Ессентукский городской суд Ставропольский край
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ессентукский городской суд Ставропольский край — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2011 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.
при секретаре Пилипенко С.П.,
с участием: истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки ФИО3, представителя ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК - ФИО4, представителя ответчика ООО «Городское земельное бюро» г. Ессентуки - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю, ООО «Городское земельное бюро» о признании незаконными постановки земельного участка на кадастровый учет, проведенных работ по формированию земельного участка и их отмене, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации г. Ессентуки, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК, ООО «Городское земельное бюро» о признании незаконными постановки земельного участка с кадастровым номером *** на кадастровый учет, проведенных работ по формированию земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья и их отмене.
В обоснование заявленных требований истец ФИО1 указала, что на основании договора купли продажи от *** ей принадлежит земельный участок площадью *** кадастровый номер ***, расположенный по адресу ***, город А.Ю., *** Договор купли- продажи зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по ***, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** сделана запись регистрации *** и выдано свидетельство ***. На основании договора купли продажи от ***, декларации об объекте недвижимого имущества от ***, ей принадлежит сарай площадью *** кв.м., кадастровый номер *** право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по ***, о чем *** в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации *** и выдано свидетельство ***. Сарай расположен на указанном земельном участке. Этот земельный участок был приобретен ею у гражданки Е.Н., которой он принадлежал на праве собственности, на основании постановления главы города А.Ю. *** от ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от *** *** ***, выданнм Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, запись о регистрации ***
***, рядом с ее земельным участком стали вестись подготовительные строительные работы, а именно рытье котлована под строительство многоквартирного жилого дома, застройщики ей сообщили, что ее земельный участок также теперь будет использован под строительство указанного дома. Для разъяснения ситуации она обратилась в администрацию города Ессентуки, письмом Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от *** был дан ответ, согласно которому принадлежащий ей земельный участок, согласно генплану входит в земельный участок, сформированный под строительство многоквартирного жилого дома для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, с кадастровым номером ***. При подготовке документов регистрирующим и кадастровым органами была предоставлена информация, позволяющая сформировать данный земельный участок и поставить его на кадастровый учет. Изъятие ее земельного участка для муниципальных нужд не производилось.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Северо-Кавказское Агентство по Геодезии и Землеустройству» *** - местоположение земельного участка с кадастровым номером *** определено согласно генеральному плану Управления архитектуры и градостроительства администрации города А.Ю., свидетельств о государственной регистрации права и кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером ***, выполнена топографическая съемка границ земельного участка с привязкой к существующим пунктам государственной геодезической сети ***, определены координаты поворотных точек границы земельного участка с точностью *** (координаты поворотных точек границы земельного участка приведены в карте плане), при сопоставлении координат повторных точек границ земельного участка с кадастровым номером *** и координат повторных точек границ земельного участка с кадастровым номером *** выявлено наложение границ, а именно земельный участок с кадастровым номером *** полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером *** имеющим уточненные границы и площадь, с разрешенным использованием под строительство многоквартирного жилого дома. Изъятие ее земельного участка для муниципальных нужд не производилось.
Считает, что ее фактически лишают собственности, а именно земельного участка и сарая, расположенных по адресу: ***, *** проведенные работы по формированию под строительство многоквартирного жилого дома для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья с кадастровым номером *** и постановка его на кадастровый учет незаконны.
Впоследствии в качестве соответчика по делу привлечен Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки; ФИО1 дополнены исковые требования, она также просит возложить на Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки обязанность обратиться с заявлением в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ***
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала свои исковые требования в полном объеме, а также пояснила, что она обратилась в суд в соответствии со ст. 3 ГПК РФ за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. Незаконно проведенные работы ООО «Земельное городское бюро» по формированию земельного участка с кадастровым номером *** и постановка его ФГУ «Земельная кадастровая палата» по *** на кадастровый учет, а также бездействие Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки лишают ее возможности осуществить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ***. Комитет по муниципальной собственности г. А.Ю. своими действиями признает пересечение земельных участков, но ничего не предпринимает, более того, хочет признать сделку купли-продажи, на основании которой ею приобретен земельный участок, недействительной.
На основании изложенного просит признать незаконными и отменить проведенные ООО «Городское земельное бюро» работы по формированию земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья с кадастровым номером ***, постановку его ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК на кадастровый учет, возложить на Комитет по муниципальной собственности *** обязанность обратиться с заявлением в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по *** о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ***, а также возместить за счет ответчиков расходы по оплате услуг представителя в размере ***, по оплате госпошлины в размере *** за проведение заключения кадастрового инженера, *** по оплате ее проезда из *** в г. А.Ю., в связи с разбирательством данного дела.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по надлежащим образом оформленной доверенности ФИО2 поддержал позицию своего доверителя.
Представитель ответчика Администрации г. Ессентуки в судебное заседание не явился, направив отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г. Ессентуки, отказать в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Ессентуки, считая ее ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании представитель ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка с ***, обосновав свои возражения следующим.
На основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости *** от *** и приложенных к нему документов, а именно межевого плана от ***,
ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю принято решение об осуществлении кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: г. А.Ю., ***, площадью *** с присвоением кадастрового номера ***, ввиду отсутствия нарушений, противоречий и несоответствий Федеральному закону от *** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от *** *** и Приказу «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы и извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» от *** ***. В соответствии с Законом о кадастре орган кадастрового учета принимает решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, а также об отказе в осуществлении кадастрового учета только в случае, если такое решение допускается в соответствии с правилами ст.26 и ст.27 Закона о кадастре. В связи с тем, что причины, которые могли бы послужить основанием для принятия отрицательного решения, выявлены не были, органом кадастрового учета принято решение об осуществлении кадастрового учета вышеуказанного земельного участка. С учетом изложенного, считает, что постановка земельного участка, расположенного по адресу: г. А.Ю., ***, площадью ***.м., является законной и отмене не подлежит. Вместе с тем, в случае обнаружения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Закона воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является кадастровой ошибкой (далее - кадастровая ошибка в сведениях). В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях. В соответствии с частью 5 ст.4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок подачи в орган кадастрового учета заявления об учете изменений объектов недвижимости определен ст. 20-25 Закона о кадастре. Таким образом, в случае подачи заявления от Комитета по муниципальной собственности администрации города А.Ю. с приложением Межевого плана, подготовленного для исправления кадастровой ошибки, орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки. Согласно решению о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости от *** *** выявлено, что границы *** земельного участка с кадастровым номером *** пересекают границы временного земельного участка с кадастровым номером ***, имеющего уточненную площадь. Возможно, допущена ошибка при проведении кадастровых работ по земельному участку с кадастровым номером *** или с кадастровым номером ***. Орган кадастрового учета может выявить наличие пересечения границ по представленным межевым планам, но соответствуют ли они фактическому местоположению границ, орган кадастрового учета проверить не может, в силу отсутствия на это полномочий.
В данном случае, только экспертное независимое учреждение может установить в каком из двух межевых планах, допущена кадастровая ошибка и в чем именно она заключается. В любом случае, это не говорит о незаконности постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, ввиду отсутствия нарушений, противоречий и несоответствий Федеральному закону от *** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от *** *** и Приказу «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы и извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» от *** ***.
Что касается требования истца об обязании Комитета по муниципальной собственности администрации города Ессентуки обратиться с заявлением в ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ***, ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю просит принять решение на усмотрение суда, пояснив следующее.
В настоящее время, сведения о земельном участке с кадастровым номером *** носят временный характер. В соответствии с Законом о кадастре, аннулировать сведения о земельном участке в государственном кадастре недвижимости, орган кадастрового учета вправе, только в том случае, если при истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет не осуществлена государственная регистрация прав на него, что предусмотрено ч.4 ст.24 Закона о кадастре для земельных участков, сведения о которых носят временный характер. Согласно ч.2 ст. 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о кадастре в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. Таким образом, в случае подачи в орган кадастрового учета заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ***, сведения о данном земельном участке могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Представитель ответчика ООО «Городское земельное бюро» ФИО5 в судебном заседании исковые требования ФИО1 о признании незаконными и отмене проведенных ООО «Городское земельное бюро» работ по формированию земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья с кадастровым номером *** не признала, пояснила, что на основании письма Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки от *** ***з, Общество выполнило заказ, сформировав земельный участок, расположенный по адресу: г. А.Ю., ***, площадью *** При подготовке межевого плана на данный объект недвижимости, отсутствовали нарушения требований Приказа Минэкономразвития России от ****** «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», Федерального закона от ******-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», что подтверждено принятым органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: г. А.Ю., *** площадью *** (ст.23Федерального закона от ******-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости»).
При выполнении заказанных работ Обществом подготовлена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Согласно требованиям пунктов 2 и 3 постановления Главы города Ессентуки от *** *** «Об утверждении формы Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории», схема согласована *** с начальником УАиГ г. ФИО6 и утверждена *** председателем комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки. Согласование утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, дает право Обществу продолжить работы по подготовке межевого плана. Межевой план выдан «Заказчику» ***. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ***, что подтверждает правильность выполнения кадастровых работ Обществом и соблюдения требований земельного законодательства. Межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ, в связи с
образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: ***, г. А.Ю., *** Исполняя общие требования к подготовке межевого плана, указанные Приказом Минэкономразвития России от ****** «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», кадастровые работы проведены на основании кадастрового плана территории (выписка из государственного кадастра недвижимости, кадастровый номер кадастрового квартала ***). В текстовой части действительно указан номер земельного участка в кадастровом квартале - ***, местоположение г. А.Ю., *** *** ( правообладатель данного земельного участка ФИО1), однако в графической части той же выписки, границы данного земельного участка не указаны, определить его местоположение не возможно из-за отсутствия графики и различия в указании местоположения, предъявленный суду кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером *** доказывает, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (графа 16 - особые отметки). Считает, что утверждение истца о выявленных наложениях границ земельного участка с кадастровым номером ***, имеющего уточненные границы и площадь, на земельный участок с кадастровым номером ***местоположение и границы которого не уточнены) не доказано.
Основанием для признания незаконности решений, действий и сделок является их несоответствие закону. Общество данные виды кадастровых работ выполняло, руководствуясь ст.ст.38,39 Федерального закона от 24..07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Земельным Кодексом Российской Федерации от *** № 136-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от *** № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Приказом Минэкономразвития России от ****** «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», постановлением Главы города А.Ю. от *** *** «Об утверждении формы Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории». В отношении требования истца об обязании Комитета по муниципальной собственности администрации города А.Ю. обратиться с заявлением в ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером *** просит принять решение на усмотрение суда.
Представитель Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки ФИО3 исковые требования ФИО1 не признал, пояснил, что в соответствии с генеральным планом развития муниципального образования города-курорта Ессентуки, согласно которому в перспективе по переулку Светлый в г. Ессентуки запланировано строительство многоквартирных жилых домов в целях реализации программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья, комитет по муниципальной собственности города, как отраслевой орган Администрации г. А.Ю., наделенный полномочиями по распоряжению муниципальной собственности, обратился в межевую организацию ООО «Городское земельное бюро» для того, чтобы данная организация в соответствии с требованиями земельного и иного законодательства РФ выполнила работы по формированию земельных участков по переулку Светлый под строительство многоквартирных жилых домов. Указанные работы ООО «Городское земельное бюро» выполнило, сформированные земельные участки были поставлены на кадастровый учет, одному из участков был присвоен кадастровый номер *** в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 221-ФЗ от *** «О государственном кадастре недвижимости». По истечению некоторого времени, ФИО1 обратилась в комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки с просьбой разобраться в ситуации как случилось то, что на земельный участок площадью 600 кв.м. принадлежащий ФИО1 на праве собственности расположенный по адресу: г. А.Ю. *** *** кад. № ***, произошло наложение другого земельного с кадастровым номером ***, местоположение которого, согласно сведениям ГКН - ***, на что ей ответили, что это явилось следствием отсутствия межевания границ принадлежащего ей земельного участка.
Как видно из кадастрового паспорта на земельный участок с *** ФИО1 в свое время пренебрегла правилами, установленными ст. ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, согласно которым «Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами», т.е. не установила (отмежевала) границы данного земельного участка. При этом действия комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки и администрации г. Ессентуки ни каким образом не нарушили прав ФИО1 и не имели такой цели поскольку, во первых сформированный земельный участок никому предоставлен не был, во вторых комитет заказывал работы по формированию земельных участков по адресу: г. А.Ю. ***, а не по адресу г. А.Ю. ***, где расположен земельный участок ФИО1 и таким образом комитет по муниципальной собственности не мог знать о том, что вновь сформированный земельный участок с кадастровым номером *** может «поглотить» уже ранее учтенный кадастровым органом земельный участок ФИО1 с кадастровым номером ***. Тем более, что решение о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет в соответствии со ст. 23 Федеральным законом № 221-ФЗ от *** «О государственном кадастре недвижимости» принимается органом кадастрового учета, а не органами местного самоуправления, следовательно, органы местного самоуправления не вышли за пределы своих и полномочий и не пренебрегли, в отличие от истца, и не нарушили ни одной нормы земельного и иного другого законодательства РФ. Таким образом, обвинения истца в том, что органы местного самоуправления г. А.Ю. лишили его собственности абсолютно необоснованны, тем более, что в настоящее время истец не может законно обоснованно указать точное местоположение своего земельного участка с ***.
В данном случае имеет место эксцесс исполнителя, т.е. чьи действия, в конечном счете, привели к нарушению чьих либо прав.
Более того, возникновение данной ситуации также может повлечь впустую трату довольно крупных денежных средств налогоплательщиков из городского бюджета, которые ранее были расходованы на проектную документацию, на работы по формированию земельного участка под строительство многоквартирных жилых домов.
Представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. А.Ю. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени слушания дела, ходатайство об отложении от него не поступало.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация являетсяединственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью ***, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, г. А.Ю., *** *** на основании договора купли-продажи от ***, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** сделана запись о регистрации ***, что подтверждается свидетельством ***.
По поручению главы Администрации г. Ессентуки на Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки возложены полномочия на обращения с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости - земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и постановке на кадастровый учет стратегически важных для города земельных участков, в том числе участка площадью *** кв.м под строительство многоэтажных многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья (письма *** Администрации г. А.Ю. от ***). В связи с чем, комитет по муниципальной собственности г. А.Ю. обратился в межевую организацию ООО «Городское земельное бюро» для проведения работ по формированию земельного участка под строительство многоквартирных жилых домов. Указанные работы ООО «Городское земельное бюро» выполнило, сформированный земельный участок площадью *** поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер ***.
Как следует из имеющегося в материалах дела заключения кадастрового инженера ООО «Северо-Кавказское Агентство по Геодезии и Землеустройству» г.Пятигорск - местоположение земельного участка с кадастровым номером *** определено согласно генеральному плану Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки, свидетельству о государственной регистрации права и кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером ***, выполнена топографическая съемка границ земельного участка с привязкой к существующим пунктам государственной геодезической сети ***, определены координаты поворотных точек границы земельного участка с точностью *** (координаты поворотных точек границы земельного участка приведены в карте плане), при сопоставлении координат повторных точек границ земельного участка с кадастровым номером *** и координат повторных точек границ земельного участка с кадастровым номером *** выявлено наложение границ: земельный участок с кадастровым номером *** полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером *** имеющим уточненные границы и площадь и разрешенное использование: под строительство многоквартирного жилого дома.
В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пунктам 22 и 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия). Пунктом 25 установлено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
При рассмотрении данного дела суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными постановки земельного участка с кадастровым номером *** на кадастровый учет ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ***, проведенных работ ООО «Городское земельное бюро» по формированию земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья и их отмене по следующим основаниям.
ФГУ «Земельная кадастровая палата» на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости *** от *** и приложенных к нему документов, а именно межевого плана от *** принято решение об осуществлении кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: г. А.Ю., ***, площадью *** с присвоением кадастрового номера ***, в виду отсутствия нарушений, противоречий и несоответствий Федеральному закону от *** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от *** *** и Приказу «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы и извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» от *** ***. В соответствии с Законом о кадастре орган кадастрового учета принимает решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, а также об отказе в осуществлении кадастрового учета только в случае, если такое решение допускается в соответствии с правилами ст.26 и ст.27 Закона о кадастре. В связи с тем, что причины, которые могли бы послужить основанием для принятия отрицательного решения выявлены не были, органом кадастрового учета принято решение об осуществлении кадастрового учета вышеуказанного земельного участка. В связи с чем, постановка земельного участка, расположенного по адресу: г. А.Ю., ***, площадью ***., произведена в соответствии с действующим законодательством и отмене не подлежит. Вместе с тем, в случае обнаружения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Закона воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости является кадастровая ошибка (далее - кадастровая ошибка в сведениях). В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В соответствии с частью 5 ст.4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Порядок подачи в орган кадастрового учета заявления об учете изменений объектов недвижимости определен ст. 20-25 Закона о кадастре.
Согласно решению о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости от *** *** выявлено, что границы *** земельного участка с кадастровым номером *** пересекают границы временного земельного участка с кадастровым номером ***, имеющего уточненную площадь. Возможно допущена ошибка при проведении кадастровых работ по земельному участку с кадастровым номером *** или с кадастровым номером ***. Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру, подготовившему документы о межевании. В целях устранения причин пересечения границ земельного участка, необходимо исправление кадастровой ошибки в определении местоположения границ земельного участка с *** (ГКУ проведен ***). Исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровой учете изменений указанного земельного участка и межевого плана, представленного в орган кадастрового учета представителем заявителя.
Таким образом, Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки вправе подать заявление с приложением нового межевого плана, подготовленного для исправления кадастровой ошибки, для того, чтобы орган кадастрового учета принял решение о необходимости устранения такой ошибки.
Далее, ООО «Городское земельное бюро» на основании письма ***з от *** Комитета по муниципальной собственности г. А.Ю. выполнило заказ, сформировав земельный участок по адресу: г. А.Ю., ***, площадью ***. При подготовке межевого плана на данный объект недвижимости отсутствуют нарушения требований Приказа Минэкономразвития России от ****** «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»,Федерального закона от ******-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости», что подтверждено принятым органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: г. А.Ю., ***, площадью ***. (Федеральный закон от ******-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости». При выполнении заказанных работ Обществом подготовлена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Согласно требований пунктов 2 и 3 постановления Главы города А.Ю. от *** *** « Об утверждении формы Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ( карте) территории», схема согласована *** начальником УАиГ г. Ессентуки ФИО6 и утверждена *** Председателем комитета по муниципальной собственности г. А.Ю.. Согласование утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, дает право Обществу продолжить работы по подготовке межевого плана. Межевой план выдан «Заказчику» ***. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера *** что подтверждает правильность выполнения кадастровых работ Обществом и соблюдения требований земельного законодательства. кадастровые работы проведены на основании кадастрового плана территории ( выписка из государственного кадастра недвижимости, кадастровый номер кадастрового квартала ***).
В текстовой части действительно указан номер земельного участка в кадастровом квартале - ***, местоположение г. А.Ю., *** уч. *** ( правообладатель данного земельного участка ФИО1 по предоставленным суду право устанавливающим документам), однако в графической части той же выписки, границы данного земельного участка не указаны, определить его местоположение не возможно из за отсутствия графики и различия в указании местоположения: Предъявленный суду кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером *** доказывает, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства ( графа 16 - особые отметки. Действия ООО «Городское земельное бюро» законны, выполнены в соответствии с ст.ст. 38, 39. Федерального закона от 24..07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Земельным Кодексом Российской Федерации от *** № 136-ФЗ, ст. 6, Федерального закона от *** № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости», Приказом Минэкономразвития России от ****** « Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», постановлением Главы города А.Ю. от *** *** « Об утверждении формы Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ( карте) территории».
Вместе с тем, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ, суд считает, что истцом не доказаны и незаконность действий Администрации г. Ессентуки, а также то, чем названым ответчиком нарушены права и свободы ФИО1, либо созданы препятствия к их осуществлению.
Согласно ч.1 ст.11 ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
На основании положений ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Суд считает, что в данном случае права ФИО1 могут быть восстановлены путем возложения обязанности на Комитет по муниципальной собственности *** обратиться с заявлением в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по *** о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером *** по следующим основаниям.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Северо-Кавказское Агентство по Геодезии и Землеустройству» ***, имеющемуся в землеустроительной деле, представленном истцом, выявлено наложение границ: земельный участок с кадастровым номером *** полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером *** имеющим уточненные границы и площадь и разрешенное использование: под строительство многоквартирного жилого дома.
Не доверять либо оспаривать названное заключение инженера, имеющего специальные познания и использующим специальное оборудование, у суда нет оснований.
В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В рамках рассматриваемого судебного дела представитель ответчика Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки, фактически оспаривая пересечение границ спорных земельных участков, не ходатайствовал о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы, доказательств, опровергающих выводы кадастрового инженера, соответствующих и не противоречащих другим обстоятельствам дела, представителем ответчика не представлено.
Кроме того, из сообщения управления Архитектуры и градостроительства Администрации г. А.Ю. *** от *** следует, что согласно генплану застройки *** и генплану застройки квартала многоэтажными жилыми домами, земельный участок *** с кадастровым номером ***, расположенный в микрорайоне «Опытник», 1 очередь, расположен на территории земельного участка, имеющего кадастровый номер ***
Ссылки Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки на то, что земельный участок ФИО1 не сформирован, необоснованны, поскольку права ФИО1 на земельный участок *** подтверждены в установленном законом порядке, а землеустроительные работы могут быть проведены и впоследствии. Более того, в настоящее время ФИО1 лишена возможности осуществить кадастровый учет изменений своего земельного участка, установить его границы, что подтверждается решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК *** от *** о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости земельного участка с *** Комитет по муниципальной собственности города А.Ю. вправе подать заявление с приложением нового межевого плана, подготовленного для исправления кадастровой ошибки, для того, чтобы орган кадастрового учета принял решение о необходимости устранения такой ошибки, однако до настоящего времени им не предпринято никаких действий для этого.
Вместе с тем, в настоящее время, сведения о земельном участке с кадастровым номером *** носят временный характер. Согласно ч.2 ст. 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о кадастре в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, в случае подачи Комитетом по муниципальной собственности г. А.Ю. в орган кадастрового учета заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером *** сведения о данном земельном участке могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей, услуг представителя - в сумме ***, по оплате проезда истца, понесенными ею в связи с явкой в суд в размере *** копеек и по возмещению затрат за проведение заключения кадастрового инженера в сумме ***. Данные требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Расходы на проезд сторон, на оплату услуг представителя относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
ФИО1 понесены расходы по оплате госпошлины в сумме ***, что подтверждается соответствующей квитанцией. Как следует из представленных ФИО1 билетов на общую сумму ***, она приезжала в г. А.Ю. из *** для участия в судебной подготовке *** и в судебном заседании ***.
Истцом также понесены расходы по оплате за проведение заключения кадастрового инженера, представленного в суд, в размере *** рублей, что подтверждается платежным поручением *** от ***, договором подряда от ***. Так как Комитетом по муниципальной собственности г. А.Ю. во внесудебном порядке не был урегулирован настоящий спор с ФИО1, суд считает, что с него подлежат взысканию данные расходы.
Истцом оплачены также услуги представителя в размере ***, что подтверждается надлежащим образом заверенной копией квитанции *** от ***. Суд отмечает, что представителем истца было составлено исковое заявление, оказана помощь в суде, учитывает объем помощи, время ее оказания, сложность рассматриваемого дела, размеры ставок оплаты правовых услуг, применительно к определению размера гонорара, утвержденного решением Совета адвокатской палаты ***. С учетом результата настоящего дела суд считает возможным взыскать с ответчика - Комитета по муниципальной собственности г. А.Ю. понесенные ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в сумме ***, по оплате госпошлины - в размере ***, за заключение кадастрового инженера - в размере *** и по оплате проезда ФИО1 в сумме ***.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю, ООО «Городское земельное бюро» о признании незаконными постановки земельного участка на кадастровый учет, проведенных работ по формированию земельного участка и их отмене, возложении обязанности - удовлетворить в части.
Возложить обязанность на Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки обратиться с заявлением в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ***.
Взыскать с Комитета по муниципальной собственности *** в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в сумме ***, по оплате госпошлины - в размере ***, за проведенные кадастровые работы - в размере *** рублей и по оплате проезда в сумме ***.
В остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2011 года.
Председательствующий: