Шегарский районный суд Томской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Шегарский районный суд Томской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Мельниково 09 ноября 2010 года
Шегарский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Бахарева Д.В.,
с участием заявителя прокурора Евдокимовой Н.В.,
представителя Администрации Шегарского района Прищепова В.Б.,
при секретаре Шумской Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Шегарского района о признании незаконным бездействия Администрации Шегарского района Томской области по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Шегарского района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шегарского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Шегарского района по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования, мотивируя свои требования тем, что на территории Шегарского района функции дошкольных образовательных учреждений и указанные задачи выполняют лишь три муниципальных учреждения: МДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида», МДОУ «Шегарский детский сад №2», МДОУ «Побединский детский сад «Лесная дача», которые посещают 353 ребенка. Других учреждений дошкольного образования на территории Шегарского района не существует. По состоянию на 01.09.2010 очередь детей в возрасте от 1 года до 7 лет в указанные муниципальные дошкольные образовательные учреждения составляет 242 человека. Отказы в предоставлении путевок в муниципальные дошкольные образовательные учреждения связаны с отсутствием свободных мест в данных учреждениях. Согласно сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области в настоящее время на территории Шегарского района проживает 1110 детей в возрасте от 1 до 7 лет. Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что более половины детского населения Шегарского района - 757 человек, лишены возможности получения дошкольного образования, соответственно полноценного и всестороннего развития, из чего делается вывод, что Администрацией Шегарского района обязанности, установленные Федеральными законами № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 3266-1 «Об образовании», а также Уставом муниципального образования «Шегарский район» не выполняются, поскольку меры к получению доступного дошкольного образования детьми в возрасте от 1 до 7 лет, проживающими на территории Шегарского района, не принимаются. Отсутствие общедоступности получения дошкольного образования детьми, проживающими на территории Шегарского района, было выявлено прокуратурой района в ходе проведения соответствующей проверки. В связи с чем, прокурором главе Шегарского района внесено представление об устранении указанного нарушения. Из ответа на данное представление следует, что «для строительства новых детских садов требуется большое вложение денежных средств, которых в Шегарском районе нет», то есть законные требования прокурора района были оставлены без удовлетворения. Из чего заявителем делается вывод о бездействии Администрации Шегарского района по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, которое является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних лиц на получение дошкольного образования, гарантированные государством и необходимости обязать Администрацию Шегарского района организовать на территории района предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям в возрасте от 1 до 7 лет.
В судебном заседании прокурор Евдокимова Н.В. поддержала заявление по основаниям в нем изложенным, дополнив, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 29 Устава муниципального образования "Шегарский район" Администрации Шегарского района в сфере образования осуществляет следующие полномочия: "организует предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Шегарского района". Сложившая ситуация с местами в дошкольных детских учреждениях свидетельствует о бездействии Администрации Шегарского района, выразившимся в неприятии мер к организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района, в том числе и в иных формах, предусмотренных законодательством об образовании.
Представитель Администрации Шегарского района Прищепов В.Б. в судебном заседании пояснил, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, так как настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства, прокуратурой пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, просил применить последствия несоблюдения данного срока, Администрация Шегарского района по данному заявлению является ненадлежащим ответчиком, исполнительно-распорядительный орган не бездействовал, осуществляя предусмотренные Уставом полномочия в сфере образования, в том числе и по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Шегарского района, в 2008 году был отремонтирован детский садик № 2 на ул. Коммунистическая с. Мельниково, для выполнения требований требуется строительство дополнительных детских садов и как следствие привлечение значительных бюджетных средств, которые в районе отсутствуют, заявленные требования прокурором не конкретны, и в случае их удовлетворения не исполнимы.
Выслушав мнение сторон, исследовав представленные материалы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.
Указанные гарантии закреплены статьей 5 Федерального Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», Законом Томской области от 12 ноября 2001 г. № 119-ОЗ "Об образовании в Томской области".
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 31 Федерального Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального образования "Шегарский район" к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Шегарского района (л.д. 7).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 29 Устава муниципального образования "Шегарский район" Администрации Шегарского района в сфере образования осуществляет следующие полномочия: "организует предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Шегарского района" (л.д. 51).
Согласно статьи 18 Федерального Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье должна быть создана сеть дошкольных образовательных учреждений.
Из Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 № 666 следует, что дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Данным Типовым положением определены основные задачи дошкольного образовательного учреждения, к которым относятся: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей и т.д.
Согласно Федеральному закону от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (с изменениями от 26 июня 2007 г.) основными направлениями развития дошкольного образования являются: сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения; поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов; содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений; обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования; совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Представителем Администрации Шегарского района не оспаривается, что на территории района функции дошкольных образовательных учреждений и указанные задачи выполняют три муниципальных учреждения: МДОУ «Шегарский детский сад №1 комбинированного вида», МДОУ «Шегарский детский сад №2», МДОУ «Побединский детский сад «Лесная дача», которые посещают 353 ребенка. Других учреждений дошкольного образования на территории Шегарского района не существует. По состоянию на 01.07.2010 очередь детей в возрасте от 1 года до 7 лет в указанные муниципальные дошкольные образовательные учреждения составляет 242 человека. Отказы в предоставлении путевок в муниципальные дошкольные образовательные учреждения связаны с отсутствием свободных мест в данных учреждениях.
Согласно сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области в настоящее время на территории Шегарского района проживает 1110 детей в возрасте от 1 до 7 лет. Из указанного следует, что более половины детского населения Шегарского района (757 человек) лишены возможности получения дошкольного образования, соответственно полноценного и всестороннего развития (л.д. 13).
Данные обстоятельства выявлены в ходе прокурорской проверки, на основании которой в адрес Главы Администрации Шегарского района 16.07.2010 внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании (л.д. 9, 10).
Согласно ответу № 16/1453 от 21.07.2010 Главы Администрации Шегарского района и пояснениям в судебном заседании представителя Администрации обеспечить всех детей находящихся в соответствующей льготной и общих очередях по предоставлению мест в дошкольные образовательные учреждения района не предоставляется возможным (л.д. 11, 12).
Введение в эксплуатацию детского сада № 2 в 2008 году на 98 детей и утверждение постановлением Главы Шегарского района от 16.06.2009 № 648 Положения "О порядке приема детей в муниципальные образовательные учреждения Шегарского района" не свидетельствуют о надлежащем исполнении Администрацией Шегарского района обязанностей по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрацией Шегарского района обязанности, установленные Федеральными законами №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и №3266-1 «Об образовании», а также Уставом муниципального образования «Шегарский район» не выполняются.
Доказательств законности оспариваемого в заявлении прокурора бездействия Администрации Шегарского района представителем заинтересованного лица в соответствии с пунктом 1 статьи 249 ГПК РФ не представлено, что так же свидетельствует о неисполнении Администрацией района обязанностей по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Шегарского района, в том числе и в иных формах, предусмотренных законодательством об образовании. Иные формы дошкольного образования, предусмотренные Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ, Законом Томской области от 12 ноября 2001 г. № 119-ОЗ "Об образовании в Томской области" на территории Шегарского района отсутствуют. Доказательств принятия мер к их организации представителем Администрации Шегарского района суду не предъявлено.
Доводы представителя Администрации Шегарского района о том, что данное заявление подлежит рассмотрению в порядке искового производства суд признает не состоятельным по следующим основаниями.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. Как следует из заявления, прокурор Шегарского района руководствуясь частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц, проживающих в указанном районе, так как бездействием Администрации Шегарского района нарушаются права и свободы этих лиц, в данном случае на получение бесплатного дошкольного образования. Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление прокурора по характеру спорных правоотношений полностью соответствует требованиям ст. 254, 255 ГПК РФ и основания для рассмотрения заявления в ином порядке отсутствуют.
Доводы представителя заинтересованного лица о пропуске прокурором трехмесячного срока для обращения в суд и применения последствий несоблюдения указанного срока суд признает не соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с положениями части1статьи4 и части1статьи256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Согласно ответу Главы Администрации Шегарского района от исх. № 16/1453 от 21.07.2010 на представление прокуратуры Шегарского района от 16.07.2010 документ получен прокурором 29.07.2010. Указанная дата является сроком, когда заявитель узнал о бездействии Администрации Шегарского района. Таким образом, трехмесячный срок обращения с заявлением истекал 30.10.2010, то есть в выходной день. Заявление поступило в Шегарский районный суд 01.11.2010 (л.д. 2), что свидетельствует о соблюдении прокурором процессуального срока подачи заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Кроме того, по мнению суда, бездействие Администрации Шегарского района носит длящийся характер и на момент рассмотрения заявления прокурора нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц продолжается, что следует из пояснений и позиции представителя Администрации в судебном заседании.
В связи с тем, что заявление подано прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц, а так же с учетом характера дела суд считает возможным установить для Администрации Шегарского района срок для устранения допущенного нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц до августа 2011 года.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262 – ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия. В связи с тем, что принятое решение не относится к перечню судебных актов, не подлежащих размещению в сети Интернет на основании п. 5 ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262 - ФЗ, суд считает возможным не определять способ размещения информации о принятом решении.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. 197, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Шегарского района о признании незаконным бездействия Администрации Шегарского района Томской области по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Шегарского района удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Администрации Шегарского района Томской области по непринятию мер к организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Шегарского района.
Обязать Администрацию Шегарского района Томской области организовать на территории Шегарского района предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям в возрасте от 1 до 7 лет в срок до 30 августа 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Д.В. Бахарев
ь