Октябрьский районный суд г. Красноярска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд г. Красноярска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Решение
Именем Российской Федерации
06 июля 2011 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи: Харитонова А.С.
с участием истицы ФИО1 и ее представителя ФИО2,
представителей ответчика ТСЖ «Академ-24» - ФИО3, ФИО4,
при секретаре: Соколовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к - «Академ-24» о понуждении к принятию в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения, встречному исковому заявлению - «Академ-24» к ФИО1 об устранении препятствий для осмотра, обслуживания, ремонта общего имущества многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к - «Академ-24» о понуждении к принятию в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения. Свои требования мотивировала тем, что является собственницей квартиры расположенной по адресу: , Указанный дом обслуживает - «Академ-24». С 2004 года в ее (истицы) квартире были установлены приборы учета холодного и горячего водоснабжения. В ноябре 2010 года обратившись к председателю - «Академ-24» - Б. с просьбой осмотреть приборы учета и принять их в эксплуатацию, последний пояснил о необходимости установки новых счетчиков, по причине того, что истек 5 летний срок установленных счетчиков. Приобретя новые приборы учета и установив их взамен старых, истица вновь пригласила председателя ТСЖ для осмотра и принятия приборов учета, однако председатель ТСЖ отказался их осматривать и принимать в эксплуатацию, поскольку со слов председателя счетчики должны были быть перенесены на «уровень глаз». Обратившись с письменным заявлением на имя председателя - «Академ-24» Б., ей (истице) вновь было отказано в принятии в эксплуатацию приборов учета, с указанием об отсутствии заявления на установку приборов учета, отсутствие схемы установки приборов учета и отсутствие обратного клапана. Считает данный отказ незаконным и противоречащим требованиям действующего законодательства, т.к. счетчики не устанавливались, а произошла замена ранее установленных счетчиков на новые. Председатель ТСЖ, не ознакомившись с документацией на приборы учета холодной и горячей воды, не осмотрев место установки счетчиков, указал в своем ответе, о том, что при монтаже счетчиков отсутствует обратный клапан, несмотря на то, что по паспорту счетчиков обратный клапан вмонтирован в счетчик. Считает что счетчики установлены в соответствии с требованиями ГОСТа и требованиями действующего законодательства. По изложенным основаниям просит обязать председателя - «Академ-24» принять в эксплуатацию замененные приборы учета горячего и холодного водоснабжения.
В процессе рассмотрения дела ФИО1 неоднократно уточняла исковые требования, в окончательном варианте просила: обязать председателя -Академ-24» принять в эксплуатацию замененные приборы учета горячего и холодного водоснабжения в квартире по адресу: , ; принятие в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения осуществить путем подписания двухстороннего акта; взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей; взыскать с - «Академ-24» убытки в размере 12817 рублей 60 копеек, выразившихся в переплате коммунальных платежей за холодное и горячее водоснабжение.
- «Академ – 24» обратилось в суд со встречным исковым заявлением к ФИО1 об устранении препятствий для осмотра, обслуживания, ремонта общего имущества многоквартирного дома. Требования мотивированы тем, что общим собранием собственников жилых помещений, расположенных по адресу: , для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации данного комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, была создана некоммерческая организация - «Академ – 24». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в - «Академ-24» с заявлением о принятии в эксплуатацию узла учета потребления горячей и холодной воды по адресу: , . По указанному адресу председателем - «Академ-24» Б. был произведен выход и обследование подлежащих приему в эксплуатацию приборов учета. В результате обследования было установлено, что ответчицей смонтирован короб из гипсокартона, облицованный поверх керамической плиткой, которым были закрыты все проходящие через санузел данного жилого помещения стояки водоснабжения и водоотведения (общего имущества собственников многоквартирного дома). Таким образом, в результате произведенных ФИО1 монтажных работ, свободный доступ для осмотра, своевременного выявления дефектов (неисправностей, повреждений), необходимого ремонта, указанных инженерных систем, обеспечивающих нормальную бытовую деятельность остальных собственников жилых помещений, был нарушен. Созданная ФИО1 в результате монтажных работ конструкция короба также не позволила произвести работы по приемке в эксплуатацию приборов учета. Процесс приемки в эксплуатацию приборов учета подразумевает осуществление их опломбировки. Смонтированная стороной ответчика конструкция не позволяет уполномоченному - «Академ-24» лицу физически осуществить доступ к технологическим отверстиям (предназначенным для осуществления опломбировки). Кроме того, сами приборы учета смонтированы один за другим и доступ для опломбировки одного счетчика не возможен без демонтажа другого. Смонтированная таким способом ограждающая конструкция противоречит требованиям ГОСТ Р 50193.2-92. О факте нарушения указанных требований ФИО1 была поставлена в известность. Для устранения нарушений ответчице было предложено произвести демонтаж созданной ограждающей конструкции или выполнить ее в съемном (легко разборном) варианте. На все предложения ФИО1 отвечает отказом и продолжает требовать приемки в эксплуатацию приборов учета. По изложенным основаниям, просит обязать ФИО1 произвести демонтаж ограждающей конструкции, созданной вокруг стояков холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения, являющихся общим имуществом многоквартирного дома; обязать ФИО1 не чинить препятствий для осмотра, обслуживания, ремонта общего имущества многоквартирного дома; взыскать с ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
В судебном заседании истица ФИО1 и ее представитель ФИО2 (действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), требования, изложенные в исковом заявлении с учетом уточнений поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, во встречных исковых требованиях просили отказать, указав, что ответчиком не представлено доказательств того, что со стороны ФИО1 создаются препятствия для осмотра, обслуживания, ремонта общего имущества.
Представители ответчика - «Академ-24» - ФИО3 (действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО4 (действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) против удовлетворения исковых требований ФИО1 с учетом уточнений возражали, на встречных исковых требованиях настаивали по основаниям изложенным во встречном исковом заявлении. Дополнительно указав, что ограждающая конструкция, а также счетчики горячего и холодного водоснабжения противоречат требования ГОСТ Р 50193.2-92, согласно которого, в частности счетчик должен быть смонтирован так, чтобы к нему был легкий доступ для считывания показаний (без использования зеркала или лестницы), монтажа, обслуживания, снятия и разбора на месте при необходимости. В связи с нарушениями со стороны ФИО1 требований ГОСТ, - «Академ-24» не имеет возможности провести необходимый комплекс работ, а именно опломбировку приборов учета, осмотр систем водоотведения.
В судебное заседание представитель третьего лица ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» не явился, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. С учетом мнения участников процесса, полагавших возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук», суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей С., Б., исследовав представленные сторонами доказательства, полагает требования ФИО1 обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, а встречные исковые требования - «Академ – 24» подлежащими отклонению, по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг граждан, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 при наличии в помещении индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Согласно Постановлению администрации г.Красноярска от 09.06.2003 года № 254 «Об утверждении положений об организации поквартирного учета потребления холодной, горячей воды и канализования», действовавшему до 24.04.2008 года приемка приборов учета в эксплуатацию осуществляется путем подписания двухстороннего акта. Акт подписывают потребитель и управляющая компания либо ресурсоснабжающая организация при наличии прямых договоров с потребителем (п.2.9).
Пункт 3.1 указанного Постановления предусмотрено, что расчет за потребленную холодную, горячую воду и канализование производится по показаниям приборов учета с даты подписания актов приемки приборов учета в эксплуатацию.
В силу п.1 ст. 36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с п.п. 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, указанное свидетельствует о том, что жилищным законодательством собственникам жилых помещений в многоквартирных домах предоставлено право производить оплату коммунальных услуг по показаниям приборов учета, установленных в квартирах и домах.
На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как видно из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит , расположенная по адресу: (л.д.6).
Общим собранием собственников жилых помещений, расположенных по адресу: , , т.е в доме в котором расположена принадлежащая ФИО1 квартира, для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации данного комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, была создана некоммерческая организация - «Академ – 24». В настоящее время согласно выписке из протокола отчетно-выборного общего собрания членов - «Академ-24» от ДД.ММ.ГГГГ, председателем - «Академ-24» является Б. (л.д.23).
Как установлено судом, согласно правил установки, приемки в эксплуатацию узла учета потребления горячей и холодной воды, а также проведения расчетов потребления холодной и горячей воды, утвержденных председателем - «Академ-24», собственник жилого помещения, желающий установить приборы учета холодной и горячей воды, подает председателю - заявление на установку приборов учета, составленное в свободной форме. Выбор исполнителя для установки прибора учета осуществляется собственником жилого помещения самостоятельно. Председатель - в течение 5 дней рассматривает заявление и принимает решение на установку приборов учета.
Согласно указанных правил приборы учета устанавливаются согласно требованиям, указанным в техническом паспорте данного прибора, а также с соблюдением действующих ГОСТ и СНиП. Все расходы по приобретению, установке, проверке и замене вышедших из строя приборов учета несет собственник жилого помещения. Собственник жилого помещения обеспечивает свободный доступ исполнителя и представителя ТСЖ к месту установки приборов учета. Приемка приборов учета в эксплуатацию осуществляется в случае соответствия прибора указанным требованиям путем подписания двухстороннего акта приемки в срок не более 14 дней с момента установки. При приемке приборов учета председателем ТСЖ осуществляется установка контрольных пломб в места соединения приборов учета с трубопроводом. Акт приемки подписывают собственник жилого помещения и председатель ТСЖ.
Указанное свидетельствует о том, что ФИО1 как собственник квартиры несет самостоятельно расходы по установке и эксплуатации (обслуживанию) счетчиков в случае их поломки, истечении срока эксплуатации, а также выбор исполнителя для установки приборов учета. Председатель ТСЖ лишь осуществляет осмотр, опломбировку приборов учета и прием их в эксплуатацию, в случае соответствия предъявляемым требованиям.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были приобретены приборы учета горячего и холодного водоснабжения и в последующем установлены в принадлежащей ей квартире, по адресу: , (л.д.69-70). Как пояснила в судебном заседании ФИО1 установка индивидуальных приборов учета (водосчетчиков) для фиксации потребления холодной и горячей воды была осуществлена ее знакомым слесарем.
В связи с установкой приборов учета, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в -Академ-24» на имя председателя с письменным заявлением о принятии в эксплуатацию узла учета потребления горячей и холодной воды по адресу: , , (л.д.7).
Однако в принятии в эксплуатацию индивидуального узла учета потребления горячей и холодной воды ФИО1 председателем - «Акалем-24» было отказано, по следующим основаниям: отсутствует заявление на установку приборов учета, отсутствует схема установки приборов учета, не получены «Технические требования на условия установки квартирных приборов учета расхода воды; счетчики установлены с нарушением требований ГОСТ Р 50193.2-92 п. 4.1.1; не выполнены п.1 и п.п. 4 и 5 «Технических требований на условия установки квартирных приборов учета расхода воды» (л.д.9).
Вместе с тем как видно из материалов дела, ФИО1 на имя председателя ТСЖ было подано письменное заявление на установку приборов учета, схема установки, паспорта на приборы учета горячего и холодного водоснабжения в которых прописаны все технические условия, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Как пояснила в судебном заседании ФИО1 данный отказ со стороны председателя ТСЖ в принятии в эксплуатацию приборов учета она считает необоснованным, поскольку установленные счетчики соответствуют требованиям ГОСТ, на установленные счетчики имеется вся техническая документация, а именно паспорта, схема установки (л.д.л.д 11-12, 28-29).
В свою очередь представителями - «Академ-24» указывалось, что обслуживание и опломбировка приборов учета затруднительна, поскольку счетчики установлены в нарушение требований ГОСТ Р 50193.2-92, в связи с тем, что к счетчикам отсутствует свободный доступ.
Как видно из материалов дела, в связи с письменным отказом ФИО1 в принятии в эксплуатацию приборов учета, истица обратилась в ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» с которым у - «Академ-24» заключен договор на предоставление услуг в которые включены, в том числе обслуживание приборов учета, расходы за которые включены в смету на 2011 год (л.д. л.д. 75-78, 113), с целью осмотра приборов учета и составления акта об их соответствии.
Согласно представленного акта комиссии ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» от ДД.ММ.ГГГГ в составе: главного инженера ГУП ЖКХ - П., мастера ГУП ЖКХ - С. и монтажника внутренних сантехнических систем ГУП ЖКХ – Б., водосчетчики горячего и холодного водоснабжения в квартире расположенной по адресу: , , установлены согласно техническим условиям (л.д.62).
Согласно пояснений допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля С., состоящего в должности мастера ГУП ЖКХ, следует, что комиссией в которую он также входил был произведен технический осмотр приборов учета потребления холодной и горячей воды в . по в . В ходе осмотра было установлено, что приборы учета соответствуют техническим условиям, требованиям ФИО11, на каждый счетчик имелся паспорт, где прописаны технические условия, приборы учета были установлены правильно, имеют обратный клапан, который установлен непосредственно «внутри» каждого счетчика, осмотр и опломбировка счетчиков в том виде как они установлены в настоящий момент возможна, сложности не представляет. Единственную сложность будет представлять ремонт самих счетчиков по той причине, чтобы отремонтировать второй счетчик, в рассматриваемом случае холодного водоснабжения, необходимо будет снять первый счетчик горячего водоснабжения. ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» является лицензированной организацией по установке, в том числе водосчетчиков и их проверке, а опломбировку счетчиков и принятие их в эксплуатацию осуществляет непосредственно председатель ТСЖ, в тех домах, в которых созданы ТСЖ.
Кроме того, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами для опломбировки счетчиков через технологические отверстия в местах соединения приборов учета с трубопроводом «продернута проволочка» с целью несанкционированного подключения, однако в настоящее время опломбировка приборов учета горячего и холодного водоснабжения так и не осуществлена.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд полагает, обоснованными требования ФИО1 об обязании председателя - «Академ-24» принять в эксплуатацию замененные приборы учета горячего и холодного водоснабжения в квартире по адресу: , , а также принятие в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения осуществить путем подписания двухстороннего акта, поскольку оснований для непринятия в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения со стороны председателя ТСЖ путем опломбировки и подписания двухстороннего акта не имелось и не имеется. Как установлено в судебном заседании, водосчетчики установлены в соответствии с техническими условиями, имеют обратный клапан, схему, технический паспорт которым подтверждается соответствие приборов учета техническим требованиям и ГОСТу. Более того, согласно представленного акта, составленного специалистами ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук», а также пояснений данных в судебном заседании С., являющимся мастером ГУП ЖКХ, следует, что приборы учета соответствуют техническим условиям, требованиям ГОСТа, на каждый счетчик имеется паспорт, где прописаны технические условия, приборы учета установлены правильно, имеют обратный клапан, который установлен непосредственно «внутри» каждого счетчика, осмотр и опломбировка счетчиков в том виде как они установлены в настоящий момент возможна, сложности не представляет. Таким образом, по мнению суда у председателя - «Академ-24» отсутствуют основания для непринятия в эксплуатацию приборов учета.
Доводы представителей ответчика - «Академ-24» о том, что доступ для опломбировки счетчиков невозможен из-за неверной установки водосчетчиков, в силу вышеизложенного свидетельствует об обратном, в связи с чем судом не принимаются и по мнению суда свидетельствуют о нежелании стороны ответчика осуществить принятие в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения в квартире принадлежащей ФИО1
Ссылка представителей ответчика - «Академ-24» о том, что обслуживание водосчетчиков невозможно по причине несоответствия их установки требованиям ФИО11, судом не принимаются, поскольку как установлено в судебном заседании приборы учета соответствуют техническим условиям и требования ФИО11. То обстоятельство, что сложность в обслуживании водосчетчиков выражается лишь в том, чтобы отремонтировать второй счетчик, в рассматриваемом случае холодного водоснабжения, необходимо будет снять первый счетчик горячего водоснабжения, не свидетельствует о невозможности для опломбировки водосчетчиков и считывания показаний. Кроме того, судом принимается то обстоятельство, что обслуживанием, снятием и разбором приборов учета - «Академ – 24» не занимается. В случае поломки, замены или иных обстоятельств приборов учета, собственник квартиры самостоятельно и за свой счет осуществляет выбор исполнителя который будет производить указанные работы. - «Академ-24» в лице его председателя осуществляет лишь осмотр и опломбировку водосчетчиков с последующим принятием их в эксплуатацию путем подписания двухстороннего акта. Таким образом, ссылка представителей ответчика на невозможность обслуживания установленных приборов учета несостоятельна.
Указание представителей ответчика - «Академ-24» на договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между С. (подрядчик) и - «Академ-24» в лице председателя Б. (заказчик) по условиям которого подрядчик обязался осуществить опломбировку приборов учета холодного и горячего водоснабжения в по в , а также акт сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого опломбирование приборов учета не произведено в связи с отсутствием легкого доступа для обслуживания счетчиков, а осмотр и обслуживание счетчика холодной воды невозможно без снятия счетчика горячей воды (л.д.36-37), судом не принимаются, поскольку представленный суду договор подряда не подписан заказчиком, в рассматриваемом случае председателем - «Академ-24» Б., что не может свидетельствовать о его заключении. Кроме того, суду не представлено доказательств того, что указанный подрядчик уполномочен производить указанные работы, имеет соответствующую квалификацию (лицензию), по выполнению тех или иных работ.
Напротив, как установлено в судебном заседании ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук», работниками которой в частности составлен представленный акт о соответствии приборов учета техническим условиям, является лицензированной организацией по установке, в том числе водосчетчиков и их проверке, что в судебном заседании сторонами не оспаривалось.
При таких обстоятельствах указанное свидетельствует об обоснованности заявленных исковых требований ФИО1 об обязании председателя - «Академ-24» принять в эксплуатацию замененные приборы учета горячего и холодного водоснабжения в квартире по адресу: , , а также принятие в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения осуществить путем подписания двухстороннего акта.
Рассматривая заявленные исковые требования ФИО1 о взыскании с - «Академ-24» компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.2 ст. 1 ФЗ "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п.3 указанных Правил, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со ст. 27 ФЗ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ или договором выполнения работ (оказания услуг).
Согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При этом, согласно ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, принимается во внимание степень вины причинителя, иные обстоятельства, степень физических или нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда, убытков и других имущественных требований. Требование о компенсации морального вреда может предъявляться самостоятельно или вместе с имущественными требованиями.
При таких обстоятельствах, с учетом установленных по делу обстоятельств, поскольку обязанность - «Академ-24», как управляющей организации принимать участие в приемке индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных услуг в эксплуатацию с составлением соответствующего акта и фиксацией начальных показаний приборов не выполнена, установленных законом оснований для непринятия в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения со стороны председателя ТСЖ путем опломбировки и подписания двухстороннего акта как установлено в судебном заседании не имелось и не имеется, в связи с чем, суд также считает обоснованными требования истицы о возмещении причиненного действиями ответчика морального вреда, так как на сложившиеся правоотношения (в данной части) распространяется действие закона РФ «О защите прав потребителей), в данном случае, права истицы ФИО1 как потребителя нарушены, услуги со стороны - «Академ-24» необоснованно не были предоставлены, сумма компенсации которого определяется судом с учетом степени вины ответчика, принципа разумности и справедливости, степени нравственных страданий в размере 1000 рублей, а не в размере 10000 рублей как заявлено стороной истца.
Рассматривая заявленные исковые требования ФИО1 о взыскании с - «Академ-24» убытков в размере 12817 рублей 60 копеек, выразившихся в переплате коммунальных платежей за холодное и горячее водоснабжение, в связи с непринятием в эксплуатацию приборов учета, что послужило основанием для переплаты в указанной сумме, суд считает необходимым отказать, поскольку в силу вышеуказанных положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оплата за услуги горячего и холодного водоснабжения по показаниям приборов учета холодной и горячей воды должна производится с момента принятия приборов учета в эксплуатацию и подписания акта о допуске их в эксплуатацию. В связи с чем, оснований для взыскания заявленной суммы, согласно представленного расчета за потребление холодной и горячей воды не имеется.
Рассматривая заявленные встречные исковые требования - «Академ-24» к ФИО1 об обязании произвести демонтаж ограждающей конструкции, созданной вокруг стояков холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, а также обязании ФИО1 не чинить препятствий для осмотра, обслуживания, ремонта общего имущества многоквартирного дома, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей, то суд считает необходимым в удовлетворении встречных исковых требований отказать, по следующим основаниям.
Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно ст. 36 ЖК РФ помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В пункте 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 предусмотрено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Как видно из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит , расположенная по адресу: ,
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 при осуществлении ремонта был возведен в туалете декоративный короб из гипсокартона закрывающего стояки горячего и холодного водоснабжения, с частичной облицовкой кафелем по нижней части короба. В данном коробе предусмотрено технологическое отверстие для осмотра за состоянием стояков, а также для снятия показаний с приборов учета холодного и горячего водоснабжения. Указанное сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Как пояснили в судебном заседании представители - «Академ-24» основанием для заявленных встречных исковых требований послужило то обстоятельство, что установленный ФИО1 декоративный короб не позволяет произвести приемку в эксплуатацию приборов учета, а также производить осмотр стояков горячего и холодного водоснабжения, для установки физического износа части общего имущества, на предмет достижения установленного законодательством РФ о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, с целью своевременного устранения выявленных дефектов, что нарушает права других сособственников.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд полагает, что - «Академ-24» не представлено доказательств нарушений прав ТСЖ со стороны ФИО1 поскольку, установка декоративного короба не препятствует в производстве осмотра стояков холодного и горячего водоснабжения. Кроме того, ТСЖ не представлено доказательств осуществления тех или иных мероприятий на соответствующий год по осмотру, ремонту или иных запланированных работ поквартирного осмотра стояков горячего и холодного водоснабжения, а также доказательств необходимого проведения указанных мероприятий, а также того что ФИО1 чинились или осуществляются в настоящее время препятствия по осмотру, ремонту и обслуживанию общего имущества. Более того, как установлено в судебном заседании, с учетом вышеуказанных доказательств установка декоративного короба, не служит препятствием для принятия в эксплуатацию приборов учета установленных собственником квартиры, в рассматриваемом случае ФИО1
При этом суд считает необходимым также указать на то, что установка декоративного короба не нарушает права - «Академ-24» поскольку общее имущество принадлежит собственникам жилых помещений расположенных в многоквартирном доме.
Таким образом, - «Академ-24» в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств нарушения их прав действиями ФИО1, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявленных встречных исковых требований - «Академ-24» не имеется.
Поскольку встречные исковые требования - «Академ-24» не подлежат удовлетворению, понесенные судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, также не подлежат возмещению.
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст.ст. 88, 94 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся … расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы.
Как видно из материалов дела, согласно представленного ФИО1 договора на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу, ФИО1 понесены расходы на оказание ей юридических услуг в размере 10000 рублей. Согласно п.4.1. названного договора, передача денежных средств подтверждается распиской о получении денежной суммы. Согласно представленного акта приемки – сдачи выполненных работ ФИО1 (доверитель) приняла, а ФИО2 (поверенный) передала выполненный объем работ (услуг) по настоящему гражданскому делу. Доверителем денежные средства были получены в полном объеме, что подтверждается представленной распиской (л.д. 40-43).
Вместе с тем, суд с учетом ч.1 ст.98, ст. 100 ГПК РФ, исходя из требований разумности, с учетом сложности дела, объема оказанных истице ее представителем юридических услуг, занятости представителя истицы в судебных заседаниях, с ответчика - «Академ-24» в пользу ФИО1 подлежат частичному взысканию расходы на оплату юридических услуг представителя в размере 7 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, уплаченные стороной истца в связи с подачей искового заявления в суд, что подтверждается имеющейся в материалах дела соответствующей квитанцией об оплате.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать председателя - «Академ-24» Б. принять в эксплуатацию замененные ФИО1 приборы учета горячего и холодного водоснабжения в квартире расположенной по адресу: , Принятие в эксплуатацию приборов учета горячего и холодного водоснабжения осуществить путем подписания двухстороннего акта приемки между ФИО1 и председателем - «Академ-24» Б..
Взыскать с - «Академ-24» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, государственную пошлину в размере 200 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 рублей, а всего 8200 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1, отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований - «Академ-24» к ФИО1 об устранении препятствий для осмотра, обслуживания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна.
Председательствующий: А.С. Харитонов