Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону 09 февраля 2011 года
Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону
в составе:
судьи Ляшовой А. А.
при секретаре Глушковой Л. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдырева Е. М. к ГУ УПФ РФ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконными, обязании засчитать в специальный трудовой стаж периоды работы и назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Болдырев Е.М. обратился в Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконными, обязании засчитать в специальный трудовой стаж периоды работы и назначении досрочной трудовой пенсии, ссылаясь на следующие обстоятельства. ... на заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону в назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 27.15 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ... № ему отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа 20 лет. Между тем, его общий непрерывный стаж работы в ... исчисляется с .... Непосредственно в инженерно-техническом составе на летно-испытательной станции указанного предприятия истец работал с ... в следующих должностях: инженер-конструктор ОЭРСО - с ... по ..., старший инженер-технолог начальник, устройства ЛИС цех№5 - с ... по ..., инженер по эксплуатации КЗА ЛИС цех№5 - с ... по ..., инженер по эксплуатации 2класса КЗА ЛИС цех№5 - с ... по ..., инженер по эксплуатации авиационного оборудования объективного контроля 2класса ЛИС цех № - с ... по настоящее время. В общей сложности отработанный период составляет 25 лет общего непрерывного стажа и более 23 лет специального стажа по непосредственному обслуживанию воздушных судов. Учитывая изложенное, истец просил суд признать незаконным решение комиссии ГУ УПФ РФ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону незаконным и обязать назначить льготную пенсию по выслуге лет с ....
В судебное заседание истец Болдырев Е.М. явился, заявленные исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил и просил суд зачесть в специальный стаж периоды работы с ... по ... - старшим инженером технологом, начальником устройства цех 5 (ЛИС); с ... по ... - инженером по эксплуатации авиационного оборудования объективного контроля 2 класса цех 5 (ЛИС) и назначить ему льготную пенсию по выслуге лет с ..., уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика, Управления Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону Журова В.П. в судебное заседание явилась, требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, представив суду письменный отзыв.
Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что истец обратился в УПФ РФ ... с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. ..., на заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону, Болдыреву Е.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Комиссия приняла решение принять к зачету в специальный стаж Болдырева Е.М. следующие периоды работы: с ... по ... – в должности инженера по эксплуатации КЗА цеха № (ЛИС) в ...», с ... по ... – в должности инженера по эксплуатации КЗА 2кл. цеха № (ЛИС) в ...». Таким образом, решением указанной комиссии включен в специальный стаж работы Болдырева Е.М. период работы общей сложностью 8 лет 4 месяца 19 дней.
При этом решением данной комиссии отказано в зачете в специальный стаж периода работы с ... по ... в должности ст. инженера-технолога, начальника устройства цеха № ... так как не были представлены документы, подтверждающие работу, предусмотренные Постановлением Совета Министров РФ от 04.02.1991 года №459.
Кроме того, решением комиссии также отказано в зачете в специальный стаж периода работы с ... по ... в должности инженера по эксплуатации КЗА 2 класса цеха № (ЛИС) в ...», так как организация не относится к гражданской авиации. Таким образом, Болдыреву Е.М. было отказано в назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа 20 лет.
В соответствии со ст. 27 п.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено назначение досрочной пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения содержались в ст. 10 и п. «б» ст. 12 действовавшего до 31.12.2001 года Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и в иных предшествующих ему законах.
В списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указаны:
1. Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
2. Мастера всех наименований.
3.Инженеры всех наименований.
4. Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Постановлением Правительства РФ № 537 от 18.07.2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, учитывается Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.
Согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и в учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Согласно п.11 «Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 года № 1412 «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации», пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
Перечень работников, которые приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным пунктом, определен Списком должностей инженерно - технического состава авиации, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года №459.
Право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют перечисленные в указанном Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости, ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.
Ответчик отказался включить в льготный трудовой стаж период работы с ... по ... в должности старшего инженера-технолога, начальника устройства цеха № 5 (ЛИС) ... в связи с тем, что истцом не представлены документы, подтверждающие работу, предусмотренную Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 года № 459.
Между тем, согласно Списку, утвержденному названным Постановлением Совета Министров РСФСР, к должностям, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, как уже указывалось, отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях). При этом, как указано в данном Списке, занятость работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Согласно справке ... от ..., истец в указанный период времени работал в должности старшего инженера-технолога, полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и не был занят на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях.
Основным документом при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, в случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсию на льготных условиях, в подтверждение специального стажа принимаются уточняющие справки предприятий.
Факт работы истца в указанный период в названной должности, кроме справки, уточняющий особый характер работы, подтвержден также сведениями, содержащимися в трудовой книжке.
Учитывая изложенное, зачесть в специальный стаж периоды работы с ... по ... - старшим инженером технологом, начальником устройства цех 5 (ЛИС) представляется возможным, поскольку все юридически значимые обстоятельства по данному периоду работы нашли свое доказательственное значение.
При оценке обоснованности требований истца о принятии к зачету в специальный стаж работы периода с ... по ... в должности инженера по эксплуатации КЗА 2 класса цех 5 (ЛИС) и назначении ему льготной пенсии по выслуге лет с ..., суд приходит к следующему.
Ответчик отказал истцу включить указанный период работы в стаж, поскольку ...» не относится к предприятиям гражданской авиации.
В соответствии со ст. 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экпериментальную.
Согласно ст. 22 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. По смыслу указанной нормы, гражданская авиация используется, в основном, для предоставления услуг по осуществлению воздушых перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты.
В соответствии со ст. 23 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.
Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, где в п.15 указывается, что работа в инженерно-техническом составе осуществляется по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Таким образом, с принятием Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 года, вступившего в силу с 01.04.1997 года, авиация стала подразделяться на гражданскую, государственную и экспериментальную. Статьей 8 указанного кодекса определено, что разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники, авиационные предприятия, осуществляющие авиационные работы и техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, подлежат обязательной сертификации. Такого сертификата ... не имеет. Организация ... осуществляет приемосдаточные и периодические испытания серийных вертолетов после их изготовления и ремонта на аэродроме экспериментальной авиации. Между тем, работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов в инженерно-техническом составе могут быть учтены при подсчете стажа, дающего право на досрочную пенсию согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» только в том случае, если они осуществляются в организациях, относящихся к гражданской авиации .
Согласно сведениям, содержащимся в ответе начальника Департамента исполнительной дирекции Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25-22/7909 на обращение ... на работников инженерно-технического состава экспериментальной авиации действие указанного подпункта не распространяется.
Согласно справке № Ростовского вертолетного производственного комплекса ...», данное ОАО не является экплуатантом гражданской авиации и, соответственно, не имеет сертификата эксплуатанта, так как в соответствии с ч. 3 ст. 61 Воздушного кодекса РФ эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанные воздушные судна для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Как указано далее, ... не использует воздушные судна для полетов и выполнения авиационных работ, а занимается их разработкой, производством, испытанием и ремонтом, в том числе и для гражданской авиации, на основании соответствующих лицензий (л.д. 30).
Согласно сертификату соответствия № от ... ...» предоставлено право производства технического обслуживания авиационной техники (л.д.31).
Как указал ... на аэродроме экспериментальной авиации ... проходят приемосдаточные и периодические испытания серийных вертолетов после их изготовления и ремонта. В письме УПФ РФ дано также разъяснение по поводу того, что подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 ФЗ от ... № ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено работникам инженерно-технического состава на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. На работников инженерно-технического состава экспериментальной авиации действие указанного подпункта не распространяется.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что период работы с ... по ... в должности инженера по эксплуатации КЗА 2 класса цех 5 (ЛИС) обоснованно не зачтен ответчиком в специальный стаж, так как организация не относится к гражданской авиации.
Невключение указанного периода работы в стаж Болдырева Е.М. влечет за собой отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого по длительности специального стажа.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные по делу доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, суд считает недоказанным право Болдырева Е.М. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании засчитать в специальный трудовой стаж периоды работы.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Болдырева Е. М. к ГУ УПФ РФ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконными и назначении досрочной трудовой пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 14.02.2011 года.
Судья: