Елецкий районный суд Липецкой области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Елецкий районный суд Липецкой области — Принятые cудебные акты
Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2010 года с. Измалково
Елецкий районный суд Липецкой области в составе:
Председательствующего судьи Ермолаева А.А.
При секретаре Поляковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Агрофирма «Настюша-Измалково» об обязании прекратить самовольное пользование недрами,
установил:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Агрофирма «Настюша-Измалково» об обязании прекратить самовольное пользование недрами. Свои требования мотивировал тем, что проведенной проверкой установлена эксплуатация агрофирмой ... скважин пресной подземной воды, приобретенных по договору купли-продажи от Дата обезличена года. При этом лицензии на право пользования недрами ( пресной подземной водой) агрофирма не имеет. С учетом данных фактов природоохранный прокурор обратился в суд и просит обязать указанное юридическое лицо в срок до Дата обезличена года прекратить самовольное пользование недрами до получения лицензии.
В судебное заседание представитель истца не явился, имеется ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, иск поддерживают в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Агрофирма «Настюша-Измалково» ... пояснил, что с иском согласен, оформлением лицензии на эксплуатацию скважин они занимаются уже около года.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В силу ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" (Закон о недрах) недра являются частью земной коры,, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Исходя из ч. 3, 4 ст. 1, ч. 5, 6 ст. 5, ч. 6 ст. 8, ч. 3 ст. 9 Водного Кодекса РФ, правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах.
В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Статьей 11 Закона о недрах, п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. 23 Закона о недрах, основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в частности, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод.
В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Кроме того, ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" закреплен один из принципов осуществления хозяйственной деятельности -запрещение хозяйственной деятельности и иной деятельности, последствия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Статьей 51 Закона о недрах закреплено, что самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.
Также, ст. 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено ограничение, приостановление и прекращение деятельности юридических или физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Как видно из актов осмотра и информации по ООО АФ «Настюша-Измалково», лицензии на право пользования недрами агрофирма не имеет. (л.д. 23)
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от Дата обезличенаг., заключенного между конкурсным управляющим ФИО7 и ООО "Агрофирма "Настюша Измалково""; договора купли-продажи недвижимого имущества от Дата обезличенаг., заключенного между ФИО8 и ООО "Агрофирма "Настюша Измалково" - отмеченное юридическое лицо приобрело в собственность ... скважины, расположенные в ....
В соответствии с актами осмотра от Дата обезличенаг. Управления Росприроднадзора по ..., указанное общество эксплуатирует ... скважины, расположенные в ...: ... Номер обезличенНомер обезличен, Номер обезличен), ... Номер обезличен).
Поскольку законодатель однозначно определил необходимость получения лицензии, как одной из гарантий рационального использования и охраны недр -подземной питьевой воды, ее отсутствие свидетельствует не только о нарушении права государственной собственности, но и создает угрозу загрязнения и истощения подземных вод, оказания на них негативных факторов снижающих соответствующее качество. Действующее законодательство допускает возможность прекращения самовольного пользования недрами.
Согласно ст. 1.2, 2.1, п.6.1, 10 ч. 1 ст. 3, п. 7 ч. 1 ст. 4, 10.1 Закона о недрах, к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся формирование совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения; распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации.
Основанием возникновения права пользования участками недр - добычи подземных вод, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 10.1 Закона о недрах).
Согласно Распоряжению Минприроды РФ №41-р, Администрации Липецкой области №448-р от 15.10.2008 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Липецкой области", подземная пресная вода не относиться к общераспространенным полезным ископаемым.
Самовольное пользование недрами (подземной пресной водой) со стороны ООО "Агрофирма "Настюша Измалково" свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации на право собственности. Кроме того, не соблюдаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.
Как видно из письма отдела геологии и лицензирования по Липецкой области №369 от 13.07.2009г., Приказу МПР РФ от 29.11.2004 №710 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности" - для оформления лицензии на право пользования недрами (подземной пресной воды) необходим минимальный срок 90 дней. (л.д. 52)
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых нарушены, и привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, следует говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ООО «Агрофирма «Настюша-Измалково» подлежит взысканию госпошлина в бюджет в сумме 4000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Агрофирма «Настюша-Измалково» об обязании прекратить самовольное пользование недрами удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО "Агрофирма "Настюша Измалково", расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., которые выражаются в самовольном заборе пресной подземной воды из скважин, расположенных на территории ... ...: ... Номер обезличен), ... Номер обезличен, Номер обезличен), ... ..., ... Номер обезличен).
Обязать ООО "Агрофирма "Настюша Измалково" в срок до 01.10.2010г. прекратить самовольное пользование недрами (подземной водой) из отмеченных скважин до получения лицензии на право пользования недрами.
Взыскать с ООО "Агрофирма "Настюша Измалково" государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в соответствующий бюджет.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Елецкий районный суд Липецкой области ( с. Измалково) путем подачи кассационной жалобы.
Судья А.А. Ермолаев