ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 10.08.2010 Хабаровского гарнизонного военного суда (Хабаровский край)

                                                                                    Хабаровский гарнизонный военный суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Хабаровский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2010 года г. Хабаровск

Хабаровский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Шаповалова Э.С., при секретаре Смирновой А.В., с участием заявительницы, ее представителя ФИО3 и представителя должностного лица ФИО2 и председателя жилищной комиссии войсковой части ##### майора ФИО1, в открытом судебном заседании, в расположении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащей войсковой части ##### младшего сержанта ФИО0 об оспаривании действий командира войсковой части ##### и жилищной комиссии этой же части, связанных с отказом заявительнице в постановке на учет в качестве военнослужащей, нуждающейся в получении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО0 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать неправомерным решение жилищной комиссии войсковой части ##### от 30 апреля 2010 года (протокол #####) и действия командира войсковой части ##### связанные с отказом в постановке ее на учет в качестве военнослужащей, нуждающейся в получении жилого помещения, и обязать командира войсковой части ##### и жилищную комиссию этой же части рассмотреть вопрос о принятии ее на учет в качестве военнослужащей, нуждающейся в получении жилого помещения.

Обосновывая свои требования ФИО0 в судебном заседании показала, что проходит военную службу по контракту с 1994 года. В марте 2010 года она обратилась с рапортом к командиру войсковой части ##### о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ею были собраны все необходимые документы и направлены в жилищно-бытовую комиссию войсковой части #####. Однако решением жилищной комиссии войсковой части ##### от 30 апреля 2010 года ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, в связи с тем, что согласно и приказа ГКВВ МВД РФ ##### постановка на жилищный учет военнослужащих, заключивших первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, обратившихся с просьбой признать их нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, не состоявших ранее на жилищном учете по прежнему месту военной службы осуществляется в органах местного самоуправления по месту жительства. Таким образом, она считает, что указанные действия командования нарушили ее права на жилье, предусмотренные Конституцией РФ, ФЗ «О статусе военнослужащих» и Жилищным кодексом РФ, и поэтому ее права должны быть восстановлены.

Представитель заявительницы ФИО3 требования заявительницы поддержал и в суде показал, что поскольку права заявительницы на жилье, предусмотренные Конституцией РФ, ФЗ «О статусе военнослужащих» и Жилищным кодексом РФ нарушены, то следовательно, они должны быть восстановлены.

Представитель командира войсковой части ##### старший лейтенант юстиции ФИО2 и председатель жилищной комиссии войсковой части ##### майор ФИО1 требования заявительницы не признали и в суде каждый в отдельности показал, что протокол жилищно-бытовой комиссии войсковой части ##### от 30 апреля 2010 года (протокол #####) отменен и права заявителя восстановлены.

Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части ##### от 30 апреля 2010 года #####, жилищная комиссия войсковой части #####, отказывая ФИО0 в постановке на жилищный учет войсковой части #####, сослалась на статью 52 п.3 Жилищного кодекса РФ, а также на распоряжение Главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ от 19 апреля 2010 года #####.

Представление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях является одним из оснований отказа гражданину в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещений, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 ст.54 Жилищного кодекса РФ.

Пунктом 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Как видно из распоряжения заместителя Министра - главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 19 апреля 2010 года ##### «О недостатках в вопросах ведения жилищного учета и предоставления жилой площади», командующим войсками региональных командований внутренних войск МВД России предписано не допускать нарушения п.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ и не осуществлять постановку на жилищный учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма по месту прохождения военной службы военнослужащих, ранее не состоявших на жилищном учете во внутренних войсках МВД России.

Вместе с тем, суд считает, что выводы жилищной комиссии воинской части не основаны на Законе.

В части 3 ст.40 Конституции РФ говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Полностью согласуются с приведенной нормой Жилищного кодекса РФ, устанавливающей основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, положения подпунктов «а», «и» пункта 7 «Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года №1054 (далее - Правила), которые к основаниям признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий относят и отсутствие жилой площади, а также избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Таким образом, отсутствие у военнослужащего жилой площади и избрание им постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел являются самостоятельными основаниями для признания военнослужащих нуждающимися в жилом помещении, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.

Что же касается вопроса, кто и в каком порядке признает военнослужащих, увольняемых с военной службы, нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с п.п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учёт и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счёт государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом пунктом 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ.

Правительство РФ постановлением от 6 сентября 1998 года № 1054 утвердило соответствующие Правила.

Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», действовавшей до 1 января 2005 года.

Между тем в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих - граждан осуществляются за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после

1 января 2005 года, осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильём, то в соответствии с п.п. 3 и 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих граждан и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Таким образом, следует признать, что нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учёту и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, противоречат закону и в силу ст.120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.

Согласно пункту 18 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 года N275, в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) и учреждении внутренних войск МВД России приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия и разрабатывается Положение о жилищной комиссии. В ГКВВ МВД России, в управлениях оперативно-территориальных объединений внутренних войск создаются Центральные жилищные комиссии, на которые возлагается контроль за ведением учета личного состава подчиненных соединений, воинских частей и учреждений внутренних войск, нуждающегося в улучшении жилищных условий и распределением поступающей жилой площади.

Следовательно, эти органы располагают всей необходимой информацией

(имеют возможность её получить) для решения вопроса о признании увольняемого с военной службы военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), в том числе и по избранному им месту жительства.

Действующая редакция п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» также содержит положение, согласно которому порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в данном пункте, определяется Правительством РФ.

Вместе с тем другого порядка, кроме изложенного в Правилах, до настоящего времени не определено. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения прав граждан, установленных федеральным законом.

Вышеизложенные обстоятельства и приведенные положения закона позволяют суду прийти к выводу, что решение жилищной комиссии войсковой части ##### от 30 апреля 2010 года и командира этой же воинской части об отказе ФИО0 в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, по изложенным в протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии основаниям, является неправомерным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, и 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО0 удовлетворить.

Признать решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части ##### (протокол #####) от 30 апреля 2010 года, в части касающейся ФИО0 неправомерным.

Обязать командира войсковой части ##### и жилищно-бытовую комиссию войсковой части ##### рассмотреть вопрос о принятии ФИО0 на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в десятидневный срок после принятия его в окончательной форме.

Подлинное за надлежащей подписью.

Верно: Председательствующий по делу Э.С. Шаповалов

Секретарь судебного заседания А.В. Смирнова