ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 10.03.2011 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2011 года г.Ставрополь

Ленинский районный суд г.Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Кононовой Л.И.,

При секретаре Мигалко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации гор. Ставрополя, администрации Ленинского района г. Ставрополя о признании незаконным отказа в признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма, признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы ФИО1, ФИО4, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились с иском в суд к ответчикам администрации гор. Ставрополя, администрации Ленинского района г. Ставрополя о признании незаконным отказа в признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма, признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма.

В обоснование своих исковых требований истцы указали, что ФИО1 как военнослужащий войсковой части 61697, состоит в списках военнослужащих войсковой части 61697, нуждающихся в получении жилого помещения. В соответствии с выпиской из протокола №16 от 22.09.2010 года, решением жилищной комиссии войсковой части 61697, ему и членам его семьи: жене ФИО2 и дочери ФИО5, в порядке очереди была распределена 2-х комнатная квартира № 71, расположенная по адресу: <...>. Вышеуказанная квартира находится в муниципальной собственности города Ставрополя. Ранее её занимал военнослужащий войсковой части 61697 ФИО6, освободивший данную квартиру в связи с увольнением по окончанию контракта и реализации Государственного Жилищного Сертификата. 04.10.2010 года командование войсковой части 61697 на имя главы г. Ставрополя направило обращение с просьбой о рассмотрении документов на распределение истцам квартиры № 71, расположенной по адресу: <...> и заключении с ними договора социального найма. 10.12.2010 года представителем войсковой части 61697 на руки была получена копия ответа за подписью руководителя жилищного управления ФИО7, в котором последний ссылаясь на нормы жилищного законодательства, отказал в заключении договора социального найма. Решение администрации города Ставрополя истцы считают незаконным и необоснованным, так оно противоречит положению, установленному п.5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, а также иным нормативно-правовым актам и установившейся судебной практики.

В судебном заседании истец ФИО1, действующий от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери ФИО8 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Истица ФИО4, представители третьих лиц - комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, отдела по охране прав детства администрации Ленинского района г.Ставрополя, своевременно и надлежаще извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились. В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Представитель ответчика - администрации гор. Ставрополя, действующий согласно доверенности ФИО9, заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с указанным законом обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. При вступлении в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, с 1 января 2005 года, с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений. Указанное обстоятельство подтверждается также определением Верховного Суда Российской Федерации № 6-В06-12 (обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за третий квартал -2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2006). Кроме того, обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2007 года отмечено, что Федеральный закон от 27 мая 1998 года, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства, но не обязывает орган местного самоуправления в предоставлении жилых помещений данной категории граждан. Статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет полномочия органов местного самоуправления только лишь в отношении муниципального жилищного фонда. По информации, полученной из комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя квартира №71, расположенная по адресу: <...>, значится в реестре муниципальной собственности. В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Учитывая изложенное, у администрации города Ставрополя отсутствуют правовые основания для предоставления квартиры № 71 по улице Беличенко, 8 другому военнослужащему войсковой части 61697. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Представитель ответчика - администрации Ленинского района гор. Ставрополя, действующий согласно доверенности ФИО10 заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии со ст. 49 Жилищного ко­декса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение го­сударственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма пре­доставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых поме­щениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии с Положением об администрации Ленинского района гор. Ставрополя, утвержденным постановлением главы г. Ставрополя от 21.02.2005 № 584, администрация района является территориальным органом местного само­управления, входящим в систему органов местного самоуправления г. Ставрополя, наделена полномочиями представлять на территории района муниципального жилищного фонда при заключении договора социального найма и не наделено полномочиями по принятию решений о предоставлении жилого помещения муни­ципального жилищного фонда. Указывает, что при наличии у истцов решения органов местного самоуправления о предоставлении жилого помещения муници­пального жилищного фонда - квартиры № 71 по ул. Беличенко д. 8 в г. Ставропо­ле, администрацией Ленинского района г, Ставрополя будет заключен договор социального найма на указанное жилое помещение.

Представитель 3-его лица - ФГУ «Вторая Ставропольская КЭЧ района» МО РФ, действующая согласно доверенности ФИО11 заявленные исковые требования поддержала, просит их удовлетворить. Суду пояснила, что ФИО1, состоит на компьютерном учёте ФГУ «Вторая Ставропольская КЭЧ района» МО РФ с 14.10.2008 года, согласно выписки из протокола № 16 от 22.09.2010 года заседания жилищной комиссии в/ч 616971 ФИО1 в порядке очереди была распределена 2х комнатная квартира, расположенная по адресу: <...>. Заявленные требования ФИО1, и членов его семьи к администрации г. Ставрополя и администрации Ленинского района г.Ставрополя о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма, считает полностью обоснованным, законными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Кроме того существует судебная практика, которая подтверждает незаконность аналогичных решений администраций муниципальных образований, так Конституционный суд РФ в определении от 25.12.2003 года № 453-0 разъяснил, что жилищное обеспечение военнослужащих осуществляется на основе специального законодательства и по специальным нормам. Военная служба по смыслу статей 59 и 72 (п. «т») Конституции РФ, представляет собой вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в порядке их жилищного обеспечения. ФЗ» 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан. Данные положения закреплены и в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2007 года (утверждённый постановлением Пленуму Верховного суда РФ от 01.08.2007 года. Положения п.5 ст. 15 ФЗ № 76-ФЗ не исключает участие органов местного самоуправления в распределении освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья. При этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Основываясь на приведённых выше положениях законодательства и имеющейся судебной практики отказ администрации г. Ставрополя, считает незаконным и необоснованным, так как в рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жильём из государственного или муниципального фонда законодательством предусмотрено право данной категории граждан на повторное заселение жилых помещений. Просит удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель 3-его лица войсковой части 61697 по доверенности ФИО12 в судебном заседании заявленные исковые требования просил удовлетворить, пояснив, что проходящий военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и являясь военнослужащим войсковой части 61697 старший лейтенант ФИО1, состоит на квартирном учете в ФГУ «Вторая Ставропольская КЭЧ района» МО РФ с 14 октября 2008 года. На основании заявления ФИО1, жилищная комиссия войсковой части, 22 сентября 2010 года распределила служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <...> в порядке очереди между военнослужащими части. Ранее данное жилое помещение было предоставлено в установленном порядке военнослужащему войсковой части ФИО6, которое он, (ФИО6) освободил после получения и оформления надлежащим образом Государственного Жилищного Сертификата. Решение жилищной комиссии войсковой части 61697 о предоставлении жилого помещения в порядке очереди военнослужащему части ФИО1, согласовано с руководством ФГУ «Вторая Ставропольская КЭЧ района» МО РФ и утверждено Начальником Ставропольского военного гарнизона. Обращение за исх. от 04.10.2010г. № 562 для оформления договора социального найма, командиром войсковой части 61697 своевременно направлено на имя главы администрации города Ставрополя. Направлено сообщение за исх. от 05.10.2010г. № 570 в жилищную группу ФГУ «Вторая Ставропольская КЭЧ района» МО РФ для учета и контроля очереди списка очередников на получение жилого помещения. На неоднократные обращения в адрес жилищного отдела администрации города Ставрополя, получить письменное сообщение или другой документ на обращение командира войсковой части за № 562, ответ чиновников администрации был однозначен: «вам отправлено письмо, ждите». Но только при личной явке 10.12.2010 г. в администрацию города Ставрополя, представитель войсковой части 61697 получил ксерокопию ответа документа за подписью, руководителя жилищного управления администрации города Ставрополя ФИО7 В этой ксерокопии документа однозначно трактуется руководителем жилищного управления ФИО7 отказ в праве, пользоваться военнослужащим ФИО1 жилым помещением по адресу: <...>, и отказ заключить с ним договор социального найма. В соответствие с частью 3 статьи 1 Жилищного Кодекса РФ жилищные права органов местного самоуправления могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. Предусмотрены различные способы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих в зависимости от их категории, времени поступления на военную службу, личного желания и других обстоятельств. В соответствие пункта 5 статьи 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ в случае, освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей, независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения. Семья военнослужащего старшего лейтенанта ФИО1 состоит из трёх человек: жена- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО3 Юлия,  г.р. Решение руководства администрации  незаконно и необоснованно, противоречит Конституции Российской Федерации, пункту 5 статье 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от  № 76-ФЗ, а так - же иным нормативно-правовым актам. Конституционный суд РФ в Определении от 25.12.2003 г. № 453-0 постановил: жилищное обеспечение военнослужащих осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Это оговаривается и в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2007г. Утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 01.08.2007 г. Просит удовлетворить заявленные исковые требования как законные и обоснованные.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и считает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 является военнослужащим войсковой части 61697, состоит в списках нуждающихся в получении жилого помещения. В соответствии с выпиской из протокола №16 от 22.09.2010 года, решением жилищной комиссии войсковой части 61697, ему и членам его семьи: жене ФИО2 и дочери ФИО5, в порядке очереди была распределена 2-х комнатная квартира № 71, расположенная по адресу: г. Ставрополь, ул. Беличенко, 8, которую ранее занимал военнослужащий ФИО6. 04.10.2010 года командование войсковой части 61697 обратилось к главе администрации г. Ставрополя с просьбой о рассмотрении документов на распределение истцам вышеуказанной квартиры и заключении с ними договора социального найма.

10.12.2010 года руководителем жилищного управления администрации г. Ставрополя ФИО7 сообщено, что освобо­дившаяся квартира состоит в реестре муниципальной собственности. В связи с чем распределение жилых помеще­ний в указанном доме возможно в соответствии с жилищным законодательством гражданам, состоящим в администрации г. Ставрополя на учете в качестве нуж­дающихся в жилых помещениях в порядке очередности.

30.06.2006 года Федеральным агентством по управлению федеральным иму­ществом принято распоряжение № 2881-р «О передаче объектов Ставропольской квартирно-эксплуатационной части военно-воздушных сил Министерства обороны РФ в муниципальную собственность г. Ставрополя Ставропольского края». В пе­речне передаваемых в муниципальную собственность г Ставрополя объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенного в г. Ставрополе и пос. Деми­но СК, утв. Распоряжением № 2881-р указан дом 8 по ул. Беличенко пос. Демино.

14.08.2008 г. Территориальным управлением по СК Федерального агентства по управлению федеральным имуществом принято распоряжение № 509 «О пе­редаче объектов Ставропольской КЭЧ района военно-воздушных сил Министер­ства обороны РФ в муниципальную собственность г. Ставрополя Ставропольского края». В перечне передаваемых в муниципальную собственность г. Ставрополя объектов, утв. распоряжением также указан дом 8 по ул. Беличенко пос. Демино.

31.08.2006 г. главой г. Ставрополя принято постановление № 2972 «О при­нятии в муниципальную собственность г. Ставрополя объектов Ставропольской КЭЧ района военно-воздушных сил МО РФ.

Указанные обстоятельства участниками судебного заседания не оспарива­ются.

В соответствии с п.5 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимае­мых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указан­ные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей, независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения.

Положения п.5 ст. 15 указанного закона не исключают участие органов местного самоуправления в распределении освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащими и членами их семей, что признано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья. При этом самостоятельность местного самоуправления распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

При этом положения п.5 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» законода­тельно установили право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими независимо от того, к государственному или му­ниципальному фонду относятся эти помещения, а также ограничили жилищные права органов местного самоуправления, возложив на них обязанность по пре­доставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда в случае освобождения этих помещений ранее их занимавшими другими военнослужащими.

Признавая действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в распределении истцам жилого помещения, незаконными, суд исходит из того, что вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют общегосударственное значение, а потому должны решаться соответственно государственными органами и органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.1, п.1 ч.1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения орга­нами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами, в том числе и военнослужащими, права на жилище и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и рас­поряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 3 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жи­лищные права органов местного самоуправления могут быть ограничены на ос­новании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в це­лях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По смыслу ст.ст. 59, 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обу­славливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в част­ности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

В соответствии с постановлением главы г. Ставрополя от 22.09.2006 года №3153 « О наделении правом представлять собственника муниципального жи­лищного фонда» администрация Ленинского района г. Ставрополя наделена правом представлять собственника муниципального жилищного фонда при за­ключении договоров социального найма.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иско­вых требований ФИО1, ФИО4, ФИО5 в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации гор. Ставрополя по отказу в заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: <...>.

Признать за ФИО1, ФИО2 и ФИО5 права пользования жилым помещением по ул. Беличенко, 8 кв. 71.

Обязать администрацию Ленинского района гор. Ставрополя заключить с ФИО1, ФИО2 и ФИО5 договор социального найма жилого помещения по ул.Беличенко,8, кв.71 в г. Ставрополе.

В остальной части заявленных исковых требований ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказать.

Мотивированное решение составлено 15 марта 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Л.И.Кононова