Кировский районный суд г. Астрахани Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд г. Астрахани — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2011 г.Кировский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Г.К.Шамшутдиновой
при секретаре Д.В.Максимове,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга физических и юридических лиц к ЗАО «Астраханский морской порт» о признании бездействия незаконным, обязательстве обеспечения требований законодательства о транспортной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Астраханский транспортный прокурор обратился в суд с иском, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что в ЗАО «Астраханский морской порт» имеют место нарушения международного и национального законодательства России в области противодействия терроризму, защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания.
Согласно требованиям ч. 5 ст. 15 ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» охрану границ морского порта в целях выявления, предупреждения, пресечения террористических актов, а также иных противоправных действий, посягающих на общественный порядок и (или) общественную безопасность в морском порту, обеспечивают подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении, указанное положение закона также нашло свое отражение в п. 16 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587.
Вопреки указанным требованиям законодательства охрана порта организована силами не государственной организации <данные изъяты> что противоречит требованиям Кодекса ОСПС и национального законодательства и является недопустимым на объектах транспорта международного значения.
Указанные нарушения выявлялись и ранее; транспортным прокурором в адрес руководства ЗАО «Астраханский морской порт» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности. Однако, требования прокурора ответчиком выполнены не были, что указывает на бездействие с его стороны.
Прокурор просит признать бездействие ответчика незаконным, обязать ответчика обеспечить исполнение требований законодательства о транспортной безопасности, организовав охрану границ порта силами уполномоченного подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта либо подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел или организаций, находящихся в его ведении.
В судебном заседании участвующий в деле пом.прокурора Костин М.В. доводы иска поддержал, уточнив, что не может указать способ исполнения указанного требования, поскольку ответчик должен сам определить указанный способ. Что касается границ порта, то речь в исковом заявлении идет о внешних границах земельного участка по <адрес>»б» с суши.
Представители ФГУ «Администрация морского порта Астрахань» ФИО1, ФИО2 доводы иска поддержали.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала поддержала ранее представленные возражения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как выяснено, распоряжением Правительства РФ № 1977-Р от 16.12.2009 установлены границы морского порта Астрахань, к которым, помимо прочих, относятся внешние границы земельного участка, расположенного по <адрес> «б» в <адрес>, арендуемого закрытым акционерным обществом «Астраханский морской порт» из категории земель населенных пунктов, предоставляемый в пользование для эксплуатации зданий и сооружений порта.
Согласно ч.3 ст.1 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Согласно ст.9 КТМ под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Под портовыми властями понимаются соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.
Согласно ст.4 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки. Границами морского порта являются границы его территории и акватории (ст.5 Закона).
По существующей нормативно-правовой базе при установлении границ территории порта необходимо предоставить и кадастровые планы, и копии свидетельств на право собственности на земельные участки, и заявления от арендаторов соответствующих земельных участков о включении их в границы порта.
27.03.2008 ответчиком, как арендатором земельного участка, было подано заявление в Федеральное агентство морского и речного флота о включении земельного участка по <адрес> «б» в границы морского торгового порта Астрахань.
Статья 15 указанного Закона предполагает обеспечение состояния защищенности интересов личности, общества и государства при осуществлении морским портом своей деятельности, что представляет собой обеспечение безопасности морского порта и его объектов.
Закон «О транспортной безопасности» определяет состав субъектов, ответственных за ее обеспечение. Общие требования по обеспечению безопасности в морском порту, в том числе по предотвращению актов незаконного вмешательства, осуществляет специально уполномоченный орган в области транспорта, т.е. Министерство транспорта РФ, при условии обязательного согласования с Министерством обороны РФ и Федеральной службой безопасности РФ. Необходимость такого согласования объясняется тем, что к компетенции указанных органов отнесено обеспечение безопасности государства как единого комплексного объекта, а также его отдельных частей, в том числе морских портов и иных объектов транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 324 утверждено Положение о Федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания.
В пределах территорий и акваторий морских торговых портов и акваторий морских специализированных портов защита морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, возлагается на морские администрации портов, которые в пределах своей компетенции осуществляют разработку, контроль и выполнение мероприятий, направленных на защиту судов, персонала морских торговых портов и судовладельцев.
Согласно п.5 ст.15 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охрану границ морского порта в целях выявления, предупреждения, пресечения террористических актов, а также иных противоправных действий, посягающих на общественный порядок и (или) общественную безопасность в морском порту, обеспечивают подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении.
Согласно ч.6 данной статьи перечень морских портов, охрану границ которых обеспечивают подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, и перечень морских портов, охрану границ которых обеспечивают соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Законодательно установлен перечень субъектов, осуществляющих охрану морского порта. К таким структурам относятся: ведомственная охрана МВД РФ; ведомственная охрана Министерства транспорта РФ; организации, находящиеся в ведении МВД РФ; юридические лица, имеющие лицензии на оказание охранных услуг.
Согласно ст.1 ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств; охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее - имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств;
Норма ст.8 ФЗ «О ведомственной охране» предусматривает, что ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в том числе закрепленных за ее учреждениями на праве оперативного управления), объектов, являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних обществ) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за подведомственными Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" федеральными государственными унитарными предприятиями, а также объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии", объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, в отношении которых Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" осуществляет права собственника их имущества, и объектов, являющихся собственностью организаций Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии".
Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так, Приказом Минтранса РФ от 11.01.2006 № 2 (ред. от 06.08.2009) «Об утверждении перечня объектов, подлежащих охране подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».
Согласно данному приказу в перечень вошли ряд объектов государственной формы собственности, а также объекты иных форм собственности, находящиеся в сфере ведения Минтранса России, рекомендуемые для передачи под охрану ФГУП «УВО Минтранса России» на договорной основе при согласии собственника.
В указанные Перечни включены по Северо-Кавказскому филиалу (по городу Астрахани и области ): ГУ «Морская администрация порта Астрахань», ФГУП «Северо-Каспийское морское пароходство», ГУП «Морской торговый порт Оля», Астраханский филиал ФГУП «Росморпорт», а также «Альфа -Порт», расположенный рядом в границах с ответчиком.
ЗАО «Астраханский морской порт» в данный Перечень не включен.
Перечень объектов, охрана которых осуществляется подразделениями МВД РФ, утвержден распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, к ним относятся места стоянок и (или) обслуживания судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками в морских портах, в которые разрешен их заход.
Таким образом, если объекты инфраструктуры морского порта не включены в перечни объектов, подлежащих ведомственной охране структурными подразделениями Министерства транспорта РФ или МВД РФ, заинтересованные лица, в первую очередь администрация морского порта, вправе осуществлять охрану силами и средствами самого порта, создавая специальную службу безопасности морского порта либо использовать специализированные организации, имеющие соответствующие лицензии.
Администрация морского порта Астрахань специальную службу безопасности морского порта не имеет.
Как следует из представленных документов, ответчиком заключен договор на оказание охранных услуг с ЧОП «Тайфун-Каспий», догвор на экстренный выезд милиции и техническое обслуживание технических средств охраны, в декабре 2010 г. заключен договор на выполнение работ по внедрению технических средств периметральной охранной сигнализации.
Таким образом, указанные нормативные акты не возлагают на ответчика обязанности по организации охраны занимаемых границ порта силами уполномоченного подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта либо подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел или организаций, находящихся в его ведении.
Что касается иных указанных в исковом заявлении норм права, в том числе, международных (Конвенции COJIAC-74), Федерального закона «О противодействии терроризму», то они прямого указания на такую обязанность не содержат.
Что касается ссылки прокурора на Международный Кодекс по охране судов и портовых средств, то в нем указано, что «Положения главы XI-2 Конвенции СОЛАС-74 и данного Кодекса применяются к судам и портовым средствам. Расширенное применение СОЛАС-74 в отношении портовых средств было согласовано на том основании, что в СОЛАС-74 имеются ускоренные меры, обеспечивающие скорейшее вступление в силу и результативность упомянутых положений по охране. Однако, далее было решено, что положения, касающиеся портовых средств, должны относиться только к взаимодействию судно/порт. А вопросы, касающиеся всей охраны портовых территорий, станут предметом дальнейшего обсуждения при проведении дальнейшей совместной работы Международной морской организации и Международной организации труда».
Что касается ссылки прокурора на Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», то к существу спора оно отношения не имеет, заявленные прокурором требования основаны на норме ч.5 ст.15 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С учетом всего изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Астраханского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга физических и юридических лиц к ЗАО «Астраханский морской порт» о признании бездействия незаконным, обязательстве обеспечения требований законодательства о транспортной безопасности отказать.
Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Астраханский облсуд в течение 10 дней.
Судья: