Верховный Cуд Республики Тыва Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Cуд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Аал-оол Ч.Д.
при секретаре Салчак А.О., рассмотрев 9 июня 2012 года в городе Кызыле Республики Тыва в открытом судебном заседании с участием представителей заявителя ФИО1 и ФИО2, представителей заинтересованного лица ФИО3 и ФИО4 гражданское дело по заявлению ФИО5 о признании неправомочным действующего состава представительного органа местного самоуправления – Хурала представителей Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва,
ФИО6 Н О В И Л:
В суд с заявлением о признании неправомочным действующего состава представительного органа местного самоуправления – Хурала представителей Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва обратился ФИО5, указывая на то, что согласно ст. 19 Устава Барун-Хемчикского кожууна численный состав Хурала представителей муниципального образования составляет 20 депутатов.
2 марта 2007 года состоялись выборы депутатов указанного выше представительного органа, которые решением ТИК Барун-Хемчиского кожууна от 13 марта 2007 года № 117 признаны состоявшимися. В Хурал представителей кожууна были избраны 20 депутатов.
5 апреля 2012 года 11 депутатов подали в Хурал представителей Барун-Хемчикского кожууна письменные заявления о сложении своих депутатских полномочий.
Аналогичные заявления ими были поданы и в ТИК Барун-Хемчиского кожууна. Указанной выше избирательной комиссией приняты решения о досрочном прекращении депутатских полномочий.
Таким образом, представительный орган остался в неправомочном составе, поскольку в силу ч. 1 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей т установленной численности депутатов. Статьей устава Барун-Хемчикского кожууна установлено, что Хурал представителей правомочен при избрании не менее двух третей т установленного числа депутатов, т.е. не менее 13 депутатов.
Отсутствие полномочного представительного органа в Барун-Хемчикском кожууне нарушает его право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право на осуществление местного самоуправления в Барун-Хемчикском кожууне.
Просит признать действующий состав Хурала представителей Барун-Хемчикского кожууна неправомочным и обратить решение суда к немедленному исполнению.
ФИО5 требование поддержал.
Представитель заявителя ФИО2 требование также поддержал, пояснив о том, что в настоящее время в муниципальном образовании действует Устав, по которому численный состав определен в количестве 19 депутатов, но в то время, когда избирался действующий Хурал, численный состав был установлен в количестве 20 человек. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. П. 16 указанной статьи предполагает, что полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены на основании решения суда, если будет установлена неправомочность данного состава депутатов представительного органа, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий. В материалах дела имеются оригиналы заявлений 11 депутатов от 07 апреля 2012 года о сложении своих полномочий, рассмотрев указанные заявления, ТИК Барун-Хемчикского кожууна, руководствуясь ст. 13 Закона Республики Тыва «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительного органа, выборного должного лица» принимает решение о досрочном прекращении их полномочий. Имеется соответствующее решение Хурала представителей. К настоящему дню Хурал представителей оказался в неправомочном составе, имеется всего 9 депутатов, что гораздо меньше двух третей, меньше половины состава. По этому поводу имеется судебная практика – Определение Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 года № 14-Г11-34. По этому делу также несколько депутатов представительного органа Боевского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области написали заявления о сложении своих полномочий и не стали принимать участие в работе сессии совета народных Совета народных депутатов. Верховный Суд РФ в своем определении установил, что удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что после 22 февраля 2011 года, то есть после написания заявлений, Совет Боевского сельского поселения остался в количестве 6 человек, то есть в неправомочном составе. Совет депутатов пятого созыва был неправомочен проводить свои заседания после 22 февраля 2011 года, в том числе по рассмотрению заявлений депутатов, сложивших с себя депутатские полномочия. В нашем случае 07 апреля 2012 года Хурал представителей Барун-Хемчикского кожууна уже не был вправе собираться и принимать какие-либо решения. Считает, что есть все основания для удовлетворения заявления и признания действующего состава Хурала представителей Барун-Хемчикского кожууна неправомочным. Полагает, что решение суда подлежит немедленному исполнению.
Представитель заявителя ФИО1 поддержал заявление по указанным в нем основаниям.
Представитель Хурала представителей Барун-Хемчикского кожууна ФИО3 требование не признала, пояснив о том, что сессия от 20 апреля 2012 года, тайно проведенная от руководства Хурала представителей, неправомочна. Потому что на ней присутствовало всего 10 депутатов. Решения, принятые на данной сессии, не имеют никакой юридической силы, потому что они не зарегистрированы, на них нет печати. В нарушение регламента Хурала представителей сессию провел заместитель Хурала представителей ФИО7 Согласно ст. 19 Регламента он имеет право заменить председателя только в том случае, когда он отсутствует либо не имеет возможности проводить сессию. Заявления от 11 депутатов о сложении полномочий поступили в Хурал представителей 10 апреля 2012 года, но они не были зарегистрированы, поскольку в них не были указаны причины сложения полномочий, а также потому, что были сданы не самими депутатами, а полномочным представителем Председателя Правительства Республики Тыва.
Представитель Хурала представителей Барун-Хемчикского кожууна ФИО4 с заявлением также не согласился, пояснив о том, что заявление не подлежит удовлетворению в связи с тем, что был нарушен порядок подачи заявлений. При рассмотрении заявлений ТИК не были идентифицированы личности заявителей. В заявлениях не были указаны обратные адреса – почтовые адреса, где человек зарегистрирован. Неизвестно, кто принес эти заявления, которые имеются в материалах дела. Не факт, что люди сами писали эти заявления. ТИК просто рассмотрела эти заявления. Из протокола ТИК ясно, что члены комиссии проголосовали за прекращение полномочий депутата. Непонятно, какого депутата прекратили полномочия. В федеральном законе сказано, что полномочия депутатов прекращает сессия. Мы видим, что в Хурале представителей зарегистрировано только 2 заявления из 11. Сессия прекращает полномочия депутатов в течение 30 дней. Если бы у заявителя были нарушены права, он мог подать заявление на незаконные действия Хурала, чтобы сессия в течение 30 дней рассмотрела данные заявления. В ч. 11 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится о том, что для досрочного прекращения полномочий необходимо проведение заседания сессии. Это процедура четко расписана в Федеральном законе. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» говорится, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в случае противоречия либо несоответствия федерального либо регионального закона, применяется федеральный закон. Данная ситуация регулируется ст. 13 Закона РТ, на который депутаты ссылаются в своих заявлениях, ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Получается несоответствие. В ТИК заявления поступили согласно ст. 13 Закона РТ. Но суду при рассмотрении данного случая необходимо применить норму федерального закона, как говорится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Решения ТИК нигде не обнародованы, в самих решениях прямо указано на опубликование данных решений. В ходе судебного разбирательства было установлено, что часть депутатов сами не знали даже о том, что их полномочия прекращены. Идет постоянное давление на депутатов со стороны неизвестно кого. Одни депутаты говорят, что писали заявление после 20 апреля, другие утверждают, что заявление принял представитель Правительства РТ, третьи ссылаются на заместителя председателя Хурала представителей. Они сами запутались. Полагает, что 25 числа депутаты собрались на сессию. Депутаты не знали, что их полномочия прекращены. 9 депутатов из числа 11 депутатов, которые написали заявления, пришли на сессию, проголосовали, приняли решение. Данное заявление не подлежит удовлетворению. В решении Хурала представителей от 20 апреля стоит подпись заместителя председателя Хурала, в нем нет порядкового номера. Самый основной довод против досрочного прекращения полномочий это то, что данные депутаты 25 апреля собрались на сессию, провели её и приняли решение, которое необходимо для продолжения данной деятельности. Протокол о том, что они присутствовали на сессии, а материалах дела имеется. Имеется Устав, зарегистрированный в установленном порядке, в переходных положениях которого четко сказано, что полномочия Хурала представителей продолжаются до избрания нового состава Хурала представителей.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.35 Федерального закона от 16 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
В силу п.2 ч.16 ст.35 указанного Федерального закона, полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Согласно ч.2 ст.19 Устава муниципального района Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва, принятого решением Хурала представителей Барун-Хемчикского кожууна от 21 ноября 2007 года № 40, численность депутатов Хурала представителей муниципального района составляет 20 депутатов.
В соответствии с п. 4 ст.19 Устава Хурал представителей правомочен при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов. Заседание Хурала представителей не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Согласно п./п.2 п. 10 ст. 19 Устава муниципального района, полномочия Хурала представителей могут быть прекращены в случае вступления в силу решения Верховного Суда Республики Тыва о неправомочности данного состава депутатов Хурала представителей, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Решением Территориальной избирательной комиссией Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от 13 марта 2007 года № 117 «Об установлении итогов голосования по выборам депутатов кожуунного Хурала представителей Барун-Хемчикского кожууна» выборы депутатов кожуунного Хурала представителей Барун-Хемчикского кожууна признаны состоявшимися и действительными по 20 одномандатным избирательным округам. Депутатами кожуунного Хурала представителей избраны **.
Согласно п.2 ч.10 ст.40 Федерального закона от 16 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно, в том числе и в случае отставки по собственному желанию.
В соответствии с п.2 ст. 13 Закон Республики Тыва от 19.03.2008 года №640 ВХ-2 «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» полномочия депутата, выборного должностного лица прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Данная норма также содержится и в п.. п. 1 ст.23 Устава муниципального района.
10 апреля 2012 года от 11 депутатов (**) в Хурал представителей Барун-Хемчикского кожууна поступили заявления об отставке по собственному желанию.
Допрошенные в ходе судебного разбирательства по делу в качестве свидетелей ** пояснили о том, что подали заявления о сложении полномочий депутата.
Решениями Хурала представителей Барун-Хемчиского кожууна без номеров от 20 апреля 2012 года за подписью заместителя председателя представительного органа ** прекращены досрочно полномочия указанным выше депутатам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.13 Закона Республики Тыва от 19.03.2008 года № 640 ВХ-2 «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» полномочия депутата, выборного должностного лица прекращаются досрочно, в том числе, и в случае отставки по собственному желанию.
В силу ч. 2 указанной выше нормы решение о досрочном прекращении полномочий депутатов, выборных должностных лиц в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, принимается территориальной избирательной комиссией, определившей результаты выборов, в результате которых был избран соответствующий депутат, выборное должностное лицо.
12 апреля 2012 года Территориальной избирательной комиссией Барун-Хемчикского кожууна на основании письменных заявлений об отставке по собственному желанию, приняты решения о досрочном прекращении полномочий 11 депутатов.
Указанные выше решения, как представительного органа, так и территориальной избирательной комиссии, не могут быть приняты во внимание, поскольку приняты в нарушение п. 11 ст. 40 Федерального закона от 16 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается представительным органом в случае наличия правомочного состава.
Таким образом, после 10 апреля 2012 года ввиду досрочного прекращения полномочий 11 из 20 депутатов, представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, который составляет менее двух третей от установленной численности депутатов. По этой причине Хурал представителей Барун-Хемчикского кожууна не имеет возможности принимать какие-либо решения, т.е. не может осуществлять свою деятельность.
Осуществление Хуралом представителей своей деятельности в неправомочном составе нарушает права ФИО5 избирать и быть избранным в Хурал представителей, а также право участвовать в осуществлении местного самоуправления через своих представителей.
Доводы представителей заинтересованного лица о том, что депутаты, написавшие заявления о сложении полномочий, принимали участие в заседании сессии, состоявшейся 25 апреля 2012 года, являются несостоятельными по указанным выше мотивам.
При таких обстоятельствах заявление ФИО8 обоснованно и подлежит удовлетворению.
Следует признать неправомочным состав Хурала представителей муниципального района Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В данном случае, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для заявителя либо исполнение решения может оказаться невозможным.
Сам по себе факт нарушения избирательных прав не является безусловным основанием для обращения решения суда к немедленному исполнению. В связи с этим ходатайство представителя заявителя об обращении решения суда к немедленному исполнению не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО5 о признании неправомочным действующего состава представительного органа местного самоуправления – Хурала представителей Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва удовлетворить.
Признать неправомочным действующий состав Хурала представителей муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 15 июня 2012 года.
Председательствующий: