заявителя не основано на законе, в то время как оспариваемый пункт 2.5 Регламента принят администрацией в соответствии с требованиями действующего законодательства в области архивного дела и в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Уставом Острогожского муниципального района Воронежской области и не противоречит Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г., поскольку ст. 8 указанного закона регулирует правоотношения по предоставлению информации «от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц. В данном же правоотношении стороной, предоставляющей информацию, выступало учреждение (л.д. 18-22).
Изучив доводы, изложенные в заявлении ФИО2, заслушав мнение представителя заявителя ФИО3, представителя заинтересованных лиц - администрации Острогожского муниципального района, директора РМУ «Острогожский районный муниципальный архив» ФИО4, выслушав заключение прокурора Острогожской межрайпрокуратуры ФИО1, полагавшего отказать в удовлетворении заявления ФИО2, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
Как видно из заявления ФИО2 и материалов дела 16 декабря 2011 г. заявитель обратился в районное муниципальное учреждение « Острогожский районный муниципальный архив» с целью получения копии архивного постановления администрации Острогожского района Воронежской области № 499 от 24 мая 1996 года «Об утверждении списков собственников земельных долей» по ТОО «Кривополянское» в отношении ФИО5, копии которого получил ( основание: Ф 270, оп.1, ед. хр. 144-145,144-а, л. 65) в этот же день за плату в соответствии с установленными тарифами на услуги, оказываемые МУ «Острогожский районный муниципальный архив», утвержденные постановлением администрации Острогожского муниципального района Воронежской области от 20.04.2009 г. № 297 «Об установлении платы за услуги, оказываемые районным муниципальным учреждением «Острогожский районный муниципальный архив».
Таким образом, заявителю ФИО2 были выданы за плату архивные копии документа, подтверждающего право собственности на землю ФИО5 - отцом заявителя, на основании его письменного заявления ( л.д. 2, 4, 4 об. ).
Заявитель ФИО2 и его представитель ФИО3, утверждают, что п. 2.5 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Острогожского муниципального района № 1129 от 17.12.2010 г., которым руководствовался сотрудник РМУ «Острогожский районный муниципальный архив» при взимании платы за выдачу архивного документа, противоречит ч.2, п. 2 ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 06.10.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», из которого следует, что гражданин (физическое лицо) имеет право на бесплатное получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, просят признать его недействующим с момента принятия в части, исключающей бесплатное предоставление информации, затрагивающей имущественные права.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (п.1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе) граждан, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) / п.2 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»/.
Пункт 2.5. «Иные положения» Административного регламента районного муниципального учреждения «Острогожский районный муниципальный архив» по предоставлению муниципальной услуги «Выдача копий архивных документов, подтверждающих право владения землей» содержит следующую формулировку:
«Основанием для исполнения муниципальной функции (предоставления муниципальной услуги) является письменный запрос (заявление) в адрес районного муниципального учреждения «Острогожский районный муниципальный архив» (Приложение № 2).
В заявлении указываются паспортные данные заявителя, данные, подтверждающие родство заявителя, запрашиваемые сведения о другом лице (свидетельство о рождении, браке), доверенность (при запросе сведений на других лиц, с целью соблюдения ограничений в использовании документов, предусмотренных архивным законодательством, если исполнение запроса заявителя требует обращения к документам, содержащим информацию конфиденциального характера).
Запросы социального правового характера, связанные с реализацией прав и социальной защитой граждан, предусматривающие их пенсионное обеспечение, исполняются бесплатно.
Запросы имущественного характера, связанные с исполнением муниципальной функции (предоставлением муниципальной услуги) по выдаче копий архивных документов, подтверждающих право владения землей осуществляются на платной основе в соответствии с постановлением главы администрации Острогожского муниципального района от 20 апреля 2009 года № 297 «Об установлении платы за услуги, оказываемые районным муниципальным учреждением «Острогожский районный муниципальный архив» (л.д. 104).
Административный регламент, п. 2.5 которого оспаривается заявителем ФИО2, опубликован в «Острогожском муниципальном вестнике» 24 декабря 2010 года № 10 (38), 157 стр. (л.д. 5 об.).
В ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Статьей 8 ч. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрено предоставление такой информации бесплатно.
Вместе с тем, ч. 3 ст. 4 указанного выше закона определено, что порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации, устанавливается Федеральным законом от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», то есть специальным законом, который регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также в сфере управления архивным делом в РФ в интересах граждан, общества и государства.
В силу ст. 2 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об архивном деле» законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других Федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты об архивном деле не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону указанных актов действуют нормы настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1.1 ст. 24 Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», доступ к архивным документам обеспечивается: путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа; путем предоставления подлинника и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов; путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их кодирования.
В соответствии с указанным Федеральным законом государственные и муниципальные (за исключением структурных подразделений органов местного самоуправления) архивы вправе осуществлять приносящую доход деятельность постольку, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит и соответствует достижению целей, ради которых они созданы, а также покрывать свои расходы за счет иных поступлений, разрешенных законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.15 Федерального закона № 125 -ФЗ от 22.10.2004 г).
Пунктом 3 ст. 26 данного Федерального закона Российской Федерации «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ от 22.10.2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации» (Ред. от 27.07.2010 № 227-ФЗ) предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственные и муниципальные (за исключением структурных подразделений органов местного самоуправления) архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук, а также государственные и муниципальные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут на основе имеющихся у них архивных документов и справочно-поисковых средств оказывать пользователю архивными документами платные информационные услуги, заключать с ним договоры об использовании архивных документов и справочно-поисковых средств (Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об архивном деле в Российской Федерации», ст. 26 ч.4).
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 3 и 4 ч.1 ст. 10 Устава Острогожского муниципального района Воронежской области в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Острогожского муниципального района обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (л.д. 42).
Районное муниципальное учреждение «Острогожский районный муниципальный архив» учреждено в соответствии с постановлением администрации Острогожского муниципального района от 20.01.2009 г. № 29 в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ», как юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами РФ, Воронежской области, нормативными актами органа местного самоуправления Острогожского муниципального района, действует на основании собственного Устава, не является структурным подразделением Острогожского муниципального района (л.д. 23-33).
Согласно постановления администрации Острогожского муниципального района Воронежской области № 1129 от 17.12.2010 г. «Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг администрацией Острогожского муниципального района в целях обеспечения информационной открытости деятельности органов местного самоуправления на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет утвержден административный регламент районного муниципального учреждения «Острогожский районный муниципальный архив» по предоставлению муниципальной услуги «Выдача копий архивных документов, подтверждающих право владения землей», согласно п. 2.5 которого запросы социально-правового характера, связанные с реализацией прав и социальной защитой граждан, предусматривающие их пенсионное обеспечение исполняются бесплатно. Запросы имущественного характера, связанные с исполнением муниципальной функции (предоставлением муниципальной услуги) по выдаче копий архивных документов, подтверждающих право владения землей осуществляются на платной основе в соответствии с Постановлением главы администрации Острогожского муниципального района от 20 апреля 2009 года № 297 «Об установлении платы за услуги, оказываемые районным муниципальным учреждением «Острогожский районный муниципальный архив» (л.д. 99-114).
Таким образом, указанные положения Регламента не только не противоречат Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части порядка использования включенной в состав архивных фондов документированной информации, ч.3 ст. 4 которого регулирование отношений в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от форм собственности, а также в сфере управления архивным делом в РФ отсылает к Федеральному законодательству, регулирующему указанные правоотношения, но и регулирует порядок предоставления как бесплатных видов услуг, оказываемы гражданам, так и платных, в частности по предоставлению муниципальной услуги по выдаче копий архивных документов, подтверждающих право владения землей.
По мнению суда, п. 2.5 Административного регламента «Выдача копий архивных документов, подтверждающих право владения землей» лишь регламентирует порядок предоставления платной услуги, цена за которую установлена прейскурантом, утвержденным постановлением администрации Острогожского муниципального района от 20.04.2009 года № 297 «Об установлении платы за услуги, оказываемые районным муниципальным учреждением «Острогожский районный муниципальный архив»и не противоречит ч.3 ст. 4 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также ст.ст. 4 ч. 4, ст. 15 ч.3, ст. 26 ч. 3 и 4 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ от 22.10.2004 г. (ред. Федерального закона № 227 -ФЗ от 27.07.2010), п.1 ст. 43, п. 2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч.1 ст. 10 Устава Острогожского муниципального района Воронежской области (л.д. 94-97).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 198, 199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО2 о признании п. 2.5 Административного регламента районного муниципального учреждения «Острогожский районный муниципальный архив» по предоставлению муниципальной услуги «Выдача копий архивных документов, подтверждающих право владения землей», утвержденного постановлением Администрации Острогожского муниципального района Воронежской области № 1129 от 17.12.2010 года, незаконным, не действующим с момента принятия в части, исключающей бесплатное предоставление информации, затрагивающей имущественные права физических лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение 1-го месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья