ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 11.04.2011 Канского городского суда (Красноярский край)

                                                                                    Канский городской суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Канский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2011г Канский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего – Лушкиной Н.В.

При секретаре – Цой Д.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Администрации Канского района, о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения муниципального жилищного фонда Канского района вне очереди, не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, суд

У с т а н о в и л :

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации Канского района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения муниципального жилищного фонда Канского района вне очереди не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, мотивируя тем, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В ходе прокурорской проверки было установлено, что на основании Постановления Администрации Канского района № 633-пг от 06.11.2008г ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма вне очереди как сирота. Согласно ст.8 ФЗ РФ №159 от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в силу ст.17 закона Красноярского края от 2.11.2000г №12-961 «О защите прав ребенка» предусмотрено что лица из числа детей-сирот не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать решением Канского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Постановлением Администрации Канского района №253 от 5.05.1994г ФИО1 была передана под опеку бабушке ФИО1, жилое помещение за ней не закреплялось. ФИО1 в июне 2006г закончила ФГОУ среднего профессионального образования Красноярский медико - фармацептический колледж. Однако на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 жилое помещение не предоставлено Администрацией Канского района. Полагает, что ей состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, относящейся к категории лиц –детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, полагается предоставление вне очереди Администрацией Канского района из муниципального жилого фонда помещения в размере не менее 30 кв.м за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержала, уточнила их, суду дополнила, что поскольку с 2008г ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения вне очереди как сирота в Администрации Канского района, последние обязаны обеспечить ее жилым помещением из муниципального жилого фонда Администрации района за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета, без учета состава семьи. Не согласна с тем, что данный ответчик не усматривает за собой такой обязанности и ссылается на то, что в 2011г на них не распространяются госполномочия по обеспечению жилым помещением. Полагает, что поскольку на учете истец у них состоит с 2008г, в 2010г на них были возложены данные обязанности, последние не запросили денежные средства на истца, при этом обеспечили родную сестру истца, жилым помещением, а от исполнения своих обязанностей в отношении истца- отказались. Полагает, что тем самым  существенно нарушила права истца. Просит удовлетворить иск прокурора.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном обьеме суду пояснила, что в 1993г у нее умер отец, мать была по решению суда лишена родительских прав и она с двумя сестрами была передана под опеку бабушки. В 2003г закончила общеобразовательную школу, в 2006г закончила Красноярский медико-фармацептический колледж. С 2008г состоит на учета в качестве нуждающейся для получения жилья как сирота в , в связи с отсутствием жилья. До настоящего времени ответчиком ей не предоставлено жилое помещение. В 2010г  ее родной сестре предоставили жилое помещение, а ей- нет, в связи с чем настаивает на удовлетворении иска прокурора.

Представитель ответчика Администрации Канского района ФИО4действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что действительно ФИО1 относится к категории детей-сирот и состоит она у них на учете с 2008г. они не являются надлежащими ответчиками по данному делу, поскольку они не наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений сиротам. п. 1 статьи 1 закона Красноярского края от 24.12.2009г №9-4225 законодатель Красноярского края четко определил сферу его действия ссылаясь на приложение №1 содержащее закрытый перечень муниципальных образований, наделенных госполномочиями.В редакции закона от 21.12.10г №11-5496 Канский район не включен в данный перечень муниципальных образований наделенных госполномочиями по обеспечению сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. На 2011г они такими полномочиями не наделены.Просит отказать прокурору в удовлетворении его требований.

Представитель заинтересованного лица Управление Образования Администрации Канского района в лице органа опеки и попечительства ФИО5 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась представила свой отзыв на исковое заявление, где просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, по тем основаниям, что Администрация Канского района не включена в перечень на 2011г муниципальных образований наделенных госполномочиями по предоставлению сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, жилых помещений.

Представитель ответчика Министерство образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее уведомление заказной корреспонденцией, не сообщил причину не явки.

Суд, заслушав стороны, полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления Образования Администрации Канского района и представителя ответчика Министерства образования и науки Красноярского края.

Суд, заслушав стороны, прокурора, исследовав материалы гражданского дела полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению в силу ст.45 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Ст.14 ФЗ РФ №131 от 24.09.2003г с изм. на 15.02.2006г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.6 Закона Красноярского края №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края», ст.17 закона Красноярского края №12-961 «О защите прав ребенка» дети –сироты, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.. Указом Губернатора Красноярского края от 4.04.2005г №25уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5.03.2010г п.2 изложен в следующей редакции:»Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке установленном Федеральным законом от 21.07.2005г № 94 –ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.» Ст.1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24.12.2009г в редакции Закона от 11.11.2010г № 11-5201 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечении я родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения в соответствии со ст.17 Закона края от 2.11.2000г №12-961 «О защите прав ребенка».Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24.12.2009г №9-4225Муниципальное образование Канский район входит в указанный перечень. Ст 49 ч.1 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда; ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Ст 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Ст 57 ч.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания в приемных семьях детских домах семейного типа, при прекращении опеки а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании и решений органа местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копией свидетельства о рождении истца, где в графе мать указана ФИО6, в графе отец записан ФИО7 (л.д.11); Согласно свидетельства о смерти ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12);Согласно решения Канского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 была лишена родительских прав в отношении своей дочери ФИО1, что подтверждается копией решения суда(л.д.19);

В июле 1999г ФИО6 умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти(л.д. 12). ДД.ММ.ГГГГ согласно Постановления Администрации Канского района Красноярского края №253 над несовершеннолетней ФИО1 1988г рождения была установлена опека, опекуном была назначена ФИО8, что подтверждается копией Постановления (л.д.13); Согласно Постановления Администрации Канского района № 633 пг от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 была поставлена на учет для улучшения жилищных условий при Администрации Канского района как сирота, в связи с отсутствием жилья, что подтверждается копией Постановления (л.д.15) и не оспаривается сторонами. В июне 2006г истец получила диплом об окончании ФГОУ среднего профессионального образования «Красноярский медико-фармацептический колледж Росздрава», что подтверждается копией диплома(л.д.17);

Суд полагает, что иск прокурора обоснован и подлежит полному удовлетворению по следующим основаниям:

а) Истец относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается сторонами, поскольку в судебном заседании установлено, что мать и отец истца умерли, когда последняя была еще несовершеннолетней, Над истцом устанавливалась опека, подтверждено это пояснениями истца, материалами дела.

б) Суд полагает, что у истца нет никакого жилья, до смерти родителей истец проживала с последними в , что подтверждается выпиской из домовой книги(л.д.16), копией паспорта с регистрацией по месту жительства(л.д.10), данный дом истцу на принадлежит, что подтверждается договором передачи квартиры в собственность граждан(л.д.18). В , где проживала также истец, спорный данный дом последней не принадлежит, что подтверждается выписки из домовой книги(л.д.19), справкой Анцирского сельсовета, согласно которой ФИО1 на территории Анцирской Администрации свсобственности жилья не имеет, в приватизации не участвовала(л.д.20), подтверждается это и выпиской из единого госреества прав на недвижимое имущество(л.д.21). Согласно сведений ФГУП «Ростехинвентаризации» за истцом право собственности на обьекты недвижимости в Канске и  не зарегистрировано(л.д.20)никакого жилья за истцом не закреплялось не закреплялось, она является нуждающейся в предоставлении жилого помещения, что подтверждается справкой Федерального БТИ об отсутствии какого-либо обьекта недвижимости на праве собственности за истцом в г. канске и Каннском районе,что подтверждено вышеперечисленными доказательствами и пояснениями истца.

В) Суд полагает, что поскольку истец состоит на учете как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения как сирота- ребенок оставшийся без попечения родителей (данный статус ребенка никто не оспорил)в виду отсутствия жилья с 2008г, она имеет полное право в силу вышеперечисленных законов, на получение жилого помещения вне очереди.

Суд полагает, что данную обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует возложить на Администрацию Канского района, а не на Министерство науки и образования, государственные полномочия по предоставлению жилого помещения истцу в 2010г были возложены на данного ответчика и Админи страция Канского района за период с 2008г по 2010г обязана была обеспечить истца жилым помещением из муниципального жилищного фонда(Свои обязанности в отношении родной сестры истца ответчик выполни л в 2010г, что не отрицал представитель ответчика в судебноьм заседании).

Ссылки представителя ответчика Администрации Канского района в той части, что на 2011г они исключены из перечня муниципальных образований на которых возложены обязанности по предоставлению жилого помещения детям сиротам и детям оставшимся без попечении я родителей, не состоятельны и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ответчик на протяжении нескольких лет не выполнял обязанности свои по предоставлению жилья истцу, чем существенно нарушил права истца-сироты, оставшейся без попечения родителей.

Поскольку Постановлением Администрации Канского района утверждена норма предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма в размере не ниже 30 кв.м. общей площади квартиры на семью, состоящую из одного челдовека, суд полагает, что необходимо обязать Администрацию Канского района

предоставить истцу жилое помещение общей площади не менее 30 кв.м. из муниципального фонда за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета вне очереди.

Ответчика Министерство науки и образования Красноярского края по данным гражданско-правовым отношениям от ответственности освободить.

На основании и ст.197-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Администрации Канского района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения муниципального жилого фонда Канского района вне очереди по договору социального найма –удовлетворить полностью.

Обязать Администрацию Канского района предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда Администрации Канского района жилое помещение в размере не менее 30 кв.м. общей площади жилого помещения за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Красноярский крайсуд через Канский горсуд.

Судья: Н.В. Лушкина