Волжский районный суд Самарской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Волжский районный суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2010 г. г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ласковской С. Н.,
при секретаре Мельниковой А. В.,
с участием:
представителя заявителя - помощника прокурора Волжского района Самарской области Жевлакова А. Г.,
представителя заинтересованного лица – Собрания Представителей Волжского района Самарской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению Прокурора Волжского района Самарской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Волжского района Самарской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим нормативно-правового акта в части, указав, что Прокуратурой Волжского района изучено решение Собрания Представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г. «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области». Данным решением утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области. Решение Собрания Представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г. «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области» опубликовано в районной газете «Волжская новь» от 12. 03. 2010 г. № 12, вступило в законную силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Настоящее Положение в части противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу: Земельному кодексу Российской Федерации, ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26. 12. 2008 г. № 294-ФЗ. В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; 2) фамилия, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также, привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которого проводится; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия (в ред. Федерального закона от 27. 12. 2009 г. № 365-ФЗ); 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки. В п.п. 3.3 Положения закреплены требования к содержанию распоряжения о проведении муниципального земельного контроля. Данный пункт не соответствует ч. 2 ст. 14 Федерального закона, поскольку не содержит полный перечень реквизитов, которые необходимо указывать в распоряжении о проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю. В соответствии с п.п. 1,2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. С 01. 07. 2009 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26. 12. 2008 г. № 294-ФЗ плановые контрольные мероприятия проводятся не чаще одного раза в три года. Согласно п. 3.4 Положения плановая проверка в отношении конкретного земельного участка проводится не чаще одного раза в два года, что не соответствует ч. 2 ст. 9 Федерального закона, согласно которой плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В статье 10 Федерального закона предусмотрены такие основания для проведения внеплановой проверки как: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. В нарушение ч. 2 ст. 10 Федерального закона в п. 3.5 Положения предусмотрено такое основание проведения внеплановой проверки как «обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или документов или иных доказательств свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства». В данном случае не указаны конкретные основания проведения проверки, что свидетельствует о неопределенности оснований принятия решения о проведении проверки органом муниципального контроля. Таким образом, в Положении расширен перечень оснований проведения внеплановой проверки, т. е. усматривается коррупциогенный фактор – широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения (п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановление Правительства Российской Федерации от 26. 02. 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области опубликовано в газете «Волжская новь» является нормативным правовым актом, поскольку соответствует признакам нормативных правовых актов, закрепленным в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29. 11. 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», а именно: издание его в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В связи с чем, Прокурор Волжского района Самарской области просит признать недействующим со дня принятия нормативного правового акта: абзац 2 п. 3.3 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области полностью; пункт 3.4 указанного Положения в части слов «два года»; абзац 3 пункт 3.5 Положения в части слов «в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства».
В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Волжского района Самарской области Жевлков А. Г. заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица - Собрания Представителей Волжского района Самарской области по доверенности от 07. 07. 2010 г. ФИО1 в судебном заседании заявленные прокурором требования признал частично и пояснил, что решением Собрания Представителей от 25.02.2010 г. № 804 было утверждено Положение, согласно пункту 2.5. которого задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения требований земельного и иного природоохранного законодательства, эффективного использования и охраны земель в границах муниципального района всеми физическими, должностными и юридическими лицами. Таким образом, Положение распространяет свое действие как в отношении физических лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей), так и в отношении юридических лиц (организаций). В заявлении Прокурора указано, что Положение противоречит положениям Земельного кодекса РФ, при этом не содержится ни одной ссылки на конкретную норму Земельного кодекса РФ, которая нарушена. В заявлении Прокурора также указано, что Положение противоречит Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон 294-ФЗ), в частности, п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 14 данного Закона. Принципиальным в данном случае является то, что согласно пункту 1 ст. 1 Закона 294-ФЗ, указанный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Таким образом, Закон 294-ФЗ не распространяет свое действие на физических лиц (граждан), не являющихся индивидуальными предпринимателями. В заявлении Прокурором правомерно указано, что абзац 2 пункта 3.3 Положения, закрепляющий требования к содержанию распоряжения о
проведении муниципального земельного контроля, не соответствует пункту 2
ст. 14 Закона 294-ФЗ, поскольку не содержит полного перечня реквизитов,
которые необходимо указывать в распоряжении о проведении мероприятий по
муниципальному земельному контролю. В заявлении Прокурором также правомерно указано, что пункт3.4 Положения, согласно которому плановая проверка в отношении конкретного земельного участка проводится не чаще одного раза в два года, противоречит пункту 2 ст. 9
Закона 294-ФЗ, в соответствии с которым плановые проверки проводятся не
чаще чем один раз в три года. В заявлении Прокурором правомерно указано, что абзац 3 пункта 3.5. Положения в части слов «в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или документов и иных
доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения
земельного законодательства» противоречит п. 2 ст. 10 Закона 294-ФЗ (основания для проведения внеплановой проверки), при этом применение абзаца 3 пункта 3.5. в полной мере действует в отношении физических лиц (граждан). В данном случае Прокурор, указывая на то, что в Положении расширен
перечень оснований проведения внеплановой проверки (коррупциогенный
фактор), ссылается на подпункт «а» пункта 3 Методики проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов (далее Методика), утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». При этом согласно указанному подпункту «а» пункта 3 Методики коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является широта дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). В данном случае формулировка абзаца 3 пункта 3.5. Положения в части слов «в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства» не подпадает под признаки широты дискреционных полномочий, поскольку присутствует полная определенность в части условий и оснований для принятия решений (факт обнаружения достаточных данных) и отсутствуют какие-либо органы государственной власти или органы местного самоуправления, дублирующие полномочия по проведению мероприятий в рамках муниципального земельного контроля. Таким образом, при указанных обстоятельствах, Собрание Представителей считает доводы Прокурора обоснованными и соответствующими положениям действующего законодательства РФ только в части и просит суд отказать в удовлетворении заявленных Прокурором требований в том виде, в котором это отражено в просительной части заявления Прокурора. При этом Собрание Представителей готово оспариваемые пункты Положения изложить в следующей редакции:
1. Абзац 2 пункта 3.3. Положения изложить в следующей редакции: «В распоряжении о проведении муниципального земельного контроля указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; 2) фамилия, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также, привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которого проводится; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия; 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки; 10) ориентиры (кадастровый номер, адресный ориентир)земельных участков подлежащих проверке;
2. Пункт 3.4. Положения изложить в следующей редакции: «Плановая
проверка в отношении конкретного земельного участка проводится не чаще
одного раза в три года»;
3. Абзац 3 пункта 3.5. Положения изложить в следующей редакции: «в отношении физических лиц (граждан) - в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или документов
и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения
земельного законодательства».
Заслушав пояснения представителя заявителя - помощника прокурора Волжского района Самарской области Жевлкова А. Г., представителя заинтересованного лица - Собрания Представителей Волжского района Самарской области ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ст. 1 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06. 10. 2003 г. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения меж поселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судом установлено, что Постановлением Собрания Представителей Волжского района № 131 от 20. 05. 2005 г. утвержден Устав муниципального района Волжский Самарской области. Согласно ст. 2 данного Устава Волжский район является муниципальным образованием, которое наделено статусом муниципального района. В силу ч. 3 ст. 3 указанного Устава в пределах Волжского района находится 3 городских и 12 сельских поселений. В соответствии со ст. 24 Устава Муниципального района Волжский Самарской области, структуру органов местного самоуправления Волжского района составляют: Собрание Представителей Волжского района - представительный орган муниципального образования; Глава Волжского района – высшее должностное лицо муниципального образования; Администрация Волжского района – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; Избирательная комиссия – избирательная комиссия муниципального образования. Собрание Представителей на основании ч. 3 ст. 25 Устава Муниципального района Волжский Самарской области обладает правами юридического лица и действует на основании настоящего Устава, имеет печать со своим наименованием: «Собрание Представителей Волжского района Самарской области». Собрание Представителей, в силу п. 9 ч. 1 ст. 26 Устава Муниципального района Волжский Самарской области, по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные на территории Волжского района. 25. 02. 2010 г. Собранием Представителей Волжского района Самарской области, в пределах своей компетенции, принято решение № 804 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области». Данным решением утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области. Решение Собрания Представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г. «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области» опубликовано в районной газете «Волжская новь» от 12. 03. 2010 г. № 12, вступило в законную силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области является нормативным правовым актом, поскольку соответствует признакам нормативных правовых актов, закрепленным в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29. 11. 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», а именно: издание его в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области, в силу п. 2. 1 устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального района Волжский Самарской области, принято с целью реализации полномочий органов местного самоуправления м. р. Волжский Самарской области в этой области. Согласно пункта 2.5 данного Положения, задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения требований земельного и иного природоохранного законодательства, эффективного использования и охраны земель в границах муниципального района всеми физическими, должностными и юридическими лицами. Абзацем 2 п. 3.3 вышеуказанного Положения определено, что в распоряжении о проведении муниципального земельного контроля указываются: документ, послуживший основанием для проведения проверки; примерные адресные ориентиры земельных участков, подлежащих проверке; вопросы, подлежащие рассмотрению в ходе проверки; фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по муниципальному земельному контролю. Однако данный пункт не содержит полный перечень реквизитов, которые необходимо указывать в распоряжении о проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю, что противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно: Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26. 12. 2008 г. № 294-ФЗ в соответствии с ч. 2 ст. 14 которого, в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; 2) фамилия, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также, привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которого проводится; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия (в ред. Федерального закона от 27. 12. 2009 г. № 365-ФЗ); 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки. В связи с чем, суд приходит к выводу, что абзац 2 п. 3.3 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г. следует признать недействующим полностью, поскольку он противоречит федеральному законодательству.
Согласно п. 3.4 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области, утвержденного решением Собрания Представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г. плановая проверка в отношении конкретного земельного участка проводится не чаще одного раза в два года, что не соответствует части 2 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26. 12. 2008 г. № 294-ФЗ, согласно которой плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В связи с чем, суд приходит к выводу, что пункт 3.4 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г. в части слов «два года» также следует признать недействующим, поскольку в данной части он противоречит федеральному законодательству.
Абзацем 3 п. 3.5 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области, утвержденного решением Собрания Представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г. определено, что внеплановые проверки могут проводиться по инициативе Главы района, органа, уполномоченного осуществлять земельный контроль на территории муниципального района Волжский Самарской области в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или документов иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства. В то же время, не указаны конкретные основания проведения проверки, что свидетельствует о неопределенности оснований принятия решения о проведении проверки органом муниципального контроля, что противоречит ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26. 12. 2008 г. № 294-ФЗ, имеющем большую юридическую силу, которым предусмотрены такие основания для проведения внеплановой проверки как: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Таким образом, в абзаце 3 п. 3.5 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области, утвержденном решением Собрания Представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г. расширен перечень оснований проведения внеплановой проверки, т. е. усматривается коррупциогенный фактор – широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения (п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 02. 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). В связи с чем, суд приходит к выводу, что абзац 3 пункт 3.5 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г. в части слов «в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства» следует признать недействующим, поскольку он в данной части противоречит федеральному законодательству.
Доводы представителя Собрания Представителей Волжского района Самарской области ФИО1 о том, что оспариваемый абзац 3 п. 3.5 Положения касается не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц (граждан), на которых Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26. 12. 2008 г. № 294-ФЗ не распространяется, не могут быть приняты во внимание, поскольку из буквального толкования абзаца 3 пункта 3.5 Положения, следует, что данной нормой установлены общие основания для проведения внеплановых проверок как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и физических лиц (граждан).
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29. 11. 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» установлено, что если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием принятого решения. В связи с чем, доводы ФИО1 о том, что Собрание Представителей Волжского района Самарской области согласно изложить абзац 3 п. 3.5 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области в следующей редакции: «в отношении физических лиц (граждан) - в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства» не могут быть приняты во внимание. В то же время, это не лишает Собрание Представителей Волжского района Самарской области права изложить оспариваемые пункты Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский в редакции, не противоречащей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором Волжского района Самарской области требования законны, обоснованны, подтверждаются материалами дела и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Волжского района Самарской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части, удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия абзац 2 п. 3.3 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области, утвержденного решением Собрания Представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г. полностью.
Признать недействующим со дня его принятия пункт 3.4 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области, утвержденного решением Собрания Представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г. в части слов «два года».
Признать недействующим со дня его принятия абзац 3 пункт 3.5 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области, утвержденного решением Собрания Представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г. в части слов «в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства».
Обязать Собрание Представителей Волжского района и Администрацию муниципального района Волжский Самарской области опубликовать соответствующее сообщение о решении суда в средстве массовой информации - газете «Волжская новь», в которой размещались отмененные в части нормы Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района Волжский Самарской области, утвержденного решением Собрания Представителей Волжского района № 804 от 25. 02. 2010 г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления судом мотивированного решения, т. е. с 13. 07. 2010 г.
Решение отпечатано в
совещательной комнате
Судья: С. Н. Ласковская