Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Мотивированное решение изготовлено 05.10.2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2010 года
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Майоровой И.В.
при секретаре Крашенинниковой Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения ФИО3 Законодательного ,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель ФИО19 обратился в суд с вышеназванным заявлением в обоснование которого указал следующее. Заявитель является депутатом ФИО2 Думы Законодательного , избранным ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заявителем совместно с депутатами ФИО2 Думы Законодательного ФИО5, ФИО13, ФИО16, ФИО6, ФИО17, ФИО15, ФИО14, ФИО7, ФИО18 в ФИО2 Думу в порядке законодательной инициативы был внесен проект закона № ПЗ-625 «Об ». Сопроводительным письмом исх. № на имя ФИО3 ФИО2 Е.В. были направлены проект закона «Об » на 58 листах и пояснительная записка к нему на 6 листах.
Распоряжением ФИО3 Законодательного от ДД.ММ.ГГГГ №-РД было отказано в принятии к рассмотрению ФИО2 Думой проекта закона № ПЗ-625 «Об », в связи с несоблюдением требований статьи 43 ФИО2 закона «О правовых актах в ». Во вводной части Распоряжения было указано, что решение об отказе в принятии законопроекта к рассмотрению было принято в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 45 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 47 ФИО2 закона «О правовых актах в », пунктами 1 и 2 статьи 116 Регламента ФИО2 Думы Законодательного .
Заявитель считает Распоряжение ФИО3 Законодательного от ДД.ММ.ГГГГ №-РД «Об отказе в принятии к рассмотрению проекта закона № ПЗ-625 «Об » к рассмотрению ФИО2 Думой» незаконным, нарушающим его право на внесение проектов законов в порядке законодательной инициативы, по следующим основаниям.
Как следует из оспариваемого Распоряжения ФИО3, принятии к рассмотрению проекта № ПЗ-625 «Об » было отказано в связи с тем, что заявителем совместно перечисленными выше депутатами ФИО2 Думы не были представлены текст законопроекта и все документы либо часть документов, указанных в статье 43 Закона.
Заявитель указывает, что им и другими депутатами на имя ФИО3 были направлены следующие документы: проект закона ; пояснительная записка к проекту закона ; документ, выражающий решение субъектов права законодательной инициативы внесении законопроекта - сопроводительное письмо, подписанное всеми депутатами.
По мнению заявителя необходимость предоставления каких-либо иных документов для внесения данного проекта закона действующим законодательством предусмотрена.
Таким образом, полагает заявитель, ФИО3 Законодательного был нарушен подпункт 1 пункта 4 статьи 45, а так же неправильно применен подпункт 2 пункта 1 статьи 47 ФИО2 закона «О правовых актах в , что повлекло нарушение права заявителя на внесение проектов законов в порядке законодательной инициативы.
Указав изложенные выше фактические обстоятельства и правовые основания в своем заявлении, заявитель просит признать незаконным Распоряжение ФИО3 Законодательного от ДД.ММ.ГГГГ №-РД «Об отказе в принятии к рассмотрению проекта закона № ПЗ-625 «Об » к рассмотрению ФИО2 Думой». Обязать ФИО3 Законодательного принять к рассмотрению проект закона № ПЗ-625 «Об », внесенный в порядке законодательной инициативы депутатами ФИО2 Думы ФИО19, ФИО5, ФИО13, ФИО16, ФИО8, ФИО17, ФИО15, ФИО14, ФИО7, ФИО18
В судебном заседании заявитель и его представитель ФИО9, допущенный судом к участию в деле по устному ходатайству заявителя, требования заявления поддержали по предмету и основаниям, просили удовлетворить их в полном объеме.
ФИО3 Законодательного ФИО10 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Воспользовавшись правом, предоставленным сторонам ст.48 ГПК РФ направила в суд своих представителей.
Представители ФИО3 ФИО2 Е.В. - ФИО11 и ФИО12, действующие на основании доверенности, требования заявления не признали, считают их не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст.2 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации Законодательных (Представительных) и Исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.4 вышеприведенного Федерального Закона Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Также, проанализировав ст.6 Регламента ФИО2 Думы Законодательного , в которой определены полномочия ФИО3, ст.9 «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного » от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ОЗ и принимая во внимание п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в котором указано, что «судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления)» суд счел возможным рассмотреть данное заявление в порядке главы 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.67 является основным законом , имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей ее территории. Другие законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в , не должны противоречить . ФИО4 Губернатора, постановления Правительства, иные правовые акты, принимаемые в , не должны противоречить законам . В случае противоречия между ФИО2 законом и правовыми актами Губернатора и (или) действует ФИО2 закон.
Согласно ст.66 право законодательной инициативы принадлежит палатам Законодательного , депутатам палат Законодательного , Уставному , Свердловскому областному суду, Свердловскому ФИО2 арбитражному суду, , органам местного самоуправления. Законодательная инициатива может быть также осуществлена не менее чем десятью тысячами проживающих в области граждан, обладающих избирательным правом.
Законопроекты вносятся в ФИО2 Думу Законодательного Собрания.
На основании ст. рассмотрение проектов законов в комитетах или комиссиях ФИО2 Думы Законодательного осуществляется в соответствии с Регламентом ФИО2 Думы.
Судом установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ заявителем совместно с депутатами ФИО2 Думы Законодательного ФИО5, ФИО13, ФИО16, ФИО6, ФИО17, ФИО15, ФИО14, ФИО7, ФИО18 в ФИО2 Думу в порядке законодательной инициативы был внесен проект закона № ПЗ-625 «Об ». Сопроводительным письмом исх. №ДиП 142/2 на имя ФИО3 ФИО2 Е.В. были направлены проект закона «Об » на 58 листах и пояснительная записка к нему на 6 листах(л.д.8-72).
В соответствии со ст.41 Закона «О правовых актах в » предметом законодательной инициативы являются проекты законов , в том числе проекты законов о внесении изменений в законы , введении их в действие, приостановлении их действия или признании их утратившими силу.
Согласно ч.1,5,6 ст. 42 вышеприведенного субъекты, которым принадлежит право законодательной инициативы, определяются .
Законодательная инициатива депутата (депутатов) палат Законодательного Собрания оформляется в виде письма депутата (депутатов).
Проект закона может быть внесен в ФИО2 Думу в порядке законодательной инициативы совместно двумя и более субъектами права законодательной инициативы.
Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона в ФИО2 Думу в порядке законодательной инициативы, вправе отозвать законопроект с момента его регистрации в аппарате Законодательного Собрания до момента утверждения ФИО2 Думой повестки заседания ФИО2 Думы, в которую включен вопрос о рассмотрении проекта закона в первом чтении.
Проект закона , внесенный в ФИО2 Думу в порядке законодательной инициативы совместно двумя и более субъектами права законодательной инициативы, может быть отозван исключительно всеми этими субъектами права законодательной инициативы.
На основании ст.43 указанного выше Закона субъект права законодательной инициативы прилагает к проекту закона , вносимому в ФИО2 Думу в порядке законодательной инициативы, следующие документы:
1) пояснительную записку к законопроекту;
2) документ, выражающий решение субъекта права законодательной инициативы о внесении законопроекта;
3) иные документы и (или) материалы, если их представление предусмотрено законодательством либо иными нормативными правовыми актами, обязательными для соответствующего субъекта права законодательной инициативы.
В соответствии с ч.3 ст.45 Закона «О правовых актах » не позднее чем на следующий день после дня регистрации проекта закона в аппарате Законодательного Собрания ФИО3 направляет законопроект и приложенные к нему документы в порядке, предусмотренном Регламентом ФИО2 Думы Законодательного , на внутреннюю экспертизу для получения заключения о соблюдении условий принятия законопроекта к рассмотрению.
ФИО3 с учетом подготовленных заключений о соблюдении условий принятия законопроекта к рассмотрению не позднее чем через десять дней со дня регистрации законопроекта в аппарате Законодательного Собрания обязан принять одно из следующих решений:
1) решение о принятии проекта закона к рассмотрению ФИО2 Думой;
2) решение об отказе в принятии проекта закона к рассмотрению ФИО2 Думой.
В случае, если по истечении срока, указанного в части первой настоящего пункта, ФИО3 не принял решение, проект закона считается принятым к рассмотрению ФИО2 Думой.
Исходя из анализа указанных выше положений , суд приходит к выводу о том, что этим Законом предусмотрена необходимость представлять к законопроекту и иные документы и материалы, если их представление предусмотрено законодательством либо иными нормативными правовыми актами, обязательными для соответствующего субъекта права законодательной инициативы.
ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-УГ образована комиссия по подготовке предложений в при и утверждено Положение о данной комиссии.
В соответствии с пп.3 п.6 Положения «О комиссии по подготовке предложений в при » задачей комиссии в том числе является рассмотрение проектов законов , предусматривающих внесение изменений в , и подготовка заключений по ним.
Согласно пп.1 п.7 главы 4 вышеприведенного Положения в полномочия Комиссии входит также и обсуждение предложений по внесению изменений в , проекты законов , предусматривающих внесение изменений в , поправки к указанным проектам законов ;
Согласно ст.114 Регламента ФИО2 Думы Законодательного , утвержденного Постановлением ФИО2 Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 1630-ПОД не позднее чем на следующий день после дня регистрации законопроекта ФИО3 направляет законопроект и приложенные к нему документы в комиссию по Регламенту ФИО2 Думы для получения заключения о соблюдении условий принятия законопроекта к рассмотрению.
Заключение комиссии по Регламенту ФИО2 Думы представляется ФИО3 не позднее чем через семь дней со дня регистрации законопроекта.
Непредставление заключения комиссии по Регламенту ФИО2 Думы приравнивается к даче заключения о соблюдении условий принятия законопроекта к рассмотрению ФИО2 Думой.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по регламенту ФИО2 думы составлено заключение «О соблюдении условий принятия проекта закона «Об уставе свердловской области» к рассмотрению ФИО2 Думой», в котором указано, что к рассматриваемому законопроекту, внесенному в числе прочих депутатов и заявителем, не приложено заключение комиссии по подготовке предложений в при , действующей на основании Положения о комиссии, утвержденного ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-УГ, а также заключение временной комиссии ФИО2 Думы Законодательного для подготовки предложений в , действующей на основании Постановления ФИО2 Думы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПОД. Таким образом, условия принятия данного законопроекта к рассмотрению ФИО2 Думой Законодательного не соблюдены (л.д.90-91).
В соответствии со ст.116 Регламента ФИО2 Думы Законодательного ФИО3 при несоблюдении условий принятия законопроекта к рассмотрению, предусмотренных законами , не позднее чем через десять дней со дня регистрации законопроекта обязан принять решение об отказе в принятии законопроекта к рассмотрению ФИО2 Думой.
Решение об отказе в принятии законопроекта к рассмотрению ФИО2 Думой оформляется распоряжением ФИО3.
К решению прилагаются материалы, представленные субъектом права законодательной инициативы при внесении законопроекта.
Не допускается отказ в принятии законопроекта к рассмотрению ФИО2 Думой по мотивам необоснованности или нецелесообразности содержащихся в нем положений.
Распоряжением ФИО3 Законодательного от ДД.ММ.ГГГГ №-РД отказано в принятии к рассмотрению ФИО2 Думой проекта закона № ПЗ-625 «Об », в связи с несоблюдением требований статьи 43 ФИО2 закона «О правовых актах в » (л.д.73).
Письмами, поступившими в ФИО2 думу ДД.ММ.ГГГГ депутаты ФИО13, ФИО5, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО7, ФИО18 отозвали указанный выше проект закона «Об » (л.д.113-120).
Согласно п.2 ч.1 ст.47 Закона «О правовых актах » ФИО3 обязан принять решение об отказе в принятии проекта закона к рассмотрению ФИО2 Думой в случае, если не соблюдены одно или несколько условий принятия законопроекта к рассмотрению, а именно субъект права законодательной инициативы не представил в ФИО2 Думу текст законопроекта и все документы либо часть документов, указанных в статье 43 настоящего Закона.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных актов позволяет суду прийти к следующему выводу. Любой законопроект, предусматривающий внесение изменений в должен быть рассмотрен на Комиссии по подготовке предложений в при , и данная комиссия должна дать по нему свое заключение.
Указанная процедура предусмотрена нормативным актом - ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-УГ, для чего и была создана комиссия по подготовке предложений в при .
Как указывают представители ФИО3, непринятый к рассмотрению законопроект, представленный заявителем и другими депутатами не обсуждался и не был одобрен на заседании временной комиссии ФИО2 Думы законодательного для подготовки предложений в и комиссии по подготовке предложений в при . Данный факт заявителем не оспаривается.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявителем, при внесении проекта закона № ПЗ-625 «Об », не было предоставлено заключение комиссии по подготовке предложений в при , что в соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.47 Закона «О правовых актах » является основанием для отказа в принятии к рассмотрению ФИО2 Думой законопроекта.
Исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку распоряжение ФИО3 полностью соответствуют и Закону «О правовых актах »и п.116 Регламента ФИО2 Думы Законодательного
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований. Требований суду не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198,254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования заявления ФИО1 об оспаривании решения ФИО3 Законодательного оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Верх-Исетский районный суд .
Судья /подпись/
Копия верна. Судья И.В.Майорова
Секретарь Д.С.Крашенинникова