Инзенский районный суд Ульяновской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Инзенский районный суд Ульяновской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2010 года г.Инза, районный суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Старостина И.М.,
при секретаре Зудилиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карцевой Н.С., действующей в интересах Карцева Н.И., к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району о предоставлении материальной помощи,
У С Т А Н О В И Л А:
Карцева Н.С., действующая в интересах Карцева Н.И., обратилась в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району о предоставлении материальной помощи.
В обоснование заявленных требований указала, что 30 июля 2010 года в результате пожара был уничтожен жилой дом с надворными постройками по адресу: ***, ***, ***. Указанный дом принадлежал её мужу – Карцеву Н.И.. Дом был построен в 1994 году. Данный факт подтверждается справкой, выданной муниципальным образованием Сюксюмское сельское поселение от 05.10.2010 года, справкой специалиста администрации Сюксюмского сельсовета от 15.11.1996 года, а также платёжными документами на строительные материалы. Своё право на построенный дом Карцев Н.И. не оформил, свидетельства о государственной регистрации права не имеется. В данном доме она и муж проживали в период с 1995 по 1997 год. Далее в поисках работы они временно были вынуждены выехать в ***. На основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.09.2010 года №303-П «Об утверждении порядка определения объёма и форм предоставления помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Ульяновской области в 2010 году» в августе 2010 года Карцев Н.И. обратился в муниципальное образование «Инзенский район», в Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району с заявлением о выплате материальной помощи. Карцевым Н.И. были представлены все необходимые документы для назначения материальной помощи. В удовлетворении просьбы было отказано. Отказ мотивирован тем, что её муж зарегистрирован в настоящее время и проживает в другом регионе. Вместе с тем в пункте 1.3 вышеуказанного постановления указывается на то, что получателями материальной помощи являются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений. В документе не сказано, что получатель должен быть зарегистрирован, а также постоянно проживать в указанном доме. Просит суд обязать Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району предоставить Карцеву Н.И. материальную помощь, предусмотренную вышеуказанным постановлением Правительства Ульяновской области.
В судебном заседании Карцева Н.С. основания и доводы, приведённые в заявление, поддержала, просит суд удовлетворить её требования. Кроме того дополнила, что она вместе с мужем и детьми с 1977 года проживает в ***. Там у них имеется 3-х комнатная квартира, которая в настоящее время оформлена на праве собственности в порядке приватизации на неё и дочь (А***) в равных долях по 1/2. Карцев Н.И. от участия в приватизации на данное жилое помещение отказался. Кроме того, у них в собственности имеется 2-х комнатная квартира по адресу: ***, которая принадлежит на праве собственности её мужу – Карцеву Н.И. В 1988-1989 годах у родителей мужа сгорел дом в ***. Они с мужем решили на месте сгоревшего дома построить новый дом. На основании распоряжения №24 от 17.11.1992 года главы администрации Сюксюмского сельсовета Инзенского района Ульяновской области Карцеву Н.И. в бессрочное пользование был выделен земельный участок под строительство дома и ведения личного подсобного хозяйства размером 12 соток. В 1994 году дом был построен. В период с 1995 по 1997 год она вместе с мужем проживала в выстроенном доме в ***. После их отъезда в *** электричество от дома было отрезано. Периодически в летний период они приезжали в ***. В дальнейшем планировали квартиру в *** оставить дочери, квартиру в *** оставить сыну, а сами проживать в ***. Поскольку дом сгорел, считает, что Карцев Н.И. имеет право на получение материальной помощи по вышеуказанному постановлению Правительства Ульяновской области.
Карцев Н.И. в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика – Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району Рачаева М.Н., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями Карцевой Н.С. не согласилась. В суде пояснила, что помощь гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Ульяновской области в 2010 году, оказывается в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 14.09.2010 года №303-П. Данным документом был утверждён Порядок определения объёма и форм предоставления помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Ульяновской области в 2010 году. Названный Порядок определяет механизм оказания помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров. Предоставление помощи гражданам осуществляется по выбору гражданина – путём финансирования строительства (восстановления) жилых помещений или путём оказания материальной помощи в виде компенсационной выплаты. Получателями помощи являются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, утраченных в результате природных пожаров на территории Ульяновской области в 2010 году.
Для получения помощи в виде выделения денежных средств на строительство жилья, гражданин должен предоставить в территориальный орган Министерства труда и социального развития Ульяновской области заявление установленной формы с приложением документов (документ, удостоверяющий личность; справка органов государственного пожарного надзора, подтверждающий факт утраты жилья в результате природного пожара в 2010 году; документ, подтверждающий право собственности на утраченное жилое помещение; документ, подтверждающий размер площади утраченного жилья, если размер утраченного в результате природного пожара помещения превышает нормативы; договор участия в долевом строительства, прошедший государственную регистрацию в установленном законодательством порядке или документы, подтверждающие создание объекта жилищного строительства, сметный расчёт на строительство указанного объекта).
Для получения материальной помощи гражданин подаёт в территориальный орган Министерства труда и социального развития Ульяновской области заявление установленной формы с приложением документов (документ, удостоверяющий личность; справка органов государственного пожарного надзора, подтверждающая факт утраты жилья в результате природного пожара в 2010 году; документ, подтверждающий право собственности на утраченное жилое помещение; документ, подтверждающий размер площади утраченного жилья; копия лицевого счёта, открытого гражданином в кредитном учреждении).
Указанные документы передаются Управлением в Министерство труда и социального развития Ульяновской области для рассмотрения на комиссии, после чего гражданин извещается о принятом решении.
Карцевым Н.И. был представлен не полный пакет документов, необходимый для оказания материальной помощи, а именно отсутствовал документ, подтверждающий право собственности на утраченное жилое помещение, вследствие чего и было отказано в предоставление материальной помощи.
Определениями судьи от 18.10.2010 года, 13.11.2010 года к участию по делу в качестве соответчиков были привлечены – Министерство труда и социального развития Ульяновской области, администрация муниципального образования «Инзенский район», администрация муниципального образования «Сюксюмское сельское поселение», Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство строительства Ульяновской области.
Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит дело рассмотреть без его участия. Из отзыва, представленного в суд видно, что в соответствие с постановлением Правительства Ульяновской области от 14.09.2010 №303 «Об утверждении Порядка определения объёма и форм предоставления помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Ульяновской области в 2010 году» предоставление помощи гражданам осуществляется по выбору гражданина – путём финансирования строительства (восстановления) жилых помещений либо путём оказания материальной помощи в виде компенсационной выплаты (далее материальная помощь).
Для получения материальной помощи получатель подаёт заявление в территориальный орган. К заявлению прилагаются:
- документ, удостоверяющий личность;
- справка органов государственного пожарного надзора, подтверждающая факт утраты жилья в результате природного пожара в 2010 году;
- документ, подтверждающий право собственности на утраченное жилое помещение (справка организации, осуществляющей государственный технический учёт и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, договор купли – продажи, ордер, договор дарения, документ, свидетельствующий о приватизации жилья, справка органов федеральной регистрационной службы, выписка из лицевого счёта, домовая книга, выписка из домовой книги (справка по форме №8);
- документ, подтверждающий размер площади утраченного жилья (в случае его наличия) (технический или кадастровый паспорт);
- документы, подтверждающие родственные связи (свидетельство о браке, свидетельство о рождении);
- копия лицевого счёта, открытого гражданином в кредитном учреждении.
Заявление на получение материальной помощи и приложенные к нему документы рассматриваются на заседании комиссии. Карцеву Н.И. было отказано в предоставление материальной помощи, из-за отсутствия документа подтверждающего право собственности последнего на жилое помещение, утраченного в результате пожара. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика – Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит дело рассмотреть без его участия. Из отзыва на иск усматривается, что в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванной природными пожарами на территории Ульяновской области в 2010 году постановлением Правительства Ульяновской области от 14.09.2010 №303-П был утверждён Порядок определения объёма и форм предоставления помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Ульяновской области в 2010 году (далее – Порядок).
Согласно данному Порядку предоставление помощи гражданам осуществляется по выбору гражданина – путём финансирования строительства (восстановления) жилых помещений для указанных граждан (далее – строительство жилья) или путём оказания материальной помощи в виде компенсационной выплаты (далее – материальная помощь).
Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на внесение предложений об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Ульяновской области на предоставление помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, является Министерство труда и социального развития Ульяновской области (далее – Министерство).
Согласно п.3.1 Порядка для получения материальной помощи получатель подаёт заявление в территориальный орган. К заявлению прилагается необходимый пакет документов, в числе которых должен быть документ, подтверждающий право собственности на утраченное жилое помещение.
Заявление на получение материальной помощи и приложенные к нему документы рассматриваются на заседании комиссии о некоторых мерах по устранению последствий в особый противопожарный период (далее – Комиссия).
Решение об отказе в предоставлении материальной помощи принимается в случаях:
- предоставления получателем недостоверных сведений (проверка сведений осуществляется территориальным органом);
- предоставления получателем неполного пакета документов (получатель имеет право повторно обратиться за получением материальной помощи, предоставив полный пакет документов).
Финансирование расходов, связанных с предоставлением помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Ульяновской области в 2010 году, осуществляется за счёт средств резервного фонда Правительства Ульяновской области, перечисляемых на лицевой счёт Министерства, открытый в Министерстве финансов Ульяновской области.
Согласно материалам дела и сведениям, полученным из Министерства труда и социального развития Ульяновской области, на заседании комиссии рассматривался вопрос о предоставлении Карцеву Н.И. материальной помощи. Комиссия пришла к выводу, что по представленным Карцевым Н.И. документам оказать материальную помощь не представляется возможным, из-за отсутствия полного пакета документов.
Обращает суд внимание на то, что получателем помощи являются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, утраченных в результате природных пожаров на территории Ульяновской области в 2010 году либо признанные таковыми в судебном порядке.
На основании ст.18 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим кодексом. Если законом предусмотрена обязательность государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на жилые помещения, то такие права возникают только с момента осуществления государственной регистрации.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,131,132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Просит суд в удовлетворении требований отказать в полном объёме.
Представитель ответчика – муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Инзенский район» в судебное заседание не явился, представил заявление где просит дело рассмотреть без его участия, указав при этом, что считает себя ненадлежащим ответчиком, так как выдача денежной компенсации осуществляется за счёт федерального и регионального бюджетов.
Из показаний представителя ответчика – администрации муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Жаркова В.М. (глава поселения, удостоверение *** от 14.12.2009года), данных в судебном заседание 17.11.2010 года усматривается, что с исковыми требованиями Карцевой Н.С. он не согласен. По существу указал, что в результате пожара на торфяных болотах летом 2010 года все строения деревни *** сгорели. Люди остались без жилья. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 14.09.2010 года №303-П всем нуждающимся было предоставлено жильё. У Карцева Н.И. был дом в ***. Данный дом не был оформлен, на протяжении более 10 лет в нём никто не проживал. Земля на которой находился дом относится к землям Сюксюмского сельского поселения.
Представитель ответчика – Министерства строительства Ульяновской области, извещённый своевременно и надлежащим образом о дне и часе рассмотрения дела, в суд не явился, представил заявление в котором просит дело рассмотреть без его участия.
Рассмотрев материалы дела, заслушав истицу Карцеву Н.С., представителя ответчика – Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району Рачаеву М.Н., свидетеля, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванной природными пожарами на территории Ульяновской области в 2010 году Правительством Ульяновской области 14 сентября 2010 года было принято постановление «Об утверждении Порядка определения объёма и форм предоставления помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Ульяновской области в 2010году».
Настоящий Порядок разработан во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 №1286-р «О выделении органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате лесных пожаров, произошедших в 2010 году», распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2010 №1400-р «Об оказании финансовой помощи бюджетам Республики Мордовия, Белгородской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Курской, Липецкой, Московской, Пензенской, Рязанской, Свердловской, Тульской и Ульяновской областей», в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2007 №515 «Об установлении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Ульяновской области», в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с природными пожарами, произошедшими на территории Ульяновской области, и определяет механизм оказания помощи гражданам, лишившимися жилого помещения в результате природных пожаров.
Предоставление помощи гражданам осуществляется по выбору гражданина – путём финансирования строительства (восстановления) жилых помещений для указанных граждан (далее – строительство жилья) или путём оказания материальной помощи в виде компенсационной выплаты (далее – материальная помощь) (п.1.1 Порядка).
Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на внесение предложений об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Ульяновской области на предоставление помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, является Министерство труда и социального развития Ульяновской области (п.1.2 Порядка).
Пункт 1.3 вышеуказанного Порядка указывает на то, что получателями помощи являются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, утраченных в результате природных пожаров на территории Ульяновской области в 2010 году либо признанные таковыми в судебном порядке.
Для получения материальной помощи получатель должен подать заявление (приложение №2 к Порядку) в территориальный орган.
К заявлению должны быть приложены документы:
- документ, удостоверяющий личность;
- справка органов государственного пожарного надзора, подтверждающая факт утраты жилья в результате пожара в 2010 году;
- документ, подтверждающий право собственности на утраченное жилое помещение (справка организации, осуществляющей государственный технический учёт и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, договор купли-продажи, ордер, договор дарения, документ, свидетельствующий о приватизации жилья, справка органов федеральной регистрационной службы, выписка из лицевого счёта, домовой книги, выписка из домовой книги (справка по форме №8);
- документ, подтверждающий размер площади утраченного жилья (в случае его наличия) (технический или кадастровый паспорт);
- документы, подтверждающие родственные связи (свидетельство о браке, свидетельство о рождении);
- копия лицевого счёта, открытого гражданами в кредитном учреждении.
Территориальный орган на следующий после подачи документов рабочий день направляет документы получателей в Министерство.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка – в течение одного рабочего дня, следующего за днём поступления заявления на получение материальной помощи в Министерство, заявление на получение материальной помощи и приложенные к нему документы рассматриваются на заседании комиссии. По результатам рассмотрения документов получателя комиссией даётся заключение о наличии либо отсутствии оснований для предоставления получателю материальной помощи, которое имеет рекомендательный характер. Далее в течение пяти рабочих дней после заседания комиссии Министерство с учётом заключения комиссии готовит распоряжение Правительства Ульяновской области о выделении денежных средств на предоставление материальной помощи либо об отказе в предоставлении материальной помощи.
Согласно пункта 3.4 Порядка решение об отказе в предоставлении материальной помощи может быть принято в случаях:
- предоставления получателем недостоверных сведений (проверка сведений осуществляется территориальным органом);
- предоставления получателем неполного пакета документов, указанных в пункте 2.1 вышеуказанного Порядка (получатель имеет право повторно обратиться за получением материальной помощи, предоставив полный пакет документов).
Финансирование расходов, связанных с предоставлением помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Ульяновской области в 2010 году, осуществляется за счёт средств резервного фонда Правительства Ульяновской области, перечисляемых на лицевой счёт Министерства, открытый в Министерстве финансов Ульяновской области (пункт 4.1 Порядка).
Как было установлено в судебном заседание Карцев Н.И. 05.08.2010 года обратился с заявлением в Министерство труда и социального развития Ульяновской области о предоставлении ему материальной помощи в связи с утерей жилья вследствие пожара, возникшего 30.07.2010 года в *** ***. Причиной пожара явилось стихийное природное возгорание.
К заявлению были приложены документы - акт жилищно-бытового обследования от 05.08.2010 года; ксерокопия паспорта получателя; справка, выданная начальником отделения государственного пожарного надзора по Инзенскому району, от 03.08.2010 года; справка главы администрации МО Сюксюмское сельское поселение; ксерокопия паспорта жены и сына получателя; справка, выданная специалистом администрации Сюксюмского сельсовета от 15.11.1996 года; копия лицевого счёта, открытого последним в кредитном учреждении.
По результатам заседания областной комиссии по изучению ситуации и оказанию помощи гражданам, пострадавшим от пожара в пожароопасный период 2010 года 20.09.2010 года было вынесено решение об отказе Карцеву Н.И. в оказание материальной помощи в связи с отсутствием документа на право собственности на утраченное жилое помещение.
Материалами дела также было установлено, что Карцев Н.И., *** года рождения, уроженец *** с 25.11.1997 года зарегистрирован по адресу: *** ***, ***, *** (л.д.5-6).
Из пояснений истца в судебном заседание усматривается, что в период с 1977 года по настоящее время Карцев Н.И. проживал и проживает со своей семьёй по месту прописки (жительства) в ***. В период с 1995 по 1997 год последний был зарегистрирован, проживал в *** ***.
Показания истца были подтверждены в суде и письменными материалами дела. Так из справки *** от 04.08.2010 года, выданной главой администрации МО Сюксюмское сельское поселение, усматривается, что Карцев Н.И. был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: *** *** с 10.04.1995 года по 24.10.1997 года. В 1996 году в *** последним был построен кирпичный дом с надворными постройками Основанием выдачи справки явилась запись в похозяйственной книге №7 за 1996-2000 годы, лицевой счёт ***.
У Карцева Н.И. в собственности имеется жилое помещение (двухкомнатная квартира общей площадью 49,14кв.м.) расположенная по адресу: ***. Данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись регистрации под №*** от ***).
Анализ вышеприведённого правового акта позволяет суду сделать вывод о том, что получателями материальной помощи являются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, утраченных в результате природных пожаров на территории Ульяновской области в 2010 году либо признанные таковыми в судебном порядке.
Собственник жилья – субъект, имеющий соответствующий документ на право владения жильём.
Статья 18 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на то, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим Кодексом.
Согласно ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Доводы истца в суде о том, что согласно, кадастрового паспорта земельного участка, земля площадью 2000кв.м. находящаяся по адресу: ***, ***, *** была предоставлена в бессрочное пользование Карцеву Н.И. не имеют правового значения для разрешения данного спора.
Кроме того, как было установлено в суде, вышеуказанный земельный участок относится к землям Сюксюмского сельского поселения (кадастровый паспорт земельного участка *** от ***).
Поскольку Карцевым Н.И. не был представлен полный пакет документов, необходимый для получения материальной помощи (отсутствие документа на право собственности), ему обоснованно было отказано в удовлетворение его требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
В удовлетворении исковых требований Карцевой Н.С., действующей в интересах Карцева Н.И., к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Инзенскому району, Министерству труда и социального развития Ульяновской области, администрации муниципального образования «Инзенский район», администрации муниципального образования Сюксюмское сельское поселение, Правительству Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству строительства Ульяновской области о предоставлении материальной помощи в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 14 сентября 2010 года №303-П «Об утверждении порядка определения объёма и форм предоставления помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Ульяновской области в 2010 году», отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: