ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 08.05.2010 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

                                                                                    Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Мотивированное решение изготовлено 08.05.2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2010 года

Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Майоровой И.В.

при секретаре Крашенинниквой Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения руководителя аппарата Законодательного ,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Артюх Е.П. обратился в суд с вышеназванным заявлением в обоснование которого указал следующее. ДД.ММ.ГГГГ было проведено учредительное собрание инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в », на котором было принято решение об образовании инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в ». В собрании приняли участие 28 человек.

На заседании инициативной группы заявитель был избран ее председателем, а ФИО3 секретарем.

Также ДД.ММ.ГГГГ было проведено учредительное собрание инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О Ветеранах труда », на котором было принято решение об образовании инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О Ветеранах труда ». В собрании приняли участие 28 человек.

На заседании инициативной группы заявитель был избран ее председателем, а ФИО3 секретарем.

В тот же день было проведено учредительное собрание инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в », на котором было принято решение об образовании инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в ». В собрании приняли участие 28 человек.

На заседании инициативной группы заявитель также был избран ее председателем, а ФИО3 секретарем.

ДД.ММ.ГГГГ заявителем, как председателем инициативных групп в Законодательное  были направлены для регистрации следующие документы.

По проекту  «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в »: проект закона на 7 листах; пояснительная записка на 4 листах; протокол учредительного собрания инициативной группы народной законодательной инициативы на 2 листах; список участников учредительного собрания на 6 листах; сведения о численности инициативной группы на 4 листах; выписка из протокола заседания инициативной группы на 2 листах.

По проекту  «О Ветеранах труда »: проект закона на 4 листах; пояснительная записка на 3 листах; протокол учредительного собрания инициативной группы народной
законодательной инициативы на 2 листах; список участников учредительного собрания на 6 листах; сведения о численности инициативной группы на 4 листах; выписка из протокола заседания инициативной группы на 2 листах.

По проекту  «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в »: проект закона на 1 листе; пояснительная записка на 3 листах; протокол учредительного собрания инициативной группы народной законодательной инициативы на 2 листах; список участников учредительного собрания на 6 листах; сведения о численности инициативной группы на 4 листах; выписка из протокола заседания инициативной группы на 2 листах.

ДД.ММ.ГГГГ Руководителем аппарата Законодательного  ФИО4 заявителю было направлено письмо №, в котором он сообщает, что в соответствии с заключением Государственно-правового управления аппарата Законодательного  по вопросу о регистрации инициативных групп данные инициативные группы не могут быть зарегистрированы.

Заявитель полагает, что данный отказ в регистрации инициативных групп является незаконным и нарушает мое право на участие в управлении делами государства путем внесения проектов законов  в порядке народной законодательной инициативы по следующим основаниям.

Закон не предусматривает возможности отказа в регистрации инициативной группы народной законодательной инициативы, а также оснований такого отказа.

Пункт 2 статьи  «О правовых актах в » предусматривает обязанность аппарата Законодательного Собрания зарегистрировать инициативную группу в течение 5 дней после предоставления необходимых документов, при этом не устанавливается требований к оформлению таких документов, а тем более полномочий по их проверке.

Законом не предусмотрена возможность оформления отказа в регистрации нескольких инициативных групп одним документом. Заявителем направлялись документы для регистрации всех трех инициативных групп с тремя сопроводительными письмами, которым были присвоены три различных входящих номера, соответственно каждый отказ должен был быть оформлен хотя бы отдельным письмом.

Отказ в регистрации инициативных групп является немотивированным. Ссылка на заключение Государственно-правового управления - внутренний документ аппарата Законодательного Собрания не может являться достаточной мотивировкой без изложения оснований, послуживших причиной отказа в регистрации.

Таким образом, заявитель считает, что решение Руководителя аппарата Законодательного  ФИО4 об отказе в регистрации инициативных групп народной законодательной инициативы в поддержку проектов законов  «О Ветеранах труда », «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в » и «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в » противоречит пункту 2 статьи  «О правовых актах в » и нарушает право заявителя на создание инициативных групп народной законодательной инициативы, участие в их деятельности, внесение проектов законов в порядке народной законодательной инициативы, а, следовательно, его право на участие в управлении делами государства.

Указав изложенные выше фактические обстоятельства, а также правовые основания в своем заявлении, заявитель просит признать незаконным отказ руководителя аппарата Законодательного  ФИО4 в регистрации инициативных групп народной законодательной инициативы в поддержку проектов законов  «О Ветеранах труда », «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в » и «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в ».

Обязать руководителя аппарата Законодательного  ФИО4 зарегистрировать инициативные группы народной законодательной инициативы в поддержку проектов законов  «О Ветеранах труда », «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в » и «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в » и выдать им свидетельства о регистрации.

В судебное заседание заявитель не явился, извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем указал в своем заявлении (л.д.123). Воспользовавшись правом, предоставленным ему ч.1 ст.48 ГПК РФ, доверил свои интересы представлять представлю.

Представитель заявителя ФИО5, действующий на основании доверенности, требования заявления поддержал по предмету и основаниям, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представители руководителя аппарата Законодательного собрания  ФИО6 и ФИО7, действующие на основании доверенности, требования заявления Артюха Е.П. не признали, считают их не подлежащими удовлетворению. Свои возражения изложили в отзыве, приобщенном к материалам дела.

В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст.2 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации Законодательных (Представительных) и Исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.4 вышеприведенного Федерального Закона Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Как пояснил представитель заявителя, Артюх Е.П. обращается в суд не как депутат Областной , а как физическое лицо, следовательно, на основании изложенных выше норм ГПК РФ суд приходит к выводу, что данное заявление надлежит рассматривать именно в порядке главы 25 ПК РФ, поскольку заявителем, как физическим лицом, обжалуются действия должностного лица государственного органа, по мнению заявителя, нарушающие его права.

Судом установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ было проведено учредительное собрание инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в », на котором было принято решение об образовании инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в ». В собрании приняли участие 28 человек. На заседании инициативной группы заявитель был избран ее председателем, что подтверждается выпиской из протокола заседания инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в » (л.д.71-72).

Также ДД.ММ.ГГГГ было проведено учредительное собрание инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О Ветеранах труда », на котором было принято решение об образовании инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О Ветеранах труда ». В собрании приняли участие 28 человек. На заседании инициативной группы заявитель был избран ее председателем, что подтверждается выпиской из протокола заседания инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О Ветеранах труда » (л.д.38-39).

В тот же день было проведено учредительное собрание инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в », на котором было принято решение об образовании инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в ». В собрании приняли участие 28 человек. На заседании инициативной группы заявитель также был избран ее председателем, что подтверждается выпиской из протокола заседания инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку проекта  «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в » (л.д.92-93).

ДД.ММ.ГГГГ заявителем, как председателем инициативных групп в Законодательное  были направлены для регистрации следующие документы.

По проекту  «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в »:проект закона на 7 листах; пояснительная записка на 4 листах; протокол учредительного собрания инициативной группы народной законодательной инициативы на 2 листах; список участников учредительного собрания на 6 листах; сведения о численности инициативной группы на 4 листах; выписка из протокола заседания инициативной группы на 2 листах.

По проекту  «О Ветеранах труда »: проект закона на 4 листах; пояснительная записка на 3 листах; протокол учредительного собрания инициативной группы народной
законодательной инициативы на 2 листах; список участников учредительного собрания на 6 листах; сведения о численности инициативной группы на 4 листах; выписка из протокола заседания инициативной группы на 2 листах.

По проекту  «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в »: проект закона на 1 листе; пояснительная записка на 3 листах; протокол учредительного собрания инициативной группы народной законодательной инициативы на 2 листах; список участников учредительного собрания на 6 листах; сведения о численности инициативной группы на 4 листах; выписка из протокола заседания инициативной группы на 2 листах (л.д.30-100).

ДД.ММ.ГГГГ Руководителем аппарата Законодательного  ФИО4 заявителю было направлено письмо №, в котором он сообщает, что в соответствии с заключением Государственно-правового управления аппарата Законодательного  по вопросу о регистрации инициативных групп данные инициативные группы не могут быть зарегистрированы (л.д.14).

На основании ст.41  «О правовых актах в » предметом законодательной инициативы являются проекты законов , в том числе проекты законов  о внесении изменений в законы , введении их в действие, приостановлении их действия или признании их утратившими силу.

Согласно ст.42 вышеприведенного Закона субъекты, которым принадлежит право законодательной инициативы, определяются .

Законодательная инициатива может быть также осуществлена не менее чем десятью тысячами проживающих в  граждан, обладающих избирательным правом.

Осуществление народной законодательной инициативы регламентировано в главе  «О правовых актах в », непосредственно в ст.48 данного Закона указано, народная законодательная инициатива осуществляется посредством внесения в Областную Думу проекта закона , в поддержку внесения которого выступает не менее десяти тысяч граждан, проживающих на территории  и обладающих избирательным правом.

Граждане участвуют в народной законодательной инициативе путем внесения своих подписей в подписные листы в поддержку предлагаемого к внесению законопроекта.

Согласно ст.49 вышеприведенного Закона организация и обеспечение народной законодательной инициативы осуществляется инициативной группой, образуемой в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством о референдуме, с особенностями, установленными настоящим Законом.

Инициативная группа законодательной инициативы регистрируется в аппарате Законодательного Собрания в течение пяти дней со дня представления:

1) текста законопроекта с пояснительной запиской, соответствующей требованиям настоящего Закона;

2) протокола учредительного собрания граждан (протокола заседания руководящего органа общественного объединения) с приложением списка его участников;

3) сведений о численности инициативной группы, ее членах с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, места жительства каждого из них;

4) выписки из протокола заседания инициативной группы об избрании председателя и секретаря инициативной группы.

Статьей  «О референдуме  и местных референдумах в » от ДД.ММ.ГГГГ N 20-ОЗ предусмотрен порядок реализации инициативы проведения референдума , местного референдума гражданами, избирательным объединением, иным общественным объединением, в которой предусмотрена возможность отказа в регистрации инициативной группы Избирательной комиссией муниципального образования

Однако, подобная возможность отказа в регистрации инициативной группы аппаратом Законодательного собрания  Законом «О правовых актах » не предусмотрена, соответственно, к данной ситуации применятся не может.

Как усматривается из материалов дела, и не оспаривается сторонами, все необходимые документы, указанные в ст.49  «О правовых актах » заявителем, как председателем инициативной группы были представлены.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных положений  «О правовых актах » суд соглашается с доводами заявителя о том, что данным Законом вообще не предусмотрена возможность отказа в регистрации инициативной группы народной законодательной инициативы, как и не предусмотрено оснований такого отказа.

Доводы представителей Руководителя аппарата Законодательного  о том, что пояснительные записки, представленные инициативной группой, не соответствуют требованиям закона, сведения о численности инициативной группы, а также о ее членах частично не соответствуют сведениям, указанным в списке участников учредительного собрания инициативной группы судом не принимаются во внимание как доказательство законности оспариваемого решения, поскольку данные доводы могут быть основанием для отказа в принятии проекта закона  к рассмотрению Областной Думой, предусмотренным ст.47  «О правовых актах », но не основанием для отказа в регистрации инициативной группы законодательной инициативы.

Доводы представителей Руководителя аппарата Законодательного  о том, что в аппарат Законодательного Собрания представлены не протоколы учредительного собрания граждан (протокола заседания руководящего органа общественного объединения) с приложением списка его участников (как это дословно указано в ст.49 Областного Закона), а «Протоколы заседания инициативной группы народной законодательной инициативы в поддержку указанных проектов Законов», суд также не может принять во внимание, поскольку как усматривается из содержания данных протоколов, проводилось собрание именно граждан, на которых решались вопросы об избрании председателя инициативной группы и наделении его полномочиями народной законодательной инициативы в поддержку указанных выше проектов законов.

Что касается доказанности факта нарушенных прав заявителя, суд соглашается с его доводами, что в результате отказа в регистрации инициативной группы, председателем которой он является нарушено право заявителя на участие в управлении делами государства.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя о признании незаконным отказа руководителя аппарата Законодательного  ФИО4 в регистрации инициативных групп народной законодательной инициативы в поддержку проектов законов  «О Ветеранах труда », «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в » и «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в ».

На основании ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с ч.3 ст.49  «О правовых актах » зарегистрированной инициативной группе законодательной инициативе выдается свидетельства о регистрации инициативной группы законодательной инициативы, форма которого утверждается постановлением Областной Думы.

Таким образом, и требования заявителя об обязании руководителя аппарата Законодательного  ФИО4 зарегистрировать инициативные группы народной законодательной инициативы в поддержку проектов законов  «О Ветеранах труда », «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в » и «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в » и выдать им свидетельства о регистрации подлежат удовлетворению.

Дело рассмотрено в пределах заявленных требований. Иных требований, равно как и иных возражений, суду не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198,254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования заявления ФИО1 об оспаривании решения руководителя аппарата Законодательного  удовлетворить.

Признать незаконным отказ руководителя аппарата Законодательного  ФИО4 в регистрации инициативных групп народной законодательной инициативы в поддержку проектов законов  «О Ветеранах труда », «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в » и «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в ».

Обязать руководителя аппарата Законодательного  ФИО4 зарегистрировать инициативные группы народной законодательной инициативы в поддержку проектов законов  «О Ветеранах труда », «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в » и «О внесении изменений в статью  «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в » и выдать им свидетельства о регистрации

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированной части решения путем подачи кассационной жалобы через Верх-Исетский районный суд .

Судья