ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 09.09.2013 Ленского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Пеледуй Ленского района ДД.ММ.ГГГГ Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Г. при секретаре С. с участием

истца Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности зачесть периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначить такую пенсию с момента обращения,

УСТАНОВИЛ:

Л. обратился в Ленский районный суд с указанным иском, из которого следовало, что в марте 2011г. он просил назначить ему трудовую пенсию на льготных условиях. Истец указывал, что трудился в должности сменного механика-шкипера судна «Нефтесборщик-» в Пеледуйском судоремонтно-судостроительном заводе не менее 12 лет 6 месяцев, однако ответчиком в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях, не засчитан период работы в указанной должности с 07.05.1993 по 24.12.2000. Основанием для такого вывода явилось отсутствие в Списках №№ 1, 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее по тексту – Списки № 1 и № 2), названной должности. Истец считал, что в штатном расписании работодателя имелась ставка «механика-шкипера» и именно эту работу он выполнял, при этом 80 % рабочего времени занимало исполнение обязанностей механика, а работы шкипера – не более 10 %. Работа механика дает право на льготное назначение пенсии, а характер выполняемой работы может быть подтвержден свидетельскими показаниями и должностной инструкцией.

В судебном заседании Л. поддержал исковые требования по изложенным основаниям.

Ответчик Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – ГУ УПФ) иск не признало, представив возражение. Из него следовало, что в Списке № 2 право на назначение досрочной трудовой пенсии предоставляет работа по должности механиков, их помощников, главных и старших механиков, а не механиков-шкиперов. Кроме того, должность сменного механика-шкипера указывает на непостоянный характер выполняемой работы, тогда как для назначения трудовой пенсии по указанному основанию требуется постоянное выполнение обязанностей в течение полного рабочего дня. Также ответчик указал, что Л. не обращался в ГУ УПФ с заявлением о назначении пенсии, а направлял обращение о консультации по этому вопросу, то есть не выполнил требование о порядке назначения пенсии. На запрос суда ответчик дополнительно пояснил, что обращение Л. утеряно при проведении реконструкции здания ГУ УПФ.

На основании заявления ответчика дело рассмотрено в его отсутствие.

Рассмотрев дело по существу и оценив доводы сторон, суд полностью отказывает в удовлетворении иска ввиду следующего.

Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам, проработавшим в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, установлено подпунктом 9 пункта 1 статьи 27, пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с этими нормами таким лицам по достижении 50 лет при наличии стажа соответствующих работ 7 лет 6 месяцев и страхового стажа не менее 20 лет (с учетом установленного законом снижения страхового стажа, стажа соответствующих работ и возраста, установленного для досрочного назначения пенсии).

На основании пункта 2 статьи 27 того же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для спорного периода Перечень работ с тяжелыми условиями труда установлен постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, утвердившим Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (подпункт «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537).

Согласно разделу « XXVIII. ТРАНСПОРТ» Списка № 2 и его подразделу 3 «Морской и речной флот» к таким должностям отнесены механики и их помощники, главные и старшие механики.

Из трудовой книжки истца следует, что в период с 07.05.1993 по 24.12.2000 он работал сменным механиком-шкипером НСБ-

Характер и условия труда истца в спорный период (07.05.1993 по 24.12.2000) уточнены справками ОАО «Ленское объединенное речное пароходство»: согласно этим справкам работа в должности сменного механика-шкипера состоит из 80 % рабочего времени выполнения работы механика «Нефтесборщика-», который ведает судовыми силовыми установками и всеми судовыми механизмами, обеспечивает бесперебойную и безаварийную работу, ежедневно несет установленную вахту согласно Устава, во время которой осуществляет управление главными и вспомогательными механизмами, проводит техническое обслуживание ремонт механизмов, устраняет отказы судовой техники.

Основываясь на этой справке, истец считал, что выполнял работу, предусмотренную Списком № 2, и потому имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Однако суд не соглашается с таким утверждением исходя из следующего:

1. Истец совмещал выполнение 2 различных трудовых функций, одна из которых была предусмотрена Списком № 2, а вторая – нет. В этом случае пенсия подлежит назначению на общих основаниях.

При сопоставлении должностных обязанностей механика и шкипера судом установлен различный характер выполняемой ими работы.

Так, должностные обязанности и статус механика определены Уставом службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 30.03.1982 N 30. Из пунктов 136-139 Устава следует, что механик является заместителем капитана по технической эксплуатации судна и прямым начальником членов экипажа, выполняющих работу по механической и электротехнической частям. В ведении механика находятся главные двигатели, валопроводы и движительно-рулевой комплекс, вспомогательные механизмы, системы, холодильное оборудование и электрооборудование, машинные помещения, механическая и электрическая части палубных механизмов, устройств и бытовой техники. Механик является материально ответственным лицом за запасные части, инвентарь, материалы и другое имущество, относящееся к машинной части, и ведет по ним учет и инвентарные книги. Механик обязан обеспечивать:

техническую эксплуатацию и содержание закрепленной судовой техники в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-строителей и другими нормативно-техническими документами, издаваемыми Министерством речного флота РСФСР или судовладельцем;

техническое обслуживание палубных механизмов и устройств и корпусных конструкций;

надлежащую организацию несения вахт, выполнение работ и соблюдение трудовой дисциплины подчиненными ему членами экипажа;

изучение членами экипажа, подчиненными ему, правил, положений, инструкций, руководств и других документов по технической эксплуатации судовой техники;

планирование и проведение технической учебы по заведованию;

составление календарных графиков проведения технического обслуживания судовой техники;

руководство техническим обслуживанием и надзор за выполнением его;

проведение теплотехнического контроля и выполнение нормативных технико-эксплуатационных показателей по машинной части;

своевременное устранение неисправностей судовой техники и организацию ее ремонта силами экипажа без вывода судна из эксплуатации, а в случае обнаружения неисправностей, которые не могут быть устранены силами экипажа, докладывать об этом капитану для принятия мер в установленном порядке;

внедрение передовых методов технической эксплуатации;

своевременное предъявление с ведома капитана судовой техники к освидетельствованию органами Речного Регистра РСФСР, Регистра СССР и другими органами технического надзора;

своевременное составление ремонтных ведомостей, контроль за качеством и полнотой объема ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию закрепленной судовой техники, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

выполнение по своему заведованию правил безопасности труда и санитарных правил, а также правил, инструкций и приказов по безопасности труда, издаваемых Министерством речного флота РСФСР и судовладельцем;

соблюдение правил пожарной безопасности в машинных помещениях и в помещениях своего заведования, постоянную готовность к действию пожарных и водоотливных насосов, систем и устройств;

контроль за составлением заявок, снабжением, приемом, учетом и хранением запасных частей, инвентаря, материалов, топлива и смазочных масел по своему заведованию;

ведение и хранение судовой технической документации, делопроизводства и отчетности по своему заведованию;

по указанию капитана руководство управлением энергетической установкой при входе судна в морские порты и выходе из них, а также при плавании в сложных условиях;

выполнение всех распоряжений капитана, связанных с режимом работы энергетической установки. В случаях когда исполнение распоряжения может вызвать выход из строя судовой техники, механик обязан предупредить капитана о предполагаемых последствиях и действовать в соответствии с последующим распоряжением капитана. О распоряжениях такого рода должны быть сделаны записи в машинном журнале.

В то же время согласно пунктам 40, 41, 132, 133 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, шкипер выполняет обязанности капитана, то есть является единоначальником и руководителем судового экипажа, доверенным лицом судовладельца, управляет судном и принимает необходимые меры к обеспечению безопасности плавания; при плавании по внутренним судоходным путям руководит судовождением, принимает все необходимые меры для поддержания порядка на судне, предотвращения нанесения вреда судну и находящимся на нем людям и грузу а также обеспечивает правильное техническое использование и обслуживание судна, судовой техники и сохранность судового снабжения и перевозимого груза, осуществляет прием и сдачу груза в соответствии с действующими правилами и инструкциями, выполняет указания капитана буксировщика по управлению несамоходным судном, проверяет перед каждой перегрузочной работой грузоподъемные и приемные устройства, обеспечивает работу энергетической и котельной установок, обеспечивает получение и правильное использование инвентаря, материалов, топлива и воды для судовых нужд, ведет учет рабочего времени, производит начисление, получение и выдачу зарплаты членам экипажа, ведет судовую документацию и отчетность.

Из приведенных обязанностей следует, что работа механика и работа шкипера различны по своему характеру, а истец совмещал их выполнение.

В соответствии с пунктом 4 указания Министерства социального обеспечения РСФСР № 1-57-№ от 15.05.1991 «О порядке применения Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, если одна из выполняемых совмещаемых работ, профессий и должностей предусмотрена в Списке N 1 или в Списке N 2, а другая не предусмотрена Списками, пенсии по совмещаемым работам, профессиям и должностям (с учетом пункта 3) рабочим и служащим, занятым в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в Списках N 1 и 2, следует учитывать на общих основаниях (подпункт «б»).

2. В Списке № 1 специально указана работа, выполняемая по должности сменного механика (горные работы). Отсутствие специального указания на такую должность в Списке № 2 свидетельствует о непризнании работы сменного механика соответствующей работам, дающим право на досрочную пенсию.

3. Согласно пункту 147 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР сменный механик является механиком-дублером. Механик-дублер, то есть сменный механик пользуется правами и выполняет обязанности механика в отсутствие последнего при бригадном методе работе. При этом при одновременном нахождении на судне механика и механика-дублера последний выполняет обязанности лица, которое он заменяет и пользуется его правами.

Из этих норм суд делает вывод о том, что сменный механик выполняет соответствующую работу только в отсутствие на судне механика. Истцом не доказано, что в период работы сменным механиком на судне отсутствовал механик (основной), функции которого он выполнял.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Л. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия).

Судья Г.