ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 09.07.2010 Аургазинского районного суда (Республика Башкортостан)

                                                                                    Аургазинский районный суд Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Аургазинский районный суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

2-491-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июля 2010 г. с. Толбазы

Аургазинский районный суд Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Набиевой А.З,

при секретаре Сафиной Р.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Аургазинского района РБ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействии администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б незаконными, к ответчикам «Экосервис-Аургазы» и ГУП Управление «Башмелиоводхоз о принятии мер по профилактике и минимизации проявлений терроризма на источнике питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - насосная станция третьего подъема,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор района обратился в суд с вышеуказанными заявлениями и просит:

- признать бездействие администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по разработке мер в области защиты объекта насосной станции третьего подъема от возможных террористических актов на источнике питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, их возможному заражению химическим или биологическим оружием, - незаконным;

- обязать ответчиков - администрацию муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, ООО «Экосервис-Аургазы» и ГУП Управление «Башмелиоводхоз» в срок до 01.07.2010 г. разработать и принять комплекс мер, направленных на профилактику терроризма и предупреждение террористических актов на объектах питьевого и хозяйственного - бытового водоснабжения с. Толбазы Аургазинского района Республики Башкортостан;

- обязать ответчиков - ООО «Экосервис-Аургазы» и ГУП Управление «Башмелиоводхоз» в срок до 01.10.2010 г. принять меры по техническому укреплению ограждения водонасосной станции третьего подъёма, колодцев с питьевой водой, вентиляционных труб накопительного резервуара и запорных устройств люков для исключения доступа к ним посторонних лиц;

- обязать ответчика - ООО «Экосервис-Аургазы» в срок до 01.10.2010 г.: осветительные плафоны освещения заменить на плафоны закрытого исполнения;

на кровле здания насосной станции предусмотреть и установить молниезащиту;

пожарный щит укомплектовать в соответствии с нормами положенности - ведром, багром, лопатой штыковой, лопатой совковой, ящиком с песком, 2 огнетушителями, ломом, асбестовым полотном, грубошерстной тканью или войлоком (кошмой, покрывалом из негорючего материала), с окраской щита в красный цвет и установкой таблички «Пожарный щит»; укомплектовать пожарный кран рукавом и стволом для тушения; огнетушители в помещении насосной станции третьего подъема разместить в соответствии с ГОСТ 12.4.009 -83 путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;

- признать действие (бездействие) главы администрации муниципального
района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б.,
выразившееся в непринятии мер по рассмотрению представления прокурора Аургазинского района об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремисткой деятельности от 13.05.2010 г., - незаконным;

- обязать главу администрации муниципального района Аургазинский
район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б. устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц и возвратиться к рассмотрению представления прокурора Аургазинского района об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремисткой деятельности от 13.05.2010 г. с принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; с рассмотрением вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; с сообщением в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу о результатах принятых мер прокурору Аургазинского района в письменной форме.

В обоснование требований прокурора указывается следующее. 11 мая 2010 г. прокуратурой Аургазинского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения. Проведенной проверкой установлено, что питьевое и хозяйственно - бытовое водоснабжение населения Аургазинского района в целом и районного центра - с. Толбазы в частности, наряду с Дмитриевским и Антоновским водозаборами, расположенными на территории Гафурийского района, осуществляется с водонасосной станции третьего подъема, расположенной по направлению на восток от с. Толбазы Аургазинского района.

Как установлено в ходе проверки, с водонасосной станции третьего подъёма осуществляется питьевое и хозяйственно - бытовое водоснабжение населения Аургазинского района, компактно проживающего в районном центре - с. Толбазы. Проверка показала, что в настоящее время на водонасосной станции третьего подъёма имеются условия для совершения возможных террористических актов - отравления источника питьевой воды химическим и (или) биологическим оружием. Так, источник питьевой воды для населения не охраняется подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Входная дверь насосной станции, где расположены насосы для скачивания воды и запорные устройства люков накопительных резервуаров недостаточно надежны и к ним имеется открытый доступ посторонних лиц. Из четырех люков накопительных резервуаров, два не имеют крышек и находятся в открытом состоянии. Имеющиеся две крышки накопительных резервуаров также недостаточно надежны, имеющиеся трещины создают условия для совершения возможных террористических актов - отравления источника питьевой воды химическим и (или) биологическим оружием. Водонасосная станция третьего подъема не имеет сплошного ограждения, в системе ограждения несколько пролетов отсутствуют.

Кроме вышеперечисленных нарушений при проверке прокуратурой района на водонасосной станции третьего подъёма также были выявлены следующие нарушения законодательства пожарной безопасности:

1. В нарушение пунктов 57, 60 ППБ 01-03 на осветительных приборах отсутствуют плафоны закрытого исполнения;

2. В нарушение п. 3 ППБ 01-03 (п. 2.27 РД 34.21.122-87) на кровле здания насосной станции не предусмотрена молниезащита;

3. В нарушение пункта 108 ППБ 01-03 пожарный щит не укомплектован;

4. В нарушение пункта 91 ППБ 01-03 пожарный кран не укомплектован;

5. В нарушение пункта 3 ППБ 01-03 (ГОСТ 12.4.009-83), согласно которому ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТ: путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя, фактически огнетушители размещены с нарушением установленных требований.

Согласно п. 6.1. ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В нарушение данного требования закона органом местного самоуправления - администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан проблема профилактики терроризма и экстремизма, а также в минимизации проявлений терроризма и экстремизма на водонасосной станции 3 подъёма в части обеспечения надлежащей охраны остаётся не решенной. По результатам проведенной проверки, 13 мая 2010 г. в адрес главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б. внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В представлении прокурора Аургазинского района от 13.05.2010 г. содержалось требование, безотлагательно рассмотреть настоящее представление с принятием необходимых мер для устранения и недопущения впредь подобных нарушений законодательства. Лиц, виновных в нарушении закона, привлечь к дисциплинарной ответственности. О результатах рассмотрения и принятых мерах в месячный срок со дня получения представления письменно сообщить в прокуратуру Аургазинского района с приложением приказов (распоряжений) о наказании виновных. Из ответа главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б. (исх. 1367 от 13.06.2010 г.) следует, что внесенное представление оставлено без рассмотрения, за допущенные нарушения виновные лица к дисциплинарной ответственности не привлечены. По мнению главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б. «законных и обоснованных оснований полагать, что администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан допущены нарушения законодательства о профилактике экстремистской деятельности, не имеется».

Самоустранение главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б. от рассмотрения представления прокурора Аургазинского района от 13.05.2010 г. фактически создаёт благоприятные условия для совершения возможных террористических актов - отравления источника питьевой воды химическим и (или) биологическим оружием.

Таким образом, со стороны главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б., в силу возложенных на него обязанностей являющегося одновременного и председателем антитеррористической комиссии муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, не приняты необходимые меры в области защиты насосной станции третьего подъёма от чрезвычайных ситуаций и предполагаемых террористических актов, чем самым нарушены права граждан и неопределенного круга лиц на принятие со стороны органа местного самоуправления, в целом, и главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б., в частности, профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, закрепленных в ст. 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

В качестве основания иска к ответчикам ООО «Экосервис-Аургазы» и ГУП Управление «Башмелиоводхоз», прокурор района указывает следующее. Общество с ограниченной ответственностью «Экосервис-Аургазы» и ГУП Управление «Башмелиоводхоз», осуществляют эксплуатацию водонасосной станции третьего подъёма. Данными организациями не приняты необходимые меры в области защиты насосной станции третьего подъёма.

Прокурор района считает, что вышеуказанные нарушения свидетельствуют о том, что Обществом с ограниченной ответственностью «Экосервис-Аургазы» муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан и ГУП Управление «Башмелиоводхоз», осуществляющих эксплуатацию водонасосной станции третьего подъёма, не выполняются требования вышеуказанных законодательных и нормативных актов, что в настоящее время фактически создаёт благоприятные условия, способствующие совершению террористических актов на источниках питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - их возможному заражению химическим или биологическим оружием. В связи с тем, что выявленные в ходе проверки нарушения нарушают права неопределенного круга лиц - водопользователей с. Толбазы Аургазинского района - настоящий иск подаётся прокурором района в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Прокурор Аургазинского района Казачков В.В., поддержав заявленные требования, в суде просил их удовлетворить в полном объеме.

Глава администрации муниципального района Аургазинский район Ишемгулов М.Б. и представитель администрации района Дубинская Е.П., не признав исковые требования прокурора района, просили отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. Насосная станция 3 подъема, расположенная по направлению на восток от с. 'Голбазы Аургазинского района Республики Башкортостан, находится в ведении ГУП Управление «Башмелиоводхоз». Полномочия собственника в отношении вышеназванной станции осуществляют Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан - органов государственной власти Республики Башкортостан. Согласно Уставу ГУП Управление «Башмелиоводхоз» к предмету данного предприятия относятся:

- организация совместно с заинтересованными организациями работы по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций на объектах мелиорации и сельхозводоснабжения;

- осуществление деятельности по проектированию, ремонту,
реконструкции, строительству, контролю качества выполненных работ,
эксплуатации и технического обслуживания объектов мелиорации,
водохранилищ, гидротехнических сооружений, объектов

сельхозводоснабжения, систем водоподготовки и очистки воды.

Ответчики полагают, что инициатива в решении этого вопроса должна быть за органами государственной власти. Согласно ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма. В настоящее время участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма муниципальным районом Аургазинский район Республики Башкортостан осуществляется в рамках программы профилактики терроризма и экстремизма, обеспечения безопасности населения и территории муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан на 2010 - 2012 годы, утвержденной решением Совета муниципального района Аургазинский район республики Башкортостан от 24.02.2010 года № 19/6. Представитель ГУП Управление «Башмелиоводхоз РБ» Кашапов А.Х., не признав исковые требования прокурора, просил производство по делу прекратить, указывая на то, что выявленные прокурором нарушения влекут административную ответственность. Эксплуатация данной централизованной системы питьевого и хозяйст­венно - бытового водоснабжения осуществляется силами ООО «Экосервис-Аургазы» Аургазинского района Республики Башкортостан на основании договора аренды механизмов и оборудования, заключенного между ГУП Управление «Башмелиоводхоз», согласно условиям которого арендатор (ООО «Экосервис-Аургазы») должен поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы по содержанию имущества в надлежащем состоянии.

Представитель ООО «Экосервис-Аургазы» Аургазинского района РБ Нагаев Ф.А. исковые требования прокурора признал и просил дать разумный срок для устранения нарушений, указав на то, что он приступил к исполнению обязанностей руководителя данного предприятия за два дня до суда, ООО «Экосервис-Аургазы» находится в тяжелой финансовой ситуации в связи с отсутствием средств. В настоящее время на водонасосной станции плафоны заменены, установлены огнетушители в помещении насосной станции третьего подъема, размещены в соответствии с ГОСТом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в части возложения обязанностей на ответчика ООО «Экосервис-Аургазы»:

- принять меры по техническому укреплению ограждения водонасосной станции третьего подъёма, колодцев с питьевой водой, вентиляционных труб накопительного резервуара и запорных устройств люков для исключения доступа к ним посторонних лиц;

- устранить нарушения законодательства по пожарной безопасности на водонасосной станции третьего подъёма.

При этом суд исходит из следующего.

Проведенной прокуратурой Аургазинского района проверкой установлено, что питьевое и хозяйственно - бытовое водоснабжение населения районного центра - с. Толбазы в частности, наряду с Дмитриевским и Антоновским водозаборами, расположенными на территории Гафурийского района, осуществляется с водонасосной станции третьего подъема, расположенной по направлению на восток от с. Толбазы Аургазинского района. На водонасосной станции третьего подъёма имеются условия для совершения возможных террористических актов - отравления источника питьевой воды химическим и (или) биологическим оружием. Так, источник питьевой воды для населения не охраняется подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Входная дверь насосной станции, где расположены насосы для скачивания воды и запорные устройства люков накопительных резервуаров недостаточно надежны и к ним имеется открытый доступ посторонних лиц. Из четырех люков накопительных резервуаров, два не имеют крышек и находятся в открытом состоянии. Имеющиеся две крышки накопительных резервуаров также недостаточно надежны, имеющиеся трещины создают условия для совершения возможных террористических актов - отравления источника питьевой воды химическим и (или) биологическим оружием. Водонасосная станция третьего подъема не имеет сплошного ограждения, в системе ограждения несколько пролетов отсутствуют.

На водонасосной станции третьего подъёма выявлены следующие нарушения пожарной безопасности:

1. В нарушение пунктов 57, 60 ППБ 01-03 на осветительных приборах отсутствуют плафоны закрытого исполнения;

2. В нарушение п. 3 ППБ 01-03 (п. 2.27 РД 34.21.122-87) на кровле здания насосной станции не предусмотрена молниезащита;

3. В нарушение пункта 108 ППБ 01-03 пожарный щит не укомплектован;

4. В нарушение пункта 91 ППБ 01-03 пожарный кран не укомплектован;

5. В нарушение пункта 3 ППБ 01-03 (ГОСТ 12.4.009-83), согласно которому ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТ: путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя, фактически огнетушители размещены с нарушением установленных требований.

Эксплуатация данной централизованной системы питьевого и хозяйст­венно бытового водоснабжения осуществляется силами ООО «Экосервис-Аургазы» Аургазинского района Республики Башкортостан на основании договора аренды механизмов и оборудования № А-04/01 от 16.06.2008 г., заключенного между ГУП Управление «Башмелиоводхоз» и ООО «Экосервис-Аургазы», согласно условиям которого арендатор (ООО «Экосервис-Аургазы») использует имущество в соответствии с его прямым производственным назначением; поддерживает имущество в исправном состоянии, производит за свой счёт текущий ремонт; несет расходы по содержанию имущества и т.д. Согласно п. 6.1. Договора аренды срок действия указанного договора аренды с 16.06.2008 г. по 15.06.2009 г. Пунктом 6.2. Договора аренды определено, что если ни одна из Сторон до истечения срока действия настоящего Договора не заявит о намерении его расторгнуть, то настоящий Договор пролонгируется на срок на тех же условиях. На момент проверки других договоров аренды не имеется. Таким образом, договор аренды считается пролонгированным на новые сроки по сегодняшний день на тех же условиях.

Согласно п.2 ст.616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Согласно акту приёма-передачи от 16.06.2008 г. арендатор ООО «Экосервис-Аургазы» принял от арендодателя ГУП Управление «Башмелиоводхоз» насосную станцию 3 подъёма.

ООО «Экосервис-Аургазы» действует на основании Устава, утвержденного приказом директора ООО ТПП «Экосервис» № 2 от 13 марта 2008 г. Целью общества является выполнение работ и оказание услуг для качественного удовлетворения общественных потребностей, производство продукции и получение прибыли. Видами деятельности Общества является сбор, очистка и распределение воды; общественные работы по прокладке трубопроводов для подключения жилых домов к водопроводной сети.

На основании вышеизложенного суд считает, что отсутствуют основания возложить обязанность по устранению вышеперечисленных нарушений на ответчика ГУП Управление «Башмелиоводхоз».

В соответствии с вышеназванным договором аренды водонасосная станция третьего подъема передана в аренду ООО «Экосервис-Аургазы». ГУП Управление «Башмелиоводхоз» является арендодателем.

Суд не соглашается с доводами прокурора о том, что к данным правоотношениям применяются ФЗ от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", и Федеральный закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 вышеназванного Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В силу указанного данный закон не может распространяться на регулирование вопросов обеспечения защиты объектов насосной станции администрациями муниципальных районов, которые не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. ст. 5 и 6 названного выше Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Суд считает, что не подлежат удовлетворению исковые требования прокурора о признании бездействия администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по разработке мер в области защиты объекта насосной станции третьего подъема от возможных террористических актов на источнике питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, их возможному заражению химическим или биологическим оружием, - незаконным и возложении обязанности на администрацию муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, в срок до 01.07.2010 г. разработать и принять комплекс мер, направленных на профилактику терроризма и предупреждение террористических актов на объектах питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с. Толбазы Аургазинского района Республики Башкортостан.

При этом суд исходит из следующего.

Насосная станция 3 подъема, расположенная по направлению на восток от с. 'Голбазы Аургазинского района Республики Башкортостан, находится в хозяйственном ведении ГУП Управление «Башмелиоводхоз». Полномочия собственника в отношении вышеназванной станции осуществляют Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан - органов государственной власти Республики Башкортостан.

Согласно ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Поэтому суд соглашается с доводами ответчиков о том, что меры по обеспечению безопасности должны принимать собственник имущества - Правительство РБ в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Кроме того, суд считает, что из ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не вытекает право органа местного самоуправления устанавливать иные требования к организации и проведению мероприятий по контролю хозяйствующих субъектов, кроме тех, которые установлены законом. Причем организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения не означает, что органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований должны сами осуществлять электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения. Это предпринимательская деятельность, которая должна осуществляться коммерческими организациями, независимо от организационно-правовых форм, но не органами местного самоуправления. Федеральный закон «О защите конкуренции» запрещает совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.

Кроме того, согласно ст. 15 Закона об организации местного самоуправления, организация в границах муниципального района водоснабжения населения не относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно ст. 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, относится к вопросам местного значения поселения.

Как видно из материалов проверки насосная станция 3 подъема, расположена на территории Толбазинского сельсовета и обеспечивает водоснабжение населения с. Толбазы. Исходя из требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального района не может вмешиваться в разрешении вопросов местного значения сельского поселения.

Суд считает, что выводы прокурора в части того, что согласно п. 6.1. ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма и в нарушение данного требования закона администрацией муниципального района Аургазинский район не приняты меры по разработка мер в области защиты объекта насосной станции третьего подъема от возможных террористических объектов, нельзя признать правильными по следующим основаниям.

Согласно ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по противодействию терроризму и экстремизму (подпункт "а" пункта 2 статьи 21); к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (подпункт 51.1 пункта 2 статьи 26.3).

Согласно п. 6.1. ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Как видно из исковых требований прокурора бездействие администрации муниципального района выражается в «непринятии мер по разработке мер в области защиты объекта насосной станции третьего подъема от возможных террористических актов».

Сравнив вышеизложенные полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который осуществляет в пределах своих полномочий «меры по противодействию терроризму и экстремизму», и полномочия органа местного самоуправления, который принимает «участие в профилактике терроризма и экстремизма, на территории муниципального района в области противодействия терроризму и экстремизму», суд приходит к выводу о том, что разработка и осуществление мер в области защиты объекта от возможных террористических актов относится к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что «разработка мер в области защиты объекта насосной станции третьего подъема от возможных террористических актов» не относится к полномочиям администрации района и ООО «Экосервис-Аургазы» в профилактике терроризма и экстремизма.

Судом было установлено, что администрацией муниципального района Аургазинский район выполняются требования ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части участия в профилактике терроризма и экстремизма. Как видно из представленных материалов, постановлением главы администрации района с 2007 года создана и работает антитеррористическая комиссия муниципального района. На заседаниях антитеррористической комиссии муниципального района Аургазинский район рассматриваются вопросы подготовки и проведения мероприятий по обеспечению безопасности и защиты от террористических угроз населения, потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, и принимаются решения по ним. Об этом свидетельствуют решения, принятые на заседаниях антитеррористической комиссии муниципального района от 27 апреля 2009 г., от 29 апреля 2009 г., от 19 декабря 2009г., от 15 февраля 2010 г., от 29 апреля 2010 г., и другие.

Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации администрации муниципального района Аургазинский район осуществляется в рамках программы профилактики терроризма и экстремизма, обеспечения безопасности населения и территории муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан на 2010 - 2012 годы, утвержденной решением Совета муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан от 24.02.2010 года № 19/6.

Суд считает необоснованными требования прокурора в части признания незаконным действия (бездействия) главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б., выразившегося в непринятии мер по рассмотрению представления прокурора Аургазинского района об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремисткой деятельности от 13.05.2010 г. и о возложении на главу администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б. обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц и возвратиться к рассмотрению представления прокурора Аургазинского района об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности от 13.05.2010 г.

При этом суд исходит из следующего. Как было установлено судом, 11 мая 2010 года прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, в ходе которой выявлены нарушения. По результатам проведенной проверки 13 мая 2010 года в адрес главы администрации муниципального района Аургазинский район Ишемгулова М.Б. внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности. В данном представлении прокурора перечислены нарушения, обнаруженные во время проверки водонасосной станции третьего подъема 11 мая 2010 года, которые выражались в следующем: «Источник питьевой воды для населения не охраняется с подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Входная дверь насосной станции, где расположены насосы для скачивания воды и запорные устройства люков накопительных резервуаров недостаточно надежны и к ним имеется открытый доступ посторонних лиц. Из четырех люков накопительных резервуаров, два не имеют крышек и находятся в открытом состоянии. Имеющиеся две крышки накопительных резервуаров также недостаточно надежны, имеющиеся трещины создают условия для совершения возможных террористических актов - отравления источника питьевой воды химическим и (или) биологическим оружием. Водонасосная станция третьего подъему не имеет сплошного ограждения, в системе ограждения несколько пролетов отсутствуют».

Также в представлении прокурора были указаны выявленные во время проверки нарушения требований законодательства о пожарной безопасности на водонасосной станции третьего подъёма.

В представлении прокурора Аургазинского района от 13.05.2010 г. содержалось требование, безотлагательно рассмотреть настоящее представление с принятием необходимых мер для устранения и недопущения впредь подобных нарушений законодательства. Лиц, виновных в нарушении закона, привлечь к дисциплинарной ответственности.

При проверке действий главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б. по рассмотрению представления прокурора Аургазинского района суд руководствуется требованиями ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Суд считает необоснованными утверждения прокурора о том, что вышеупомянутое представление от 13 мая 2010 года администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан оставлено без рассмотрения и что глава администрации самоустранился от рассмотрения данного представления. Как видно из письма главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б. (исх. 1367 от 13.06.2010 г.) на имя прокурора Аургазинского района, внесенное прокурором представление им рассмотрено и дан развернутый ответ прокурору района.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24.02.2005 N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой Ирины Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы и должностные лица, указанные в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесением самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращением в суд.

При обращении в суд обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в представлении, лежит на прокуроре, а суду необходимо исследовать вопрос о законности и обоснованности внесенного представления.

Вопросы законности и обоснованности внесенного прокурором района представления от 13 мая 2010 года судом были исследованы выше и суд пришел к выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает обязанности администрации района принять меры по разработке мер в области защиты объекта насосной станции третьего подъема и устранить нарушения пожарной безопасности на данном объекте.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что у прокурора района не было оснований возложить на администрацию района указанные в данном представлении обязанности. Суд считает, что представление от 13 мая 2010 года внесено прокурором района в нарушение требований ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» должностному лицу, у которого не было полномочий устранить допущенные нарушения.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в следующей части: - о признании незаконным бездействия администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии мер по разработке мер в области защиты объекта насосной станции третьего подъема от возможных террористических актов на источнике питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, их возможному заражению химическим или биологическим оружием и о возложении обязанности на администрацию муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, в срок до 01.07.2010 г. разработать и принять комплекс мер, направленных на профилактику терроризма и предупреждение террористических актов на объектах питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с. Толбазы Аургазинского района Республики Башкортостан;

- о признании незаконным действия (бездействия) главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б., выразившегося в непринятии мер по рассмотрению представления прокурора Аургазинского района об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремисткой деятельности от 13.05.2010 г. и о возложении на главу администрации муниципального района Аургазинский
район Республики Башкортостан Ишемгулова М.Б. обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц и возвратиться к рассмотрению представления прокурора Аургазинского района об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности от 13.05.2010 г. с принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотрением вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; сообщением в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу о результатах принятых мер прокурору Аургазинского района в письменной форме.

Удовлетворить заявление прокурора Аургазинского района РБ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и: - обязать ответчика ООО «Экосервис-Аургазы» в срок до 01.10.2010 г. принять меры по техническому укреплению ограждения водонасосной станции третьего подъёма, колодцев с питьевой водой, вентиляционных труб накопительного резервуара и запорных устройств люков для исключения доступа к ним посторонних лиц.

- обязать ответчика ООО «Экосервис-Аургазы» в срок до 01.10.2010 г.:

- на кровле здания насосной станции предусмотреть и установить молниезащиту;

- укомплектовать пожарный кран рукавом и стволом для тушения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья подпись.

Решение вступило в законную силу 20 июля 2010 г.