ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 05.01.1986 Яровской районного суда (Алтайский край)

                                                                                    Яровской районный суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Яровской районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №5.1-86/2010

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Яровое «16» декабря 2010 года

Судья Яровского районного суда Алтайского края Евдокимов В.П., рассмотрев жалобу генерального директора  на постановление Управления по Алтайскому краю Федеральной Антимонопольной службы от 29 октября 2010 года о признании виновным должностного лица – генерального директора  Плетнева А.В., года рождения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.31 КоАП РФ, допустившего неправомерное предъявление бытовым потребителям к оплате потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловой сети, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома, должностное лицо – генеральный директор , юридический адрес:  , зарегистрирован по адресу: , гражданин Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Постановлением Управления по Алтайскому краю Федеральной Антимонопольной службы от 29 октября 2010 года, должностное лицо -  признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.14.31 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей, за неправомерное предъявление бытовым потребителям к оплате потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловой сети, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома.

 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит постановление Управления по Алтайскому краю Федеральной Антимонопольной службы от 29 октября 2010 года признать его незаконным и отменить, по причине того, что административная ответственность совершалась с 2005 года, а он в должности только с 25.02.2010 года.

В судебном заседании представитель  Григорьева У.С. действующая на основании доверенности в полном объеме поддержала доводы и требования жалобы. В судебном заседании пояснила, что приказом Генерального директора  от 14 июня 2010 года во исполнение предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю было отменено взимание оплаты за потери тепловой энергии бытовым потребителям. Новый генеральный директор не должен нести ответственность за действия предыдущего.

Представитель Управления по Алтайскому краю Федеральной Антимонопольной службы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представил ходатайство о рассмотрении в его отсутствие.

Неявка сторон не препятствует рассмотрению дела по существу.

В соответствие с ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Как было указано выше, постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора  вынесено Управлением по Алтайскому краю Федеральной Антимонопольной службы от 29 октября 2010 года. Генеральный директор  16.11.2010 года получил по почте постановление Управления по Алтайскому краю Федеральной Антимонопольной службы и обратился в Яровской районный суд с жалобой 25.11.2010 года. Таким образом, суд приходит к выводу о том, генеральный директор , соблюден установленный законом срок для обжалования постановления о наложении административного наказания и его жалоба подлежит рассмотрению в суде.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях согласно ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотрен-ными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

При оценке доказательств, суд руководствуется ст. 26.11 КоАП РФ, когда судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ст. 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса,влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

В соответствие со ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации антимонопольного по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В статье 2.4 КоАП РФ дано понятие административной ответственности, которой подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из представленных материалов следует, что в адрес Управления по Алтайскому краю Федеральной Антимонопольной службы (далее УФАС по Алтайскому краю) от жителей г. Яровое поступило заявление на действие  выразившееся в неправомерном предъявление бытовым потребителям к оплате потерь тепловой энергии, возникающих на участках тепловой сети, не находящихся в общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома.

Многоквартирный дом, находящийся по адресу: кв. «А» дом №33, в 2005 году был оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии и с этого времени за потребляемую жильцами дома тепловую энергию, исходя из показаний приборов, производился расчет учета тепловой энергии по квитанциям, предъявляемым к оплате потребителям теплоснабжающей организацией (ЭСО) – . В квитанциях так же указывалась сума оплаты потерь теплоэнергии, возникающие на участке тепловых сетей от точки врезки в основную тепловую магистраль ЭСО до внешней стены многоквартирного дома.

 расчеты нормативных потерь проводили в соответствие с приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 04.10.2005 года №262 «Об организации в Министерстве промышленности и энергетики РФ работы по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии».

Объемы потерь теплоэнергии рассчитывались теплоснабжающей организацией в соответствие с приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 года № 325 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии» и предъявлялись к оплате бытовым потребителям в целях компенсации потерь тепловой энергии, не учтенных государственным регулирующим органом в тарифе для

Жилищным кодексом Российской Федерации п.1 ст. 36 – определено право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, а так же Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее по тексту – Правила №491), определен состав общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуги выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В соответствие с п. 8 Правилами №491, внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Таким образом, участки тепловой трассы от точек врезки в основную магистраль до внешних стен многоквартирных домов не входят в состав общего имущества собственников домов, поскольку внешней границей сети теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома - законодательно иное не установлено.

Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п.8 Правил №491).

Из материалов административного дела следует, что договор на оказания услуг по теплоснабжению между  и жителями многоквартирного дома, находящегося по адресу: г. Яровое, квартал «А» дом 33, с установлением внешних границ обслуживания дома не заключался.

Кроме того, копии актов, в части разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей не порождают юридических последствий для потребителей в части возложения на потребителей обязанности компенсировать ЭСО потери тепловой энергии. Подписавшие акт разграничения балансовой принадлежности тепловой сети и технические условия представители собственников квартир не имели надлежащих полномочий подписывать от имени указанных лиц соглашения, в части условий, закрепляющих дополнительные финансовые обязательства потребителей.

В соответствие с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), включает в себя плату за отопление и рассчитывается по тарифам, установленным органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (ч.2 ст. 157 ЖК РФ).

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в соответствие с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», посредством установления в соответствие с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.

Органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов в Алтайском крае, утверждающим, в том числе тарифы на тепловую энергию, является Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.

Постановлением Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края от 16.12.2009 года №207, утверждены тарифы на поставляемую  тепловую энергию.

Расчет указанных тарифов осуществляется в соответствие с Приказом ФСТ РФ от 16.08.2004 №20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (далее по тексту – Методические указания). В соответствие с пунктом 10.1 Методических указаний, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: - средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощность); - стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.

Согласно п. 58 Методических указаний, расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по теплосетям определяется из следующих видов расходов: - расходы на эксплуатацию тепловых сетей; расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).

Соответственно, энергоснабжающие организации должны производить отпуск тепловой энергии по тарифам, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования (главное управление экономики и инвестиций Алтайского края), который в свою очередь включает в тариф технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях.

В соответствие с п.7, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату на приобретение у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а так же за оказание услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной ифраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Необоснованные действия , выразившиеся в предъявлении потребителям неправомерных требований об оплате потерь тепловых потерь тепловой энергии, возникающих на участке тепловой трассы от магистральных трубопроводов до внешних границ стен многоквартирного жилого дома по адресу: квартал «А» дом №33, ущемляют интересы бытовых потребителей тепловой энергии – жильцов многоквартирного дома по вышеуказанному адресу.

В соответствие с приказом ФАС России от 17.01.2007 года №5 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» от 25.04.2006 года №108 «Об утверждении прядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», был проведен анализ наличия (отсутствия) доминирующего положения  на товарном рынке производства и передачи тепловой энергии.

Проведенным анализом УФАС по Алтайскому краю установлено, что рынок услуг по производству тепловой энергии на территории г. Яровое Алтайского края относится к рынку с неразвитой конкуренцией, по причине отсутствия на данной территории иных хозяйствующих субъектов, предоставляющих аналогичную услугу. При этом  занимает 100% долю рынка, то есть в силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»  занимает доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке в продуктовых и географических границах.

Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту запрещается совершать любые действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия  выразившиеся в необоснованном предъявлении бытовым потребителям к оплате потерь тепловой энергии, возникающих на не принадлежащем участке тепловой трассы от магистрального трубопровода до внешней границы стены многоквартирного жилого дома по адресу: Алтайский край, г. Яровое, квартал «А» дом №33, противоречит ч.ч. 1; 2 ст. 157 ЖК РФ, ущемляют интересы потребителей, жильцов дома и нарушает требование части 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно трудового договора №19001 от 26.02.2010 года, генеральный директор  Плетнев А.В. обеспечивает своевременное заключение и исполнение договоров, в пределах своей компетенции обеспечивает соблюдение законности в деятельности общества, при этом за ненадлежащее и (или) несвоевременное исполнение своих должностных обязанностей, совершенные в процессе своей деятельности, несет ответственность в пределах действующего законодательства Российской Федерации.

Суд не принимает доводы заявителя Плетнева А.В. о том, что административная ответственность совершалась с 2005 года, а он в должности только с 25.02.2010 года, не состоятельны по следующему: Плетнев А.В. был назначен на должность и приступил к исполнению своих обязанностей с 26.02.2010 года, хотя договор сторон был заключен в 2005 году, в силу своих должностных обязанностей, генеральный директор  должен обеспечивать своевременное заключение и исполнение договоров, в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение законности в деятельности общества, однако зная о том, что по этому же факту  с ноября 2009 года выступали ответчиками в Яровском районному суде по гражданскому делу №2-335/2009 (л.д.55), а с марта 2010 года №2-63/2010 (л.д.57) и только, когда получив предписание №16-ФАС22-АМ/04-10 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 11 мая 2010 года, в указанный для исполнения срок до 15 июня 2010 года, выполнили предписание продолжая оспаривать его в Арбитражном суде. (л.д.42)

Таким образом, факт совершения генеральным директором  Плетневым А.В., выразившийся в необоснованном предъявлении бытовым потребителям к оплате потерь тепловой энергии, возникающих на не принадлежащем участке тепловой трассы от магистрального трубопровода до внешней границы стены многоквартирного жилого дома административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который подтверждается: - протоколом № 205 – АД(АМ)10/10 об административном правонарушении (л.д.25); - Постановлением заместителя руководителя УФАС по Алтайскому краю о наложении штрафа по делу № 205 – АД(АМ)10/10 об административном правонарушении от 29.11.2010 года (л.д. 30); - Копией приказом №85-к от 26.02.2010 года «О вступлении в должность генерального директора  (л.д.36); - копией трудового договора №19001 от 26.02.2010 года, заключенного с Плетневым А.В. (л.д. 37); - копией решения Арбитражного суда Алтайского края от 28.09.2010 года (л.д.42); - копи решения №16-ФАС22-АМ/04-10 от 11 мая 2010 года Комиссии УФАС по Алтайскому краю (л.д.19); - копией заявления жильцов много-квартирного дома №33, квартала «А», г. Яровое в адрес УФАС по Алтайскому краю о незаконном начислении к оплате тепловых потерь помимо теплосчетчика (л.д.48); - копией предписания №16-ФАС22-АМ/04-10 от 11 мая 2010 года о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (л.д.22); - копией сообщения  о прекращении нарушения от 18.06.2010 года (л.д.47); - копией приказа №52-т от 14 июня 2010 года «Об исполнении предписания» (л.д.46); - копия договора №7 от 03.05.2005 года  с жильцами многоквартирного дома №33, кв. «А» г. Яровое (л.д.49); - копия дополнительного соглашения №1 к договору №7 от 03.05.2005 года  с представителем потребителя Соловьевой С.А. многоквартирного дома №33, кв. «А» г. Яровое и акт разграничения тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, расчет тепловых потерь (л.д.51); - копией решений Яровского районного суда Алтайского края от 21.12.2009 года (л.д.55) и от 19.05.2010 года (л.д. 57).

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив представленные материалы, суд полагает, что Управление по Алтайскому краю Федеральной антимонопольной службы правильно пришло к выводу о доказанности вины должностного лица – генерального директора  в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ и оснований для отмены постановления УФАС по Алтайскому краю не имеется: действия должностного лица – генерального директора  правильно квалифицированы по ст. 14.31 КоАП РФ, наказание назначено в рамках санкции названной нормы закона.

Суд отмечает, что привлечение к ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ не освобождает лицо от исполнения тех обязательств, за несоблюдение которых оно было подвергнуто административному наказанию.

Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ч.1 п.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ :

Постановление Управление по Алтайскому краю Федеральной Антимонопольной службы от 29 октября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора  Плетнева А.В. оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение 10 дней со дня вручения через Яровской районный суд.

Судья В.П. Евдокимов