ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 05.05.2011 Каргасокского районного суда (Томская область)

                                                                                    Каргасокский районный суд Томской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Каргасокский районный суд Томской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2011 года с. Каргасок Томской области

Каргасокский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Прилуцкой И.О.,

с участием помощника прокурора Каргасокского района Голещихина В.С.,

представителя ответчика Горячева Е.В., действующего на основании доверенности,

при секретаре Сопронюк Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Федюшкинское» о понуждении к совершению действия,

УСТАНОВИЛ:

Томский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Федюшкинское» о понуждении к совершению действий, указав, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения нефтегазодобывающими предприятиями  лицензионных условий и требований проектной документации в части объемов утилизации попутного нефтяного газа.

В ходе проверки установлено, что на основании лицензий  ООО «Федюшкинское» осуществляется поиск, разведка и добыча углеводородного сырья на Федюшкинском нефтяном месторождении, расположенном в .

Ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992-1 «О недрах» установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Ст. 22 указанного Закона РФ обязанность пользователя недр обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ закреплена наряду с обязанностью выполнения условий, установленных лицензией.

В соответствии с техническим проектом «Дополнение к технологической схеме разработки Федюшкинского месторождения», согласованным протоколом заседания ТО ЦКР Роснедра по  № от ДД.ММ.ГГГГ, уровень использования растворенного газа на  нефтяном месторождении в ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере не менее  %.

Изложенные требования закона и проектной документации в части обеспечения минимального уровня использования (утилизации) добываемого растворенного газа ООО «Федюшкинское» в указанном периоде не соблюдены.

Согласно представленным документам в ДД.ММ.ГГГГ на Федюшкинском месторождении использовано лишь  % от объема добытого растворенного газа. В результате вместо использования на факелах сожжено . м. куб. газа.

Протоколом заседания СЗ ТО ЦКР Роснедр по  от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Федюшкинское» согласованы «Дополнения к технологической схеме разработки  месторождения ».

Согласно указанному проектному документу, уровень использования растворенного газа на названном месторождении с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере не менее  %. Прямым следствием неисполнения изложенных требований является нерациональное использование добываемого газа – его сжигание без получения какой-либо экономической выгоды, а также повышенный выброс загрязняющих веществ (продуктов горения газа) в атмосферный воздух.

Вместе с тем, согласно расчету специалистов Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды  сжигание 1 тыс. куб. м попутного нефтяного газа сопровождается выбросом в атмосферу 2,77 тонн диоксида углерода, 0,36 тонн иных загрязняющих веществ. Опасность сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках также подтверждается постановлением Правительства РФ от 08.01.2009 № 7, согласно которому в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере не более  % от объема добытого попутного нефтяного газа.

Таким образом, соответствующие действия ООО «Федюшкинское» нарушают гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Просит обязать ООО «Федюшкинское» при добыче попутного нефтяного газа (растворенного газа) на  нефтяном месторождении не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническими проектами разработки указанного месторождения.

В судебном заседании помощник прокурора Голещихин В.С. поддержал заявленные исковые требования, в обоснование привел доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика Горячев Е.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что согласно п.  Лицензионного соглашения в редакции Дополнительного соглашения № ООО «Федюшкинское» обязано обеспечить уровень использования (процент утилизации) растворенного газа не ниже предусмотренного действующим проектным документом на разработку месторождения.

В ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» указано, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством РФ по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 утверждено «Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

В соответствии с п. 6 данного Положения проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. В развитие указанной нормы Федеральное агенство по недропользование (Роснедра) разработало и утвердило приказом от 09.06.2010 № 599 «Временный регламент рассмотрения и согласования технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья», согласно которому Роснедрами рассматривается следующая проектная документация: проект пробной эксплуатации месторождения (залежи); технологическая схема опытно-промышленной разработки месторождений (залежей или участков залежи); технологическая схема разработки месторождения и дополнения к ней; технологический проект разработки месторождения и дополнения к нему.

В настоящее время действующим проектным документом является «Дополнение к Технологической схеме разработки  нефтяного месторождения», согласованное протоколом СЗ ТО ЦКР Роснедра по  № от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденное Председателем ЦКР Роснедра ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 23 «Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений», утвержденных приказом МПР России от 21.03.2007 № 61, с даты утверждения нового согласованного проектного технологического документа не применяются показатели разработки из ранее выполненных документов.

С ДД.ММ.ГГГГ не применяются показатели, указанные в «Дополнении к Технологической схеме разработки  нефтяного месторождения», согласованном протоколом ТО ЦКР по  № от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденном и.о. председателя ЦКР Роснедра ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 60 Таблицы 8.1 нового (действующего) проектного документа – «Дополнения к Технологической схеме разработки  нефтяного месторождения», согласованного протоколом СЗ ТО ЦКР Роснедра по  № от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного Председателем ЦКР Роснедра ДД.ММ.ГГГГ, уровень использования растворенного газа в ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере  %.

Данный уровень утилизации ПНГ в ДД.ММ.ГГГГ обществом соблюдался, что подтверждается самим истцом, который указал, что средний уровень утилизации попутного нефтяного газа по Федюшкинскому месторождению составил  %, т.е. показатель использования газа выше, чем установлено проектным документом. Кроме того, действующим проектным документом установлено, что уровень использования растворенного газа должен составить  % только начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Довод истца об утилизации ответчиком попутного нефтяного газа в нарушение действующего законодательства о недрах, а также требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, является несостоятельным.

На площадке  месторождения существует два факела, на которых осуществляется сжигание попутного нефтяного газа. Согласно разработанному и утвержденному Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по  проекту нормативов предельно допустимых выбросов ООО «Федюшкинское» при сжигании газа на факельных установках в атмосферу выбрасывается оксид углерода, диоксид азота, метан, сажа, бенз(а)пирен. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п. 7.1.3 размер санитарно-защитной зоны  месторождения составляет 1000 м.

В утвержденном проекте нормативов предельно допустимым выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для  месторождения, проведен анализ расчетов рассеивания загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, исходя из 100 % сжигания попутного газа на факелах. Результаты проведенных расчетов показали, что уровень предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны Федюшкинского месторождения не превышается. Ближайший населенный пункт с постоянно проживающим населением находится на расстоянии 86 км от  месторождения, т.е. не попадает в санитарно-защитную зону месторождения. Места массового отдыха населения, лечебно-профилактические учреждения длительного пребывания, центры реабилитации, а также жилые районы в зоне воздействия факелов также отсутствуют.

На месторождении регулярно проводится экологический мониторинг. По результатам мониторинга в ДД.ММ.ГГГГ оформлялся отчет выполнения программы экологического мониторинга  месторождения. Согласно отчету, превышения нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в ДД.ММ.ГГГГ отмечено не было. Концентрация оксида углерода была ниже пределов обнаружения во всех пунктах контроля. Таким образом, негативное воздействие на окружающую среду от сжигания попутного нефтяного газа на Федюшкинском месторождении не оказывается.

Истец не доказал, что при сжигании попутного нефтяного газа на  месторождении оказывается негативное воздействие на окружающую среду и население области.

П. 1 Постановления Правительства РФ от 08.01.2009 № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» предусмотрено, что целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы должен содержать не более 5 % от объема добытого попутного нефтяного газа.

В целях разработки  месторождения и выполнения Лицензионного соглашения об условиях пользования недрами  месторождения от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Федюшкинское» и ЗАО «» заключен агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с п. . ЗАО «» обязуется за вознаграждение совершать по поручению ООО «Федюшкинское» от своего имени или от имени ООО «Федюшкин кое», но за счет ООО, юридические и фактические действия в рамках выполнения Лицензионного соглашения.

С целью исполнения требований по утилизации попутного газа и обеспечения потребностей в электроэнергии на  месторождении в ДД.ММ.ГГГГ будет осуществляться строительство энергокомплекса на базе газопоршневых установок, работающих на попутном газе. В настоящее время осуществляются работы по проектированию энергокомплекса. В п. 13 Задания на проектирование в составе сооружений указан энергокомплекс на базе газопоршневых установок. Заказчиком проекта является ЗАО «» в рамках исполнения агентского договора № от ДД.ММ.ГГГГ и поручения ООО «Федюшкинское» №  от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, с целью исполнения требований по утилизации попутного газа, в ДД.ММ.ГГГГ планируется поставка попутного газа с месторождения Федюшкинское на электростанции ЗАО «», осуществляющих выработку электроэнергии на попутном газе. Также, планируется осуществлять поставку попутного газа на ГТЭС «» ОАО «» ВНК с целью выработки электроэнергии на электростанциях, работающих на попутном газе.

Таким образом, во исполнение Постановления Правительства РФ от  ООО «Федюшкинское» предпринимает все зависящие от него меры, направленные на то, чтобы с 2012 году объеме сжигаемого на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на Федюшкинском месторождении не превышал 5 % от объема, добытого на данном месторождении попутного нефтяного газа.

Учитывая, что при утилизации попутного нефтяного газа со стороны общества отсутствуют нарушения законодательства о недрах и требований технических проектов, то у истца отсутствуют основания полагать, что к 2012 году ответчик не сможет обеспечить использование ПНГ в объеме, предусмотренном проектными документами.

Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999№ 52-ФЗ, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствие со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно абз. 2 ст. 2 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001, лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с лицензией на право пользования недрами ТОМ 12387 НЭ ООО «Федюшкинское» осуществляет поиск, разведку и добычу углеводородного сырья на  нефтяном месторождении в  (л.д. 1-2).

В силу ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Согласно 22 вышеуказанного Закона РФ, пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Постановлением Правительства РФ от 08.01.2009 № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа постановлено: установить целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа.

В соответствии с Техническим проектом «Дополнение к технологической схеме разработки  месторождения», согласованном протоколом заседания ТО ЦКР Роснедра по  № от ДД.ММ.ГГГГ, уровень использования растворенного газа на  нефтяном месторождении в ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере не менее  % (л.д. 7-9, 72- 83).

На основании Сведений о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья за ДД.ММ.ГГГГ, уровень использования (утилизации) растворенного газа при показателях, установленных в проектном документе - %, фактически составил - % (л.д. 16-19).

Согласно расчета выбросов загрязняющий веществ от факельной установки при сжигании 1000 куб. м попутного газа на факелах, атмосферный воздух загрязняется веществами: азот диоксид, сажа, углерода оксид, метан, бенз(а)пирен в объеме 0,36 тонн, а так же диоксид углерода в объеме 2, 77 тонн (л.д. 21-25).

Согласно технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки  месторождения  (ООО «Федюшкинское»), согласованного протоколом заседания СЗ ТО ЦКР Роснедр по  № от ДД.ММ.ГГГГ, максимальный проектный уровень использования растворенного газа на  нефтяном месторождении -  (л.д. 13-15, 84-92).

В вышеназванном документе СЗ ТО ЦКР Роснедр по  постановил работу «Дополнение к технологической схеме разработки Федюшкинского месторождения» согласовать… с технологическими показаниями, указанными в таблице 8.1. В таблице 8.1 (п. 60) процент растворенного газа в ДД.ММ.ГГГГ годах указан – %, ДД.ММ.ГГГГ годы – %.

Однако, в соответствии с п. 23 «Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений», утвержденных приказом МПР России от 21.03.2007 № 61, с даты утверждения нового согласованного проектного технологического документа не применяются показатели разработки из ранее выполненных документов.

Дополнение к технологической схеме разработки Федюшкинского месторождения  (протокол заседания СЗ ТО ЦКР Роснедр по  № от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено председателем ЦКР Роснедр по УВС ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ применяются положения об уровне использования растворенного газа на  нефтяном месторождении в ДД.ММ.ГГГГ - не менее  % (Технический проект «Дополнение к технологической схеме разработки  месторождения», согласованный протоколом заседания ТО ЦКР Роснедра по  № от ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ ответчик использовал только % от объема растворенного газа (% сжег на факельной установке), чем нерационально использовал добытое природное ископаемое и произвел повышенный выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ, исковое требование прокурора подлежит удовлетворению.

В ст. 206 ГПК РФ указано, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, … суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с удовлетворением иска, в соответствии с положениями ст.ст. 98, 103 ГПК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Томского межрайонного природоохранного прокурора  в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к ООО «Федюшкинское» о понуждении к совершению действия удовлетворить.

Обязать ООО «Федюшкинское» при добыче попутного нефтяного газа (растворенного газа) на  нефтяном месторождении не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническими проектами разработки Федюшкинского месторождения.

Взыскать с ООО «Федюшкинское» в доход  государственную пошлину в сумме .

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня составления полного текста решения путем подачи жалобы через Каргасокский районный суд.

Судья