Майкопский городской суд Республики Адыгея Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Майкопский городской суд Республики Адыгея — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2012 года г.Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Гуагова Р.А., при секретаре Карагезьян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий Межрайонной ФНС №4 по Краснодарскому краю и недействительными решений по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации юридического лица
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действия Межрайонной ФНС №4 по Краснодарскому краю и недействительным решение по внесению в Единный государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации юридического лица ООО «Агрофирма «Приазовье» (далее Общество), указав, что она является кредитором ООО «Агрофирма «Приазовье» на сумму 51105260 руб. Согласно записи в ЕГРЮЛ налоговыми органами 14.09.2011г. внесена запись о принятии решения о ликвидации Общества и о назначении ликвидатора, которые внесены на основании решения единственного участника Общества – ООО «Русский дом» и протокола общего собрания участников от 31.08.2011г. Кроме того, Общество в нарушение ст.90 ГК РФ и ст.20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» не уведомил заявителя, как кредитора о предполагаемой ликвидации, а также о том, что Общество произвело уменьшение уставного капитала. Считает решение единственного участника Общества и вышеназванный протокол незаконным ввиду его ничтожности, как несоответствующее нормам действующего законодательства, что явилось основанием для незаконных действий налогового органа по принятию недействительного решения по внесению в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, а также о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.
Считает, что незаконные действия и недействительное решение налогового органа нарушили ее права и законные интересы как взыскателя по исполнительному листу, поскольку незаконные действия по внесению данной записи в ЕГРЮЛ явились основанием для приостановления исполнительного производства по взысканию в ее пользу суммы долга с Общества, лишив ее возможности получить присужденные судом денежные суммы. Просила суд признать незаконными действия МИ ФНС №4 по Краснодарскому краю по внесению в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации и назначении ликвидатора юридического лица ООО «Агрофирма «Приазовье» и признать недействительными свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 14.09.2011г. и аннулировать указанные записи в ЕГРЮЛ.
Заявитель ФИО1 и представитель заинтересованного лица - МИ ФНС №4 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, представили письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - ООО «Агрофирма «Приазовье» и ООО «Русский дом» по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения заявленных требований ФИО1, пояснив, что ссылка заявителя на нарушение при проведении и оформлении результатов общего собрания норм ст.7 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» несостоятельна, поскольку единственный участник Общества - ООО «Русский дом» учрежден не одним лицом, а двумя физическими лицами – ФИО3 и ФИО2 Налоговые органы не наделены полномочиями по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов и основанием для отказа в регистрации может быть только недостаточность представленных документов, соответствия их формальным требованиям закона. Направленное Обществом в налоговый орган уведомление о принятом решении, по форме и содержанию соответствует требованиям закона, предоставлено на регистрацию в установленный срок с приложением всех необходимых документов и каких-либо нарушений закона при подаче соответствующего заявления установлено не было. Полагает, что предмет доказывания по делам, возникающих из публичных правоотношений органичен установлением судом обстоятельств совершения органом (должностным лицом) оспариваемых действий (вынесенных решений) для оценки их на предмет законности и факта нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя. В рамках настоящего дела самостоятельное установление ничтожности принятого Обществом решение о ликвидации невозможно, а правом оспаривания данного решения наделены только участники Общества, к числу которых заявитель не относится. Кроме того, считает, что обжалованными действиями не нарушаются права и законные интересы заявителя, так как введение в отношении должника процедуры ликвидации имеет своей целью прекращение деятельности Общества с последующим полным удовлетворением требований кредиторов, а в случае невозможности полного удовлетворения – введения процедуры банкротства для пропорционального удовлетворения таких требований, т.е. устанавливает специфический порядок удовлетворения требований всех кредиторов, что не свидетельствует об ущемлении прав заявителя и не делает невозможным исполнение судебного акта о взыскании. Просил суд в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия органов государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законном в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
Статья 62 ГК предусматривает обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица:
1.Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
2.Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
3.С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Согласно п.1.1 Письма ФНС от 27.05.2005г. №ЧД-6-09/439 на основании уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица, представленного в регистрирующий (налоговый) орган, вносится запись в ЕГРЮЛ о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Согласно ст.9 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.20 данного Закона:
1.Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
2.Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
3.Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Статья 21 выше названного закона устанавливает перечень документов, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, согласно которого для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктомдокумент не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Также, ст.23 данного Закона предусматривает следующие основания для отказа в государственной регистрации
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1. настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом"ж" пункта1 статьи14, подпунктом"г" пункта1 статьи21, подпунктом"в" пункта1 статьи22.3 настоящего Федерального закона;
и) получения в соответствии с подпунктом"в" статьи21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.
Исходя из смысла выше указанных норм закона, к компетенции налогового органа не относится проведение им правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, проверка содержащихся в документах сведений, их достоверность. Налоговый орган вправе лишь проверять представленные документы на предмет их достаточности и соответствия формальным требованиям закона.
Из материалов дела установлено, что решением единственного участника Общества – ООО «Русский дом» от 31.08.2011г. (т.2 л.д.95) в лице Генерального директора ФИО3 принято решение о ликвидации ООО «Агрофирма «Приазовье», назначить ликвидатором ФИО4.
Согласно протокола общего собрания участников ООО «Русский дом» №6 от 31.08.2011г. (т.2 л.д.96) ликвидатор Общества, уполномочен на подписания решения о ликвидации ООО «Агрофирма «Приазовье», а также иных необходимых документов, в т.ч. - уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме – Р15001, уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначения ликвидатора (конкурсного управляющего) по форме – Р15002.
Направленное в налоговый орган уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) составлено по форме, установленной законом, подписано уполномоченным на то лицом в рамках его компетенции, представлено на регистрацию в установленный срок с приложением всех необходимых документов, в том числе решение единственного участника Общества от 31.08.2011г. о ликвидации и назначении ликвидатора.
Как видно из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.09.2011г. внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора (т.2 л.д.17-50) и выданы свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений серии 23 за №008112750 и №008112749 (т.2 л.д.51-52).
Таким образом, при внесении записи налоговым органом нарушений закона при подаче соответствующего заявления установлено не было. Иных нарушений закона, которые могли повлечь отказ во внесении записи в ЕГРЮЛ также не установлено. В виду указанного, внесение Межрайонной инспекцией ФНС России №4 по Краснодарскому краю записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации Общества и назначении ликвидатора полностью соответствует закону. Каких-либо допустимых доказательств в подтверждение доводов заявителя о ничтожности принятого единственным участником Общества решения о ликвидации ООО «Агрофирма «Приазовье» заявителем суду не представлено.
Напротив, согласно пояснений представителя заинтересованного лица ФИО5 поводом для принятия решения о ликвидации Общества послужило именно отсутствие позитивной динамики роста предприятия.
Данное обстоятельство подтверждается и заключением судебной аудиторской экспертизы ОАО «Бизнес-фактор» от 02.12.2011г., согласно которому соотношение чистых активов и уставного капитала ООО «Агрофирма «Приазовье» за 2009г. и 2010г. является отрицательным и составляет соответственно: - 5501,7 тыс. руб. и - 16669,4 тыс. руб.
Кроме того, оспариваемое решение и действия налогового органа по мнению суда не нарушают прав и свобод ФИО1, препятствий в осуществлении прав и свобод не создают, дополнительных обязанностей незаконно не возлагают, основанием для привлечения к ответственности не являются, что в соответствии со статьей 255 ГПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Сам факт внесения записи о ликвидации должника, прав и законных интересов заявителя нарушать не может. Внесение в ЕГРЮЛ данных записей является юридическим актом, которым лишь констатируется правовое положение юридического лица.
Так, введение в отношении должника процедуры ликвидации, согласно действующего законодательства (статьи 61-65 ГК РФ) имеет своей целью прекращение деятельности общества с последующим полным удовлетворением требований кредиторов, а в случае невозможности полного удовлетворения – введения процедуры банкротства для пропорционального удовлетворения таких требований.
Тот факт, что получение удовлетворения заявителем становиться возможным только в рамках специфических процедур ликвидации или банкротства с соблюдением установленных формальных требований, а не в «общем» порядке – в порядке принудительного исполнения в соответствии с законом «Об исполнительном производстве», не свидетельствует об ущемлении прав заявителя и не делает невозможным, исполнение судебного акта о взыскании.
Заявителем не представлены доказательства его доводов, подтверждающие факт нарушения каких-либо его прав и интересов, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО1 о признании незаконными действий Межрайонной ФНС №4 по Краснодарскому краю и недействительными решений по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконными действий Межрайонной ФНС №4 по Краснодарскому краю и недействительными решений по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации юридического лица отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 13.04.2012г.
Председательствующий подпись Р.А. Гуагов