Минусинский городской суд Красноярского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Минусинский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2010 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Ениной Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению делами губернатора и Правительства Красноярского края, Правительству Красноярского края о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском о признании права собственности на квартиру, по адресу: , г. , ул. кв. № за ФИО1, ФИО2, ФИО3, мотивировав требования тем, что на основании договора № 661/Б от 13.11.2003 г. безвозмездного пользования жилым помещением целевого использования краевого жилищного фонда по целевой программе «Защитник Отечества», ему, как инвалиду, ветерану и участнику боевых действий в Афганистане, Управлением делами губернатора Красноярского края, была предоставлена трехкомнатная квартира, общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м., по адресу . Данная квартира была приобретена ответчиком у Ч., и предоставлена ему по договору социального найма, который впоследствии трижды перезаключался. В настоящее время желает приватизировать квартиру, в связи с чем, обращался с заявлением в Управление делами губернатора Красноярского края и Правительства Красноярского края. На что был получен ответ, что Управление делами губернатора и Правительства Красноярского края не наделено полномочиями по осуществлению функций по приватизации жилищного фонда Красноярского края. Ранее правом приватизации ни он, ни его дети ФИО2, ФИО3 не пользовались. Квартирой пользуется на протяжении семи лет, оплачивает коммунальные платежи, производит текущий ремонт. Просит суд признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: за ФИО1 и несовершеннолетними ФИО2, ФИО3 (л.д. 4, 44)
Определением суда от 08.10.10г. для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Министерство строительства и архитектуры Красноярского края, в качестве соответчика Правительства Красноярского края (л.д. 66).
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражала (л.д. 63).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства строительства и архитектуры Красноярского края, в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.73). Представил заявление (л.д. 75), согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства строительства и архитектуры Красноярского края, дать пояснения по иску не может в связи с тем, что Министерство строительства и архитектуры Красноярского края не является уполномоченным органом по реализации краевой целевой программы. Вопросы приватизации жилищного фонда Красноярского края в их компетенцию также не входят.
Представитель ответчика Управления делами губернатора и Правительства Красноярского края (л.д. 57) в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.72), представил заявление о рассмотрении дело в отсутствии представителя Управления делами губернатора и Правительства Красноярского края, а также письменный отзыв (л.д. 38-39), в котором указал, что Законодательным Собранием Красноярского края принят Закон Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3556 «О жилых помещениях краевого жилищного фонда, приобретенных по краевым целевым программам, предусматривавшим социальную поддержку населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, и по краевой целевой программе «Защитник Отечества» на 2000-2003 годы» согласно которому граждане, являющиеся пользователями жилых помещений целевого использования краевого жилищного фонда по договорам безвозмездного пользования получили право осуществлять владение и пользование указанными жилыми помещениями на условиях социального найма после заключения договора социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда (статья 1). Согласно п.2 ст. 2 Закона № 8-3556 принятие решения о заключении договора социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда и заключение договора социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда осуществляется в порядке и на условиях, установленных высшим органом исполнительной власти края для продления договоров безвозмездного пользования жилыми помещениями краевого жилищного фонда. Соответствующий порядок предусмотрен постановлением Совета администрации края от 28.11.2003 № 336-п «О предоставлении жилых помещений целевого использования краевого жилищного фонда гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации», в соответствии с п. 2 которого Управлению делами поручено на основании решений комиссии по распределению жилых помещений целевого использования краевого жилищного фонда гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, продлевать действие заключенных договоров безвозмездного пользования жилым помещением целевого использования краевого жилищного фонда. Таким образом, Управление делами непосредственно в силу Закона № 8-3556 наделено полномочиями заключать договоры социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда с гражданами указанных категорий. Соответствующее правомочие - заключать договоры социального найма жилых помещений с гражданами, являющимися пользователями жилых помещений краевого жилищного фонда, приобретенных по краевым целевым программам с 2000 по 2005 годы, предусматривавшим социальную поддержку населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, и по краевой целевой программе «Защитник Отечества» на 2000-2003 годы закреплено в Положении об Управлении делами постановлением Правительства края от 14.12.2009г. № 647-п. Реализуя предоставленные полномочия. Управление делами заключило с нанимателем ФИО1 договор социального найма жилого помещения, государственной собственности, расположенного по адресу: . По условиям договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО4, жена; ФИО3, сын; ФИО2, дочь. Согласно п. 3 статьи 2 Закона № 8-3556 из жилых помещений краевого жилищного фонда, предоставляемых пользователям по договорам социального найма жилого помещения, формируется краевой государственный жилищный фонда социального использования, из чего следует, что квартира, расположенная по адресу: , входит в настоящее время в состав указанного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений жилищного фонда социального использования в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти. Законом Красноярского края от 17.01.1996 № 8-220 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» (п.1 ст. 4. п.1 ст. 5) предусмотрено, что правомочия собственника объектов краевой собственности осуществляют органы государственной власти Красноярского края - Совет администрации края (в настоящее время - Правительство края) и Законодательное Собрание края, а также уполномоченные органы по управлению краевой собственностью. Органы исполнительной власти края становятся уполномоченными органами по управлению объектами краевой государственной собственности в результате наделения их такими полномочиями Правительством края (п.2, п.п. «е» п. 3 статьи 4 Закона края от 17.01.1996 № 8-220). В настоящее время ни Закон края № 8-3556, ни какой другой закон края не наделяют ни один орган исполнительной власти края, в том числе Управление делами, полномочиями по передаче жилых помещений краевого государственного жилищного фонда в собственность граждан в порядке приватизации. Правительство края также соответствующие полномочия ни за одним органом исполнительной власти края не закрепило. Истцом заявлены исковые требования о признании права собственности в порядке приватизации спорного жилого помещения за ФИО1 В нарушение статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не представлено согласие членов семьи истца - ФИО4, ФИО3 ФИО2 на передачу жилого помещения в собственность одного из совместно проживающих по договора социального найма лица.
Представитель ответчика - Правительства Красноярского края ФИО5 (л.д.80) в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.74), представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления делами губернатора и Правительства Красноярского края, а также письменный отзыв (л.д.78-79), в котором указал, что в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти. На основании п.п.п. 1,2 ст. 4 Закона Красноярского края от 17.01.1996 № 8-220 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края субъектами, приобретающими и осуществляющими от имени Красноярского края имущественные права и обязанности, являются органы государственной власти Красноярского края, Правительство Красноярского края и Законодательное Собрание Красноярского края. Правительство Красноярского края вправе в установленном порядке наделять полномочиями по управлению объектами краевой собственности органы исполнительной власти края, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления). В силу п.п.4 п. 3.3 Положения об управлении делами Губернатора и Правительства Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 10.09.2008 № 85-п, управление и распоряжение в установленном порядке отдельными объектами краевого жилищного фонда, закрепленного за Управлением делами, в том числе посредством отчуждения жилых помещений из состава краевого жилищного фонда, прямо отнесено к компетенции Управления делами. По смыслу ст.ст. 3, 38, 40 ГПК РФ, Правительство Красноярского края не является участником спорных материальных правоотношений, возникающих в рамках реализации истцом своего права на приватизацию жилого помещения краевого жилищного фонда, и не может выступать в рамках данного дела в качестве соответчика.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что по договору № 661/Б от 13.11.2003 г. безвозмездного пользования жилым помещением целевого использования краевого жилищного фонда, предоставленным на основании Закона Красноярского края «О порядке и условиях предоставления жилья гражданам, по краевой программе «Защитник Отечества» на 2000-2003 г.г. или на основании Закона Красноярского края «О порядке и условиях предоставления жилых помещений по краевой целевой программе «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2000-2002годы» (л.д.9-11) Управление делами администрации Красноярского края предоставило ФИО1 в срочное безвозмездное пользование жилое помещение целевого использования краевого жилищного фонда, для проживания, с правом регистрации места жительства, расположенное по адресу , 3-х комнатная квартира, общей площадью 62,3 кв.м., жилой площадью 44,5 кв.м. Договор заключен сроком на три года с 01.12.2002г. по 30.11.2005г. Совместно с пользователем вправе проживать в предоставленном жилом помещении члены его семьи Б. -жена, ФИО3 -сын, ФИО2- дочь. Пользователь имеет право на продление или перезаключение договора на следующий срок при условии вынесения решения комиссии по распределению жилых помещений. Из соглашения от 17.08.2007 г. (л.д.18) следует, что Управлением делами администрации Красноярского края продлен срок действия договора безвозмездного пользования жилым помещением целевого использования краевого жилищного фонда от 13.01.2003 г. № 661/Б, по 30 декабря 2008 года.
Согласно договору социального найма жилого помещения № 1132 от 30.12.2009 г. (л.д. 12-13) Управление делами губернатора и Правительства Красноярского края, действующее от имени собственника жилого помещения субъекта РФ – Красноярского каря, на основании протокола заседания комиссии по распределению жилых помещений целевого использования краевого жилищного фонда, передало ФИО1 и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 3-х комнат общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м., по адресу .
Согласно справке от 16.07.2010 г. Минусинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация» Филиала по Красноярскому краю по состоянию на 15.02.1999 г. (л.д.6) право собственности на квартиру по адресу зарегистрировано за Ч. на основании договора на приватизацию жилья № 6824 от 17.08.1993 г. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.07.2010 г. (л.д. 7) правообладателем трехкомнатной квартиры, по адресу является субъект Российской Федерации Красноярский край, ограничения (обременения) не зарегистрированы.
Из сообщения от 04.02.2010г. Управления делами губернатора и Правительства Красноярского края (л.д.14) следует, что ФИО1 на его заявление о приватизации жилого помещения предложено представить необходимые документы, предложено заполнить заявление о приватизации по прилагаемой форме.
Согласно ответу Управления делами губернатора и Правительства Красноярского края от 11.06.2010г. (л.д. 15) ФИО1 сообщается, что Управление делами губернатора и Правительства Красноярского края не наделено полномочиями по осуществлению функций по приватизации жилищного фонда Красноярского края, разъяснен судебный порядок реализации права на приобретение жилого помещения в собственность.
Согласно справке администрации г. Минусинска (л.д.16) по состоянию на 17.03.2010 г. ФИО1 не использовал право на приватизацию жилых помещений в г. Минусинске.
Из справки администрации Тесинского сельсовета (л.д.17) следует, что ФИО1 проживал и был зарегистрирован в период с 15.08.1989 г. по 17.02.2004 г. по адресу , с. . Участия в приватизации не принимал. Согласно справке администрации Тесинского сельсовета от 22.03.2010 г. (л.д. 48) ФИО4, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, зарегистрированы в период с 15.08.1989 г. по 17.02.2004 г. по адресу , с. , . Участия в приватизации не принимали.
Согласно удостоверению (л.д.19) ФИО1 является инвалидом 2 группы, имеет льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны. Из финансово-лицевого счета № 1688 от 30.06.2010 г. (л.д.20) следует, что ФИО1 является квартиросъемщиком на основании договора социального найма помещения от 13.01.2003 г., квартиры по адресу .
Из представленного согласия (л.д.47) следует, что ФИО4, дала согласие и не возражает против приватизации квартиры, по адресу .
Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде
На основании ст. 2 данного Закона, граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 закона от 04 июля 1991 года).
В соответствии со ст. 8 указанного Закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Ответчик ссылается, что действующее законодательство не предоставляет ему права на передачу жилого помещения истице в порядке приватизации.
Однако из договора социального найма следует, что именно ответчик является наймодателем.
Постановлением Правительства Красноярского края от 10 сентября 2008 года № 85 утверждено Положение об управлении делами Губернатора и Правительства Красноярского края. Согласно п. 2.3 данного Положения, задачами ответчика являются обеспечение управления и распоряжения отдельными объектами краевого жилищного фонда и отдельными объектами нежилого фонда, находящимися в собственности края.
В силу п. 3.2. Положения к компетенции ответчика относится приобретение в состав краевого жилищного фонда жилых помещений в установленном порядке в целях последующего предоставления лицам, замещающим государственные должности края, государственным гражданским служащим края и иным работникам органов государственной власти края, иных государственных органов края, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Согласно п.п. 4 п. 3.3 названного Положения, к компетенции Управления делам Губернатора и Правительства Красноярского края относится управление и распоряжение в установленном порядке отдельными объектами краевого жилищного фонда, закрепленными за Управлением делами, в том числе служебными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда края, в частности отчуждение жилых помещений из состава краевого жилищного фонда.
Таким образом, в полномочия ответчика входит распоряжение жилищным фондом, приобретенным по целевым краевым программам «Защитник Отечества» и «Социальная поддержка населения, находящегося в тяжелой жизненной ситуации».
Однако действующее законодательство не предусматривает прямого указания на возможность осуществления данным органом государственной власти края функций по приватизации жилых помещений, что не должно препятствовать истцу в реализации имеющегося у него права на приватизацию жилья.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводам о том, что требования истца о признании за ним и его несовершеннолетними детьми права собственности на занимаемое жилое помещение подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3 право собственности в равных долях, по 1/3 доле каждому, на трехкомнатную , с кадастровым номером №, имеющей общую площадь № кв.м., жилую площадью № кв.м.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен -16.11.2010 г.
Решение не вступило в законную силу