Советский районный суд г. Улан-Удэ
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Улан-Удэ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Гр.дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
08 сентября 2010 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Богданова И.Ю.
при секретаре Бардунаевой А.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района гор.Улан-Удэ в интересах ФИО1 к Администрации Советского района гор.Улан-Удэ об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
у с т а н о в и л:
прокурор Советского района гор.Улан-Удэ обратился в суд с названным иском в интересах ФИО1, указав, что истец является сиротой, закрепленного жилья за ним не имеется, на учете в качестве нуждающегося он не состоит, тогда как должен состоять, поскольку он остался без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Так как законодательством гарантирована защита жилищных прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, просит суд обязать ответчика поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
Определением суда от 25 августа 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Республиканское агентство по делам семьи и детей.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая по доверенности, требования поддержала и суду пояснила, что в связи со смертью родителей ФИО1 с 1994 года был направлен в школу-интернат Номер обезличен для детей сирот в ... которую он окончил в Дата обезличена году, в Дата обезличена году он закончил профессиональный лицей Номер обезличен, с Дата обезличена по Дата обезличена год он проходил военную службу в вооруженных силах, затем был принят по контракту в войсковую часть, а с декабря Дата обезличена года работает в .... С Дата обезличена года он состоит в зарегистрированном браке и имеет двоих несовершеннолетних детей. ФИО1 зарегистрирован в ..., однако проживать по указанному адресу он не может, т.к. это адрес школы-интерната, он вынужден снимать жилье. Поскольку ФИО1 является сиротой, с двенадцати лет находился под опекой государства, у органов опеки возникла обязанность по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье. Однако, указанные органы - ни по месту выявления сироты (...), ни по месту его нахождения и обучения (...), не поставили его на такой учет. В связи с указанным, учитывая, что за ФИО1 не закреплено какое-либо жилье, просит суд обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановка его на учет необходима для дальнейшего его обеспечения жильем.
Истец ФИО1 в судебном заседании требования также поддержал и суду пояснил, что его отец умер в 1991 году, а после смерти матери в 1994 году, его забрала тетя в гор.Улан-Удэ, затем она взяла направление в школу-интернат и с Дата обезличена год он проходил обучение в указанной школе, находился на полном государственном обеспечении. На учет в качестве нуждающегося в жилье он не вставал, т.к. не знал о таком праве.
Представитель ответчика Администрации Советского района гор.Улан-Удэ ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала и суду пояснила, что обязанности по постановке на учет ФИО1 у ответчика не возникло, т.к. законом обязанности ответчика на самостоятельную постановку на учет сирот не предусмотрено. Полагает, что в иске необходимо отказать, т.к. виновного поведения ответчика не имеется, а кроме того, ФИО1 имел возможность обратиться в администрацию с заявлением о постановке его на учет, но будучи в совершеннолетнем возрасте не воспользовался таким правом.
Представитель третьего лица - Республиканского агентства по делам семьи и детей в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 родился Дата обезличена года. Его отец – ФИО5, умер Дата обезличена года, о чем суду представлена выписка из записи акта о его смерти, мать истца – ФИО4, умерла Дата обезличена года, в подтверждение чему также представлена выписка из записи акта о ее смерти.
Суду представлен корешок путевки Номер обезличен, выданной Министерством народного образования Бурятской АССР от Дата обезличена года, согласно которого ФИО1, Дата обезличена года рождения, направляется в детский дом по причине смерти родителей. Сведений о том в какое учреждение был помещен ФИО1 в Дата обезличена году, суду не представлено. Как следует из справки «ГОУ Средняя общеобразовательная школа-интернат Номер обезличен» от Дата обезличена года Номер обезличен - ФИО1 обучался в названном учреждении (ранее до 2009 года имевшее наименование ГОУ «Школа-интернат Номер обезличен для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») с Дата обезличена года по Дата обезличена года и находился на полном государственном обеспечении.
Также судом установлено, что за все время нахождения в учреждении для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, истец на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории – сирота, поставлен не был (что следует из справки органа опеки и попечительства ФИО12 от Дата обезличена года Номер обезличен и сообщения Администрации Советского района гор.Улан-Удэ от Дата обезличена года Номер обезличен), самостоятельно с таким заявлением ФИО1 обращался. В настоящее время ФИО1 постоянного места жительства не имеет, не имеет и закрепленного за ним жилого помещения, зарегистрирован по адресу ... (место нахождения «ГОУ Средняя общеобразовательная школа-интернат Номер обезличен).
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.3).
Согласно ст.8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом РБ «О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» и постановлением Правительства Республики Бурятия от 01.11.2007 года № 343, Республиканское агентство по делам семьи и детей является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики в области социальной защиты семьи, женщин и детей. Агентство в соответствии с бюджетным законодательством осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно ст.32 Закона РБ от 07.12.2007 года № 899-III дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти Республики Бурятия, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Расходы на обеспечение жилой площадью финансируются за счет средств республиканского бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия.
Правительством Республики Бурятия принято постановление от 31 марта 2005 года № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно данному постановлению, дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обращаются с заявлением о предоставлении жилой площади в орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в следующем порядке:
- после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения - в орган опеки и попечительства по месту их выявления либо нахождения указанных учреждений;
- после окончания учреждений всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - в орган опеки и попечительства по месту выявления.
Согласно п.11 Положения Республиканское агентство по делам семьи и детей на основании ходатайства органов опеки и попечительства и представленных документов перечисляет денежные средства из республиканского бюджета для обеспечения жилой площадью детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, на их блокированные целевые счета в пределах целевых средств, предусмотренных законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Таким образом, оценив в совокупности приведенные правовые нормы, учитывая, что после выявления сироты (в ...) орган опеки и попечительства обязан был поставить его на учет как нуждающегося в жилье для дальнейшего его обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако не сделал этого, затем ФИО1 находился на обучении в образовательном учреждении на территории Советского района города Улан-Удэ (ГОУ «Школа-интернат Номер обезличен для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), однако и указанным учреждением, под чьей опекой он находился длительное время, сведения о нем, как о нуждающемся в жилье не были переданы органу опеки и попечительству Администрации Советского района гор.Улан-Удэ, принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» - задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются в том числе обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства, а также защита прав и законных интересов подопечных, суд считает, что ненадлежащее исполнение обязанностей органами опеки и попечительства в отношении сироты, не должно повлечь нарушение его прав, вследствии чего ФИО1 должен быть постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилье Администрацией Советского района гор.Улан-Удэ, т.к. именно на территории Советского района гор.Улан-Удэ ФИО1 окончил пребывание в образовательном учреждении - ГОУ «Школа-интернат Номер обезличен для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом обсуждены доводы представителя ответчика о том, что у ответчика не возникло обязанности по постановке на учет ФИО1, т.к. таких заявлений от него или его законных представителей не поступало, о том, что у администрации не было личного дела ФИО1 и о нем не было известно органу опеки района, а также довод о том, что сирота достиг 23-летнего возраста, вследствии чего утратил право на постановку на учет. Суд полагает, что указанные доводы не могут являться основанием для лишения ФИО1 гарантированного государством права на внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, каковым он является. При этом суд принимает во внимание, что ФИО1 с одиннадцати лет находился под опекой государства, органы опеки и попечительства по месту его выявления а затем и нахождения обязаны были знать о нем и защищать его права, у них возникла обязанность поставить истца на учет как нуждающегося в жилье, чего сделано не было.
Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства и перечисленные выше правовые нормы, суд считает, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Советского района гор.Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать Администрацию Советского района гор.Улан-Удэ поставить ФИО1, Дата обезличена года рождении на учет детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Копия верна:
Судья: И.Ю.Богданова
...
...
...