Комсомольский районный суд г. Тольятти Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Комсомольский районный суд г. Тольятти — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
мировой судья: Гостькова И.В.
Р Е Ш Е Н И Е
<...> 6 марта 2012 года
Судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области Кириллов А.А., рассмотрев жалобу представителя
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинский наркологический диспансер" ..., юридический адрес ....,
на постановление мирового судьи судебного участка № 110 Самарской области от 02.12.2011 года, которым ГУЗ СО " Тольяттинский наркологический диспансер" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа ...,
У С Т А Н О В И Л
Указанным постановлением ГБУЗ "Тольяттинский наркологический диспансер" (далее - ТНД) признано виновным в том, что 17.11.2011 года в помещениях ТНД по адресу .... не выполнило предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного или техногенного характера, а равно не выполнило требования и нормы по предупреждению аварий и катастроф на объектах социального назначения.
Представитель ТНД с постановлением не согласилась и просит его отменить, ссылаясь на то, что в действиях ТНД отсутствует состав правонарушения.
В судебном заседании представитель ТНД К. поддержала жалобу и дополнительно пояснила, что согласно распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, в ведении которого находится ТНД, средства индивидуальный защит для работников ТНД хранятся на складе ..... Обеспеченность работников ТНД противогазами составляет 100%. Условий для хранения противогазов на рабочих местах ТНД не имеет.
Старший инспектор отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский А. просил оставить жалобу без удовлетворения и пояснил, что г.о. Тольятти относится к объектам повышенной химической опасности, так как на территории г.о. Тольятти расположены химически опасные производства. Работающее население на таких территориях должно быть обеспечено противогазами на 100% организациями, в которых граждане работают. Согласно нормативным документам противогазы должны храниться на рабочих местах. На момент проверки ТНД не представило никаких документов о наличии средств индивидуальной защиты для своих работников. Также ТНД обязано создать резервы финансовых средств и материальных ресурсов, исходя из стоящих перед диспансером задач и объективной потребности. Методические рекомендации по планированию мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях имеются в Сборниках образцов документов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций под редакцией К. ТНД могло с ними ознакомиться и разработать соответствующий план.
Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что постановление подлежит отмене, а производство по делу следует прекратить по следующим основаниям.
В постановлении мирового судьи не указано, какие именно обязанности, нормы и правила не исполнила ФИО1.
Согласно протоколу об административном правонарушении ... от 17.11.2011 года ТНД не выполнил обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно не выполнила следующие требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах социального назначения, предусмотренные п.п. "б, ж" ст. 14 Закона РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п.п. 8, 25, 27, 34 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), утвержденного приказом МЧС РФ ... от 21.12.2005 года, а именно:
1) отсутствуют резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством РФ;
2) не планируются и не производятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях;
3) работники организации не обеспечены противогазами из расчета на 100% от их общей численности (по факту на 243 работника 0 средств индивидуальной защиты), соответственно отсутствуют запасы (резервы) СИЗ;
4) информация о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) не направляется ежегодно в территориальные органы МЧС РФ.
В соответствии с п. "ж" ст. 14 Закона РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996 года утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в пункте втором которого указано, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. ТНД, как учреждение здравоохранения, не имеет возможности обеспечить хранение продовольствия, пищевого сырья, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива. Согласно пункту 7 этого же Порядка финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению объектовых резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций. ТНД является бюджетным учреждением и собственных средств для создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций не имеет. По этой же причине ТНД не имеет возможности для создания резервов финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В каком порядке и в каких размерах организации должных создавать резервы финансовых ресурсов для ликвидации последствий аварий действующим законодательством не определено. В п. 2 ст. 24 Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" указано, что организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В пункте 34 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" указано, что финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ, а организации всех форм собственности только участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. ТНД не отказывается от участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных дополнительных медицинского оборудования и средств, имеющихся в наличии на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенных доводов суд приходит к выводу, что ТНД не нарушал требований п. "ж" ст. 14 Закона РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" о создании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и состав правонарушения в действиях ТНД отсутствует.
В соответствии с п. "б" ст. 14 Закона РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций изложены в ст. 11 Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В частности к ним относятся принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В соответствии с этим полномочием, а также на основании постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" постановлением .... ... от ... утверждено положение "О территориальной подсистеме Самарской области Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". В соответствии с пунктом 26 положения "О территориальной подсистеме Самарской области Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" мероприятия по повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях проводятся органами управления и силами территориальной подсистемы области. Согласно пункту 2 положения "О территориальной подсистеме Самарской области Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" территориальная подсистема Самарской области объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В полномочия ТНД решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не входит. Однако ТНД, как медицинское учреждение, должно участвовать в оказании медицинской помощи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций, поэтому разработка ТНД плана мероприятий по повышению устойчивости функционирования в условиях чрезвычайных ситуаций целесообразна.
Учитывая отсутствие официальных рекомендаций по планированию устойчивости функционирования учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций, а также характер самого нарушения, суд считает, что неисполнение ТНД требований п. "б" ст. 14 Закона РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в данном случае является малозначительным нарушением, и в данной части производство по делу следует прекратить, ограничившись в отношении ТНД устным замечанием.
Согласно пункту 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ № 993 от 21.12.2005 года, обеспечение работников организаций противогазами осуществляется для обеспечения защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения. В пункте 6 данного Положения предусмотрено обеспечения населения СИЗ в военное время. В ноябре 2011 года военные действия на территории Самарской области не велись. В пункте 7 данного положения указаны территории, население которых подлежит обеспечению СИЗ в мирное время. К ним относятся:
- территории в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
- территории в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах;
- территории в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
- территории в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Согласно пункту 25 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ. Однако, согласно пункту 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты обеспечение работников региональных бюджетных организаций осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не самими организациями. Следовательно, обязанность обеспечения работников ТНД СИЗ возложена на соответствующий орган исполнительной власти Самарской области, а не на ТНД.
В соответствии с пунктом 31 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты СИЗ в запасах (резервах) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении. Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области № 30-0814 от 26.01.2012 года СИЗ для работников ТНД хранятся на складе в ...., как уполномоченный орган исполнительной власти, вправе самостоятельно определять места хранения СИЗ для нужд учреждений, находящихся в его ведении.
На основании изложенных доводов суд приходит к выводу, что ТНД не нарушал требований пунктов 8, 25, 34 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ № 993 от 21.12.2005 года, и состав правонарушения в данной части в действиях ТНД отсутствует.
В соответствии с пунктом 27 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты организации ежегодно информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) направляют в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России. В связи с тем, что ТНД не обязан обеспечивать работников ТНД СИЗ, он не обязан ежегодно направлять в органы ГОЧС информацию об СИЗ. Обеспечение СИЗ работников региональных бюджетных организаций возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые, в соответствии с п. 18 Положения об организации обеспечения населения СИЗ, и должны направлять соответствующую информацию в уполномоченные органы.
На основании изложенных доводов суд приходит к выводу, что ТНД не нарушал требований пункта 27 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ № 993 от 21.12.2005 года, и состав правонарушения в данной части в действиях ТНД отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л
Постановление мирового судьи судебного участка № 110 Самарской области от 02.12.2011 года о привлечении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинский наркологический диспансер" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, - отменить.
Производство по делу в части неисполнения Тольяттинским наркологическим диспансером требований пункта "ж" ст. 14 Закона РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и пунктов 8, 25, 34 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ № 993 от 21.12.2005 года, - прекратить за отсутствие в действиях ТНД состава правонарушения.
Производство по делу в части неисполнения Тольяттинским наркологическим диспансером требований пункта "б" ст. 14 Закона РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" прекратить за малозначительностью деяния, ограничившись в соотношении ТНД устным замечанием.
Решение вступает в силу немедленно, и может быть обжаловано в порядке надзора в Самарский областной суд.
Судья Кириллов А.А.