ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 06.05.2010 Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край)

                                                                                    Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чегдомын 06 мая 2010года

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе:

Председательствующий федеральный судья Кузнецов А.Д.,

с участием представителя истцов П.,

представителя администрации Верхнебуреинского муниципального рай-

она К.,

представителя городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Л,

представителя ООО «МСО» по доверенности Ц,

при секретаре Г.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Щ., З. к ООО «Межпоселенческая сбытовая организация», администрации Верхнебуреинского муниципального района, администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» о признании недействительными тарифов на коммунальные услуги и счетов задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Щ., З. обратились в суд с иском к ООО «МСО», администрации Верхнебуреинского муниципального района, администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» о признании недействительными тарифов на коммунальные услуги и счетов задолженности, обосновывая свои требования тем, что в соответствии с ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель, продавец обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, которая в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения услуг. Согласно п. 3 ст. 15 Конституции РФ, любые нормативные акты, затрагивающие права человека не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего применения. Пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлен особый порядок доведения до сведения потребителей тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизитов нормативно правовых актов, на основании которых применяются тарифы, а именно путем размещения на досках объявлений, расположенных на всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов. Однако, в таком порядке установленные тарифы до сведения потребителей не доводились, а поэтому, как считают истцы, не могли быть исполнителем применены. Исполнитель в нарушение действующего законодательства применил против потребителей эти тарифы, составив счета задолженностей по оплате коммунальных услуг потребителей, на основании которых предъявил к потребителям иски о взыскании задолженности за коммунальные услуги, которые были удовлетворены решениями от 05.03.2009 г. и 05.06.2009 г. мирового судьи судебного участка № 51 Верхнебуреинского района Хабаровского края. При этом исполнитель без письменного согласия потребителей и в отсутствие подписанных потребителями соответствующих договоров в нарушение ст. 6 ФЗ «О персональных данных» произвел обработку персональных данных потребителей. Потребители заинтересованы в том, чтобы составленные исполнителем счета задолженностей по оплате коммунальных услуг были признаны недействительными, а вынесенные против них судебные решения были отменены. Из-за того, что исполнитель в нарушение п. 49 Правил не довел до сведения потребителей реквизиты нормативных актов, на основании которых он рассчитал сумму задолженности, по мнению истцов, примененные исполнителем для расчета задолженностей потребителей тарифы были установлены незаконно и не уполномоченным лицом. Действующее законодательство не предоставляет права исполнителю самостоятельно устанавливать тарифы на коммунальные услуги. Тем более, что статьей1 ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что этот закон определяет, в частности, полномочия органов государственной власти, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии. В п. 2 ст. 21 закона указано, что устанавливать тарифы на тепловую энергию уполномочены органы исполнительной власти субъектов РФ. Считают, что тарифы, использованные исполнителем против потребителей, были установлены с превышением полномочий, установленных статьей 1 ФЗ «Об электроэнергетике». К тому же, пунктом 1 Статьи 23 этого закона установлено, что цены «тарифы» на тепловую энергию подлежат государственному регулированию. На основании изложенного просят признать недействительными примененные исполнителем при расчете задолженности потребителей тарифы на коммунальные услуги за 2007 и 2008 года, все составленные представителем исполнителя счета задолженностей по оплате коммунальных услуг, на основании которых с потребителей решениями от 05 марта 2009г. и от 05 июня 2009г. мирового судьи судебного участка № 51 Верхнебуреинского района были взысканы денежные суммы., применить последствия недействительности ничтожных сделок ко всем, составленным исполнителем счетам задолженностей по оплате коммунальных услуг, на основании которых с потребителей решениями от 05 марта 2009года и от 05 июня 2009 года мирового судьи судебного участка № 51 Верхнебуреинского района были взысканы денежные суммы, и признать эти счета задолженности не имеющими юридической силы.

Истцы Щ., З. надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в присутствии их представителя по доверенности П.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности П. поддержал исковые требования, ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что истцы публикаций в газете «Рабочее слово» не видели, до сведений истцов тарифы не были доведены, следовательно, тарифы не могут применяться. Ответчик, возражая по исковым требованиям, ссылается на постановления, которые были изданы главой администрации городского поселения «Рабочее слово» в декабре 2006года. Это тарифы, как указано в самом постановлении, касаются МУП «Тепловодоканал». Из решения мирового судьи следует, что услуги оказывались МУП «Тепловодоснабжение», поэтому не могут быть применены тарифы, опубликованные в газете «Рабочее слово» в декабре 2006года. Тарифы, опубликованные на 2007 год, могут касаться З. только в части отопления. В приложенном ответчиком соглашении о передаче полномочий городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинскому муниципальному району, ничего не сказано о передаче полномочий по передаче права установления тарифов. Согласно закону об общих принципах организации местного самоуправления, порядок установления тарифов регулируются не главами муниципальных образований, а представительным органом муниципального образования.

Представители ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных истцами требований, ссылаясь на основания, изложенные в отзывах на заявленные требования, представитель ООО «МСО» по доверенности Ц. в судебном заседании пояснил, что не согласен с исковыми требованиями, считает незаконными и необоснованными в связи с тем, что тарифы на коммунальные услуги на территории рабочего поселка Чегдомын, в соответствии с действующим законодательством РФ утверждаются постановлением главы поселения на основании Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края и в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.120.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступают в силу с момента опубликования. Указанные тарифы на коммунальные услуги опубликованы в печатном издании газете «Рабочее слово». Нормативные акты, которые утверждают тарифы, вынесены компетентными органами, доказательства законности тарифов представлены в виде утвержденных постановлений главы муниципального образования. Все постановления об утверждении тарифов были изданы уполномоченным органам и вступили в законную силу. По истцу Щ. представлен расчет за март 2008 года. Все произведенные расчеты по коммунальным услугам в отношении З. и Щ. составлены правильно.

Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Свидетели В.М. и С.А., допрошенные судом по ходатайству представителя истцов П., показали, что проживают в домах, где проживают истцы Щ. и З. и никогда не видели вблизи места проживания вывешенных для публичного обозрения информаций об условиях предоставления коммунальных услуг, размерах тарифов и изменений в них, вывешиваются лишь объявления о временном прекращении в предоставлении услуг и возобновлении их предоставления.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии 27 Номер обезличен Дата обезличенаг. внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц о создании юридического лица ООО «Межпоселенческая сбытовая организация» за основным государственным номером 1052740092514.

л.д.22

Из Устава ООО «МСО», зарегистрированного ИФСН по Верхнебуреинскому району Хабаровского края15.06.2007г. следует, что ООО «МСО» является юридическим лицом, основными целями деятельности которого является : повышение процента сбора платежей со всех групп потребителей за жилищно-коммунальные услуги, сбор денежных средств от потребителей оказываемых поставщиками жилищно-коммунальных услуг( п.3.1)Предметом деятельности Общества является производство исчисление платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, ведение лицевых счетов (п. 3.2.1, 3.2.2)

Согласно счета – задолженности по оплате коммунальных услуг с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. по кв. по ... п. Чегдомын З. задолженность по отоплению, холодной горячей воде, канализации составляет 37 965 рублей 12 коп.

л.д. 6

По решению мирового судьи судебного участка № 51 Верхнебуреинского района Хабвроского края от 05 марта 2009 года исковые требования ООО «МСО» к З. о взыскании задолженности за коммунальные услуги были удовлетворены.

л.д. 7

Согласно счета-задолженности по оплате коммунальных услуг сДата обезличенаг. по Дата обезличенаг. задолженность Щ. по кв. по ... за отопление холодную, горячую воду и канализацию составляет 4613 рублей 66 коп.

л.д.8

По решению мирового судьи судебного участка № 51 Верхнебуреинского района Хабаровского края от 05 июня 2009года исковые требования ООО «МСО» к Щ. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг были удовлетворены.

л.д.9

Согласно исследованных судом соглашений, они были заключены:

между администрацией городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» и Верхнебуреинским муниципальным районом 18.12.2006 года о передаче полномочий по организации тепло-водоснабжения и водоотведения для населения на срок с 01.12.2006года по 03.05.2008года администрацией городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинскому муниципальному району; л.д. 47-49

между администрацией городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» и Верхнебуреинским муниципальным районом Дата обезличенагода на период с Дата обезличенагода по Дата обезличена года.

л.д. 50-52

Дата обезличена года в районной газете «Рабочее слово» было опубликовано постановление главы городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» от 29.12.2006года № 78 об утверждении тарифа на коммунальные услуги, предоставляемые МУП «Тепловодоснабжение» с 01.12.2006года. Данное постановление было утверждено в соответствии с постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.07.2006года № 21/1. Тогда же было опубликовано постановление главы городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» от 29.12.2006 года № 79 «Об утверждении тарифа на коммунальные услуги, предоставляемые МУП «Тепловодоснабжение» на 2007 год. Данное постановление было утверждено в соответствии с постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29.11.2006года № 44/14. В соответствии с указанным постановлением тариф на тепловую энергию за 1 Гкал. составляет 1053 рубля 80 коп. (без НДС), на услуги систем водоснабжения за 1 куб. метр -17рублей 42 коп. (без НДС), на услуги канализации за 1 куб. метр-20 рублей 99 коп. (без НДС)

13 января 2007года в районной газете «Рабочее слово» опубликовано постановление главы городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» от 29.12.2006 года № 81 «Об утверждении размера платы для населения за жилищно-коммунальные услуги, оказываемые МУП ЖЭХ на 2007год. Указанное постановление было утверждено с учетом экспертного заключения Краевого унитарного предприятия «Хабаровская нормативно-исследовательская станция ЖКХ». Согласно приложения 2 указанного постановления размер платежей за холодную воду для населения п. Чегдомын в жилых домах с полным благоустройством с НДС в сутки на 1 человека составляет в зимний период 3 рубля 33 коп., в летний период 5рубля 73 коп., плата за канализацию на 1 человека в сутки в жилых домах с полным благоустройством составляет 6 рублей 60 коп.

л.д. 79-80

18 декабря 2007 года в районной газете «Рабочее слово» было опубликовано постановление главы Верхнебуреинского муниципального района от 12.12.2007года № 533 «Об утверждении размера платежей населения за жилищно-коммунальные услуги на 2008 год, с размерами платежей. Данное постановление было утверждено в соответствии с утвержденными тарифами Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на 2008 год и нормативам потребления коммунальных услуг, принятых в Верхнебуреинском районе л.д. 78).

Как установлено судом из представленных судом доказательств, в том же печатном издании, газете «Рабочее слово» публиковались:

Постановление главы Верхнебуреинского муниципального района № 702 от 27.08.2008 года «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, представляемые ООО «Коммунальщик» на 2008 год с указанием тарифов л.д. 57); Тарифы на коммунальные услуги с указанием источников информации, телефонов л.д. 58); Постановление главы Верхнебуреинского муниципального района № 661 от 17.09.2008 года с указанием нормативов водопотребления л.д. 59), утратившим силу с о5.12.2008 года по исследованному судом постановлению главы района № 888 от 05.12.2008 года с нормативами водопотребления; Постановление главы городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» № 73 от 05.12.2006 года «Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, канализации на 2007 год» л.д. 81); Постановление главы городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» № 76 от 27.12.2006 года «Об утверждении ставок платы коммунальных услуг, получаемых от МУП «Тепловодоканал» л.д. 83-84); Постановление главы Верхнебуреинского муниципального района № 461 от 21.11.2007 года «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, представляемые МУП «Тепловодоснабжение» на 2008 год с указанием тарифов л.д. 128); информации главы Верхнебуреинского района (15.12.2007 г.) об изменениях в тарифах.

Судом также изучались: постановление главы Верхнебуреинского района № 587 от 08.08.2000 года с приложениями; постановление главы Верхнебуреинского района № 566 от 27.08.2003 года с приложениями; опубликованное в газете «Рабочее слово» 30.12.2006 года; постановление главы городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» № 44 от 24.04.2007 года; постановление главы Верхнебуреинского района № 509 от 01.12.2007 года с приложениями, экспертные заключения на 2007-2009 годы, гражданские дела по искам ООО «МСО» к истцам З. и Щ.

Как следует из ответа главы Верхнебуреинского муниципального района от 06 мая 2010 года № 1.11.2137, на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения осуществляло до 01.10.2008 года МУП «Тепловодоснабжение», а затем ООО «Коммунальщик».

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые

акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно п. 4, 4.1 ст. 17 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления, муниципальных районов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемых муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги граждан- нанимателей и собственников жилых помещений, устанавливается в соответствии с жилищным законодательством РФ с учетом надбавок к ценам(тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с настоящим федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35 ФЗ «Об электроэнергетике», органы исполнительной власти субъектов РФ наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим федеральным законом и устанавливают тарифы на тепловую энергию.

В соответствии с п. п/ ст. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов), однако, в соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правого акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта, необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правого акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Как было установлено в судебном заседании, нормативно-правовые акты органа местного самоуправления, утверждающие тарифы на коммунальные услуги населению на 2007, 2008 годы были опубликованы в районной газете Верхнебуреинского района «Рабочее слово». Таким образом, населению рабочего поселка Чегдомын была обеспечена возможность ознакомления с данными актами, задолженности по уплате коммунальным услугам, а, следовательно, расчеты по ним и примененные тарифы были известны истцам.

В соответствии со ст. 154 ч. 2 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) ( ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Из представленных суду доказательств следует, что тарифы на коммунальные услуги, тепловую энергию, были утверждены органом местного самоуправления городским поселением «Рабочий поселок Чегдомын» на 2007 год, Верхнебуреинским муниципальным районом Хабаровского края в связи с передачей полномочий в области тепло- водоснабжения и водоотведения, с учетом действующих норм закона, на основании имеющихся экспертных заключений о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию, услуги систем водоснабжения, канализации и по доставке воды, с учетом утвержденных органом местного самоуправления нормативов водопотребления, с учетом норм водопотребления, установленных СНиП 2.4.01-85. В период с 2007 года по октябрь 2008 года на территории городского поселения «Рабочий поселок «Чегдомын» тепловая энергия, услуги системы водоснабжения поставлялась муниципальным унитарным предприятием «Тепловодоснабжение» городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын», с октября 2008 года указанные услуги осуществляло общество с ограниченной общественностью ООО «Коммунальщик».

Суд, проверив тарифы на коммунальные услуги, примененные при исчислении задолженностей истцов ООО «МСО», расчеты по коммунальным услугам л.д. 105-108), исходя из установленных тарифов, нормативов, учетом НДС, существенных расхождений между полученными данными в счетах-задолженностях Щ. и З. не находит, имеющиеся небольшие разногласия в счетах задолженностях объясняются округлением цифр.

Так, при исчислении задолженности истцов Щ. и З. по коммунальным услугам ответчиком ООО «МСО» правомерно применялись нормы водопотребления 0,145 л и 0,245 л (постановление 509 от 01.12.2007), размер платежей 19 руб. 44 коп. и 22 руб. 82 коп. (постановление 461 от 21.11.2007), нормы платежей по отоплению 60 рублей 93 коп. до 01.2008 года ( постановление № 76 от 27.12.2006 года) и 65 рублей 47 коп. за 1 кв. метр жилья (постановление № 533 от 12.12.2007 года), размер задолженности истцов по коммунальным услугам исчислен правильно с учетом НДС и дней месяца.

Таким образом, поскольку при утверждении тарифов на коммунальные услуги порядок их установления нарушен не был, тарифы доводились до сведения населения, в том числе, истцов, путем опубликования их и изменений в них в периодическом публичном издании – газете «Рабочее слово», то указанные тарифы правомерны применялись ООО «МСО» для исчисления платежей граждан за жилищно- коммунальные услуги, в том числе, в отношении истцов. Оснований для признания недействительными примененных исполнителем при расчете задолженностей потребителей тарифов на коммунальные услуги за 2007 и 2008 годы и счетов задолженности по оплате коммунальных услуг, на основании которых с потребителей решениями мирового судьи были взысканы денежные суммы, суд не находит, в связи с чем, у суда нет оснований для применения последствий недействительности ничтожных сделок между истцами и ООО «МСО» в части предоставления и оплаты услуг, требования истцов удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Щ., З. в удовлетворении требований по иску к ООО «Межпоселенческая сбытовая организация», администрации Верхнебуреинского муниципального района, администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын», в связи с необоснованностью требований.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение 10 дней со дня получения решения суда в мотивированной форме, которое изготовлено 11 мая 2010 года.

Председательствующий

Копия верна