ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 08.06.2012 Томпонского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-VY-398/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Батагай 8 июня 2012 года

Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Сергеевой А.А., с участием Верхоянского межрайонного прокурора РС (Я) Ломачева А.П., при секретаре Журавлевой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по заявлению Верхоянского межрайонного прокурора о признании противоречащим Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 2 Устава муниципального образования «Барыласский наслег»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что ст. 3 Устава муниципального образования «Барыласский наслег» противоречит положениям ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части установления перечня вопросов местного значения поселения. Также в Устав не внесены изменения в соответствии с Федеральными законами от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В судебном заседании прокурор Ломачев А.П. заявление поддержал, уточнил, что просит признать противоречащим Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 2 Устава муниципального образования «Барыласский наслег». В заявлении ошибочно указано, что противоречит действующему законодательству ст. 3 Устава муниципального образования.

Глава муниципального образования «Барыласский наслег» ФИО1 в суд не явился дважды, своевременно извещен.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов.

Устав муниципального образования является основным нормативно-учредительным актом, определяющим статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, правовые, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования, принимается органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, заявление о признании его противоречащим действующему федеральному законодательству подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 251 ГПК РФ.

На основании ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Устав муниципального образования «Барыласский наслег» принят решением Барыласского наслежного схода граждан от *Дата**Номер*, зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу *Дата*, регистрационный номер *Номер*.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Феде­рации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты. Изменения общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускаются не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 5 ст. 2 Устава муниципального образования «Барыласский наслег» указано: «содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения».

Таким образом, п. 5 ст. 2 Устава муниципального образования «Барыласский наслег» противоречит положениям п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В п. 22 ст. 2 Устава муниципального образования указано, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Таким образом, п. 22 ст. 2 Устава муниципального образования «Барыласский наслег» не соответствует положениям п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.п. 35 и 36 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

В Уставе муниципального образования указанные полномочия поселения не нашли своего отражения.

Таким образом, статья 2 Устава противоречит положениям п.п. 35, 36 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не содержит указание на обладание муниципальным образованием полномочиями по муниципальному контролю за проведением муниципальных лотерей и осуществлению муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

Согласно п. 37 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом.

В Уставе муниципального образования указанные полномочия поселения не нашли своего отражения.

Таким образом, статья 2 Устава противоречит положениям п. 37 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не содержит указание на обладание муниципальным образованием указанными в федеральном законе полномочиями.

Согласно п.п. 33.1, 33.2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.

В Уставе муниципального образования указанные вопросы местного значения поселения не нашли своего отражения.

Таким образом, статья 2 Устава противоречит положениям п.п. 33.1, 33.2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не содержит указание на обладание муниципальным образованием указанными в федеральном законе полномочиями.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнены вопросы местного значения поселений, введены положения о сходе граждан, скорректирован порядок изменения границ муниципальных образований, основания проведения публичных слушаний.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления области противодействия коррупции» дополнены вопросы местного значения поселений в части осуществления мер по противодействию коррупции, предусмотрены дополнительные обязанности глав муниципальных образований, глав местных администраций, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц, расширены основания для удаления глав муниципальных образований в отставку.

Указанные изменения законодательства о местном самоуправлении не нашли своего отражения в Уставе муниципального образования.

Прокурором района в адрес председателя наслежного Схода граждан были направлены протесты *Номер* от *Дата*, *Номер* от *Дата*, *Номер* от *Дата*.

В судебное заседание не представлено доказательств приведения Устава муниципального образования в соответствие с действующим федеральным законодательством о местном самоуправлении.

Суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о признании положений ст. 2 Устава муниципального образования «Барыласский наслег» противоречащими действующему законодательству о местном самоуправлении.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан или препятствие к осуществлению гражданином его законных прав и свобод.

В соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 7 Устава муниципального образования принятие устава, внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции Схода граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Верхоянского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать п. 5 ст. 2 Устава муниципального образования «Барыласский наслег» противоречащим положениям п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Признать п. 22 ст. 2 Устава муниципального образования «Барыласский наслег» противоречащим положениям п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Признать ст. 2 Устава муниципального образования «Барыласский наслег» противоречащим положениям п.п. 35, 36 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не содержит указание на обладание муниципальным образованием полномочиями по муниципальному контролю за проведением муниципальных лотерей и осуществлению муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

Признать ст. 2 Устава муниципального образования «Барыласский наслег» противоречащим положениям п. 37 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не содержит указание на обладание муниципальным образованием указанными в федеральном законе полномочиями.

Признать ст. 2 Устава муниципального образования «Барыласский наслег» противоречащим положениям п.п. 33.1, 33.2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не содержит указание на обладание муниципальным образованием указанными в федеральном законе полномочиями.

Обязать Сход граждан муниципального образования «Барыласский наслег» привести Устав муниципального образования «Барыласский наслег» в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через районный суд в течение одного месяца.

Судья А.А. Сергеева