ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 11.05.2011 Нижневартовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — Судебные акты

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 года г. Нижневартовск

Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Кобяшевой С.В.,

при секретаре Фарызовой Л.Д.,

с участием заявителя Григорьевой Т.Н.,

представителя заявителя по доверенности Буксиной Т.Н.,

представителя заинтересованного лица - Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по доверенности Колесник М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григорьевой ТН об оспаривании действия и бездействия органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

Григорьева Т.Н. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что 26 октября 2009 года ею в администрацию Нижневартовского района было подано заявление и представлен необходимый пакет документов для решения вопроса о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2011 года», утвержденной Постановлением правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858. 24 марта 2010 года администрация Нижневартовского района уведомила ее о том, что на основании письма Управления агропромышленного комплекса ХМАО-Югры от 23 марта 2010 года № 407/10 она включена в список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Нижневартовскому району. 19 ноября 2010 года администрация Нижневартовского района уведомила ее о том, что ей отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Основанием для отказа послужили изменения в законодательные и нормативно-правовые акты округа. На основании ст. 4 ГК РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, просит признать отказ отдела местной промышленности и сельского хозяйства администрации Нижневартовского района в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации Федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года» незаконным.

21 января 2011 года заявитель изменила требования. Просит признать незаконными действия отдела промышленности и сельского хозяйства администрации Нижневартовского района и Департамента природных ресурсов и не сырьевого сектора экономики ХМАО-Югры по отказу в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации Федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года». Обязать администрацию Нижневартовского района принять у нее документы для восстановления в списках участников вышеуказанной программы и направить их в Департамент природных ресурсов и не сырьевого сектора экономики ХМАО-Югры. Обязать Департамент природных ресурсов и не сырьевого сектора экономики ХМАО-Югры при получении документов восстановить ее в списках участников указанной Федеральной программы (л.д.27).

21 января 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры.

04 февраля 2011 года заявитель изменила требования, просит признать незаконным действия Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по отказу в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858. Признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выразившихся в невыполнении обязанности по включению ее семьи в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год. Обязать Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить ее семью в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год (л.д.57).

В связи с изменением требований и отказа от требований в адрес администрации Нижневартовского района, определением суда от 04 февраля 2011 года производство по гражданскому делу по заявлению Григорьевой ТН в части обжалования действий администрации Нижневартовского района прекращено.

21 апреля 2011 года заявитель увеличила требования, просит признать незаконными действия Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по отказу в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858. Признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выразившееся в невыполнении обязанности по включению ее в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год. Обязать Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить ее в утвержденный сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год и выдать свидетельство на предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858 (л.д.147).

Заявитель Григорьева Т.Н. в судебном заседании доводы заявления поддержала и объяснила, что на момент подачи документов на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», ее семья соответствовала предъявляемым ранее действующей программой требованиям. В марте 2010 года администрация Нижневартовского района уведомила ее, что она включена в списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий, однако в ноябре 2010 года ее уведомили об отказе во включении в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, в связи с внесением изменений в законодательство и нормативные правовые акты округа. Считает, что отказ в предоставлении социальной выплаты и не включение в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат на 2011 года нарушает ее права, так как право на получение социальной выплаты у нее возникло до вступления в силу новой программы. Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, объем субсидий бюджетам субъектов РФ уточняется согласно бюджетным заявкам и сведениям до 01 ноября года, предшествующего очередному финансовому году, из чего следует, что сводный список участников мероприятий на 2011 год, должен был быть сформирован и утвержден до 01 ноября 2010 года, а не после вступления в силу закона субъекта о бюджете на предшествующий год, как было сделано Департаментом. Считает, что бездействие Департамента по не включению ее в сводные списки и его действия по отказу в предоставлении социальной выплаты, нарушило ее право на гарантированное государством получение социальной выплаты в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года». Просит требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель заявителя - Буксина Т.Н. в судебном заседании требования заявителя поддержала, считает их законными и обоснованными и объяснила, что на момент подачи Григорьевой Т.Н. заявления 26 октября 2009 года действовала долгосрочная целевая программа автономного округа - Югры "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2008 - 2011 годы», которая разработана на основании федеральной целевой программы «Социальное развитие села», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002го. №858. В указанных программах предусмотрено улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, работающих или изъявивших желание работать в организациях социальной сферы. На момент подачи заявления Департаментом было признано право Григорьевой Т.Н. на получение социальной выплаты, о чем она была уведомлена. Однако 19 ноября 2010 года Григорьева Т.Н. была уведомлена об отказе ей в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Основанием отказа явилось внесение изменений в законодательство и нормативные правовые акты округа. Мероприятия Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012года» и Закона автономного округа от 16.11.2006года №116-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» на 2008-2011 годы» направлены на улучшение жилищных условий граждан. Следовательно, на указанные правоотношения также распространяются нормы Жилищного законодательства, и согласно п. 1 статьи 5 ЖК РФ находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае прямо предусмотренных этим актом. Закон автономного округа от 16 ноября 2006 года №116-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» на 2008-2011 годы», признан утратившим силу с 1 января 2011 года, тогда как действие Департамента по отказу Григорьевой Т.Н. было принято 12 ноября 2010 года, то есть в момент действия указанного Закона, следовательно, действия Департамента по отказу в предоставлении Григорьевой Т.Н. социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012года является незаконным. В соответствии с п. 15 Типового положения уполномоченные органы на основании представленных органов местного самоуправления списков и документов по форме согласно приложения №3 формируют, с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложения №3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении до доведения до граждан информации. Согласно указанному положению усматривается, что при получении документов и списка участников, в обязанности Департамента входило формировать и утверждать списки по форме согласно положению №3. В связи с тем, что в период принятия решения по вопросам реализации программы «Социальное развитие села до 2012 года» а именно по вопросу формирования и утверждения списков участников программы действовал Закон автономного округа от 16.11.2006года №116-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» на 2008-2011 годы», Департамент не исполнил свою обязанность по формированию сводного списка и включению в него семьи Григорьевых на 2011 год, что повлекло не выделение из бюджета средств для указанной семьи, и нарушил право Григорьевых на получение социальной выплаты. Если бы Департамент исполнил свою обязанность по включению семьи Григорьевой в сводные списки на 2011 год, то на указанные цели бюджетом было бы предусмотрено финансирование, так как Закон «О бюджете ХМАО-Югры на 2011год и на плановый период 2012года и 2013года» принят Думой 25 ноября 2010 года. Кроме этого Департамент является разработчиком новой программы «Развитие агропромышленного комплекса ХМАО-Югры в 2011-2013годах и они знали, что в указанную программу не были включены работники социальной сферы и следовательно полагали, что указанных граждан нет необходимости включать в сводные списки и предусматривать в бюджете финансирование. Департаменту было поручено (распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 12.06.2010года №190-рп «Об оценке результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ автономного округа») в срок до 1 августа 2010 года разработать долгосрочную целевую программу автономного округа комплексного развития агропромышленного комплекса на основе долгосрочных целевых программ автономного округа: "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2008 - 2011 годы, следовательно, и на основе ФЦП «Социальное развитие села». На период принятия решения об отказе семье Григорьевой в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012года» действовал Закон автономного округа от 16.11.2006года №116-оз«О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» на 2008-2011 годы», следовательно, отказ в предоставлении социальной выплаты является незаконным, а также незаконным бездействие Департамента в невыполнении обязанности по включению в сводный список. В связи с указанными незаконными действиями Департамента, бюджетом не были предусмотрено финансирование на указанную семью.

Представитель Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры - Колесник М.А. в судебном заседании требования не признал, считает их необоснованными, так как Департамент действовал в пределах полномочий в соответствии с действующим законодательством, и права Григорьевой Т.Н. не были нарушены. В результате слияния Управления агропромышленного комплекса и Департамента природных ресурсов, с 2011 года Департамент не занимается социальной сферой. В настоящее время, у Департамента нет полномочий разрабатывать какие-либо социальные сферы. Денежные средства по реализации ранее действующей программы, бюджетом не закладываются, поскольку программа утратила силу.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Ранее действующим законом ХМАО-Югры № 116-оз от 24 ноября 2006 года «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008-2011 годы», предусматривалось обеспечение доступным жильем молодых специалистов и молодых семей, проживающих в сельской местности (п.3 Приложение №1 к Закону ХМАО - Югры от 24 ноября 2007 года № 116-оз). Данный закон утратил силу с 01 января 2011 года. (Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 21 сентября 2010 года № 148-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об изменениях административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и о внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и о признании утратившими силу некоторых законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»).

Указанный Закон был принят в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 года N 858, которой предусматривается реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются на условиях софинансирования.

Условия и порядок предоставления государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках ФЦП Программы определены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 года № 83).

В целях реализации на территории ХМАО - Югры указанной федеральной целевой программы и Закона ХМАО - Югры от 24 ноября 2006 N 116-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2007-2011 годы" Правительством ХМАО - Югры принято Постановление № 206-п от 24 августа 2007 года "О предоставлении средств государственной поддержки из бюджета автономного округа на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности» которое утратило силу с 01 января 2011 года (л.д.14). (Постановление Правительства Ханты-мансийского АО - Югры от 10 декабря 2010 года № 340-п «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Ханты-мансийского автономного округа - Югры»).

Осуществлять организацию мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" и Закона ХМАО - Югры от 24 ноября 2006 N 116-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2007-2011 годы" поручено Управлению агропромышленного комплекса автономного округа, которое в результате реорганизации путем слияния с Комитетом по использованию лесных ресурсов ХМАО-Югры, Комитетом по туризму ХМАО-Югры, Управлением по использованию рыбных и охотничьих ресурсов ХМАО-Югры преобразовано в Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-мансийского автономного округа - Югры (Постановление Губернатора ХМАО - Югры от 13 апреля 2010 года № 68 «О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов ХМАО - Югры» л.д.75-80)

Согласно п.3 Постановления Губернатора ХМАО - Югры от 06 сентября 2010 года № 176 «О Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры» Департамент является правопреемником Управления агропромышленного комплекса ХМАО - Югры (л.д.81)

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, 26 октября 2009 года, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», Григорьева Т.Н. обратилась в МО Нижневартовский район с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. К заявлению был представлен пакет документов.

Согласно пункту 14 Типового положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан изъявивших желание улучшить жилищные условия с использование социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченный орган (л.д.20 обр. сторона).

В соответствии с пунктом 15 Типового положения уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению № 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки. Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 Порядка формирования и утверждения списков молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (далее - Порядок) (Приложение № 2 к постановлению Правительства АО от 24 августа 2007 года № 206-п «О предоставлении средств государственной поддержки из бюджета автономного округа на проведение мероприятий по улучшению») органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ХМАО - Югры в срок до 01 августа года, предшествующего планируемому, представляют в Управление агропромышленного комплекса АО списки и документы молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на селе …

На основании письма Управления агропромышленного комплекса ХМАО - Югры от 23 марта 2010 года № 407/10 (л.д.48, 49 - список участников), отдел местной промышленности и сельского хозяйства администрации Нижневартовского района письмом от 24 марта 2010 года уведомил Григорьеву Т.Н. о включении в список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Нижневартовскому району на 2011 год (л.д.8).

Однако, 19 ноября 2010 года, на основании письма Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры от 12 ноября 2010 года № 5483 (л.д.44), отдел местной промышленности и сельского хозяйства администрации Нижневартовского района уведомил Григорьеву Т.Н. об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, в связи с внесением изменений в законодательство и нормативные правовые акты округа (л.д.9)., что повлекло не включение Григорьевой Т.Н. в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год.

Довод представителя Департамента, что отказ Григорьевой Т.Н. в предоставлении социальной выплаты на 2011 год обоснован, и соответствует положениям действующей с 01 января 2011 года новой программы, утвержденной Постановлением Правительством ХМАО-Югры от 19 октября 2010 года № 263-п, мероприятия которой предусматривают поддержку на улучшение жилищных условий по программе только молодым семьям и молодым специалистам, работающим или изъявившим желание работать в организациях агропромышленного комплекса, тогда как Григорьева Т.Н. работает в социальной сфере, не состоятелен.

Утверждение Правительством ХМАО-Югры новой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса Ханты-мансийского автономного округа - Югры в 2011-2013 года», вступившей в силу с 01 января 2011 года, которой предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидии на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, работающих или изъявивших желание работать в организациях агропромышленного комплекса, не может рассматриваться как утрата Григорьевой Т.Н. основания, дающего ей право на получение социальной выплаты в рамках ранее действующей программы, по следующим основаниям.

Как уже установлено ранее Григорьева Т.Н. обратилась с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» 26 октября 2009 года.Всем критериям, определяющим право на получение социальной выплаты, Григорьева Т.Н. соответствовала. За ней было признано право на получение социальной выплаты, в рамках действующей на территории ХМАО программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2007-2011 годы" на 2011 год, которое до настоящего времени ею не реализовано, в связи с принятием новой программы, вступившей в силу 01 января 2011 года.

Также подтверждением признания за заявителем права на получение субсидии является переписка между Управлением агропромышленного комплекса и Департаментом экономической политики ХМАО - Югры о дополнительном финансировании мероприятий по улучшению жилищных условий на 2010 год, в список которых была включена и заявитель (л.д.166-170).

Поскольку право на получение социальной выплаты у Григорьевой Т.Н. возникло до вступления в законную силу новой программы, суд приходит к выводу, что действия Департамента об отказе Григорьевой Т.Н. в предоставлении социальной выплаты в связи с изменением с 01 января 2011 года законодательства ХМАО-Югры и придание вновь принятому закону, не предусматривающему финансирование молодых семей и молодых специалистов проживающих на селе и работающих в социальной сфере, обратной силы, являются незаконными, так как придание обратной силы закону, ухудшающее положение Григорьевой Т.Н., означает, по существу, отмену для нее права на получение жилищной субсидии, приобретенного ею в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

Так же суд признает обоснованными требования Григорьевой Т.Н. о признании незаконным бездействие Департамента по невыполнению обязанности по включению семьи в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год.

Согласно имеющемуся в материалах дела сводному списку участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год, Григорьева Т.Н. в него не включена (л.д.146).

Как пояснил представитель Департамента, в окончательном варианте сводный список формируется и утверждается после утверждения бюджета автономного округа. До утверждения сводного списка, формируется предварительный сводный список, в который Григорьева Т.Н. первоначально и была включена, но поскольку прежняя программа, в рамках которой Григорьева Т.Н. имела право на получение социальной выплаты, с 01 января 2011 года утратила силу, и финансирование из бюджета округа было прекращено, Григорьева Т.Н. уже в окончательный вариант списка не была включена.

К данным объяснениям представителя Департамента суд относится критически, поскольку понятия предварительный сводный список действующее на тот момент законодательство ХМАО-Югры не содержало.

Исходя из положений ранее действующего «Порядка формирования и утверждения списков молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов» (Приложение № 2 к постановлению Правительства АО от 24 августа 2007 года № 206-п «О предоставлении средств государственной поддержки из бюджета автономного округа на проведение мероприятий по улучшению») сводный список должен был сформирован до утверждения бюджета автономного округа, так как после утверждения бюджета и вступления его в силу, предусмотрено распределение средств бюджета между участниками мероприятий.

Кроме этого, согласно «Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» (Приложение № 16 к ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» утвержденное Постановлением правительства РФ 31 января 2009 года № 83) определенный в результате расчетов объем субсидий бюджетам субъектов РФ уточняется согласно бюджетным заявкам и сведениям, предусмотренным в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, субъектами РФ до 01 ноября года, предшествующего очередному финансовому году, следовательно, можно сделать вывод, что сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год, в рамках ранее действующей программы, должны были быть утверждены до указанной даты.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Григорьевой Т.Н. в части признания незаконными действия и бездействия Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики по отказу ей в предоставлении социальной выплаты и не включении ее в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах, требование Григорьевой Т.Н. об обязании Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить ее в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год подлежит удовлетворению.

Рассматривая требование Григорьевой Т.Н. об обязании Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры выдать ей свидетельство на предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» суд приходит к следующему.

Финансирование мероприятий ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (раздел IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы).

Как пояснил представитель Департамента Колесник М.А. выдача свидетельств, подтверждающих право молодых семей и молодых специалистов на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности выдается Департаментом после получения выписки Управления федерального казначейства по ХМАО-Югре о поступлении на лицевой счет средств субсидий из федерального бюджета и распределения, поступивших из федерального бюджета средств и средств бюджета автономного округа.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование Григорьевой Т.Н. о выдаче ей свидетельства, подтверждающего ее право на социальную выплату - на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» удовлетворению не подлежит, поскольку является преждевременным и никак не связано с нарушением ее прав на получение социальной выплаты, установленных в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по отказу Григорьевой ТН в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

Признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в невыполнении обязанности по включению Григорьевой ТН в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год.

Обязать Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить Григорьеву ТН в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год.

В удовлетворении требования об обязании Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выдать Григорьевой ТН свидетельство на предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Нижневартовский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Копия верна

Судья С.В. Кобяшева