ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 06.02.2012 Качугского районного суда (Иркутская область)

                                                                                    Качугский районный суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Качугский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

П. Качуг 6 февраля 2012 года

Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бутыриной Н.Н., при секретаре Туктаровой Н.А., с участием представителя истца по доверенности Л. С. Е., представителя ответчика по доверенности М. А. Е., рассмотрев материалы гражданского дела по иску У. М. А. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Качугскому району (далее - Управление), министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее- министерство) об установлении юридического факта нахождения на иждивении деда, признании незаконным отказа в признании права на меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, возложении обязанности предоставить за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение жилья,   У С Т А Н О В И Л :

У. М. А. обратился в суд с иском к Управлению об установлении юридического факта нахождения на иждивении своего деда У. П. С., признании незаконном отказа в признании права на меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, в том числе права на обеспечение жильем, возложении обязанности включить его в очередь на улучшение жилищных условий.

В обоснование иска указал, что является членом семьи своего деда инвалида Великой Отечественной войны У. П. С., умершего Дата. При жизни дед и члены его семьи были поставлены на льготную очередь на улучшение жилищных условий. Однако после смерти деда, обратившись в администрацию Качугского района с ходатайством о включении его в очередь на обеспечение жильем в соответствии со ст. 21 федерального закона «О ветеранах», как нетрудоспособный член семьи умершего ветерана ВОВ, находившийся у него на иждивении, получил отказ Управления по причине отсутствия иждивения.

Истец с данным доводом не согласен, указывает, что его родители были лишены родительских прав, его опекуном был дед, с которым он проживал до его смерти. По достижении совершеннолетия, он получил бессрочную группу инвалидности и был признан нетрудоспособным. У. П. С. воспитывал его с детства, содержал на свою пенсию, которая в два раза превышала его собственную, и в итоге являлась основным источником существования. Установление факта нахождения на иждивении необходимо для включения в очередь на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законом «О ветеранах».

Впоследствии истец уточнил исковые требования, факт нахождения на иждивении деда обосновал положениями как ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», так и п. 2 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях», предусматривающими право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета нетрудоспособных внуков умершего ветерана ВОВ, находившихся на его иждивении и имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, при условии отсутствия трудоспособных родителей. Он данной категории лиц соответствует, является нетрудоспособным, основным источником средств к существованию являлась пенсия деда, а его родители нетрудоспособны, поскольку являются пенсионерами по старости. На этом основании просит установить факта нахождения на иждивении деда, признании незаконным отказа в признании права на меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, в том числе права на жилье, возложении обязанности предоставить за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение жилья.   В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Л. С. Е. исковые требования просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Третьи лица - родители истца: У. Н. В., У. А. П., будучи извещенные о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, дело судом рассмотрено в их отсутствие.

Представитель Управления по доверенности М. А. С. исковые требования не признала по причине отсутствия иждивения истца, так как он имел собственный источник дохода в виде пенсии. Кроме того, указала, что Управление является не надлежащим ответчиком по требованию о предоставлении субсидии на приобретение жилья членам семей ветеранов ВОВ, так как не имеет на то полномочий.

Представитель Министерства по доверенности Ш. Т. Г. в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении дела либо рассмотрении дела в его отсутствие не заявил, о причинах неявки суд не известил. Из письменных возражений представителя ответчика следует, что исковые требования ответчик не признает по тем основаниям, что право членов семьи ВОВ возникает в случае гибели военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы. Учитывая, что У. П. С. умер Дата, а У. М. А. является инвалидом с детства и получает пенсию по инвалидности, истец не имеет право на улучшение жилищных условий на основании п. 1 ст. 21 закона «О ветеранах», и установление юридического факта нахождения истца на иждивении У. П. С. не является юридически значимым обстоятельством. Кроме того, указывает, что Управление не наделено полномочиями по оформлению свидетельств о предоставлении социальной выплаты на приобретение либо строительство жилья. Кроме того, считает, что отказ Управления в признании права на меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, не нарушает права и свободы У. М. А., как требует того ст. 255 ГПК РФ, определяющая основания обращения в суд. Вместе с тем, У. М. А. пропустил 3-хмесячный срок обжалования данного отказа, как того требует ст. 256 ГПК РФ, что должно быть основанием к отказу в удовлетворении требований.

Свидетель Ш. Г. П., дочь У. П. С., суду пояснила, что У. М. А. жил у деда с бабушкой с 9 месяцев до 3-х лет. Затем родители забрали его к себе, однако через два года он снова стал жить с дедом и бабушкой. О матери У. М. А. с тех пор ей ничего не известно. Отец истца- У. А. П. приезжает дважды в год, пьянствует, сыну не помогает. Еще при жизни дед установил опеку над У. М. А., последний жил на его иждивении в деревне. Пенсия деда была основным источником средств к существованию У. М. А., в настоящее время ему не хватает денег, она оказывает ему посильную помощь.

Свидетель С. Т. Г., глава Бюрюльского сельского поселения, суду пояснила, что У. М. А. знает с детства, он воспитывался у деда и бабушки, прожил с ними больше 20 лет, до их смерти. Родители воспитанием и содержанием У. М. А. не занимались. У. П. С. как инвалид ВОВ состоял на учете лиц, нуждающихся в жилье, по решению администрации Бирюльского поселения. После смерти деда У. М. А. также был поставлен на данный учет, как инвалид, проживающий в ветхом доме.

Свидетель С. С. Г., проживающий в д. Подкамень с 1990 года, суду пояснил, что У. М. А. в детстве проживал в Адрес, где проживал и он. Когда У. М. А. было три года, его забрали в д. Подкамень дед и бабушка, с которыми он и проживал до их смерти.

Свидетель С. И. П., суду пояснила, что проживает в д. Подкамень с 1980 года по соседству с У. М. А. До смерти деда, У. М. А. жил с ним, в настоящее время живет один. Мать У. М. А. она не видела, отец изредка приезжает.

Судом дело, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Заслушав объяснения участвующих лиц, показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующее.

Федеральным законом от 12 января 1995 г. N5 -ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 21 указанного закона, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется, среди прочего, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.   Согласно п. 2 указанной статьи, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, или внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

Согласно п. 3 указанной статьи закона, члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Из п.6 данной статьи следует, что члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

У. М. А. родился Дата в Адрес, его родителями являются У. А. П., родившийся Дата, и У. Н. В., родившаяся Дата, что видно из записи акта о рождении № от Дата отдела ЗАГС Адрес.

Из сведений администрации Бирюльского сельского поселения следует, что У. М. А. проживал Адрес совместно с У. П. С. по день смерти последнего.

У. П. С. приходился истцу дедом, что видно из свидетельства о рождении отца истца - У. А. П., выданного ФИО1 сельсоветом.

Дата распоряжением главы администрации Бирюльской администрации Качугского района Иркутской области, в связи с не проживанием матери на территории Бирюльской администрации, в отношении несовершеннолетнего У. М. А. была установлена опека, У. П. С. назначен опекуном.

На основании освидетельствования ВТЭК (справка серии ВТЭ-72 №) У. М. А. по причине инвалидности с детства установлена инвалидность бессрочно с Дата.

Согласно справке администрации Бирюльского сельского поселения, в состав семьи У. П. С. входили внук У. М. А. и сын У. А. П., однако по информации участкового инспектора У. А. П. в д. Подкамень фактически не проживал.

Из удостоверения пенсионера У. Н. В.- матери истца, следует, что она является получателем пенсии по старости с Дата.

Из пенсионного дела У. А. П.- отца истца, видно, что он с достижением 60 -летнего возраста Дата также является получателем пенсии по старости.

На день смерти деда Дата, У. М. А. являлся получателем пенсии по инвалидности в размере 6 918 рублей (апрель 2010 года) и ежемесячной выплаты в размере 1698 рублей (апрель 2010 года), что видно из выписок его лицевого счета в Пенсионном фонде РФ.

В то же время У. П. С. являлся получателем пенсии по старости и инвалидности участника ВОВ в размере 18 889,04 рублей, ежемесячной денежной выплаты инвалида войны в размере 2769,80 рублей, и дополнительного материального обеспечения участника ВОВ в 1941-1945 годах в размере 1000 рублей, что подтверждено выписками его лицевого счета в Пенсионном фонде РФ.

Из учетного дела на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения У. П. С. следует, что оно сформировано на основании заявления У. П. С. от Дата о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, право на которое он имеет как инвалид ВОВ, получивший ранения при защите СССР, не имеющий жилья, состоящий на учете лиц, нуждающихся в жилье.

Дата У. П. С. умер, что подтверждено свидетельством о смерти II-СТ №.

Письмом № от Дата Управление на обращение У. М. А. о признании его членом семьи погибшего (умершего) инвалида ВОВ У. П. С.ответило отказом в получении мер социальной поддержки, установленных для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны и участников ВОВ, в том числе и на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в связи с отсутствием иждивения, наличием у него как инвалида детства собственного дохода в виде пенсии.

На основании постановления главы администрации Бирюльского сельского поселения Качугского района от Дата «О постановке на учет нуждающихся в жилье ВОВ, тружеников войны, вдов участников войны, инвалидов с детства», У. М. А. признан нуждающимся в жилье.

Давая оценку изложенному, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец У. М. А., Дата рождения, с 3-5-летнего возраста и до смерти своего деда У. П. С. Дата проживал совместно с ним в Адрес.   На момент смерти У. П. С. Дата, У. М. А. являлся нетрудоспособным, что подтверждается сведениями об инвалидности.

Однако в свете ст. 21 федерального закона «О ветеранах», нетрудоспособный член семьи умершего приобретает право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, лишь в случае нахождения на его иждивении и получения пенсии по случаю потери кормильца (наличии права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.   Вместе с тем, У. М. А. не получал указанный вид пенсии, и не имел право на ее получение, поскольку в соответствии со ст. 9 федерального закона «О трудовых пенсиях» такое право находящиеся на иждивении нетрудоспособные внуки старше 18 лет приобретают при условии, что они не имеют трудоспособных родителей. Мать истца - У. Н. В. на день смерти У. П. С. являлась нетрудоспособной, поскольку получала пенсию по старости. В то же время доказательств того, что на день смерти У. П. С., отец истца был нетрудоспособен, истец не представил в нарушение ст. 56 ГПК РФ. Из материалов пенсионного дела У. А. П. следует, что он стал нетрудоспособным по назначению пенсии вследствие старости Дата (пенсия, в силу ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» является денежной выплатой в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости).

При данных обстоятельствах установление факта нахождения У. М. А. на иждивении своего деда У. П. С. ко дню смерти последнего не имеет правового значения, поскольку не порождает права на получение мер социальной поддержки по приобретению жилья, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», что служит основанием для отказа в удовлетворении данного требования.

Соответственно, другие заявленные требования о признании незаконным отказа в признании права на меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, возложении обязанности предоставить за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение жилья, производные от факта признания нахождения на иждивении, лишены правовой состоятельности, и потому не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований У. М. А. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Качугскому району, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об установлении юридического факта нахождения на иждивении деда, признании незаконным отказа в признании права на меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, возложении обязанности предоставить за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение жилья, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Копия верна:

Судья:

Иные данные

Иные данные

Иные данные

Иные данные

Иные данные