Артёмовский городской суд Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Артёмовский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07.02. 2011 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Котосина А.Г.
при секретаре Кобыльских О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боликова В. В. к открытому акционерному обществу «Свердловэнергосбыт», Государственному Унитарному предприятию Свердловской области «Облкоммунэнерго» о признании незаконными действия ОАО «Свердлоэнергосбыт» по начислению Боликову В. В. проживающему по адресу: платы за освещение мест общего пользования в многоквартирном доме с апреля по ноябрь ДД.ММ.ГГГГ года в размере , обязании ОАО «Свердловэнергосбыт» произвести перерасчёт, списать с лицевого счёта Боликова В.В.проживающего по адресу , предъявленную к оплате сумму за освещение мест общего пользования в многоквартирном доме в размере , обязать ОАО Свердлоэнергосбыт, ГУП «Облкоммунэнерго» компенсировать причиненный моральный вред в размере .
УСТАНОВИЛ:
Боликов В.В. обратился в суд с указанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что он проживает по адресу : Артёмовский район . С апреля по ноябрь ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «Свердловэнергосбыт» производит начисление за электроэнергию согласно индивидуального прибора учёта, кроме того, за общедомовой расход электроэнергии. Всего начислено с апреля по ноябрь ДД.ММ.ГГГГ. за общедомовой расход электроэнергии Считает, что действия ОАО «Свердловэнергосбыт» являются незаконными, так как общедомовой прибор учёта электроэнергии не установлен. Договор с ОАО «Свердловэнергосбыт», согласно которого, он должен платить за общедомовые расходы электроэнергии с ним не заключался. Показания по расходам за общедомовые расходы за электроэнергию снимаются ГУП Свердловской области «Облкоммунэнерго», с прибора, который находится в Трансформаторной подстанции, которая находится на расстоянии 400 метров, от жилого дома, в котором он проживает. По мнению истца, общедомовой прибор учёта должен быть установлен на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома, чего не было сделано. Общедомовой прибор учёта должен быть установлен в многоквартирном доме до внешней границы стены многоквартирного дома. Порядок снятия показаний индивидуальных приборов учёта и общедомового прибора, должен быть зафиксирован в журнале учёта в одно и тоже время, где указана дата и роспись домкома или кого- либо из жильцов этого дома, что также не делается. По мнению истца, с апреля по ноябрь ДД.ММ.ГГГГ. за электроэнергию за общедомовые расходы ответчик ОАО «Свердлоэнергосбыт» незаконно начислил . В связи с требованиями ответчика ОАО «Свердловэнегосбыт» оплатить указанную сумму, истец испытывает нравственные страдания в виде переживаний, вынужден ходить по судебным инстанциям защищать свои права. Просит суд признать действия ОАО «Свердлоэнергосбыт» по начислению платы Боликову В.В. за освещение мест общего пользования многоквартирного дома расположенного с апреля по ноябрь ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать ОАО «Свердловэнергосбыт» произвести перерасчёт, списать с лицевого счёта Боликова В.В. предъявленную к оплате сумму ., взыскать с ОАО»Свердловэнергосбыт», ГУП СО»Облкоммунэнерго» компенсацию морального вреда в размере .
Представитель ОАО «Свердловэнергосбыт» О.М. Рябова иск не признала, ссылаясь н то, что пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г., установлено: при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) и собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор непосредственно с ресурсоснабжающей организацией; при этом собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Иное предусмотрено п.143 Правил функционирования розничных рынков э/э, утв. Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006г. если прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности, объем электроэнергии должен корректироваться с учетом величины потерь до места установки прибора учета. Данные о величине указанных потерь содержатся в предоставленных сетевой организацией сведениях учета электрической энергии по объекту: дом Комсомольская 23. Согласно предоставленным сведениям объем электроэнергии в спорный период корректировался на величину потерь, составляющих 2,15% от расхода по общедомовому прибору учета.
Согласно п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения №2 к настоящим правилам, т.е. сумма, подлежащая оплате, в том числе и за электроэнергию по общедомовому прибору учета за расчетный месяц, зависит прямо пропорционально от объема потребленной электрической энергии, измеренного индивидуальным прибором учета в конкретном жилом помещении. Расход э/э МОП в спорный период определен следующим образом: Апрель ДД.ММ.ГГГГ.
1) 15300 кВтч (расход общедомового прибора учета) - 8828 кВтч (суммарный расход абонентов)
- 329 кВтч (потери) = 6143 кВтч (расход МОП); ОАО «СверДЛОВЭНерГОсбыт» филиал Артемовский сбыт
6143 кВтч (расход МОП) : 8828 кВтч (суммарный расход абонентов) = 0,6959 (коэффициент распределения МОП);
0,6959 (коэффициент распределения МОП) X 55 кВтч (расход по индивидуальному прибору учета истца) = 38,27 кВтч (расход МОП);
38,27 кВтч (расход МОП) X 1,54 руб/1 кВтч = . (сумма, предъявленная за э/э МОП).
Май ДД.ММ.ГГГГ.
21400 кВтч (расход общедомового прибора учета) - 11247 кВтч (суммарный расход абонентов) -460 кВтч (потери) = 9693 кВтч (расход МОП);
9693 кВтч (расход МОП) : 11247 кВтч (суммарный расход абонентов) = 0,8619 (коэффициент распределения МОП);
0,8619 (коэффициент распределения МОП) X 101 кВтч (расход по индивидуальному прибору учета истца) = 87,04 кВтч (расход МОП);
87,04 кВтч (расход МОП) X 1,54 руб/1 кВтч = руб. (сумма, предъявленная за э/э МОП).
Июнь ДД.ММ.ГГГГ.
15920 кВтч (расход общедомового прибора учета) - 11680 кВтч (суммарный расход абонентов) -342 кВтч (потери) = 3898 кВтч (расход МОП);
3898 кВтч (расход МОП) : 11680 кВтч (суммарный расход абонентов) = 0,3338 (коэффициент распределения МОП);
0,3338 (коэффициент распределения МОП) X 84 кВтч (расход по индивидуальному прибору учета истца) = 28,03 кВтч (расход МОП);
4) 28,03 кВтч (расход МОП) X 1,54 руб/1 кВтч = руб. (сумма, предъявленная за э/э МОП).
Июль ДД.ММ.ГГГГ.
22760 кВтч (расход общедомового прибора учета) - 13101 кВтч (суммарный расход абонентов) -489 кВтч (потери) = 9170 кВтч (расход МОП);
9170 кВтч (расход МОП) : 13101 кВтч (суммарный расход абонентов) = 0,70 (коэффициент распределения МОП);
0,70 (коэффициент распределения МОП) X 92 кВтч (расход по индивидуальному прибору учета истца) = 64,4 кВтч (расход МОП);
4) 64,4 кВтч (расход МОП) X 1,54 руб/1 кВтч = руб. (сумма, предъявленная за э/э МОП).
Август ДД.ММ.ГГГГ
27480 кВтч (расход общедомового прибора учета) - 17311 кВтч (суммарный расход абонентов) -591 кВтч (потери) = 9578 кВтч (расход МОП);
9578 кВтч (расход МОП) : 17311 кВтч (суммарный расход абонентов) = 0,5533 (коэффициент распределения МОП);
0,5533 (коэффициент распределения МОП) X 136 кВтч (расход по индивидуальному прибору учета истца) = 75,25 кВтч (расход МОП);
2ОАО «СверДЛОВЭНерГОСбыТ» филиал Артемовский сбыт
4) 75,25 кВтч (расход МОП) X 1,54 руб/1 кВтч = руб. (сумма, предъявленная за э/э
МОП). Сентябрь ДД.ММ.ГГГГ.
18440 кВтч (расход общедомового прибора учета) - 15339 кВтч (суммарный расход абонентов) -396 кВтч (потери) = 2705 кВтч (расход МОП);
2705 кВтч (расход МОП) : 15339 кВтч (суммарный расход абонентов) = 0,1764 (коэффициент распределения МОП);
0,1764 (коэффициент распределения МОП) X 111 кВтч (расход по индивидуальному прибору учета истца) = 19,57 кВтч (расход МОП);
4) 19,57 кВтч (расход МОП) X 1,54 руб/1 кВтч = руб. (сумма, предъявленная за э/э МОП).
Октябрь ДД.ММ.ГГГГ.
19480 кВтч (расход общедомового прибора учета) - 11871 кВтч (суммарный расход абонентов) -419 кВтч (потери) = 7190 кВтч (расход МОП);
7190 кВтч (расход МОП) : 11871 кВтч (суммарный расход абонентов) = 0,6057 (коэффициент распределения МОП);
0,6057 (коэффициент распределения МОП) X 76 кВтч (расход по индивидуальному прибору учета истца) = 46,03 кВтч (расход МОП);
4) 46,03 кВтч (расход МОП) X 1,54 руб/1 кВтч = руб. (сумма, предъявленная за э/э МОП).
Ноябрь ДД.ММ.ГГГГ.
21740 кВтч (расход общедомового прибора учета) - 14820 кВтч (суммарный расход абонентов) -467 кВтч (потери) = 6453 кВтч (расход МОП);
6453 кВтч (расход МОП) : 14820 кВтч (суммарный расход абонентов) = 0,4355 (коэффициент распределения МОП);
0,4355 (коэффициент распределения МОП) X 78 кВтч (расход по индивидуальному прибору учета истца) = 33,96 кВтч (расход МОП);
33,96 кВтч (расход МОП) X 1,54 руб/1 кВтч = руб. (сумма, предъявленная за э/э МОП).
Итого за период с ДД.ММ.ГГГГ. включительно сумма, предъявленная истцу к оплате за электроэнергию МОП, составила . Просит в иске отказать.
Представитель ГУП СО ГУП СО «Облкоммунэнерго» Агапитов А.Ю. иск не признал, ссылаясь на то, что исковые требования заявлены необоснованно.
В соответствии с п. 88 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006г. №530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации). При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги, водоотведения определяются исходя из показаний общедомовых приборов учета, которым является средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом (п.З Правил), и распределяется между указанными собственниками. Законодательство не связывает понятие «общедомовой прибор учета» с отношениями собственности или владения. Такой прибор может находиться в собственности любого лица. Договор энергоснабжения электрической энергией заключен потребителем непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, которая, в соответствии с действующим законодательством производит распределение общедомового потребления электрической энергии между жильцами многоквартирного дома на основании показаний общедомового прибора учета. Просит в иске отказать.
Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец Боликов В.В. является собственником жилого помещения расположенного 56, в указанном жилом доме способ управления выбран как непосредственное управление жилым домом. Истец Боликов В.В., как потребитель коммунальной услуги по электроснабжению получает электрическую энергию от ОАО «Свердловэнергосбыт» по прибору индивидуального учёта принятой электроэнергии, за которую производит оплату. Кроме того, ОАО «Свердловэнергосбыт» выставляет требования к истцу об оплате за электроэнергию по общедомовому учёту за освещение мест общего пользования, по однотарифному прибору учёта, который установлен в Трансформаторной подстанции ГУП СО «Облкоммунэнерго», который находится не на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников жилых помещений - жилого дома расположенного по адресу , а в ТП -321 фидер -6, длина магистрали до жилого дома, где проживает истец, составляет 400 метров. За период с апреля по ноябрь . ОАО «Свердловэнергосбыт» выставило Боликову В.В. требование об оплате по общедомовому учёту электроэнергии за освещение мест общего пользования ., при этом письменный договор, определяющий условия поставки электроэнергии для общедомовых нужд, с Боликовым В.В. не заключался. Указанные обстоятельства подтверждаются отзывом на иск ОАО «Свердловэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ, приложением к копии письма Департамента топливно-энергетического комплекса Министерства промышленности и энергетики РФ от 02.09.2005г. №09-1233 о месте расположения трансформаторной подстанции, в которой установлен прибор учёта электроэнергии, который используется для расчётов за электроэнергию для общедомовых нужд жилого дома расположенного , свидетельством о регистрации права собственности, договором купли продажи жилого помещения квартиры, л.д-33-35, договором № оказания услуг по передаче электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ОАО «МРСК Урала» и ГУП СО «Облкоммуннэнерго» л.д.-59-87, Схемой электрической однолинейной о месте нахождения ТП-321- Фидер-6. л.д 88, договором оказания услуг по передаче электрической энергии заключенного между ОАО»Свердловэнергосбыт» и ОАО»Свердлоэнерго». л.д-105-118.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, в том числе, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Из указанной нормы права следует, что обязанность по установке приборов учета лежит на собственниках помещений в многоквартирных домах, для чего законодателем установлен срок до 01.01.2012 г.
Кроме того, законодатель устанавливает определенные требования к договору электроснабжения и установке прибора учета, посредством которого обеспечивается общий учет электроэнергии в многоквартирном доме. Это следует из Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, которым утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 307 и Закона РФ «О защите прав потребителей».
Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства № 307 рассматривают правоотношения между исполнителями коммунальных услуг и жителями, которым эти услуги предоставляются как отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. К указанным правоотношениям применяются требования закона «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст.8, 10 Закона «О защите прав потребителей» с потребителем должен быть заключен договор, содержащий условия предоставления коммунальных услуг, необходимую и достоверную информацию об исполнителе услуг и реализуемых услугах. Потребителю, в том числе Боликову В.В. не предоставлена полная и достоверная информация об оказываемой услуге, порядок предоставления отдельной услуги «Электроэнергия. Общедомовой учет» не согласован с истцом Боликовым и не предусмотрен договором.
В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства от 31.08.2006 г. № 530 гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Так согласно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении, в том числе, электрической энергии, непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи электрической энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Из анализа данных норм следует, что заключение письменного договора является обязательным. Это подтверждается требованиями п.71 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 №530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", согласно которому в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии в соответствии с разделом XII настоящих Правил. В случае если объем фактически потребленной электрической энергии и услуг по ее передаче определяется с использованием приборов учета, в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) определяются:
а) технические данные используемых для этих целей приборов, в том числе
измерительных трансформаторов (включая тип прибора, заводской номер,
коэффициент трансформации, начальные показания), и места их расположения;
б) требования, предъявляемые к условиям эксплуатации и сохранности
приборов учета;
в) порядок и периодичность передачи данных коммерческого учета
потребителем;
г) срок восстановления работоспособности прибора учета в случае его
временного выхода из эксплуатации или утраты;
д) условие об обязательности обеспечения периодического (не чаще 1 раза в
месяц) доступа уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и
(или) сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие
устройства потребителя и которая является стороной в заключаемом договоре либо
представляет интересы гарантирующего поставщика, к приборам учета для цели
проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний.
Однако, письменный договор определяющий все условия поставки электроэнергии для общедомовых нужд с собственниками отсутствует.
Довод Представителя ответчика ОАО «Свердловэнергосбыт» о том, что письменного договора энергоснабжения для общедомовых нужд в письменном виде не обязателен, т.к. в данном случае имеет место публичный договор, суд находит несостоятельным, поскольку противоречит положениям ст.540 ГК РФ, согласно которой в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. В данном спорном правоотношении указанная норма неприменима, поскольку речь идет о предоставлении электроэнергии не одному потребителю для его личных бытовых нужд, а неопределенному числу лиц для различного рода нужд (освещение подъездов, придомовой территории, работа насосов и т.д.). Следовательно, публичным договор энергоснабжения для общедомовых нужд жильцов дома расположенного по быть не может.
В соответствии со статьей 5 ЖК РФ определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
По правилам ст.8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, положения параграфа 6 главы 30 ГК РФ (энергоснабжение) должны применяться с учетом требований соответствующих правил, закрепленных в ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Однако, иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов действующим законодательством установлены.
Согласно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы(количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Из данной нормы следует, что прибор учета должен быть установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников, является общедомовым и входит в состав общего имущества. Это подтверждается пунктом 7 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, согласно которому в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводнораспределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 данных Правил содержания общего имущества, т.е. от внешней границы стены многоквартирного дома, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения по формуле № 9 (подпункт 1 пункта 3 приложения № 2 к" Правилам) (основание п. 23 Правил), т.е. сумма, подлежащая оплате, в том числе и за электроэнергию по общедомовому прибору учету за расчетный месяц, зависит прямо пропорционально от объема потребленной электрической энергии, измеренного индивидуальным прибором учета в конкретном жилом помещении.
Суд полагает, что расчет платы за электроэнергию для общедомовых нужд по данной формуле возможен лишь при полном выполнении требований Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе и по установке общедомового учета на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников жилого дома расположенного в . Ответчиком ОАО «Свердлоэнергосбыт» требования Правил предоставления коммунальных услуг применяются частично, а именно формула для расчета платы применяется, а требование по нахождению прибора учета игнорируется.
Понятие "коллективный (общедомовой) прибор учета" введено в 2006г. Постановлением Правительства №307, утвердившим Правила предоставления коммунальных услуг. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
То есть в законодательстве существуют различные формулировки, обозначающие приборы учета электроэнергии. Не все приборы учета называются - коллективными (общедомовыми). Исходя из выше указных норм права, следует однозначный вывод о том, что коллективными (общедомовыми) приборами учета могут называться лишь те приборы учета, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Поэтому прибор учета, являющийся собственностью ГУП СО «Облкоммунэнерго», установленный ГУП СО «Облкоммунэнерго» в ТП -321 фидер 6, не может быть использован для расчетов за электроэнергию для общедомовых нужд для жильцов дома расположенного по адресу .
Кроме того, установка ГУП СО «Облкоммунэнерго» однотарифного прибора учета в ТП-321 не может служить основанием для начислений платы жителям за освещение мест общего пользования по данному прибору учета, поскольку в данном случае имеет место и нарушение прав потребителей, т.к. тариф применяемый для расчета одинаков и днем и ночью. Показания прибора учета в присутствии представителя собственника не снимаются, это делает представитель ГУП СО «Облкоммунэнерго» единолично.
Боликову В.В. начислено, за период с апреля по ноябрь ДД.ММ.ГГГГ. за потребление электроэнергии с учётом поквартирного распределения мест общего пользования бытовыми приборами потребителями, проживающим в многоквартирном дому по адресу , что не отрицает представитель ОАО «Свердловэнергосбыт» в своём отзыве, кроме того, факт начисления указанной суммы подтверждается также квитанциями л.д 3-6, лицевыми счётами № Боликова В.В. о начислении потребленной электроэнергии с учётом поквартирного распределения мест общего пользования бытовыми потребителями в многоквартирном доме. Л.д-23-30.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является ОАО»Свердлоэнергосбыт», поскольку является стороной в правоотношениях с истцом Боликовым В.В., является ресурсоснабжающей организацией. Действия ОАО «Свердлоэнергосбыт» являются незаконными, ОАО «Свердловэнергосбыт« обязан произвести перерасчёт, списать с лицевого счёта Боликова В.В предъявленную к оплате сумму в размере . Суд находит, что с ответчика ОАО «Свердловэнергосбыт» подлежит взысканию в пользу Боликова В.В. компенсация морального вреда в размере , в связи с нарушением его прав как потребителя, ОАО» Свердлоэнергосбыт» предъявляет платёжные документы истцу без законных оснований денежных требований по оплате за электроэнергию за освещение мест общего пользования, в связи с чем, искуственно создает якобы имеющуюся задолженность Боликова В.В. перед ОАО»Свердлоэнергосбыт» за не полученную в установленном законом порядке коммунальную услугу, что вызывает у истца обеспокоенность, переживание, что он является должником, неплательщиком перед ОАО «Свердлоэнергосбыт», он вынужден обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав, поскольку ответчик в добровольном порядке не желает произвести перерасчёт, списать с лицевого счёта незаконно предъявленную к оплате сумму в размере . Суд находит размер компенсации морального вреда в размере является разумным и справедливым, соответствует характеру нарушения прав истца, степени нравственных страданий. Требования Боликова В.В. о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в размере , суд находит, является явно завышенным, не соответствует принципам разумности и справедливости, в связи с чем, в указанной части иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ОАО «Свердловэнергосбыт» подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать действия ОАО «Свердловэнергосбыт» по начислению Боликову В. В. проживающему по адресу платы за освещение мест общего пользования в многоквартирном доме расположенном по адресу с апреля по ноябрь ДД.ММ.ГГГГ. в размере незаконными.
Обязать ОАО «Свердловэнергосбыт» произвести пересчёт, списать с лицевого счёта Боликова В. В. предъявленную ОАО»Свердловэнергосбыт» к оплате сумму в размере . Взыскать с ОАО»Свердловэнергосбыт» в пользу Боликова В. В. компенсацию морального вреда в размере .
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО»Свердловэнергосбыт» в доход государства государственную пошлину в размере .
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течении 10 дней.
Судья Котосин А.Г.