Плесецкий районный суд Архангельской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Плесецкий районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
КОПИЯ
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Плесецк ДД.ММ.ГГГГ.
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Корсака Ю.В.
при секретаре Тиллоевой О.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Плесецкого района Тиховой Н.Б.,
представителя Совета депутатов МО «Холмогорское» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Плесецкого района Архангельской области о признании незаконным и недействующим решения Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 06 ноября 2009 года № 42,
установил:
прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим со дня принятия решения Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 06 ноября 2009 года № 42 «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги на 2010 год в МО «Холмогорское».
В обоснование заявления указывается, что оспариваемое решение противоречит ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг. Установленные обжалуемым Решением тарифы на оплату за жилое помещение, содержание и ремонт жилья, а также на оплату водоснабжения превышают предельные максимальные индексы платы граждан за коммунальные услуги, установленные постановлением Департамента по тарифам и ценам администрации Архангельской области от 14 октября 2009 года № 48-п/1.
В судебном заседании прокурор уточнил свои требования и просит признать решение Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 06 ноября 2009 года № 42 недействующим с 01 января 2010 года.
Представитель Совета депутатов МО «Холмогорское» ФИО1 в судебном заседании с заявлением прокурора не согласился, пояснив, что с формальной точки зрения требования прокурора являются законными. Установленные обжалуемым решением тарифы действительно превышают максимальные индексы. Однако, орган местного самоуправления вынужден был принять такое решение, так как тарифы на коммунальные услуги в МО «Холмогорское» не поднимались с 2007 года. Установленные на 2010 год тарифы экономически обоснованны. Жалоб от населения не имеется.
Заслушав объяснения прокурора и представителя заинтересованного лица, огласив и исследовав письменные доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов МО «Холмогорское» от 06 ноября 2009 года № 42 утверждены тарифы по оплате найма жилых помещений, содержания и ремонта общего имущества домов, услуг водоснабжения на территории МО «Холмогорское» в 2010 году.
Полномочие Совета депутатов МО «Холмогорское» по принятию решения об утверждении указанных тарифов определено положениями п. 4 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 7 Устава МО «Холмогорское» (зарегистрирован в ГУ Минюста России 14 декабря 2005 года.).
По сообщению главного редактора газеты «Плесецкие новости» от 18 октября 2010 года решение Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 06 ноября 2009 года № 42 «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги на 2010 год в МО «Холмогорское» официально не опубликовывалось.
Представитель Совета депутатов МО «Холмогорское» ФИО1 в судебном заседании пояснил, что в МО «Холмогорское» нет своего официального печатного органа.
Обжалуемое решение Совета депутатов было обнародовано на территории МО «Холмогорское» путем размещения текста нормативного правового акта в наиболее посещаемых местах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования. В частности, в п. Ломовое - на стендах объявлений у администрации МО «Холмогорское», в фойе клуба, в здании МОУ «Ломовская ОСШ», в п. Холмогорская - на доске объявлений у магазина № 13 ОРС СЖД.
Текст решения находился на указанных общедоступных местах в течение 1 месяца после его принятия. Затем копия решения была передана на хранение в библиотеку МО «Холмогорское», где каждый желающий может с ним ознакомиться.
Такой порядок обнародования муниципальных нормативных правовых актов на территории МО «Холмогорское» был установлен с момента его образования. В настоящее время данный сложившийся порядок обнародования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления МО «Холмогорское» закреплен решением от 28 октября 2010 года № 78.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 года № 48 указал, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что решение Совета депутатов МО «Холмогорское» от 06 ноября 2009 года № 42 было доведено до сведения населения МО «Холмогорское», а потому суд считает, что процедура его официального опубликования в данном случае нарушена не была.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
Согласно приложению № 1 к постановлению Департамента по тарифам и ценам администрации Архангельской области от 14 октября 2009 года № 48-п/1 предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и затрат на содержание и ремонт жилья в 2010 году не должен превышать 115 %.
Приложением № 4 к постановлению Департамента по тарифам и ценам администрации Архангельской области от 14 октября 2009 года № 48-п/1 установлено, что при неизменных наборе и объемах оказываемых услуг предельный индекс изменения размера платы граждан на коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг не может превышать 118%.
Из материалов дела следует, что тариф на услуги водоснабжения на территории МО «Холмогорское» в 2009 году составлял 30 рублей 15 копеек. Обжалуемым решением тариф на услуги водоснабжения на 2010 год установлен в размере 36 рублей 18 копеек.
Таким образом, индекс изменения размера платы по данному виду услуги составил 120%.
В судебном заседании установлено, что в МО «Холмогорское» тарифы по оплате найма жилых помещений, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов до 2010 года самостоятельно не утверждались. Оплата указанных услуг в 2009 году производилась по тарифам, установленным решением Собрания депутатов МО «Плесецкий муниципальный район» от 25 декабря 2006 года № 208 «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения МО «Плесецкий район» в 2007 году».
Анализ тарифов, действовавших на территории МО «Холмогорское» в 2009 году, и установленных решением Совета депутатов МО «Холмогорское» от 06 ноября 2009 года № 42 на 2010 год, позволяет сделать вывод, что индекс изменения платы за наем жилья составил 200%, индексы изменения платежей за ремонт и содержания общего имущества домов (в зависимости от их категорий) находятся в пределах от 119 до 120 %.
Таким образом, установленные решением Совета депутатов МО «Холмогорское» от 06 ноября 2009 года № 42 тарифы не соответствуют требованиям ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Частью 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку установлено, что решение Совета депутатов МО «Холмогорское» от 06 ноября 2009 года № 42 противоречит Федеральному закону от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ, то суд признает данное решение недействующим со дня вступления его в силу, то есть с 01 января 2010 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил :
заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области удовлетворить.
Признать недействующим с 01 января 2010 года решение Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» от 06 ноября 2009 года № 42 «Об утверждении тарифов на коммунальные услуги на 2010 год в МО «Холмогорское».
Сообщение о решении суда после вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете «Плесецкие Новости», а также обнародованию в порядке, установленном решением Совета депутатов МО «Холмогорское» от 28 октября 2010 года № 78 «Об утверждении Положения о порядке официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления МО «Холмогорское».
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2011 года.
Председательствующий
Судья Плесецкого районного суда Корсак Ю.В.