ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 08.11.2010 Липецкого районного суда (Липецкая область)

                                                                                    Липецкий районный суд Липецкой области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Липецкий районный суд Липецкой области — Принятые судебные акты

Дело №А/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2010г. с. Доброе

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Панченко Т.В.

при секретаре Кремневой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колобовниковой Анны Васильевны об оспаривании действий отдела социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области по отказу в предоставлении субсидии на приобретение жилья от 28 сентября 2010г.,

УСТАНОВИЛ:

Колобовникова А.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий отдела социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области по отказу в предоставлении субсидии на приобретение жилья от 28 сентября 2010г., мотивируя тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной Войны, в апреле 2010г. у нее сгорел дом, а в июне 2010г. решением жилищной комиссии она была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрацией Липецкой области в отдел социальной защиты населения администрации Добровского района Липецкой области были направлены денежные средства на выдачу субсидии для приобретения жилья гражданами района. Однако, отдел социальной защиты отказал ей в выдаче субсидии, сославшись на ст. 17 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах». Основанием для отказа ей в выдаче субсидии послужило то, что ее муж, Колобовников М.В., проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в период с 1941г. по 1943г., и не участвовал в боевых действиях. Считает данный отказ неправомерным, в связи с тем, что ст. 17 Федерального закона «О ветеранах» регулирует меры социальной защиты ее умершего мужа, как военнослужащего, проходившего военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в период с 22.06.1941г. по 03.09.1945г. не менее шести месяцев. В то время как меры социальной поддержки членов семьи умершего участника ВОВ регулируются ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Супруги умерших участников ВОВ являются самостоятельным субъектом регулирования Федерального закона «О ветеранах», без разделения их на категории, в зависимости от прав, установленных их погибшим (умершим) супругам - участникам ВОВ. Кроме того, на основании ст. 7 и ст. 8 Бюджетного кодекса РФ принятие решения о расходовании средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ относится соответственно к бюджетным полномочиям РФ и субъекта РФ. Следовательно, приняв решение об отказе выделенной ей субвенции, отдел социальной защиты населения органа местного самоуправления превысил свои полномочия, распорядившись бюджетом не своего уровня. В связи с чем, просит действия отдела социальной защиты населения администрации Добровского района Липецкой области по отказу в выдаче ей субсидии признать незаконными и обязать отдел социальной защиты населения администрации Добровского района Липецкой области выдать ей субсидию для приобретения жилья.

В судебном заседании Колобовникова А.В. требования поддержала, ссылаясь на доводы, указанные в заявлении.

В судебном заседании начальник отдела социальной защиты населения администрации Добровского района Липецкой области Коняев В.Н. требования Колобовниковой А.В. не признал, указав, что он также является председателем жилищной комиссии при администрации Добровского района Липецкой области, при формировании пакета документов на выдачу субсидии Колобовниковой А.В. была предоставлена справка из военкомата о том, что ее супруг служил в действующей армии в годы ВОВ. Однако, отделу социальной защиты населения были представлены сведения о том, что супруг Колобовниковой А.В. служил в полку, который не принимал участие в боевых действиях в годы ВОВ. Таким образом, супруг Колобовниковой А.В. имел право на льготы, установленные ст. 17 Федерального закона «О ветеранах», следовательно, такие же льготы имеет и его вдова. При этом, отдел социальной защиты населения не оспаривает то обстоятельство, что Колобовникова А.В. нуждается в улучшении жилищных условий согласно положениям ЖК РФ.

Выслушав заявительницу, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления Колобовниковой А.В. не имеется.

В соответствии ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В силу ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Статья 2 ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны также относятся, в частности, участники ВОВ - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт «з» подпункта 1 пункта 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах»).

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам (ветеранам) Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, в случае если, они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 17 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, предоставляется, в частности, следующая мера социальной поддержки:

- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (ст. 28 ФЗ «О ветеранах»).

Рассматривая жалобу гражданина на нарушение его конституционных прав положением ст. 17 ФЗ «О ветеранах» в связи с отнесением участников ВОВ к разным категориям в зависимости от того, проходили они службу в военный период в действующей армии либо в тылу, а также определением в связи с этим для участников ВОВ, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", меньшего объема мер социальной поддержки, чем это установлено статьей 15 данного Федерального закона для всех других категорий участников ВОВ, Конституционный Суд РФ указал в Определении от 21.12.2006г. № 603-О, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов Великой Отечественной войны. Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), меры социальной поддержки которых предусмотрены статьями 15 и 17 данного Федерального закона и различаются по объему.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-О).

Установление законодателем различных мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 1997 года N 40-О, от 20 ноября 2003 года N 435-О), и основано на объективных критериях.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» супруге умершего участника ВОВ, не вступившей в повторный брак, предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, в случае если она нуждается в улучшении жилищных условий.

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений следует, что меры социальной поддержки членов семьи умерших участников ВОВ напрямую связаны с мерами социальной поддержки самих участников ВОВ, поскольку такие меры предоставляются именно из-за статуса члена семьи участника ВОВ. Законодатель допускает возможность сохранения за членами семьи участника ВОВ льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых самим участникам ВОВ. При этом, членам семьи участников ВОВ не могут быть предоставлены меры социальной поддержки в большем объеме, чем самим участникам ВОВ, поскольку иное противоречило бы основному принципу определения объема мер социальной поддержки различных категорий ветеранов с учетом заслуг по защите Отечества.

Судом установлено, что Колобовникова А.В. является вдовой умершего (13.04.1988г.) участника Великой Отечественной войны Колобовникова М.В., который проходил военную службу в период с 29.10.1941г. по 24.11.1943г. в 304 стрелковом полку. Данный полк в указанный период в состав Действующей Армии не входил. Колобовников М.В. в боях, боевых походах, партизанских отрядах, истребительных батальонах участия не принимал, ранений и контузий не имел, удостоверение участника ВОВ при жизни не получал, что подтверждается сведениями Военного комиссариата Липецкой области по Добровскому району и учетной карточкой к военному билету Колобовникова М.В.

В судебном заседании также установлено, что Колобовникова А.В. 08.12.1990г. подарила принадлежащий ей жилой дом, расположенный по адресу: Липецкая обл., с. Доброе, ул. Калинина, д. 98, своему сыну Колобовникову Ю.М. При этом, за Колобовниковой А.В. сохранено право пожизненного проживания в данном жилом доме, что подтверждается договором дарения. 24.04.2010г. в результате короткого замыкания электропроводки произошло загорание данного жилого дома Колобовникова Ю.М., огнем уничтожены сгораемые конструкции кровли дома, пристройки, сенцы.

Решением жилищной комиссии при администрации Добровского муниципального района Липецкой области от 08.06.2010г. Колобовникова А.В. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для получения субсидии для оплаты стоимости жилья либо получения единовременной выплаты Колобовниковой А.В. в отдел социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области была представлена справка Военного комиссариата Липецкой области по Добровскому району от 07.09.2010г. за № 790, согласно которой Колобовников М.В. является участников ВОВ, в период с 29.10.1941г. по 24.11.1943г. служил в 304 стрелковом полку.

28 сентября 2010 г. главой администрации Добровского муниципального района Глазуновым А.И. было вынесено распоряжение «Об отказе в предоставлении денежной выплаты». Данным распоряжением Колобовниковой А.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты в соответствии с п.6.1 ст. 4 Закона Липецкой области № 318-ОЗ от 18.08.2006 г. по причине предоставления очередником документов, содержащих недостоверные данные. Указанным распоряжением главы администрации Добровского района Колобовникова А.В. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Отдел социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области 28.09.2010г. уведомил Колобовникову А.В. об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилья, указав, что ее супруг Колобовников М.В. проходил военную службу в воинской части, не входившей в состав действующей армии в период с 1941г. по 1943г., в связи с чем, в силу ст. 17 Федерального закона «О ветеранах» мог быть обеспечен за счет средств бюджета жильем в случае выселения из занимаемых им служебных помещений. На нее (Колобовникову А.В.), как вдову, также распространяются меры социальной поддержки, установленные ст. 17 Федерального закона «О ветеранах».

Таким образом, учитывая, что Колобовникова А.В. имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», с учетом объема, предусмотренного ст. 17 Федерального закона РФ «О ветеранах», т.к. является вдовой умершего участника ВОВ, проходившего военную службу в воинском полку, не входившим в состав действующей армии, в период с октября 1941 года по ноябрь 1943 года, не выселяется из служебного жилого помещения, она не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Довод заявительницы о том, что орган местного самоуправления - администрация Добровского района Липецкой области превысила свои полномочия, распорядившись бюджетом не своего уровня, суд считает несостоятельным.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23.2. названного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Законом Липецкой области от 18.08.2006г. № 318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» определена форма и порядок обеспечения жильем граждан, в том числе и членов семей умерших участников ВОВ.

Обеспечение жильем членов семей умерших участников ВОВ осуществляется путем выделения субвенций органам местного самоуправления для предоставления жилых помещений по договору социального найма либо перечисления в виде субсидий застройщику или продавцу для приобретения жилья в собственность очередникам, а также предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (ст. 2 Закона).

В силу ст. 4 Закона Липецкой области № 318-ОЗ предоставление жилья гражданам по договору социального найма осуществляется на основании следующих документов:

- копии документа, удостоверяющего личность очередника;

- копии документа, дающего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем;

- выписки из домовой книги и выписки из финансового лицевого счета, выданных организацией, осуществляющей учет граждан по месту жительства;

- справки органов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности гражданина и членов его семьи (справка предоставляется на каждого члена семьи) с отметкой о совершенных сделках за пять предшествующих лет.

Органы местного самоуправления при отсутствии возможности предоставления жилья по договору социального найма предоставляют очереднику субсидию для оплаты стоимости жилого помещения на основании заключенного договора с застройщиком или продавцом.

На основании представленных документов органы местного самоуправления принимают решение о предоставлении субсидии и перечислении ее в безналичной форме непосредственно застройщику или продавцу жилого помещения, а также о снятии очередника с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для получения единовременной денежной выплаты очередник также представляет все необходимые документы. Органы местного самоуправления принимают решение о предоставлении (отказе) единовременной денежной выплаты в течение 15 рабочих дней с момента получения необходимых документов. Основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты является предоставление очередником документов, содержащих недостоверные сведения.

Таким образом, администрация Добровского муниципального района Липецкой области наделена полномочиями по решению вопроса о предоставлении очереднику субсидии для оплаты стоимости жилого помещения либо единовременной денежной выплаты.

В связи с чем, действия отдела социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области по отказу в предоставлении Колобовниковой А.В. субсидии на приобретение жилья от 28 сентября 2010г. совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий органа местного самоуправления и права Колобовниковой А.В. не были нарушены.

При этом, учитывая, что жилой дом, в котором проживает Колобовникова А.В., сгорел, она в силу ст. 51, 52 ЖК РФ имеет право встать на общих основаниях (не как вдова участника ВОВ) на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обратившись с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст.ст. 254 - 258, 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Колобовниковой Анны Васильевны о признании незаконными действий отдела социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области по отказу в предоставлении субсидии на приобретение жилья от 28 сентября 2010г. и обязании отдела социальной защиты населения администрации Добровского муниципального района Липецкой области выдать субсидию отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи кассационной жалобы через Липецкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.В.Панченко

Решение в окончательной форме

изготовлено 13.11.2010г.