ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 09.12.2011 Новоорского районного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Новоорский районный суд Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Новоорский районный суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 09.12.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Левченкова А.И.,

при секретаре Егоровой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Добровольский сельсовет»,

у с т а н о в и л:

Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия администрации МО «Добровольский сельсовет» Новоорского района Оренбургской области, указывая, что прокуратурой Новоорского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства органами исполнительной и представительной власти муниципальных образований Новоорского района Оренбургской области при издании нормативных правовых актов. Проверкой установлено, что органом исполнительной власти муниципального образования «Добровольский сельсовет» не исполняются требования действующего законодательства по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, не составляются заключения по результатам выполнения таких экспертиз.

Федеральным законом № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В соответствии с ч. 3 ст. 3 вышеуказанного закона антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов проводится органом местного самоуправления.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии с действующим законодательством основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1)обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

2)оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 утверждены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов. Методика применяется органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Данной методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

Изучением результатов правотворческой деятельности органов представительной и исполнительной власти муниципального образования «Добровольский сельсовет» установлено, что в 2011 году главой администрации и Советом депутатов издавались нормативные правовые акты. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства антикоррупционные экспертизы НПА и их проектов не проводились, соответствующие заключения не выносились.

Так, на 15.11.2011 было назначено заседание Совета депутатов МО «Добровольский сельсовет», в ходе которого запланировано обсуждение ряда проектов нормативных правовых актов. На заседание Совета депутатов муниципального образования вынесены следующие проекты нормативных правовых актов:

об установлении ставок налога на имущество физических лиц по МО «Добровольский сельсовет» на 2012 год;

об установлении ставок земельного налога на 2012 год.

о внесении изменений в Устав МО «Добровольский сельсовет».

В нарушение положений Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционные экспертизы указанных проектов нормативных правовых актов не проводились.

Прокуратурой района ранее были выявлены аналогичные нарушения Федерального закона № 172-ФЗ в ходе проверки правотворческой деятельности главы администрации и Совета депутатов МО «Добровольский сельсовет» и 06.12.2010 главе администрации в порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих. Вместе с тем, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Бездействие администрации муниципального образования в части нарушения Федерального закона № 172-ФЗ может повлечь существенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц: принятие нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.

На основании ст. ст. 45, 254 ГПК РФ просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Добровольский сельсовет», выразившееся в неисполнении Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», обязать администрацию муниципального образования «Добровольский сельсовет» в срок до 26.12.2011 устранить выявленные нарушения законодательства: провести антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов за 2011 год.

В судебном заседании помощник прокурора Новоорского района Шакирова Н.А. поддержала доводы, изложенные в заявлении, и просила заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель органа местного самоуправления администрации МО «Добровольский сельсовет» ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования прокурора не признал и пояснил, что нет необходимости проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов об установлении ставок налога, так как пределы этих ставок установлены федеральным законодательством и сельсовет не вправе выйти за их пределы. Изменения в Устав поселения вносились на основании представления прокуратуры, поэтому также нет необходимости в проведении экспертизы.

Выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Нормативный правовым актом – это изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

В соответствии с п.3 ст.5 Конвенции ООН каждое государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» были установлены правовые основы противодействия коррупции в России.

Закон о противодействии коррупции определил антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов как меру по профилактике коррупции (п.2 ст.6).

Федеральным законом № 172-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В соответствии с ч.3 ст.3 вышеуказанного закона антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов проводится органом местного самоуправления

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии со ст. 2 закона основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1)обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

2)оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3)обоснованность, объективность и проверяемость результатов
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);

4)компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5)сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 г. утверждены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов.

Методика применяется органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Данной методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

В судебном заседании установлено, что в 2011 году главой администрации и Советом депутатов МО «Добровольский сельсовет» издавались нормативно-правовые акты.

Так, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Совета депутатов МО «Добровольский сельсовет», решением которого были приняты нормативно-правовые акты:

Решение Совета депутатов «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц по МО «Добровольский сельсовет» на 2012 год»;

Решение Совета депутатов «Об установлении ставок земельного налога на 2012 год».

Решение Совета депутатов «О внесении изменений в Устав МО «Добровольский сельсовет».

Ранее ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Новоорского района в адрес главы администрации МО «Добровольский сельсовет» было направлено представление об устранении нарушений законодательства о проведении антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов.

В ответ на указанное предписание решением Совета депутатов МО «Добровольский сельсовет» утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов МО «Добровольский сельсовет».

Однако в нарушение положений Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционные экспертизы проектов и нормативных правовых актов не проводились.

Доводы представителя заявителя о не проведении антикоррупционной экспертизе представителем администрации МО «Добровольский сельсовет» не оспариваются и подтверждаются имеющейся в материалах дела справкой о результатах проверки деятельности муниципального образования об устранении нарушений законодательства о проведении антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов.

Между тем, ст.ст. 5-7 Устава МО «Добровольский сельсовет» предусмотрено, что в компетенцию Совета депутатов администрации сельсовета входит издание муниципальных правовых актов, связанных с решением вопросов местного значения, а глава администрации МО (п. 3, 6 ст. 29) обладает правом подписания и обнародования нормативного правого акта, внесения в Совет депутатов проектов муниципальных правовых актов.

Глава 5 Устава посвящена муниципальным правовым актам, в систему которых, согласно уставу, входят: устав сельсовета, правовые акты, принятые на местном референдуме, решения Совета депутатов сельсовета, постановления и распоряжения главы сельсовета, распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом. Однако главой, регулирующей порядок принятия муниципальных актов, вопрос о проведении антикоррупционной экспертизы принимаемого нормативного правового акта не определен.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация МО «Добровольский сельсовет» не выполняет полномочия, возложенные на нее Федеральным законом № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010, которыми утверждены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов, что может повлечь существенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Добровольского сельсовета, поскольку позволит установить для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Имеет место бездействие администрации МО «Добровольский сельсовет», выразившееся в неисполнении Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» при принятии нормативных правовых актов, чем нарушаются права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ.

Следовательно, требования прокурора законны и обоснованны, в связи с чем подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Добровольский сельсовет», выразившееся в неисполнении Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Обязать администрацию муниципального образования «Добровольский сельсовет» в срок до 26.12.2011 устранить выявленные нарушения законодательства: провести антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов за 2011 год.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: