Донской городской суд Тульской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Донской городской суд Тульской области — Судебные акты
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 декабря 2010 года г.Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
предскдательствующего Пасечниковой Е.В.,
при секретаре Кузнецовой И.Ю.,
с участием
представителя истца пом.прокурора города Донского Соболевой А.В., действующей на основании доверенности и.о.прокурора г.Донского,
представителя ответчика – ООО «Коммунальные ресурсы Дон» ФИО1, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – администрации муниципального образования город Донской ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям и.о. прокурора г.Донского в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования город Донской к ООО «Коммунальные ресурсы Дон» о признании действий по сбросу сточных вод с очистных сооружений микрорайона Центральный города Донского в водный объект – ручей Ольховец, далее реку Дон и очистных сооружений микрорайона Центральный Бобрик-Гора в реку Дон без их недостаточной предварительной очистки незаконными, понуждении получить решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в ручей Ольховец, далее реку Дон и реку Дон и обеспечить соблюдение технологии очистки сточных вод и исправное состояние водохозяйственных сооружений, технических устройств, обеспечивающих перекачку и транспортирование сточных вод,
а также к администрации муниципального образования город Донской о признании бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации в границах городского округа водоотведения, незаконным и понуждении осуществлять контроль за выполнением обязательств, возложенных на ООО «Коммунальные ресурсы Дон» города Донского Тульской области,
установил:
прокурор г.Донского в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования город Донской обратился в суд с иском к ООО «Коммунальные ресурсы Дон» о признании действий по сбросу сточных вод с очистных сооружений микрорайона Центральный города Донского в водный объект – ручей Ольховец, далее реку Дон и очистных сооружений микрорайона Центральный Бобрик-Гора в реку Дон без их недостаточной предварительной очистки незаконными, понуждении получить решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в ручей Ольховец, далее реку Дон и реку Дон и обеспечить соблюдение технологии очистки сточных вод и исправное состояние водохозяйственных сооружений, технических устройств, обеспечивающих перекачку и транспортирование сточных вод,
а также к администрации муниципального образования город Донской о признании бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации в границах городского округа водоотведения, незаконным и понуждении осуществлять контроль за выполнением обязательств, возложенных на ООО «Коммунальные ресурсы Дон» города Донского Тульской области.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по результату проведенной прокуратурой города проверки соблюдения природоохранного законодательства по факту несанкционированного сброса недостаточно очищенных сточных вод от населения микрорайона Центральный города Донской в ручей Ольховец, далее в реку Дон и населения микрорайона Центральный Бобрик-Гора города Донской в реку Дон, установлено, что на обоих микрорайонах очистные сооружения введены в эксплуатацию в 1955 году, санитарно-защитная зона в радиусе 200, 0 метров, проектная мощность 500 м. куб.\сутки, фактическое поступление сточных вод – 2500 м. куб.\сутки.
На биологических очистных сооружениях как микрорайона Центральный, так и микрорайона Бобрик-Гора проектом предусмотрена механическая, биологическая очистки и обеззараживание стоков. Однако, по утверждению истца данные очистные сооружения практически разрушены, а сточные воды подвергаются лишь механической очистке путем прохода через песколовку, решетки и первичные отстойники в количестве 4-х единиц на очистных сооружениях микрорайона Центральный, и путем прохождения через приемную камеру и первичные отстойники в количестве 2-х единиц на очистных сооружениях микрорайона Центральный Бобрик Гора.
Биологический этап очистки на обоих очистных сооружениях, по утверждению истца, не осуществляется, здание биофильтров в аварийном состоянии. На очистных сооружениях микрорайона Центральный Бобрик-Гора вторичные отстойники выведены из схемы, а на очистных сооружениях микрорайона Центральный отсутствует централизованное водоснабжение из-за аварийного состояния водовода. Обеззараживание сточных вод на обоих очистных сооружениях осуществляется гипохлоритом натрия.
Истец отмечает, что по данным лабораторного контроля механическая очистка стоков на очистных сооружениях микрорайона Центральный осуществляется на 33%, а биологическая на 4,4%, а на очистных сооружениях микрорайона Центральный Бобрик Гора механическая очистка осуществляется на 32,5%, биологическая на 9,9%, очистные сооружения перегружены, работают неэффективно.
При таких обстоятельствах, по мнению истца, обеззараживание сточных вод при эксплуатации указанных выше очистных сооружений ООО «Коммунальные ресурсы Дон» в нарушение СанПина 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» ООО не осуществляется, чем нарушаются требования п.1 ч.2 ст.39 и п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, ст.3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8, ст.18 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Ввиду указанных выше нарушений, допущенных ООО «Коммунальные ресурсы Дон» при эксплуатации очистных сооружений на территории муниципального образования город Донской истец убежден, что в нарушение ч.1 ст.16 Федерального закона РФ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.7 ст.1 Водного кодекса РФ администрация муниципального образования город Донской не обеспечивает надлежащую организацию в границах городского округа водоотведения в части очистки сбрасываемых стоков.
Определением Донского городского суда Тульской области от 12.11.2010 г., с учетом мнения сторон, суд объединил на основании ст.151 ГПК РФ, указанные выше иски прокурора в одно производство.
В судебном заседании пом. прокурора Соболева А.В. устно уточнила заявленные требования по первому абзацу, а именно просила признать действия ООО «Коммунальные ресурсы Дон» города Донского Тульской области по сбросу сточных вод с очистных сооружений микрорайона Центральный город Донской в водный объект ручей Ольховец, далее в реку Дон и с очистных сооружений микрорайона Центральный–Бобрик Гора город Донской в водный объект реку Дон без их недостаточной предварительной очистки незаконными. Кроме этого она также уточнила номера и даты заключения ООО «Коммунальные ресурсы Дон», с одной стороны, и МКП «ДЕЗ» МО г.Донской, с другой стороны, договоров на отпуск холодной воды и прием сточных вод в канализацию по микрорайону Центральный города Донской, указанный в иске как от ДД.ММ.ГГГГ. №, пояснив, что правильным является номер договора № и дата его заключения ДД.ММ.ГГГГ., а по микрорайону Центральный Бобрик-Гора правильным является номер договора № и дата его заключения ДД.ММ.ГГГГ.
Также устно ею были даны пояснения о том, что очистные сооружения микрорайона Центральный г.Донского и микрорайона Центральный – Бобрик-Гора являются собственностью муниципального образования город Донской и на основании постановления главы администрации муниципального образования город Донской Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. № переданы на праве хозяйственного ведения в МУП «Водоканал». МУП «Водоканал» на основании решения Арбитражного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ признан банкротом и введена процедура конкурсного производства.
30.04.2009 года МУП «Водоканал» в лице конкурсного управляющего ФИО3 с ООО «Коммунальные ресурсы Дон» заключен договор аренды № имущества, в том числе, очистных сооружений, расположенных на микрорайоне Центральном по и очистных сооружений, расположенных на микрорайоне Центральном на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., но на момент рассмотрения настоящего спора в судебном заседании договорные отношения между сторонами не расторгнуты.
Довод ответчика ООО «Коммунальные ресурсы Дон» о том, что на момент передачи им в аренду очистных сооружений, последние находились в неудовлетворительном состоянии из – за большого процента их износа, а ремонт требует проведение неотделимых улучшений и переоборудования, которые арендатор по условиям п.2.3.6 договора аренды может провести лишь с согласия арендодателя, считает необоснованным, так как доказательств об обращении с такого рода заявлениями ООО «Коммунальные ресурсы Дон» к конкурсному управляющему суду не представлены. Кроме этого пом. прокурора Соболева А.В. убеждена, что в силу своей юридической природы предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск, в связи с чем, арендатор ООО «Коммунальные ресурсы Дон» должно в первую очередь, имея намерение на получение прибыли, строго выполнять требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Водного кодекса, нормы ст.11, 21 которого предписывает обязанность пользователей водных объектов получить решение о пользовании таким объектом, что не выполнено ООО «Коммунальные ресурсы». Факт того, что ООО «Коммунальные ресурсы Дон» обратилось с письменным заявление в Департамент по экологии и природным ресурсам Тульской области о выдаче обществу решения о пользовании водными объектами ручей Ольховец и рекой Дон, не является, по ее убеждению, подтверждением выполнения ООО «Коммунальные ресурсы Дон» указанной выше обязанности. Исполнением данного требования является, как считает представитель истца, получение самого решения.
Поскольку к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, вопрос об организации в границах городского округа водоотведения, то при наличии на территории муниципального образования город Донской указанных выше очистных сооружений в ненадлежащем санитарно-техническом состоянии, с которых осуществляется сброс сточных вод в водные объекты с недостаточной их предварительной очисткой, и без получения решения водопользователем ООО «Коммунальные ресурсы Дон» о пользовании водными объектами – ручей Ольховец и реку Дон, считает, что администрация муниципального образования город Донской данный вопрос не контролирует, а значит, по мнению пом. прокурора Соболевой А.В., бездействует, что противоречит требованиям ФЗ № 131- ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доводы представителя администрации о том, что неоднократно на совещаниях администрации муниципального образования город Донской заслушивались отчеты ООО «Коммунальные ресурсы Дон» и их инвестиционные программы, не являются, по мнению представителя истца, надлежащим осуществлением полномочием по вопросу водоотведения при наличии указанных выше нарушений.
Представитель ответчика ООО «Коммунальные ресурсы Дон» ФИО4 не признала исковые требования прокурора, поддержала письменные возражения, представленные администрацией данного общества за подписью директора и показала, что имущество очистных сооружений микрорайона Центральный и Центральный Бобрик-Гора города Донского, введенных в эксплуатацию в 1955 году, переданное обществу в пользование на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, находятся в технически неудовлетворительном состоянии, с износом от 80 до 100%. Считает, что состав сточных вод на выпусках с очистных сооружений зависит не от деятельности ООО «Коммунальные ресурсы Дон», а от состояния оборудования, предназначенного для очистки сточных вод, бремя по содержанию которых в силу ст.211 Гражданского кодекса РФ должен нести собственник имущества.
Будучи лишь арендатором, а не собственником очистных сооружений, при необходимости их реконструкции, считает нецелесообразным вложение в данное имущество инвестиций. При этом отмечает, что для приведения качества услуг по водоотведению в соответствии с действующими нормативными требованиями и обеспечения требуемой степени очистки сточных вод ООО «Коммунальные ресурсы Дон» была разработана инвестиционная программа по реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Донской, стоимость которой составляет ** рублей в ценах ** года, которая решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена, и передана на утверждение в Департамент по тарифам Тульской области.
Не отрицает отсутствие у общества решения на пользование водными объектами реки Дон и ручья Ольховец, но утверждает, что общество неоднократно обращалось в департамент по экологии и природным ресурсам Тульской области с заявлениями о выдаче такого решения, но поскольку общество лишено возможности предоставить из требуемого для получения данного решения такие документы как согласование земельного участка для осуществления водопользования и зарегистрированный в установленном законом порядке долгосрочный договор аренды, то в принятии у общества заявления о получении решения и документов Департамент устно отказывал. Утверждает, что земельный участок муниципального образования город Донской, на котором расположены спорные очистные сооружения, не отмежеван по причинам, не зависящим об общества, а заключение долгосрочного договора аренды очистных сооружений не возможно, поскольку имущество находится в конкурсной массе МУП «Водоканал».
Представитель ответчика МУП «Водоканал» - конкурсный управляющий ФИО3, показания которой были оглашены в судебном заседании, показала, что в МУП «Водоканал» конкурсное производство начато ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени не окончено. Не отрицает, что договор аренды очистных сооружений г.Донской заключен с ООО «Коммунальные ресурсы Дон» на период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ но по соглашению сторон до настоящего времени продолжает действовать. Заключить долгосрочный договор аренды с арендатором она не вправе в силу ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Не отрицает, что имущество очистных сооружений с большим процентом износа от 80 до 100%, однако считает, что в соответствии с пунктом.2.3 договора аренды арендатор обязан содержать имущество в надлежащем санитарном состоянии и поддерживать его в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести затраты по эксплуатации. С заявлениями о получении от нее разрешения на проведение неотделимых улучшений и\или переоборудование арендуемого имущество администрация ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» к ней не обращалась.
Представитель ответчика–администрации муниципального образования город Донской ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и показала, что в соответствии с ч.4 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Однако, это не означает, по ее убеждению, что органы местного самоуправления должны сами обеспечивать функции водоснабжения и водоотведения. Деятельность по организации водоснабжения и водоотведения на территории МО город Донской осуществляет ООО «Коммунальные ресурсы ДОН».
Не отрицает, что канализационные сети, расположенные на мкр. Центральный г. Донской, являются собственностью муниципального образования город Донской, однако, отмечает, что на основании постановления главы администрации муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче имущества муниципальной казны муниципального образования город Донской и закреплении на праве хозяйственного ведения имущества, общей балансовой стоимостью ** рублей за МУП «Водоканал» МО город Донской» имущество, в том числе спорные очистные сооружения закреплены за МУП «Водоканал» МО город Донской на праве хозяйственного ведения.
В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Считает, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего имущества.
В соответствии с Федеральным законом 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении МУП «Водоканал» г. Донской в Арбитражный суд Тульской области было подано заявление о признании банкротом, и в соответствии со ст. 127 вышеуказанного федерального закона конкурсным управляющим была назначена ФИО3.
На основании п.1 ст. 131 Федерального закона N 127-ФЗ, все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. В связи с этим канализационные сети мкр. Центральный г.Донской находятся в конкурсной массе должника. В соответствии со ст.139 Федерального закона №127-ФЗ после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий выставляет его на продажу.
По договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между МУП «Водоканал» г. Донской и ООО «Коммунальные ресурсы ДОН», канализационные сети мкр. Центрального г.Донского переданы в аренду ООО «Коммунальные ресурсы ДОН». Данный договор является краткосрочным и действует до даты продажи имущества МУП «Водоканал» г.Донской.
Кроме этого отмечает, что, в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы «Реконструкция, модернизация и развитие систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Донской» предприятием ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» была разработана инвестиционная программа «По реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Донской на 2009-2016 годы». Данная программа была рассмотрена и принята Собранием депутатов МО город Донской 20.11.2008 г., и в декабре 2008 года была направлена в Департамент Тульской области по тарифам для согласования в соответствии с пп.5 п.5 Положения о департаменте Тульской области по тарифам, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 07.02.2006 N 65 "О департаменте Тульской области по тарифам" производственных и дачи заключения по инвестиционным программам организаций коммунального комплекса.
В * ХХХХ года вышеуказанная инвестиционная программа Департаментом по тарифам была направлена в Федеральную службу по тарифам для утверждения.
В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в * году полномочия по утверждению инвестиционных программ (в частности инвестиционной программы ООО «Коммунальные ресурсы ДОН») были отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Администрация МО город Донской неоднократно обращалась в Департамент по тарифам по существу данного вопроса, однако в * году инвестиционная программа утверждена не была., в связи с чем, работы по реконструкции, модернизации и развития систем водоснабжения и водоотведения ООО «Коммунальные ресурсы ДОН», предусмотренные инвестиционной программой, не проводились.
В настоящее время Управлением жилищно-хозяйственного комплекса администрации МО город Донской вносятся изменения в инвестиционную программу. В * ** года на заседании Собрания депутатов МО город Донской планируется рассмотреть проект инвестиционной программы ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» с внесенными изменениями, определить доступность данной инвестиционной программы, после чего необходимо отправить инвестиционную программу на рассмотрение и утверждение в соответствующие инстанции.
Кроме этого, администрация МО город Донской осуществляет постоянное взаимодействие с ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории МО город Донской. Еженедельно в администрации МО город Донской проводятся рабочие совещания с участием представителей ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» и МКП «ДЕЗ» МО город Донской, где решаются вопросы, отнесенные к компетенции администрации МО город Донской в части водоснабжения и водоотведения. Также ежеквартально проводятся советы администрации, на которых заслушиваются отчеты ресурсоснабжающей организации о работе предприятия, направленной на улучшение снабжения водой населения муниципального образования город Донской. Управлением ЖХК администрации МО город Донской проводится постоянный мониторинг реализации производственной программы ООО «Коммунальные ресурсы ДОН». А также еженедельно осуществляется мониторинг по вопросам подготовки городского хозяйства к зиме.
Представители третьих лиц: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания руководители данных органов уведомлены судом своевременно и надлежащим образом, в деле от представителей каждого третьего лица имеются письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно заявленных прокурором исковых требований не представили.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.8 и ст.11 ФЗ РФ от 30.03.1999 г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в их взаимосвязи со ст.41 и 42 Конституции РФ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Несмотря не отличие полномочий тех или иных государственных органов в сфере охраны окружающей среды, участие в деятельности по охране окружающей среды должны принимать все без исключения: органы государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, общественные и иные некоммерческие объединения, юридические и физические лица.
Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных Водным кодексом целей. ( ст.37 Водного кодекса РФ)
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха и лечебных целях, в том числе объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. (ст.18 вышеназванного федерального закона)
Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляет, как следует из ч.2 ст.11, ст. 21 Водного кодекса РФ, на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного кодекса РФ.
Сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обеззараживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентрации вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять запрещается. (п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ)
В судебном заседании нашли подтверждение факты наличия на день вынесения судом решения, договорных отношений между сторонами:
- ООО «Коммунальные ресурсы Дон» и МКП «Дирекция единого заказчика», возникшие на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. №, предметом которого является взаимоотношения сторон в сфере предоставления ООО «Коммунальные ресурсы Дон» коммунальных ресурсов МКП «ДЕЗ» Мо г.Донской в виде отпуска и потребления холодной питьевой воды из центральных систем водоснабжения и приема сточных вод во внешнюю систему канализации и оплаты оказанных услуг;
- МУП «Водоканал» в лице конкурсного управляющего ФИО3 и ООО «Коммунальные ресурсы Дон», возникшие на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, предметом которого является передача арендатором МУП «Водоканал» арендатору ООО «Коммунальные ресурсы Дон» имущества, перечисленного в Приложении №1, остаточной балансовой стоимостью ** руб.
Как следует из Списка основных средств, переданных по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № в аренду ООО «Коммунальные ресурсы Дон» переданы в том числе очистные сооружения, расположенные по адресу:
Данное имущество принадлежит МУП «Водоканал» согласно постановлению главы муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ №, на праве хозяйственного ведения.
Доводы представителей ответчиков ООО «Коммунальные ресурсы Дон» и администрации муниципального образования город Донской о том, что ООО «Коммунальные ресурсы Дон» разрабатывало в * году инвестиционную программу «Реконструкция, модернизация и развитие систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Донской», которая была утверждена главой администрации муниципального образования город Донской постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
В судебном заседании нашел подтверждение довод истца о неудовлетворительном состоянии биологических очистных сооружений, расположенных на микрорайоне Центральный и Центральный-Бобрик-Гора, о чем отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, а именно установлено, что очистные сооружения биологических очистных сооружений микрорайона Центральный г.Донского практически разрушены, сточные воды подвергаются только механической очистке, проходя через песколовку, решетки и первичные отстойники в количестве 4-х единиц, а биологический этап очистки не осуществляется, здание биофильтров в аварийном состоянии, центральное водоснабжение отсутствует из-за аварийного состояния водовода, водоснабжение привозное, обеззараживание осуществляется гипохлоритом натрия, в выпуск недостаточно очищенных сточных вод осуществляется за пределами населенного пункта в ручей Ольховец, далее в реку Дон; механическая очистка стоков обеспечивается на 33%, биологическая на 4,4%, очистные сооружения перегружены и работают в нарушение СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» не эффективно.
Из того же акта проверки следует, что на биологических очистных сооружениях микрорайона Центральный Бобрик Гора в соответствии с проектом предусмотрены механическая, биологическая очистки, обеззараживание стоков, однако на момент проверки на сооружениях сточные воды фактически подвергаются только механической очистке, проходя через приемную камеру, решетки и первичные отстойники в количестве 2-х единиц; биологический этап очистки не осуществляется, здание биофильтров в аварийном состоянии, вторичные отстойники из схемы выведены; предусмотрено централизованное водоснабжение, обеззараживание сточных вод осуществляется гипохлоритом натрия, выпуск осуществляется за пределами населенного пункта в реку Дон; механическая очистка стоков обеспечивается на 32, 5 %, биологическая на 9,9%, очистные сооружения перегружены и работают в нарушение СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» не эффективно.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении главного инженера ООО «Коммунальные ресурсы Дон» протокола об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно разделу 2.3 договора аренды в обязанности арендатора входит в том числе обязанность по содержанию арендуемого имущества в надлежащем санитарном состоянии и поддержании в исправном состоянии, производство за свой счет текущего ремонта и неотделимых улучшений и (или) переоборудование арендуемого имущества с письменного разрешения арендодателя, несение затрат по эксплуатации арендуемого имущества.
В обязанности арендатора, как следует из п.2.1 того же договора аренды, входит, в том числе, передача имущества в состоянии, пригодном для использования по передаточному акту, проведение проверки порядка использования имущества и его целевого использования, осуществление контроля за арендатором на предмет использования арендованного имущества строго по назначению и в соответствии с правилами эксплуатации.
При таких обстоятельствах, суд считает несостоятельным довод представителя ответчика ООО «Коммунальные ресурсы Дон» о том, что бремя по содержанию переданных им в аренду очистных сооружений должен нести собственник данного имущества.
Исходя из природы предпринимательской деятельности, которая осуществляется на свой страх и риск, решение о вложении инвестиций для выполнения требований как санитарно-эпидемиологического, так и водного и договорного законодательства, лежит исключительно на лице, желающее извлечь прибыль из предпринимательской деятельности.
Не представлены суду и доказательства о наличии препятствий у ООО «Коммунальные ресурсы Дон» в получении решения о предоставлении в пользование спорных водных объектов в связи с отсутствием долгосрочного договора аренды очистных сооружений и межевого плана земельного участка, на котором они расположены. Наоборот, обращение данного общества ДД.ММ.ГГГГ в департамент по экологии и природным ресурсам по Тульской области с заявлением о выдаче решения о предоставлении в пользование водного объекта – ручья Ольховец левого притока р.Бобрик, для сброса сточных вод, свидетельствует об отсутствии препятствий для обращения с заявлением о получении такого решения, что не было сделано официально администрацией общества до рассмотрения данного спора в суде.
На основании ч.1 ст.16 Федерального закона РФ №131 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся и такие вопросы, как организация в границах городского округа водоотведения.
Довод представителя ответчика администрации муниципального образования город Донской о том, что в обязанности органа местного самоуправления не входит осуществление непосредственно функции водоснабжения и водоотведения, а только лишь их организация, суд считает правильными, однако организация данных жизненно важных функций не должна оставаться без надлежащего контроля со стороны органа местного самоуправления, требование о котором содержится как санитарно-эпидемиологическом, так и водном законодательстве.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования и.о.прокурора города Донского удовлетворить в полном объеме.
Признать действия ООО «Коммунальные ресурсы Дон» по сбросу сточных вод с очистных сооружений микрорайона Центральный города Донского в водный объект – ручей Ольховец, далее реку Дон и очистных сооружений микрорайона Центральный Бобрик-Гора в реку Дон без их недостаточной предварительной очистки незаконными.
Понудить ООО «Коммунальные ресурсы Дон» получить решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в ручей Ольховец, далее реку Дон и реку Дон и обеспечить соблюдение технологии очистки сточных вод и исправное состояние водохозяйственных сооружений, технических устройств, обеспечивающих перекачку и транспортирование сточных вод.
Признать бездействие администрации муниципального образования город Донской, выразившееся в ненадлежащей организации в границах городского округа водоотведения, незаконным.
Понудить администрацию муниципального образования город Донской осуществлять контроль за выполнением ООО «Коммунальные ресурсы Дон» города Донского Тульской области обязательств в сфере соблюдения санитарного и законодательства и законодательства в сфере природопользования при выполнении функций по водоотведению на очистных сооружениях микрорайона Центральный города Донского в водный объект – ручей Ольховец, далее реку Дон и на очистных сооружений микрорайона Центральный Бобрик-Гора в реку Дон.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Донской городской суд в течение 10 дней, но в части взыскания алиментов подлежит немедленному исполнению.
Судья Пасечникова Е.В.