ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 06.04.2011 Жигулевского городского суда (Самарская область)

                                                                                    Жигулевский городской суд Самарской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Жигулевский городской суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 апреля 2011 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Сафоновой Н.А.,

с участием заявителя Балаева О.А.,

помощника прокурора г. Жигулевск Шишкина Д.В.,

при секретаре Поздняковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дело № по заявлению Балаева О.А. о признании представления прокурора г. Жигулевск незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Балаев О.А. обратился в суд с заявление, в котором просит признать неправомерным представление прокурора г.о. Жигулевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, направленное на имя председателя Думы г.о. Жигулевск.

Согласно доводам заявления с учетом письменных дополнений ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Жигулевск внесено представление на имя председателя Думы г.о. Жигулевск об устранении нарушений требований законодательства о персональных данных. Считает данное представление незаконным по следующим основаниям. Им в адрес  направлялись не запросы? а обращения на основании ст. 18 Положения о депутатской деятельности, в тексте представления не указана статья, подлежащая применению. Пункт 1 ст. 3 закона «О персональных данных», на нарушение которого прокурор ссылается в представлении, не запрещает запрашивать персональные данные, а дает само понятие персональных данных, которое Балаевым О.А. не нарушено. Законом не запрещено запрашивать персональные данные, он ограничивает доступ к ним (конфиденциальность, общедоступность, согласие субъекта персональных данных и др.). В ходе своей депутатской деятельности, формой которой является депутатское обращение, Балаев О.А. просил предоставить сведения в отношении лиц, которым выписывались пропуска и которые допускались на территорию предприятия. Раз лицам выписывались пропуска, соответственно, доступ лиц к таким сведениям неограничен. Кроме того, депутат не является субъектом правоотношения, указанных в Законе «О персональных данных», поскольку не обладает признаками ни оператора – организующего или осуществляющего обработку персональных данных, ни субъекта персональных данных. Считает, что депутат имеет право о запрашивать любые сведения (конфиденциальные персональные данные, общедоступные), вплоть до секретных. Также считает. что неправомерно применена ст. 24 Закона РФ «О прокуратуре», т.к. представление направлено председателю Думы г.о. Жигулевск О.Р. Гладченко, однако ни председатель Думы, ни Дума не нанимали Балаева О.А. депутатом в Думу. Соответственно, и принимать меры к нему, некомпетентны. Также прокурор заявляет, что обращениями депутат и Дума занимаются деятельностью, не относящейся к их ведению. Однако, им направлялись обращения, в связи с его деятельностью как депутата, который должен контролировать поступление налогов в местный бюджет, поскольку организация -  выполняет работы на территории г. Жигулевск жителями (рабочими) Жигулевска. И налоги, поступающие от организаций, формируют местный городской бюджет. При утверждении бюджета рассматриваются планируемые поступления от местных налогов, поступления от продажи муниципального имущества и т.д. При обращении в МИФНС № 19 по Самарской области им было установлено, что за 4 квартал 2010 года  оплатило 1800 рублей налога НДФЛ, соответственно, не в полном объеме оплачивает, налоги, из которых формируется местный бюджет. Рассмотрение вопросов формирования местного бюджета, контроля за его исполнением напрямую связано с деятельностью Думы и его депутатов. Кроме того, нарушаются права жителей Жигулевска, т.к. на них не уплачиваются налоги на ФОТ (фонд оплаты труда) и другие платежи и отчисления, в частности, пенсионные, медицинские.

Заявитель Балаев О.А. в судебном заседании заявленные требования и доводы заявления поддержал в полном объеме, пояснив, что представление прокурора не является формой воздействия на депутата, представление было направлено не в Думу г.о. Жигулевск, а должностному лицу – председателю Думы г.о. Жигулевск, хотя должно быть внесено должностному лицу или организации, компетентным устранить выявленные нарушения. Хотя кому, должно быть внесено оспариваемое представление, он не знает. Считает, что оспариваемым представлением нарушены его права, т.к. в нем указано, что он не имеет права запрашивать персональные данные.

Представитель прокурора г. Жигулевск – Шишкин Д.В. заявленные требования не признал, сославшись на доводы письменного отзыва, согласно которому прокуратурой г. Жигулевск проводилась проверка соблюдения депутатом Думы г.о. Жигулевск Балаевым О.А. законодательства по обращению генерального директора  (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) В ходе проверки установлено, что депутат Балаев О.А. запрашивает информацию в , относящуюся к персональным данным работников подрядной организации и не относящуюся к ведению Думы, деятельности ее депутатов, не имеющим общественное значение, что является нарушением Положения об обеспечении депутатской деятельности депутата Думы г.о. Жигулевск, утвержденного решением № от ДД.ММ.ГГГГ Думы г.о. Жигулевск Самарской области. В соответствии со ст. ст. 17,18 указанного Положения и депутатский запрос и обращение депутата направлены на получение информации по вопросам, относящимся к деятельности Думы и деятельности его депутатов. Федеральным законом № 152-Фз от 27.07.2006 г. «О персональных данных» определено понятие персональных данных – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. персональные данные работников подрядной организации не относятся к ведению Думы г.о. Жигулевск, а также к вопросам деятельности депутата Думы г.о. Жигулевск. Кроме того, запрашивая коммерческую информацию у юридического лица, в том числе персональные данные работников подрядной организации, депутат Балаев О.А. принимает на себя функции контролирующих, надзорных органов. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

При рассмотрении дела установлено, что в прокуратуру г. Жигулевск ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление генерального директора ЗАО «Жигулевские стройматериалы», в котором указывается на то, что о депутатом Думы г.о. Жигулевск Балаевым О.А. допускаются нарушения требований законодательства, используется возможности депутатского статуса в целях, не связанных с общественной деятельностью, в частности, Балаев О.А. запрашивает коммерческую информацию о деятельности Общества, в том числе требует предоставить списки сотрудников подрядной организации, с указанием их фамилии и места проживания, несмотря на то, что указанные сведения в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» относятся к персональным данным, законом установлено, что операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

По данному обращению прокуратурой г. Жигулевск проведена проверка, по результатам которой в адрес председателя Думы г.о. Жигулевск внесено представление об устранении выявленных нарушений закона в деятельности депутата думы г.о. Жигулевск, выразившееся в нарушении требований законодательства – ФЗ № 152-Фз от 27.07.2006 года «О персональных данных», что подтверждается материалами надзорного производства №.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ депутат Думы г.о. Жигулевск Балаев О.А. направил в адрес генерального директора  письмо, в котором со ссылкой на ст.ст. 17,18 Положения об обеспечении депутатской деятельности де6путата Думы г.о. Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ, регламентирующих порядок направление депутатского запроса и обращения депутата, в котором просил предоставить списки рабочих , которым выписывались пропуски для выполнения подрядных работ на территории предприятия, с указанием ФИО, даты рождения адреса регистрации, проживания (л.д. 8).

На данное обращение директором  в установленный законом срок был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, о невозможности предоставления запрашиваемой информации со ссылкой на то, что запрашиваемая информация касается коммерческой деятельности предприятия и не имеет общественного значения, кроме того, запрашиваемая информация содержит сведения, относящиеся к персональным данным работника, конфиденциальность которых должна обеспечиваться лицами, имеющими к ней доступ (л.д. 9).

Допрошенные в качестве свидетелей свидетель 1 и свидетель 2 – работники  показали, что ДД.ММ.ГГГГ в  поступил запрос депутата думы г.о. Жигулевск Балаева О.А., в котором он ссылался на ст.ст. 17,18 Положения о депутатской деятельности и запрашивал сведения в отношении работников подрядной организации ООО  - просил предоставить данные по работникам, которым выписывались пропуски на территорию , с указанием ФИО, адреса регистрации и данного работника. В установленный законом срок Балаеву О.А. был дан ответ, что такие сведения не могут быть предоставлены на основании ФЗ «О персональных данных». Кроме того, указанная информация относится к внутренней коммерческой деятельности общества, касается договорных отношений со сторонними подрядными организациями. ДД.ММ.ГГГГ в  вновь поступило письмо, в котором вновь запрашивалась та же информация, однако в нем было указано, что в случае не предоставления информации, запрос будет направляться через прокурора г. Жигулевск. После чего руководитель  обратился с заявлением к прокурору г. Жигулевск с указанием, в том числе и на данный факт, в письме просили провести проверку законности деятельности депутата Балаева О.А.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации  , федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления  , органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и т.д.

В соответствии со ст.ст. 22,24 данного закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Согласно Уставу городского округа Жигулевск, принятого Решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрирован в  ДД.ММ.ГГГГ №) структуру органов местного самоуправления составляют: 1) Дума городского округа Жигулевск; 2) мэр городского округа Жигулевск; 3) администрация городского округа Жигулевск (ст. 23 Устава).

Дума является представительным органом городского округа и состоит из 20 депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет (ст. 24 Устава).

В соответствии со ст. 27,28 Устава г.о. Жигулевск организацию деятельности Думы в соответствии с Уставом и Регламентом Думы осуществляет председатель Думы, избираемый депутатами из своего состава, который организует деятельность Думы; организует процесс подготовки заседаний и принятия решений Думы; созывает и ведет заседания Думы; издает постановления и распоряжения по вопросам деятельности Думы; подписывает решения Думы, протоколы заседаний Думы, другие документы Думы; осуществляет общее руководство аппаратом Думы; выполняет другие функции в соответствии с Регламентом Думы.

Положением об обеспечении депутатской деятельности депутата Думы г.о. Жигулевск, утвержденным решением Думы г.о. Жигулевск Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено (ст. 17), что депутатским запросом считается внесенное в письменной форме на рассмотрение Думы и принятое Думой обращение депутата (группы депутатов, депутатского объединения) по вопросам, имеющим общественное значение; также определено понятие обращения депутата как формы депутатской деятельности депутата, направленная на получение информации по вопросам деятельности Думы и деятельности ее депутатов, которое оформляется в письменном виде на бланке депутата Думы г.о. Жигулевск и подписывается автором обращения (ст. 18).

Из формы, текста письма, направленного в адрес генерального директора  ДД.ММ.ГГГГ № за подписью депутата Думы г.о. Жигулевск Балаева О.А. следует, что указанное письмо является обращением депутата Балаева О.А., несмотря на имеющуюся в нем ссылку на ст. 17 вышеназванного Положения, регламентирующей порядок направления депутатского запроса. Также из содержания обращения Балаева О.А. следует, что им запрашиваются сведения в отношении работников подрядной организации  относящиеся в соответствии с ФЗ № 152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных» к персональным данным работников.

Анализируя исследованные по делу доказательства, требования действующего законодательства, суд приходит к выводу, что прокурором г. Жигулевск в ходе проверки по заявлению ЗАО «Жигулевские стройматериалы» были выявлены нарушения требований ФЗ «О персональных данных» в деятельности депутата Думы г.о. Жигулевск Балаева О.А., по результатам проверки прокурором г. Жигулевск в соответствии со своими полномочиями ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление в Думы г.о. Жигулевск об устранении нарушений требований законодательства о персональных данных, являющейся мерой прокурорского реагирования, предусмотренной действующим ФЗ «О прокуратуре РФ», а также мнением прокурора г. Жигулевск по результатам прокурорской проверки. Указанное представление направлено на имя председателя Думы г.о. Жигулевск, организующего деятельность Думы.

Суд считает, что оспариваемым представлением прокурора г. Жигулевск права и свободы заявителя Балаева О.А. – депутата Думы г.о. Жигулевск каким-либо образом не нарушены, поскольку данное представление, содержащее выводы и мнение прокурора г. Жигулевск о наличии в деятельности депутата Думы г.о. Жигулевск Балаева О.А. нарушений требований законодательства о персональных данных, на заседании Думы г.о. Жигулевск не рассмотрено, ответ по нему не дан. Доводы заявителя о том, что данным представлением ему запрещено направлять обращения с целью получения информации в организации на основании ст. 18 Положения об обеспечении депутатской деятельности не принимаются судом, поскольку представление прокурора не содержит такого запрета.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении заявления Балаеву О.А. необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Балаева О.А. о признании незаконным представления прокурора г. Жигулевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № отказать полностью.

По вступлению решения суда в законную силу отменить приостановление рассмотрения названного представления прокурора г. Жигулевск, направленного на имя председателя Думы г.о. Жигулевск, установленное определением Жигулевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Жигулевский городской суд.

Судья Жигулевского городского суда Н.А.Сафонова