ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 10.02.2012 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

                                                                                    Дзержинский городской суд Нижегородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Дзержинский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2012 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,

при секретаре Андриановой Е.А.,

с участием помощника прокурора города Дзержинска Чуплановой О.В., представителя ответчика ФИО2, представителя третьих лиц ФИО3, представителя третьих лиц ФИО4, представителя третьего лица ФИО5, представителя третьего лица ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делопо иску Прокурора города Дзержинска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ОАО «Нижегородская сбытовая компания» о признании незаконными действий по выставлению населению города Дзержинска счетов на оплату электроснабжения мест общего пользования,

Установил:

Прокурор города Дзержинска обратился с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Дзержинска по обращению Мэра г. Дзержинска ФИО1, поступившему из прокуратуры Нижегородской области, о неправомерных действиях управляющих организаций города, связанных с начислением гражданам платы за освещение мест общего пользования, установлено, что в 2010 году ОАО «Нижегородская сбытовая компания» с рядом жилищных организаций города Дзержинска, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, были заключены агентские договоры (поручения). Один агентский договор (поручение) с ООО «Сантехник» был заключен 04.02.2011 года.В соответствии с условиями таких договоров, управляющие организации поручили ОАО «Нижегородская сбытовая компания» от своего имени, но за счет управляющих компаний, в том числе предоставлять собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах города Дзержинска, избравшим соответствующую управляющую организацию, коммунальную услугу по электроснабжению освещения мест общего пользования, а также по электроснабжению электрического оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов.Также в соответствии с заключенными агентскими договорами ОАО «Нижегородская сбытовая компания» оказывает управляющим организациям - принципалам по таким договорам, услуги по начислению платы за электроснабжение мест общего пользования по нормативам потребления,утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 19.07.2007 №244.Агентские договоры (поручения), заключенные с ООО «Мой дом», ООО «ЖилКомБыт», ООО «Квартал», ООО «Квартал-Прогресс», ООО «Уютный дом», ООО «ДОК», ООО «Коммунальный стандарт», ООО «Домовой», ООО «Городская управляющая компания №», вступили в силу с 01.03.2010 года.Агентские договоры (поручения), заключенные с ООО «Жилстрой», ООО «Жилпром», ООО «ЖК Сервис», ООО «Управляющая компания «Наш дом», вступили в силу с 01.07.2010 года. Агентский договор (поручение), заключенный с ООО «Сантехник», вступил в силу с 01.03.2011 года.Таким образом, в соответствии с условиями заключенных агентских договоров (поручений) с 01.03.2010 года, с 01.07.2010 года и с 01.03.2011 года гражданам, избравшим в качестве управляющей соответствующую жилищную организацию, ресурсоснабжающая организация ОАО «Нижегородская сбытовая компания» в квитанциях на оплату электроэнергии стала выставлять отдельной строкой плату за электроснабжение мест общего пользования.Кроме этого, с 01.03.2010 года ОАО «Нижегородская сбытовая компания» стала начислять плату за электроснабжение мест общего пользования потребителям, проживающим в многоквартирных домах с непосредственным способом управления, также отражая ее отдельной строкой в квитанциях на оплату электроэнергии.Аналогичная ситуация имеет место и в 2011 году.Проведенный в ходе проверки анализ выставленных населению квитанций показал, что начисление платы за электроснабжение мест общего пользования гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета, производится исходя из норматива потребления 7 кВт в час на 1 человека в месяц и 14 кВт в час на 1 человека в месяц в случае оборудования дома лифтовым оборудованием.Между тем, подобная ситуация является недопустимой, поскольку нарушает права граждан - потребителей коммунальной услуги электроснабжения.Так, в соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета электрической энергии утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 19.07.2007 № 244. Указанным постановлением определен расход электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома в размере 7 кВт в час на 1 человека в месяц.Как следует из ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, данный установленный норматив может применяться для расчета платы за электроснабжение, в том числе и мест общего пользования, только при отсутствии приборов учета электроэнергии. Кроме этого, величина в 7 кВт в час на 1 человека в месяц (14 кВт при наличии лифта) как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может.Большинство многоквартирных домов в городе Дзержинске не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета. Вместе с тем, в жилых помещениях граждан, проживающих в таких домах, установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии.Пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307, определено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.При указанных обстоятельствах, действия по взиманию платы за электроснабжение мест общего пользования с граждан, имеющих индивидуальные приборы учета электроэнергии, исходя из установленного норматива в размере 7 кВт в час (14 кВт в час) на 1 человека являются неправомерными.В соответствии с приведенным п. 16 Правил, размер платы за электроэнергию для таких граждан должен определяться только исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.По заключенным между ОАО «Нижегородская сбытовая компания» и управляющими организациями города Дзержинска агентским договорам (поручениям), ОАО «Нижегородская сбытовая компания» предоставляет собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах, избравшим соответствующую управляющую организацию, коммунальную услугу по электроснабжению освещения мест общего пользования, а также по электроснабжению электрического оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов. Также в соответствии с такими договорами ОАО «Нижегородская сбытовая компания» осуществляет начисление гражданам платы за электроснабжение мест общего пользования. Отношения по поставке электроэнергии в жилые помещения собственников и нанимателей между ОАО «Нижегородская сбытовая компания» и управляющими организациями города в виде заключенных договоров не оформлены. Также не оформлены договорные отношения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах и оказывающими услуги по управлению такими домами управляющими организациями. В счетах, выставляемых гражданам за услуги электроснабжения, в качестве получателя платежа указано ОАО «Нижегородская сбытовая компания». При этом, в таких счетах указано начисление платы за потребленную электроэнергию как в жилых помещениях, так и в местах общего пользования.Таким образом, существующая схема взаимоотношений между потребителями коммунальной услуги электроснабжения, управляющими организациями и ресурсоснабжающей организацией ОАО «Нижегородскаясбытовая компания» свидетельствует о том, что фактически отношения по поставке электроэнергии имеют место между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах и ОАО «Нижегородская сбытовая компания».В многоквартирных домах города Дзержинска с непосредственным способом управления исполнителем коммунальной услуги электроснабжения для собственников и нанимателей жилых помещений является сама ресурсоснабжающая организация ОАО «Нижегородская сбытовая компания». Счета за услуги электроснабжения жителям таких домов выставляет ОАО «Нижегородская сбытовая компания». В них также указывается начисление платы за потребленную электроэнергию как в жилых помещениях, так и в местах общего пользования. Получателем платежа в соответствии со счетами является ОАО «Нижегородская сбытовая компания».В связи с изложенным, именно ОАО «Нижегородская сбытовая компания» осуществляет выставление счетов на оплату услуг и взимание платы по ним с нарушением норм действующего законодательства и, соответственно, нарушает права граждан, проживающих в многоквартирных домах, электроснабжение которых обеспечивается ОАО «Нижегородская сбытовая компания».В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.Игнорирование ОАО «Нижегородская сбытовая компания» требований жилищного законодательства противоречит конституционному принципу обязательного соблюдения законодательства, установленному ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, и нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся в обеспечении закона, единства и укрепления законности.Кроме того, незаконная деятельность ОАО «Нижегородская сбытовая компания» нарушает права неопределенного круга лиц, а именно: граждан -потребителей коммунальной услуги электроснабжения, являющихся жителями многоквартирных домов городского округа город Дзержинск, снабжение электричеством которых осуществляет ОАО «Нижегородская сбытовая компания», поскольку перечень потребителей постоянно изменяется (смена собственника, рождение или смерть гражданина, расторжение договора найма и др.).Изложенная ситуация влечет негативные последствия в виде несения необоснованных расходов по оплате денежных средств за электроснабжение мест общего пользования. Наиболее значительно это отражается на социально незащи_щенных слоях населения, имеющих незначительных доход, многодетных семьях.В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.В качестве способа защиты гражданского права в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть использован способ пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Просит признать незаконными действия ОАО «Нижегородская сбытовая компания» по начислению платы за электроснабжение мест общего пользования исходя из норматива потребления 7 кВт в час на 1 человека в месяц и 14 кВт в час на 1 человека в месяц в случае оборудования дома лифтовым оборудованием, по выставлению счетов на оплату услуг энергоснабжения и взиманию платы по ним гражданам при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета.Обязать ОАО «Нижегородская сбытовая компания» прекратить начисление платы за электроснабжение мест общего пользования исходя из норматива потребления 7 кВт в час на 1 человека в месяц и 14 кВт в час на 1 человека в месяц в случае оборудования дома лифтовым оборудованием, выставление счетов на оплату услуг энергоснабжения и взимание платы по ним гражданам городского округа город Дзержинск при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета.

В судебном заседании помощник прокурора города Дзержинска Чупланова О.В. исковые требования поддержала частично, пояснила, что в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ оплата коммунальных услуг гражданами должна производиться, исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии по нормативу потребления. Гражданам в городе Дзержинске при наличии у них индивидуальных приборов учета и при отсутствии общедомовых приборов учета с 2010 года плата за электроснабжение мест общего пользования стала выставляться по нормативу потребления, установленному Постановлением Правительства Нижегородской области № 244. Указанная ситуация является неправильной, противоречит общей норме Правил предоставления коммунальных услуг, содержащейся в пункте 16, которым регулируется рассматриваемая ситуация. На основании данной нормы гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета, не может выставлять плата за места общего пользования по нормативу. Данная ситуация имеет место как в домах, где выбран способ управления в виде непосредственного управления многоквартирным домом, так и управляющей компанией. Независимо от выбранного способа управления многоквартирным домом расходы на содержание мест общего пользования в многоквартирных домах должны нести граждане, весь вопрос в том, каким образом данная оплата должна рассчитываться. Пока не установлены общедомовые приборы учета, необходимо руководствоваться пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг, подобное положение должно подвигнуть граждан на установление общедомовых приборов учета с целью оплаты мест общего пользования в соответствии с законом. В любом случае применяемый норматив учитывать нельзя, поскольку в Постановлении Правительства Нижегородской области № 244 он указан с целью разъяснения норматива потребления электроэнергии для граждан, не имеющих индивидуальных приборов учета. Ответчик независимо от выбранного способа управления многоквартирного дома является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению мест общего пользования. Управляющими компаниями с гражданами не оформлены договорные отношения по поставке коммунальных услуг, они не несут ответственности за поставку ресурса, квитанции на оплату электроэнергии гражданами поступают от ответчика, о существовании агентских договоров между управляющими компаниями и ответчиком граждане не знают, поэтому ситуация способствует рассмотрению ответчика как исполнителя коммунальных услуг. Управляющими компаниями заключены с ответчиком договоры на поставку электроэнергии в места общего пользования многоквартирных домов, но эти договоры формальные, договоры на поставку электроэнергии в квартиры граждан между управляющими компаниями и ответчиком отсутствуют. При непосредственном управлении многоквартирным домом ответчик так же является исполнителем коммунальной услуги по факту снабжения как мест общего пользования, так и жилых помещений электроэнергией. С 01.12.2011 года в домах, в которых выбран способ управления - управляющей компанией, гражданам перестали выставляться счета на оплату электроснабжения мест общего пользования, агентские договора расторгнуты, поэтому требования об обязании ответчика прекратить начисление платы за электроснабжение мест общего пользования исходя из норматива потребления 7 кВт в час на 1 человека в месяц и 14 кВт в час на 1 человека в месяц в случае оборудования дома лифтовым оборудованием, выставление счетов на оплату услуг энергоснабжения и взимание платы по ним гражданам городского округа город Дзержинск при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в домах с выбранным способом управления - управляющей компанией, не поддерживает.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, представил отзыв, согласно которому, доводы прокурора о незаконности предъявления ответчиком гражданам начислений за электроэнергию, израсходованную на освещение мест общего пользования, то есть сверх объемов, зафиксированных индивидуальным прибором учета и о необходимости соблюдения требований пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, уже были предметом судебного исследования в  в рамках дела №С учетом выводов, содержащихся в судебном акте, вступившим в законную силу 19 декабря 2011 года, доводы прокурора города Дзержинска и  о необходимости применения в расчетах с гражданами пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам являются необоснованными и основаны на ошибочном применении норм действующего законодательства.Применение к отношениям между ответчиком (ресурсоснабжающей организацией) и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, не имеющих общедомовых (коллективных) приборов учета электроэнергии, пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ответчика ответственности за потери в электрических сетях дома и за потребление электроэнергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования, находящихся в долевой собственности жителей таких многоквартирных домов.Кроме того, данный подход лишает смысла установку общедомового прибора учета электрической энергии, по показаниям которого должны осуществляться расчеты между ОАО «Нижегородская сбытовая компания» и собственниками квартир в указанном доме, а между тем такая обязанность установлена Федеральным законом РФ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ (ред. от 12.12.2011 года) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Прокурор не желает учитывать, что точкой поставки при снабжении жильцов многоквартирного дома электроэнергией является внешняя граница стены дома, а не индивидуальный прибор учета. Данное утверждение ответчика подтверждено многочисленной судебной практикой (Постановление  от 06.10.2009 года №,  от 08.12.2008 года №,  от 31.07.2008 года по делу №Довод прокурора о нарушении ответчиком при осуществлении расчетов за электроэнергию с гражданами, избравшими управляющую организацию, положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (пункта 16) не соответствуют действительности, рассматривались в ходе производства по указанному выше административному делу, возбужденному прокурором города Дзержинска. Административный орган, рассматривавший дело, установил отсутствие в действиях ответчика нарушений действующего законодательства. Так же в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что до 2010 года расходы по энергоснабжению на места общего пользования были включены в состав платы за содержание и ремонт жилья, управляющие компании приобретали энергию у поставщика, оплата данной услуги не шла в квитанциях отдельной строкой. С 2010 года оплата энергоснабжения мест общего пользования не подлежала включению в состав платы за содержание жилья, стала оплачиваться не из квадратных метров жилой площади, а из расчета кВт в час на человека. Ответчик не является исполнителем коммунальной услуги, а является ресурсоснабжающей организацией, которая не отвечает за обслуживание внутридомовых сетей. Точка поставки энергии ресурсоснабжающей организацией это граница разделения сетей балансовой принадлежности дома, где и должен определяться объем поставленной энергии ресурсоснабжающей организацией. При непосредственном управлении многоквартирным домом каждый гражданин ввиду его обязанности нести бремя содержания общего имущества многоквартирного дома, должен оплатить поставленную на дом энергию. И в данной ситуации пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг не применим, поскольку установленные в жилых помещениях индивидуальные приборы учета не отражают объем поставленной энергии в места общего пользования, применение пункта 16 в ситуации отсутствия общедомового прибора учета означает перенесение точки поставки к границам жилых помещений, что неправильно. Поскольку отсутствует общедомовой прибор учета, то определение оплаты энергии на места общего пользования возможно лишь по нормативу, который на данный момент определен в Постановлении Правительства Нижегородской области № 244. Заключая договоры управления домом управляющей организацией, граждане фактически передали в ведение управляющих компаний право на обеспечение коммунальной услугой энергоснабжения дома как исполнителю. В свою очередь управляющие компании с ответчиком заключили договоры поставки энергии в места общего пользования, где управляющие компании покупают у ответчика энергию. Для удобства расчетов между управляющими организациями и ответчиком заключены агентские договора на выставление ответчиком квитанции на оплату энергии за места общего пользования. То есть граждане состоят в правоотношениях по поставке энергии в места общего пользования с управляющими компаниями, а не с ответчиком, который, выставляя квитанции, действовал по поручению управляющих компаний на основании агентских договоров. Поэтому в данной ситуации, где выбран способ управления управляющей компанией, требования прокурора заявлены к ненадлежащему ответчику. В настоящее время агентские договоры расторгнуты.

Представитель третьих лиц ООО «Мой дом», ООО «ЖилКомБыт», ООО «Квартал», ООО «Уютный дом», ООО «Квартал-Прогресс», ООО «Дзержинская обслуживающая компания», ООО «Коммунальный стандарт», ООО «Домовой» по доверенностям Самойлов А.П. исковые требования не поддержал, суду пояснил, что по данному вопросу в апреле 2011 года в адрес управляющих компаний было представление прокурора, на который был дан ответ с изложением позиции управляющих компаний. Рассматриваемый вопрос оплаты энергии при отсутствии общедомовых приборов учета не предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг, но пункт 16 Правил в данной ситуации не применим, так как тогда граждане освобождаются от оплаты содержания мест общего пользования. Указанная ситуация не только не стимулирует граждан на установку общедомового прибора учета, но и ведет к банкротству управляющих компаний, которые должны производить оплату по заключенным договорам энергоснабжения мест общего пользования ресурсоснабжающей организации, которую не будет волновать, как производят оплату мест общего пользования граждане. В ответе прокурору было указано на неправильную трактовку пункта 16 Правил, нельзя рассматривать возможность применения только пункта 16 Правил при отсутствии общедомового прибора учета. Объем потребленного ресурса должен быть оплачен гражданами по приборам учета на границе балансовой принадлежности, а при отсутствии прибора учета - по нормативу потребления, перенесение границы оплаты лишает всякого смысла установку общедомового прибора учета. Управляющими компаниями был сделан вывод, что при отсутствии общедомового прибора учета и наличии индивидуальных приборов учета самый справедливый вариант оплаты энергии в квартире по индивидуальному прибору учета, а в местах общего пользования - по нормативу потребления. Управляющими компаниями с ответчиком заключены договоры поставки электроэнергии в места общего пользования, то есть коммунальные услуги гражданам по энергоснабжению мест общего пользования оказывают управляющие компании. Ответчик лишь выставляет счета на основании агентских договоров по поручению управляющих компаний, граждане непосредственно производят оплату ответчику, но впоследствии управляющие компании с ответчиком производят взаиморасчеты. В январе и феврале 2010 года до заключения агентских договоров квитанции выставляли управляющие организации. Кроме того отметил, что жилищные правоотношения предполагают равенство прав граждан, однако при постановке вопроса о том, что граждане, имеющие индивидуальные приборы учета не должны производить оплату мест общего пользования, ставит в неравное положение граждан, не имеющих общедомовые приборы учета, которые производят оплату энергии по нормативу, в том числе и за места общего пользования.

Представитель третьего лица ООО «ЖК Сервис» по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не поддержала, суду пояснила, что до 2010 года освещение мест общего пользования оплачивалось гражданами в составе платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. В связи с разъяснением Министерством регионального развития, с 2010 года плата за освещение мест общего пользования стала выставляться отдельной строкой как коммунальная услуга. Объем потребления энергии в квартире, который учитывает индивидуальный прибор учета, это не тот объем, который потреблен домом. В отсутствии общедомового прибора учета объем энергии на места общего пользования должен оплачиваться по нормативу, и с 01.01.2010 года ими выставлялись квитанции гражданам по оплате энергии на места общего пользования по нормативу. С ответчиком был заключен договор на поставку энергии, то есть управляющая компания покупала энергию у ответчика. Впоследствии 01.07.2010 года с ответчиком был заключен агентский договор по выставлению квитанций гражданам и сбору оплаты. Расчет по купленной у ответчика энергии производился в соответствии с заявленным ответчиком расчетом, компенсировалось за счет произведенной оплаты гражданами. В настоящее время агентский договор расторгнут.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Наш дом» по доверенности Тухалина Е.Е. в судебном заседании исковые требования не поддержала, суду пояснила, что между управляющей компанией и ответчиком был заключен договор на поставку энергии, затем был заключен агентский договор. Ранее в тарифе за содержание и ремонт было заложено освещение мест общего пользования.

Представитель третьих лиц ООО «Жилстрой», ООО «Жилпром» по доверенностям ФИО4 в судебном заседании просил решение принять на усмотрение суда.

Представители третьих лиц ООО «Сантехник», ООО «Городская управляющая компания№» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены, что подтверждается уведомлениями организации почтовой связи. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся третьих лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ответчик ОАО «Нижегородская сбытовая компания» является гарантирующим поставщиком электрической энергии для потребителей города Дзержинска Нижегородской области. Прокуратурой города Дзержинска была проведена проверка действий управляющих организаций города, связанных с начислением гражданам платы за освещение мест общего пользования. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в 2010 году ОАО «Нижегородская сбытовая компания» с рядом жилищных организаций города Дзержинска, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, были заключены агентские договоры (поручения). Один агентский договор (поручение) с ООО «Сантехник» был заключен 04.02.2011 года.В соответствии с условиями таких договоров, управляющие организации поручили ОАО «Нижегородская сбытовая компания» от своего имени, но за счет управляющих компаний, в том числе предоставлять собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах города Дзержинска, избравшим соответствующую управляющую организацию, коммунальную услугу по электроснабжению освещения мест общего пользования, а также по электроснабжению электрического оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов.Также в соответствии с заключенными агентскими договорами ОАО «Нижегородская сбытовая компания» оказывает управляющим организациям - принципалам по таким договорам, услуги по начислению платы за электроснабжение мест общего пользования по нормативам потребления,утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 19.07.2007 №244.Агентские договоры (поручения), заключенные с ООО «Мой дом», ООО «ЖилКомБыт», ООО «Квартал», ООО «Квартал-Прогресс», ООО «Уютный дом», ООО «Дзержинская обслуживающая компания», ООО «Коммунальный стандарт», ООО «Домовой», ООО «Городская управляющая компания № 1», вступили в силу с 01.03.2010 года.Агентские договоры (поручения), заключенные с ООО «Жилстрой», ООО «Жилпром», ООО «ЖК Сервис», ООО «Управляющая компания «Наш дом», вступили в силу с 01.07.2010 года. Агентский договор (поручение), заключенный с ООО «Сантехник», вступил в силу с 01.03.2011 года.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокурорской проверки в отношении ОАО «Нижегородская сбытовая компания» прокурором города Дзержинска было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, по вопросу незаконности начисления гражданам города Дзержинска оплаты за освещение мест общего пользования, направленного для рассмотрения в . В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что между ОАО «Нижегородская сбытовая компания» и управляющими компаниями города Дзержинска заключены договоры энергоснабжения электрической энергией мест общего пользования: ООО «Квартал-Прогресс» - договор энергоснабжения от 18.11.2009 года №, ООО «Уютный дом» - договор энергоснабжения от 18.11.2009 года №, ООО «Коммунальный стандарт» - договор энергоснабжения от 18.11.2009 года №, ООО «Дзержинская обслуживающая компания» - договор энергоснабжения от 18.11.2009 года №, ООО «ЖилКомБыт» - договор энергоснабжения от 18.11.2009 года №, ООО «Мой дом» - договор энергоснабжения от 18.11.2009 года №, ООО «Квартал» - договор энергоснабжения от 18.11.2009 года №, ООО «Домовой» - договор энергоснабжения от 19.11.2009 года №, ООО «ЖК Сервис» - договор энергоснабжения от 01.07.2007 года №, ООО «Жилстрой» - договор энергоснабжения от 01.01.2009 года №, ООО «Жилпром» - договор энергоснабжения от 25.06.2009 года №, ООО «Управляющая компания «Наш дом» - договор энергоснабжения от 01.07.2009 года №. В рамках таких договоров управляющие организации приобретали электроэнергию у ОАО «Нижегородская сбытовая компания» как исполнители коммунальных услуг с целью последующей реализациейэлектроэнергии гражданам-потребителям для электроснабжения мест общего пользования.

Так же в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что с 01.03.2010 года ОАО «Нижегородская сбытовая компания» начисляет плату за электроснабжение мест общего пользования потребителям, проживающим в многоквартирных домах с непосредственным способом управления, выставляя квитанции на ее оплату.

Населению города Дзержинска независимо от выбора способа управления многоквартирными домами, начисление платы за электроснабжение мест общего пользования при отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета в многоквартирных домах гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета, производится исходя из норматива потребления 7 кВт в час на 1 человека в месяц и 14 кВт в час на 1 человека в месяц в случае оборудования дома лифтовым оборудованием.

Прокурор города Дзержинска просит признать указанные действия ответчика незаконными и обязать ответчика прекратить начисление платы за электроснабжение мест общего пользования исходя из норматива потребления 7 кВт в час на 1 человека в месяц и 14 кВт в час на 1 человека в месяц в случае оборудования дома лифтовым оборудованием, выставление счетов на оплату услуг энергоснабжения и взимание платы по ним гражданам городского округа город Дзержинск при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета.

Согласно статье 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (часть 1).

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3).

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьей 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги (часть 1).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (часть 2).

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает способы управления многоквартирным домом. Согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

При непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ).

К данным отношениям применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 548 Гражданского кодекса РФ).

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник помещения в данном случае является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Положения абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам содержат специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Пункт 21 Правил определяет порядок размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, а пункт 19 Правил - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, когда размер платы за потребленные ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.

Установленный порядок является обязательным как для ресурсоснабжающей организации, так и для каждого, кто к ней обратится для заключения договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении.

Доводы прокурора о незаконности действий ОАО «Нижегородская сбытовая компания» по начислению и взиманию платы за энергоснабжение мест общего пользования гражданам при отсутствии общедомового прибора учета по нормативу потребления в случае непосредственного управления многоквартирного дома со ссылкой на пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг судом не принимается.

Пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Общедомовые затраты могут быть учтены, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Оплата собственниками потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод по индивидуальным приборам учета при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета не учитывает общедомовые затраты, поскольку не установлены на границе сетей. Применение к отношениям между ОАО «Нижегородская сбытовая компания» и собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности до границ помещений, находящихся в собственности граждан, и, следовательно, возложение на ОАО «Нижегородская сбытовая компания» ответственности за потери в сетях, находящихся в непосредственном управлении собственников помещений многоквартирного дома. Кроме того, такой подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета энергии, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между ОАО «Нижегородская сбытовая компания» и потребителями.

Рассматривая во взаимосвязи положения пункта 19 и абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг, следует сделать вывод, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную электрическую энергию за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы собственникам многоквартирного дома при непосредственном управлении определяется исходя из нормативов потребления.

В этой связи доводы прокурора о противоречии такой формы оплаты положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ являются несостоятельными. Согласно данной норме размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения. А, как уже указывалось выше, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с пунктом 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека. Указанный показатель является условно-расчетной величиной для определения норматива потребления. Постановлением Правительства Нижегородской области № 244 от 19.07.2007 года определен норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета электрической энергии, в том числе установлен расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, который определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека.

При установленности обязанности собственников помещений многоквартирного дома в полном объеме производить оплату общедомовых затрат, суду не представлено доводов неправомерности выставления ответчиком при отсутствии общедомового прибора учета собственникам помещений многоквартирного дома при непосредственном способе его управления оплаты энергоснабжения мест общего пользования по указанному нормативу потребления - 7 кВт в час на 1 человека в месяц и 14 кВт в час на 1 человека в месяц в случае оборудования дома лифтовым оборудованием. Не представлено доказательств и расхода энергии на общедомовые нужды собственниками помещений многоквартирных домов в меньшем размере, чем выставлено ресурсоснабжающей организацией к оплате, либо доказательств иного порядка расчетов.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора применительно к отношениям по поставке энергии ответчиком собственникам многоквартирных домов при непосредственном способе их управления.

Относительно требований прокурора по признанию действий ответчика по начислению платы за электроснабжение мест общего пользования исходя из норматива потребления 7 кВт в час на 1 человека в месяц и 14 кВт в час на 1 человека в месяц в случае оборудования дома лифтовым оборудованием, по выставлению счетов на оплату услуг энергоснабжения и взиманию платы по ним гражданам при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета незаконными применительно к домам с выбранным способом управления - управляющая компания, суд отмечает следующее.

В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно статье 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи (часть 4).

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи (пункт 7).

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1).

Статьей 1005 ГК РФ предусмотрено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Как установлено судом, между управляющими компаниями города и ответчиком были заключены договора по поставке в многоквартирные дома энергии в места общего пользования за плату. Впоследствии управляющими компаниями города с ответчиком были заключены агентские договора на предоставление за счет управляющих компанийсобственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах города Дзержинска коммунальных услуг по электроснабжению освещения мест общего пользования, а также по электроснабжению электрического оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, и услуги по начислению платы за электроснабжение мест общего пользования по нормативам потребления,утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 19.07.2007 №244. То есть ответчик по агентскому договору принял на себя функции по предоставлению энергии в места общего пользования и взимания платы за услуги, которые фактически осуществляют управляющие компании в соответствии с договорами управления многоквартирным домом, заключая договора поставки энергии в многоквартирные дома.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку ответчик производил действия по выставлению счетов и взиманию платы с граждан в домах с выбранным способом управления - управляющей организацией, не самостоятельно, а по поручению управляющих компаний на основании заключенных договоров, законность указанных договоров не оспорена, действия ОАО «Нижегородская сбытовая компания» не являются незаконными.

В материалы дела представлены письма ответчика в адрес управляющих компаний о прекращении агентских договоров с 01.01.2012 года, вследствие чего отсутствует предмет спора по требованиям об обязании ответчика прекратить начисление платы за электроснабжение мест общего пользования исходя из норматива потребления 7 кВт в час на 1 человека в месяц и 14 кВт в час на 1 человека в месяц в случае оборудования дома лифтовым оборудованием, выставление счетов на оплату услуг энергоснабжения и взимание платы по ним гражданам городского округа город Дзержинск при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в домах с выбранным способом управления - управляющей компанией.

Таким образом, суд не находит оснований и для удовлетворения требований прокурора применительно к отношениям по поставке энергии ответчиком собственникам многоквартирных домов при способе их управления - управляющей компанией.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Прокурора города Дзержинска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ОАО «Нижегородская сбытовая компания» о признании незаконными действий по выставлению населению города Дзержинска счетов на оплату электроснабжения мест общего пользования отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Дзержинский городской суд в апелляционном порядке.

Судья п.п. Н.А.Воробьева

Копия верна:

Судья Н.А.Воробьева

Секретарь: Е.А.Андрианова