ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 07.04.2010 Полевской городского суда (Свердловская область)

                                                                                    Полевской городской суд Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Полевской городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Решение в окончательной форме

принято 7 апреля 2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2010 года Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А. при секретаре Киреевой Т.П., с участием прокурора Кустышевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора  об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления «Дума Полевского городского округа»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Думы МО «Город Полевской» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Устав Полевского городского округа.

Прокурор  обратился в суд с заявлением об оспаривании части 3 статьи 43 Устава Полевского городского округа, устанавливающей, что избирательная комиссия муниципального образования формируется Думой на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Областной Думе Законодательного , общественных объединений, предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Думе, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии городского округа предыдущего состава, Избирательной комиссии , мотивируя это тем, что эта правовая норма противоречит действующему федеральному законодательству: Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В судебном заседании прокурор поддержал заявление и его доводы, уточнив, что просит признать эту норму недействующей в части, предусматривающей формирование избирательной комиссии муниципального образования Думой Полевского городского округа на основе предложений избирательных блоков и общественных объединений.

Представитель ОМС «Дума Полевского городского округа» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, суд пришел к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет большую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В статье 76 Конституции Российской Федерации определяется соотношение юридической силы федеральных актов и актов субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия установлен в статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, - уполномоченным федеральным или региональным органом государственной власти.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Решением Думы Полевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Устав Полевского городского округа, который опубликован в газете «Диалог» № от ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 6 статьи 43 Устава Полевского городского округа предусмотрено, что избирательная комиссия муниципального образования формируется Думой на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Областной Думе Законодательного , общественных объединений, предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Думе, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии городского округа предыдущего состава, Избирательной комиссии .

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции по состоянию на 27 декабря 2009г.) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), других политических партий и иных общественных объединений.

Пунктом 2 этой же статьи названного закона установлено, что избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Согласно пункту 7 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.

В силу пункта 8 статьи 24 этого же Федерального закона Представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Пункт 8 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции по состоянию на 27 декабря 2009г.) предусматривает обязанность назначения половины от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе предложений указанных субъектов и на формирование всего состава избирательной комиссии только за счет предложений этих лиц не распространяется. Оспариваемая норма в части формирования избирательной комиссии на основе предложений общественных объединений не противоречит общим принципам формирования муниципальных избирательных комиссий, установленных пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции по состоянию на 27 декабря 2009г.).

Таким образом, законом, имеющим большую юридическую силу, предусмотрено, что избирательная комиссия формируется, в том числе, и на основе предложений общественных объединений, а поэтому оснований для удовлетворения заявления прокурора в этой части не имеется.

Что касается требований об оспаривании части 6 статьи 43 Устава Полевского городского округа в части, предусматривающей формирование избирательной комиссии муниципального образовании на основании предложений избирательных блоков, то суд считает, что эти требования также не подлежат удовлетворению.

Федеральным законом от 21 июля 2005 N 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» пункт 29 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливавший понятие избирательного блока признан утратившим силу с момента вступления в силу этого Федерального закона, то есть с 6 августа 2005г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 21 2005г. № 93-ФЗ избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления, до истечения срока полномочий соответствующего органа сохраняют право на внесение предложений по кандидатурам членов избирательных комиссий с правом решающего голоса при формировании новых составов указанных комиссий.

Следовательно, ссылка в пункте 6 статьи 43 Устава Полевского городского округа на формирование избирательной комиссии, в том числе и на основе предложений избирательных блоков не противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, в ходе судебного заседания не установлено, что пункт 6 статьи 43 Устава Полевского городского округа противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления прокурора  об оспаривании части 6 статьи 43 Устава Полевского городского округа, утвержденного Решением Думы Полевского городского округа т ДД.ММ.ГГГГ № отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий: