ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 11.03.2011 Новоузенского районного суда (Саратовская область)

                                                                                    Новоузенский районный суд Саратовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Новоузенский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Александров-Гай 11 марта 2011 года

Новоузенский районный суд Саратовской области в составе:

Председательствующего судьи Сушинских Е.Г.

при секретаре ФИО4

с участием заявителя от Александрово-Гайской районной прокуратуры помощника прокурора Буц Е.В.

представителя Камышковского муниципального образования Александрово-Гайского муниципального района по доверенности от 09.03.2011 года ФИО1

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Александрово-Гайского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Камышковского муниципального района Саратовской области о признании бездействия администрации незаконным, и

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Александрово-Гайского муницпального района Саратовской области обратился в районный суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Камышковского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, утверждающего перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» незаконным, указывая в обоснование заявления, что прокуратурой Александрово-Гайского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в администрации Камышковского муниципального образования Александрово-Гайского муниципального района.

Согласно ст. 42 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статьей 2 Федерального закона РФ от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях приведения в соответствие с требованиями ФЗ «О противодействии коррупции» иных нормативных правовых актов принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ. Статья 15 названного Федерального закона вносит дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающиеся обязанности бывших государственных и муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения со службы при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы, и обязанности работодателя при заключении трудового договора с такими гражданами в течение двух лет после их увольнения со службы в установленном порядке сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В частности, ст. 15 Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ, Трудовой кодекс РФ дополнен ст. 64.1 следующего содержания:

"Статья 64.1. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

Граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации."

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере государственной гражданской службы.

Письмом указанного министерства от 24 апреля 2009 г. № 3854-17 разъяснено, что до принятия нормативных правовых актов Российской Федерации, утверждающих перечень должностей государственной и муниципальной службы, после увольнения с которых граждане, замещавшие указанные должности, обязаны в течение двух лет после увольнения при заключении трудовых договоров сообщать работодателю о последнем месте службы, положения абзаца третьего и четвертого пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 280-ФЗ и части 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ не применяются.

Порядок сообщения работодателем сведений о приеме на работу бывших государственных или муниципальных служащих утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700.

В нарушение вышеуказанных требований ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» администрацией Камышковсокго муниципального образования нормативный правовой акт, утверждающий перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", не принят, что свидетельствует о невозможности реализации данных положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст.ст. 64.1, 84 Трудового кодекса РФ, что не отвечает требованиям части 4 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Так, согласно части 4 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Таким образом, бездействием администрации Камышковского муниципального образования Александрово-Гайского муниципального района нарушен принцип публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Просит суд признать бездействие администрации Камышковского муниципального образования Александрово-Гайского муниципального района, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, утверждающего перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" незаконным;

Обязать администрацию Камышковского муниципального образования Александрово-Гайского муниципального района принять нормативный правовой акт в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Помощник прокурора Александрово-Гайского района Буц Е.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просит суд их удовлетворить.

Представитель администрации Камышковского муниципального образования ФИО1 в судебном заседании согласилась с заявленными требованиями и просила суд их удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что одними из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области (ст. 7).

Под противодействием коррупции в соответствии со ст. 1 Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается в том числе деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях приведения в соответствие с требованиями ФЗ «О противодействии коррупции» иных нормативных правовых актов принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ. Статья 15 названного Федерального закона вносит дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающиеся обязанности бывших государственных и муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения со службы при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы, и обязанности работодателя при заключении трудового договора с такими гражданами в течение двух лет после их увольнения со службы в установленном порядке сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В частности, ст. 15 Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ, Трудовой кодекс РФ дополнен ст. 64.1 следующего содержания:

"Статья 64.1. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

Граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации."

Также, согласно ст. 15 этого же Федерального закона от 25.12.2008 № 280-ФЗ абзац пятый части первой статьи 84 был дополнен словами ", либо заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы".

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере государственной гражданской службы.

Письмом указанного министерства от 24 апреля 2009 г. № 3854-17 разъяснено, что до принятия нормативных правовых актов Российской Федерации, утверждающих перечень должностей государственной и муниципальной службы, после увольнения с которых граждане, замещавшие указанные должности, обязаны в течение двух лет после увольнения при заключении трудовых договоров сообщать работодателю о последнем месте службы, положения абзаца третьего и четвертого пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 280-ФЗ и части 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ не применяются.

Порядок сообщения работодателем сведений о приеме на работу бывших государственных или муниципальных служащих утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700.

Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» вышеуказанный перечень должностей федеральной государственной гражданской службы определен, он совпадает с перечнем должностей, при замещении которых служащие обязаны ежегодно отчитываться доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Кроме того, пунктом 4 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Так, согласно части 4 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Камышковского муниципального образования Александрово-Гайского района Саратовской области нарушены требования Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывающие принять нормативно правовой акт, утверждающий перечень должностей муниципальной службы, предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», с данными требованиями согласился представитель администрации Камышковского муниципального образования, чем нарушен принцип публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления

В соответствии с частью 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В связи с этим требования прокурора Александрово-Гайского района к администрации Камышковского муниципального образования о признании бездействия подлежат удовлетворению

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать бездействие администрации Камышковского муниципального образования Александрово-Гайского муниципального района, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, утверждающего перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» незаконным.

Обязать администрацию Камышковского муниципального образования Александрово-Гайского муниципального района принять нормативный правовой акт в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Принятое по делу решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда посредством подачи кассационной жалобы лицами участвующими в деле через Новоузенский районный суд Саратовской области в течении 10 дней со дня, следующего за днем принятия судом решения.

Судья:Е.Г. Сушинских

Копия верна: судья Е.Г. Сушинских