Баргузинский районный суд Республика Бурятия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Баргузинский районный суд Республика Бурятия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2010 года с. Баргузин
Б. районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Бадмаевой З.К., с участием заместителя прокурора Б. района ФИО1, при секретаре ФИО0, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению прокурора Б. района о признании распоряжения Главы муниципального образования «Б. район» В. от *.12.* года № * «О ликвидации Муниципального учреждения «Отдел сельского хозяйства Б. района» незаконным,
У с т а н о в и л :
Прокурор Б. района обратился в суд с заявлением о признании распоряжения Главы муниципального образования «Б. район» В. от *.12.* года № *-р «О ликвидации Муниципального учреждения «Отдел сельского хозяйства Б. района» незаконным указав следующие основания.
* декабря *года Главой муниципального образования «Б. район» В. вынесено распоряжение № *-р «О ликвидации Муниципального учреждения «Отдел сельского хозяйства Б. района», в соответствии с которым муниципальное учреждение «Отдел сельского хозяйства Б. района» ликвидируется с * декабря *года. Срок организационных мероприятий по ликвидации учреждения установлен до * февраля * года. Данное решение основано на «Положении о порядке принятия решений о создании учреждений, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений», утвержденном решением Совета депутатов МО «Б. район» от *.07.* г. № *. Из преамбулы указанного распоряжения следует, что основная цель его издания – изменение структуры отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования «Б. район». Муниципальное учреждение «Отдел сельского хозяйства Б. района» является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, который входит в ее структуру. В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ, ст. 21 Устава структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Решением Совета депутатов МО «Б. район» от *.05.* г. № * отдел сельского хозяйства сохранен в структуре местной администрации, статус отдела изменен на управление. Представление об изменении данной структуры местной администрации путем ликвидации отдела (управления) сельского хозяйства Главой местной администрации на утверждение представительного органа муниципального образования «Б. район» не вносилось. Представительным органом муниципального образования «Б. район» соответствующее изменение структуры местной администрации не утверждалось, что подтверждается справкой председателя совета депутатов МО «Б. район» от *.01.* года за исх. №3. Положение о порядке принятия решений о создании (учреждении) реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, утвержденное решением Совета депутатов МО «Б. район» от *.07.* г. № * в части возможности создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, составляющих структуру местной администрации по единоличному решению главы районной администрации противоречит ч. 8 ст. 37 Федерального закона от *.10.* года, согласно которой структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Таким образом, распоряжением главы муниципального образования «Б. район» В. от *.12.* года № *-р в нарушение указанных требований федерального законодательства и Устава муниципального образования превышением полномочий незаконно изменена структура местной администрации.
В соответствии с Положением «Об отделе сельского хозяйства», утвержденным главой администрации Б. района, задачами отдела являются создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, что в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ отнесено к вопросам местного значения муниципального района. В связи с этим, незаконной ликвидацией муниципального учреждения «Отдел сельского хозяйства Б. района» нарушаются права неопределенного круга лиц – населения Б. района и муниципального образования Б. район» на содействие со стороны органов местного самоуправления развитию сельскохозяйственного производства в поселениях, расширению рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействию развития малого и среднего предпринимательства. Возникают препятствия для решения вопросов местного значения муниципального образования.
В судебном заседании заместитель прокурора Б. района Б. поддержал доводы заявления прокурора и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. Считает, что распоряжение № *-р от * декабря *года издано незаконно, с превышением полномочий Главы администрации МО «Б. район», с нарушением требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава МО «Б. район». Просит признать указанное распоряжение незаконным, а также приостановить действие указанного распоряжения.
Представитель администрации МО «Б. район» по доверенности Д. с доводами заявления не согласился и суду пояснил, что довод прокурора о том, что ликвидация Отдела сельского хозяйства нарушают права и свободы неопределенного круга лиц – населения Б. района, не соответствует принципам организации местного самоуправления, закрепленных в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Ст. 15 Закона и ст. 7 Устава Б. района закрепляет вопросы местного значения для муниципального района. Для решения вопросов местного значения в соответствии со ст. 34 Закона и ст. 19 Устава района создаются органы местного самоуправления. От имени муниципального образования, как публичного образования, имеют право участвовать в гражданских правоотношениях органы публичной власти – глава муниципального образования, Совет депутатов и местная администрация. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа - главы муниципального образования, местной администрации является обязательным (ст. 34 ФЗ). Администрация муниципального образования «Б. район» как исполнительно-распорядительный орган наделен полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района ст. 33, ст. 34 Устава, для решения которых он может создавать, реорганизовывать, ликвидировать юридические лица. В соответствии с п. 8 ст. 35 Закона и ст. 20, ст. 21 Устава Совет депутатов обладает собственной компетенцией, как представительный орган муниципального образования. К исключительной компетенции Совета депутатов отнесено определение порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Такой порядок установлен решением сессии Совета депутатов * июля * года за № *. Структура районной администрации по представлению Главы муниципального образования утверждена решением сессии Советов от * мая * года № *. В соответствии со ст. 32 Устава муниципального района структуру органов администрации с правами юридических лиц составляют пять муниципальных учреждений. Отдела сельского хозяйства Б. района в указанной статье нет. (Ст. 32 с изменениями и дополнениями в Устав муниципального района от 24 декабря 2007 года). В целях совершенствования структуры района Главой муниципального района было издано распоряжение о ликвидации отдела сельского хозяйства Б. района от * декабря *года № *-р в рамках тех полномочий закрепленных федеральными законами и Уставом муниципального образования «Б. район». Принятие решения о ликвидации отдела сельского хозяйства администрации района не нарушили права населения муниципального района на содействие со стороны органов местного самоуправления района созданию условий развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Вопросы местного значения, отнесенные к ликвидируемому отделу, переданы отделу экономики и прогнозирования администрации района. Администрация МО считает издание распоряжение № 594 от * декабря *года главой МО о ликвидации структурного отдела администрации не нарушает принципы организации местного самоуправления, закрепленных Уставом муниципального района. Просит отказать в удовлетворении заявления прокурора Б. района.
Председатель Совета депутатов МО «Б. район» С. поддержал доводы заявления прокурора и суду пояснил, что районный Совет депутатов хотел бы получить правовую оценку распоряжения главы администрации МО «Б. район» о ликвидации отдела сельского хозяйства. В соответствии со ст. 32 Устава МО «Б. район», отдел сельского хозяйства является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, обладающим правами юридического лица. Администрацией поднимался вопрос о ликвидации отдела сельского хозяйства, однако на рассмотрение сессии вопрос о ликвидации отдела не рассматривался. В мае * года по представлению Главы администрации МО «Б. район» была утверждена структура администрации МО «Б. район». В состав структуры администрации было включено Управление сельского хозяйства, вместо отдела сельского хозяйства. Переименовали в Управление для того, чтобы поднять уровень отдела, повысить социальный статус. Было принято решение, что Управление сельского хозяйства входит в структуру администрации МО «Б. район» с правом юридического лица. Вопрос о ликвидации отдела сельского хозяйства как структурного подразделения администрации и как муниципального учреждения не решался. Советом депутатов МО «Б. район» *.07.* года было утверждено Положение о порядке принятия решения о создании (учреждений), реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. Однако данное Положение не может быть применено при ликвидации учреждения, относящегося к структурному подразделению администрации МО. Поэтому считает, что распоряжение принято с превышением полномочий Главы МО. При содействии отдела происходило финансирование государственных программ в области сельского хозяйства. В связи с ликвидацией отдела будет затруднительно решение вопросов местного значения в области сельского хозяйства.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 8 ст. 37 ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
В соответствии со ст. 32 Устава МО «Б. района», утвержденного сессией районного Совета депутатов * мая * г. (с изменениями и дополнения, внесенными решением сессии районного Совета депутатов № * от *.11.* г.) в структуру администрации муниципального района входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Отраслевыми (функциональными) органами местной администрации, обладающими правами юридического лица является, в том числе Отдел сельского хозяйства администрации муниципального образования «Б. район».
Таким образом, Отдел сельского хозяйства администрации МО «Б. район» является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, обладающим правом юридического лица.
В соответствии со ст. 37 ч. 8 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 21 Устава МО «Б. район» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
Решением Совета депутатов МО «Б. район» от * мая * года № *, утверждена организационная структура администрации МО «Б. район», в составе которой входит Управление сельского хозяйства, статус отдела изменен на Управление.
Представление об изменении данной структуры местной администрации путем ликвидации отдела (управления) сельского хозяйства Главой местной администрации МО на утверждение представительного органа МО «Б. район» не вносилось, представительным органом соответствующее изменение структуры местной администрации не утверждалось, что подтверждается справкой Председателя Совета депутатов МО и также его объяснением в судебном заседании.
Так, из пояснений председателя районного Совета депутатов С. следует, что Отдел сельского хозяйства в структуре администрации был оставлен, однако с целью повышения уровня отдела, было переименовано в Управление сельского хозяйства с правами юридического лица. Решение о ликвидации отдела сельского хозяйства Советом депутатов МО «Б. район» не принималось, а также не утверждались изменения в структуру администрации путем ликвидации отдела сельского хозяйства. Положение о порядке принятия решения о создании (учреждении), реорганизации ликвидации муниципальных предприятий и учреждений» не может быть применено при ликвидации отдела сельского хозяйства, так как отдел является структурным функциональным подразделением администрации МО. Вопрос о внесении изменений в указанное Положение по требованию прокурора будет рассмотрено на сессии райсовета в марте 2010 года.
Таким образом, распоряжение № *-р от *.12.* года Главой администрации МО «Б. район» принято с нарушением требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава МО «Б. район», с превышением полномочий, фактически изменена структура местной администрации МО. При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора района о признании незаконным распоряжения главы № *-р от *.12* г. подлежит удовлетворению, так как указанное распоряжение не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, подлежит удовлетворению заявление прокурора о приостановлении действия вышеуказанного распоряжения до вступления решения в законную силу, так как может предотвратить возможные негативные последствия для заинтересованных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Заявление прокурора Б. района РБ удовлетворить.
Признать распоряжение Главы муниципального образования «Б. район» В. № * от *.12* года «О ликвидации Муниципального учреждения «Отдел сельского хозяйства Б. района» незаконным.
Приостановить действие распоряжение Главы муниципального образования «Б. район» В. № * от *.12* года «О ликвидации Муниципального учреждения «Отдел сельского хозяйства Б. района» до вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья З.К. Бадмаева