ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 08.09.2011 Шахунского районного суда (Нижегородская область)

                                                                                    Шахунский районный суд Нижегородская область                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Шахунский районный суд Нижегородская область — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шахунья 08 сентября 2011 года

Шахунский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Виноградовой Е.В.,

С участием помощника прокурора Шахунского района Нижегородской области Лебедева А.Е.,

при секретаре Злобиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шахунья гражданское дело по иску прокурора Шахунского района в интересах Пантюхина В.М. к администрации Шахунского района о признании незаконным бездействия администрации Шахунского района по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение.

УСТАНОВИЛ:

В Шахунский районный суд с иском к администрации Шахунского района обратился прокурор Шахунского района Нижегородской области в интересах Пантюхина В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мотивирует свои исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Шахунского района № над Пантюхиным В.М. была учреждена опека в силу того, что его родители мать – П. и отец – М., умерли. По заявлению Б. и А.И., проживающих по адресу  несовершеннолетний Пантюхиным В.М. передан им.

Однако, при закреплении жилого помещения в 1997 году за несовершеннолетним Пантюхиным В.М. органом опеки и попечительства администрации Шахунского района ошибочно было закреплено жилое помещение по другому адресу: . В результате халатности органа опеки и попечительства отдела образования администрации Шахунского района Пантюхин В.М. своевременно не был поставлен на учет детей – сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением администрации Шахунского района от ДД.ММ.ГГГГ № грубейшая ошибка органа опеки о закреплении жилого помещения была исправлена, за Пантюхиным В.М. закреплено жилое помещение по адресу . Между тем при внесении изменений в постановление № не был указан орган, на который возложены функции осуществления контроля за сохранением данного жилого помещения.

В настоящее время  находится в муниципальной собственности администрации г. Шахунья. Ранее в данном жилом помещении проживала В., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти в данной квартире никто не проживал, помещение пришло в непригодное для проживания состояние, так как после закрепления жилого помещения по данному адресу в нарушение ст. 5 Закона Нижегородской области от № «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» орган опеки и попечительства отдела образования администрации Шахунского района не осуществлял меры по реализации права Пантюхина В.М. на жилое помещение, не обеспечивал сохранность жилья, не организовывал проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению Пантюхина В.М., относящегося к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, несмотря на неоднократные обращения его опекунов в администрацию Шахунского района.

На основании п. 1 ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №156-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждение или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образование независимо от форм собственности.

В то же время п.2 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорит о необходимости регистрационного учета ребенка как по месту жительства, так и по месту его временного пребывания. Местом жительства несовершеннолетнего ребенка признается место закрепления его жилой площади, а местом временного пребывания – место жительства.

Согласно Положению об организации деятельности органа опеки и попечительства администрации Шахунского района Нижегородской области в отношении несовершеннолетних граждан (утв.Постановлением администрации Шахунского района от ДД.ММ.ГГГГ №), орган опеки и попечительства принимает меры по защите жилищных прав подопечных и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, орган опеки и попечительства администрации Шахунского района в лице главного специалиста по охране прав детей отдела образования администрации Шахунского района М, в нарушение указанных требований законодательства, надлежащим образом организовал работу по контролю за состоянием жилого помещения и обеспечению его сохранности.

В результате комиссионного обследования жилого помещения по адресу , проведенного ДД.ММ.ГГГГ прокурорским работником в присутствии: заведующей сектором жилищной политики жилищного фонда администрации Шахунского района Ф., заведующего отделом архитектуры и градостроительства администрации  И., специалиста ТО УФС Роспротребнадзора в Нижегородской области Е., специалиста – инспектора Уренского отдела государственной жилищной инспекции Р. – жилое помещение (квартира) не соответствует требованиям СанПин ДД.ММ.ГГГГ.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденным Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №.

Данное жилое помещение не пригодно для проживания и дальнейшей нормальной эксплуатации. Проведение его капитального ремонта не целесообразно.

Незаконное бездействие органов местного самоуправления Шахунского района, в частности органа опеки и попечительства отдела образования, выразилось в своевременности не постановке Пантюхина В.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и соответственно привело к нарушению его законных прав.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому не постановка Пантюхина В.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, вследствие незаконного бездействия органа опеки и попечительства отдела образования администрации Шахунского района, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Статьей 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 года №147-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципального районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В настоящее время Пантюхин В.М. достиг возраста 22 лет. Однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма для постоянного проживания ему вследствие незаконного бездействия органов местного самоуправления не предоставлено. Это не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В соответствии со ст.№ Закона Нижегородской области №, жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма (далее также – жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма) в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого оставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере:

- не менее 33 кв.метров – для одиноко проживающих граждан;

- не менее 42 кв.метров – на семью из 2 человек;

- не менее 18 кв.метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

Общая площадь жилого помещения предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из числа заселяемых в него граждан и нормы предоставления площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма.

Таким образом, Пантюхину В.М. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма не менее  квадратных метров общей площади и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям еще в 2010 году.

По результатам прокурорской проверки на имя главы администрации Шахунского района Нижегородской области М. прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении допущенных нарушений закона и протест об отмене постановления главы администрации Шахунского района от ДД.ММ.ГГГГ №, с требованием поставить Пантюхина В.М. на внеочередной учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, относящегося к категории детей0сирот, оставшихся без попечения родителей и обеспечения его внеочередной жилой площадью в соответствии с установленными законом нормами по договору социального найма. Однако требования прокурора проигнорированы. Пантюхин В.М. до настоящего времени не постановлен на соответствующий учет и администрацией района не приняты действенные меры по обеспечению его жильем, что является недопустимым.

Просит признать незаконным бездействие администрации Шахунского района Нижегородской области по постановке Пантюхина В.М., оставшегося без попечения родителей, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им 23-летнего возраста; обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области удовлетворить протест прокурора Шахунского района от ДД.ММ.ГГГГ за №; обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области незамедлительно поставить на внеочередной учет Пантюхина В.М. в качестве нуждающегося в жилом помещении; обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области за счет средств бюджета Нижегородской области предоставить в 2011 года по договору социального найма Пантюхину В.М. жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

В судебном заседании прокурор района исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил.

Просил признать незаконным бездействие администрации Шахунского района Нижегородской области в несвоевременном закреплении за Пантюхиным В.М. жилого помещения по адресу:  не обеспечении сохранности данного жилого помещения;

Признать незаконным постановление администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении в детский дом Пантюхина В.М.» в части закрепления за ним жилого помещения по адресу: ;

Признать незаконным постановление администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Пантюхиным В.М.» в части закрепления за ним жилого помещения по адресу: ;

Признать незаконным постановление администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации Шахунского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Пантюхиным В.М.».

Обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области признать Пантюхина В.М. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области за счет средств бюджета Нижегородской области предоставить Пантюхину В.М. по договору социального найма жилое помещение в черте г. Шахунья общей площадью не менее 33 квадратных метров и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Судом уточненное заявление прокурора района в порядке статьи 39 ГПК РФ принято к производству.

В судебном заседании помощник прокурора Шахунского района Лебедев А.Е. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что за Пантюхиным В.М. было незаконно закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: , откуда он изымался. Жилое помещение, в котором на законных основаниях проживали " его родители, не было установлено органом опеки и попечительства отдела образования администрации Шахунского района. За жилым помещением, расположенным по адресу: , на которое имел право Пантюхин В.М., органом опеки и попечительства не был организован контроль, не была обеспечена сохранность помещения. Данные нарушения были исправлены администрацией Шахунского района только в 2010 году, после обращения Пантюхина В.М. в прокуратуру Шахунского района. Однако помещение, расположенное по адресу: , на момент закрепления за Пантюхиным В.М. не отвечало установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям жилищного законодательства, квартира находится в полуразрушенном состоянии. Таким образом, закрепление за Пантюхиным В.М. данного помещения является незаконным, так как закрепить за ребенком-сиротой можно только жилое помещение, то есть помещение, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства. В настоящее время данная квартира не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» о чем, свидетельствуют информация Роспотребнадзора, госжилинспекции и отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Шахунья. Пантюхин В.М. является нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Представитель администрации Шахунского района М в судебном заседании исковые требования не признала и в иске просила отказать.

В судебном заседании Пантюхин В.М. пояснил, что сначала за ним было закреплено жилое помещение по адресу: . Данное жилье было занято. Опекунам пришлось прописать его в своем доме. Первый раз он обратился в органы опеки и попечительства отдела образования администрации Шахунского района, когда получал паспорт. В 2010 года оказалось, что данное жилое помещение было закреплено за ним ошибочно, за ним закрепили жилое помещение по адресу: . Однако, данное помещение не пригодно для проживания, квартира находится в аварийном состоянии: там упала печка, провалился пол, выбиты окна. По его заявлениям органа опеки и попечительства отдела образования администрации Шахунского района никаких действий не предпринимали. Поддерживает исковые требования прокурора Шахунского района.

В судебном заседании свидетель Б. пояснила, что она являлась опекуном Пантюхина В.М. За Пантюхиным В.М. было закреплено помещение по адресу: . Когда Пантюхин В.М. получал паспорт, и ему нужно было там прописаться, выяснилось, что данное жилое помещение занято. Они стали обращаться в органы опеки и попечительства отдела образования администрации Шахунского района и в прокуратуру Шахунского района. В 2010 году выяснилось, что это жилое помещение было закреплено за Пантюхиным В.М. ошибочно. За ним закрепили помещение, расположенное по адресу: . Но это жилье находится в аварийном состоянии, оно непригодно для проживания. В квартире выбиты окна, обвалилась печка, провалился пол, покосилась веранда. Отремонтировать данное жилье нельзя.

В судебном заседании свидетель А. пояснил, что за Пантюхиным В.М. было закреплено помещение по адресу: . Когда Пантюхин В.М. получал паспорт, выяснилось, что данное жилое помещение занято другими жильцами. В 2010 году выяснилось, что это жилое помещение было закреплено за Пантюхиным В.М. ошибочно. За ним закрепили помещение по адресу: . Но это жилье находится в аварийном состоянии, оно непригодно для проживания: выбиты окна, обвалилась печка, провалился пол, покосилась веранда. Отремонтировать данное жилье нельзя. Они неоднократно обращались в органы опеки и попечительства отдела образования администрации . Они обещали отремонтировать данное жилое помещение, но до настоящего времени ничего не сделано.

В судебном заседании свидетель Л. пояснила, что узнала Пантюхина В.М. 18 лет назад, ухаживала за ним до того, как его забрали в детский дом. Она знала родителей Пантюхина В.М. За З.. как за сиротой, было закреплено помещение, расположенное по адресу: , хотя ни он, его родителей там никогда не проживала. Потом за Пантюхиным В.М. закрепили, жилое помещение по адресу: . Это жилье находится в аварийном состоянии, оно непригодно для проживания.

В судебном заседании представитель администрации г. Шахунья К. пояснила, что, на основании ст. 5 Закона Нижегородской области № «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», органы местного самоуправления по месту их выявления первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей осуществляют меры по реализации прав ребенка на жилое помещение. Администрация Шахунского района ведет учет жилых помещений закрепленных за детьми, и обеспечивает их сохранность. Если за ребенком не закреплено жилого помещения, то администрация Шахунского района обязана поставить ребенка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебное заседание не явился представитель Государственного учреждения Министерства социальной политики Нижегородской области

Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено.

Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законном.

Постановлением администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении в детский дом Пантюхина В.М.» Пантюхин В.М. был направлен в детский дом, так как его мать – П. умерла, отец – М. – скрывается. За ним закреплено жилое помещения по адресу: .

Постановлением администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Пантюхиным В.М.» над Пантюхиным В.М,. так как его мать – П., отец – М. умерли, установлена опека. За ним закреплено жилое помещения по адресу: . Опекуном назначена Б..

Согласно постановлению администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации Шахунского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Пантюхиным В.М.» в связи с допущением ошибки при сохранении жилья за несовершеннолетним ребенком-сиротой Панюхиным В.М. за ним закреплена жилая площадь по адресу: .

Из акта инспекционного обследования жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате комиссионного обследования жилого помещения по адресу , проведенного прокурорским работником в присутствии: заведующей сектором жилищной политики жилищного фонда администрации Шахунского района Ф., заведующего отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Шахунья И., специалиста ТО УФС Роспротребнадзора в Нижегородской области Е., специалиста – инспектора Уренского отдела государственной жилищной инспекции Р. – жилое помещение (квартира) не соответствует требованиям СанПин ДД.ММ.ГГГГ.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденным Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №.

Данное жилое помещение не пригодно для проживания и дальнейшей нормальной эксплуатации. Проведение его капитального ремонта не целесообразно.

Согласно письма администрации Шахунского района от ДД.ММ.ГГГГ № Пантюхин В.М. не может быть поставлен в очередь на получение льготного жилья по программе «Дети-сироты», так как за ним было закреплено жилое помещение по адресу . При закреплении жилого помещения по адресу . органом опеки и попечительства не было выяснено кому принадлежало данное жилое помещение

В судебном заседании установлено, что Пантюхин В.М. сначала был направлен в детский дом. Является с 1997 года сиротой, его родители умерли, на территории Российской Федерации, жилья своего не имеет. С 1997 года Пантюхин В.М. проживает с опекунами Б. и А. по адресу: .

Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации, лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Статьей 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования не зависимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области № «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» органы местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляют меры по реализации прав ребенка на жилое помещение. С целью реализации указанного права органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что на момент выявления несовершеннолетнего Пантюхина В.М. за ним было закреплено жилое помещения по адресу: , в котором ни он, ни его родители не проживали. Затем постановлением администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Пантюхиным В.М.» над Пантюхиным В.М., так как его мать – П., отец – М. умерли, установлена опека. За ним вновь закреплено жилое помещение по адресу: .

После проведенной проверки постановлением администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации Шахунского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Пантюхиным В.М.» допущенная ошибка при сохранении жилья за несовершеннолетним ребенком-сиротой Панюхиным В.М. исправлена и за ним закреплена жилая площадь по адресу: . Которая не соответствует требованиям СанПин ДД.ММ.ГГГГ.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года №170. Не пригодна для проживания и дальнейшей нормальной эксплуатации. Проведение капитального ремонта не целесообразно, согласно акта инспекционного обследования жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате комиссионного обследования жилого помещения по адресу , проведенного прокурорским работником в присутствии: заведующей сектором жилищной политики жилищного фонда администрации Шахунского района Ф., заведующего отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Шахунья И., специалиста ТО УФС Роспротребнадзора в Нижегородской области Е., специалиста – инспектора Уренского отдела государственной жилищной инспекции Р..

Таким образом, исковые требования прокурора района о признании незаконным бездействия администрации Шахунского района Нижегородской области в несвоевременном закреплении за Пантюхиным В.М. жилого помещения по адресу:  не обеспечении сохранности данного жилого помещения;

О признании незаконным постановление администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении в детский дом Пантюхина В.М.» в части закрепления за ним жилого помещения по адресу: ;

О признании незаконным постановление администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Пантюхиным В.М.» в части закрепления за ним жилого помещения по адресу: ;

О признании незаконным постановление администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации Шахунского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Пантюхиным В.М.» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Опекун Б. неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства администрации Шахунского района с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Пантюхина В.М., но меры по постановке на учет приняты не были. ДД.ММ.ГГГГ Пантюхин В.М. самостоятельно обратился в Администрацию г. Шахунья с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения .

Согласно письма администрации Шахунского района от ДД.ММ.ГГГГ № Пантюхин В.М. не может быть поставлен в очередь на получение льготного жилья по программе «Дети-сироты», так как за ним было закреплено жилое помещение по адресу . При закреплении жилого помещения по адресу . органом опеки и попечительства не было выяснено кому принадлежало данное жилое помещение

Согласно письма администрации Шахунского района от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу , где зарегистрирован Пантюхин В.М. свободно, но требует ремонта. В очередь на получение жилья как ребенка-сироту поставить не представляется возможным. Пантюхин В.М. может встать на очередь на улучшение жилого помещения в городскую администрацию, при наличии регистрации по .

Незаконное бездействие органов местного самоуправления Шахунского района, выразившееся в не постановке Пантюхина В.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им 23-летнего возраста не должно препятствовать реализации его законных прав.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста вследствие незаконного бездействия органов местного самоуправления, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В соответствии со ст.12 Закона Нижегородской области №123-З, жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма) в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере:

не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан;

не менее 42 кв. метров - на семью из 2 человек;

не менее 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из числа заселяемых в него граждан и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), иметь площадь не менее нормы предоставления и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Таким образом, Пантюхину В.М. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма в черте г. Шахунья не менее 33 квадратных метров общей площади и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Согласно ч. 1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Шахунского района к администрации Шахунского района удовлетворить в полном объеме.

Просил признать незаконным бездействие администрации Шахунского района Нижегородской области в несвоевременном закреплении за Пантюхиным В.М. жилого помещения по адресу:  не обеспечении сохранности данного жилого помещения;

Признать незаконным постановление администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении в детский дом Пантюхина В.М.» в части закрепления за ним жилого помещения по адресу: ;

Признать незаконным постановление администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Пантюхиным В.М.» в части закрепления за ним жилого помещения по адресу: ;

Признать незаконным постановление администрации Шахунского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации Шахунского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Пантюхиным В.М.».

Обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области признать Пантюхина В.М. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области за счет средств бюджета Нижегородской области предоставить Пантюхину В.М. по договору социального найма жилое помещение в черте г. Шахунья общей площадью не менее 33 квадратных метров и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Нижегородский областной суд через Шахунский суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Е.В. Виноградова